В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Читатели и зрители. Изучение художественных произведений на уроках литературы с помощью лучших работ отечественного кино. (Из опыта работы)

Читатели и зрители. Изучение художественных произведений на уроках литературы с помощью лучших работ отечественного кино. (Из опыта работы)

Галина Ремизова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 48 комментариев: 3
Краткое описание
Обобщить опыт работы с материалами художественного кино на уроках литературы  в 5-11 классах

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 8200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Читатели и зрители.Изучение художественных произведений на уроках литературы с помощью лучших работ отечественного кино. (Из опыта работы).docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Читатели и зрители. Изучение художественных произведений на уроках литературы с помощью лучших работ отечественного кино. (Из опыта работы)

Назначение уроков литературы - формирование личности ученика, его нравственных качеств, духовных ориентиров. От этого зависит не только судьба одного конкретного человека, сидящего за партой, но и судьба всего Отечества, народа. Именно литература соединяет в единое целое художественное произведение и жизнь, героя литературного произведения как образец, идеал – и нашего современника. Поэтому важно, чтобы ученик почувствовал: переживания, нравственные муки Пьера Безухова и Ивана Денисовича Шухова, их жизненный выбор непосредственно связаны с его жизнью, его выбором между правдой и ложью, верой в идеалы и неверием. Такие же задачи решает и киноискусство. Особенно, когда речь идёт об экранизации художественных произведений, ставших русской и мировой классикой. Одно, и весьма существенное, отличие: к авторской позиции в художественном произведении добавляется позиция режиссёра фильма, его прочтение литературы. Если произведение кинематографа не поделка и не подделка, а вдумчивое размышление над общечеловеческими ценностями книги, то киноискусство и литература – союзники.

Кто-то скажет: современный школьник книге предпочитает кино.

Действительно, из-за бурного развития информационных технологий литература безжалостно вытесняется из сферы детских интересов. Компьютеризация, развитие интернет-технологий сделало чтение «затратным» занятием, ведь легче и быстрее воспринимать информацию не через художественный образ, а через его визуальное изображение. Но ведь настоящее киноискусство тоже воздействует через образ – иной, визуальный, но при этом способный передать необыкновенную гамму чувств, переживаний, мыслей. Именно поэтому Министерство культуры России обнародовало список ста лучших фильмов, рекомендованных для изучения в школе: «А зори здесь тихие» С.Ростоцкого, «Судьба человека» С.Бондарчука, «Тихий Дон» С.Герасимова, «Война и мир» С. Бондарчука, «Калина красная» В. Шукшина, «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» Н. Михалкова, Собачье сердце В.Бортко, «Чучело» – Р. Быкова.

На вступительных уроках по литературе в 8-9 классах я задаю ученикам вопрос, какие фильмы из этого списка они смотрели. Редко найдётся два-три положительных ответа. Сразу же приходит осознание того, что серьёзный кинематограф так же страдает от засилья массовой культуры, как и литература. Ему зачастую нужен не просто вдумчивый зритель, а просто зритель. Поэтому использование на уроках художественных фильмов и их фрагментов воспитывает не только ценителя литературы, но и настоящего ценителя кино.

Среди учителей-филологов звучат разные мнения о том, стоит ли использовать кино на уроках литературы. Одни считают, что стоит, но только фрагментарно; другие соглашаются: стоит, потому что дети сейчас ничего не читают. На этот вопрос легко найти более убедительный ответ.

«Киноискусство является синтезом литературы, изобразительного искусства, театра и музыки…» - такое определение даёт Википедия.

«Литература дала кинематографу:

  • сюжетное построение фильма, то есть сценарий.

  • подтолкнула кино к ракурсному видению человека или события (принцип ракурсного видения).

  • кроме того, принцип монтажного построения». (Википедия).

Без литературы просто невозможно его существование, так же как и литература не мыслится сейчас без кино.

Однако использование киноматериала на уроках должно быть всё-таки ограничено: нельзя заменять просмотром фильма чтение художественного текста. Об этом говорят и сами ученики:

«Андрей Болконский в романе более живой, способный на более яркие проявления чувств, мне он кажется моложе киногероя…»;

« Я представляла себе Маргариту совсем другой… И многие эпизоды романа о Мастере в моём воображении были более фантасмагоричными, фееричными»…

Литература даёт возможность каждому стать своеобразным соавтором писателя, открывает в каждом читателе творческие способности.

Однако без экранных версий художественных произведений иногда просто не обойтись по разным причинам. Главная из них: киноленты многих советских режиссёров – творения такого высокого уровня, что приближаются по своей значимости к литературному оригиналу или в некоторых случаях даже не уступают ему.

Какие же фильмы, по моему мнению, должны быть включены в разряд обязательных для просмотра на уроках литературы?

  1. «Руслан и Людмила», реж. А.Птушко, 1972г.

Текст поэмы А.С.Пушкина, за исключением знаменитого «Вступления к поэме», сложен для восприятия пятиклассников. Они часто не понимают авторской иронии, его мастерства в изображении героев, ведь была написана поэма отнюдь не для мальчиков и девочек десятилетнего возраста… Это поэма для взрослого читателя. Экранизация же очень бережно и разумно адаптировала текст произведения для широкой аудитории. Детвора с восторгом смотрит кадры удивительных превращений героев: эпизоды похищения Людмилы, её приключений во владениях Черномора, битвы Руслана с головой, рассказа Финна об истории его любви к Наине. Именно эти эпизоды целесообразно включить в уроки изучения поэмы, чередуя их просмотр с комментированным чтением, выразительным чтением наизусть, фрагментарным пересказом, словесным рисованием, созданием собственных иллюстраций к поэме.

  1. «Ночь перед Рождеством», реж.А.Роу, 1961г.

Эту экранизацию желательно посмотреть от начала и до конца, потому что (пусть простят меня почитатели таланта Н.В.Гоголя) этот фильм именно по неповторимому «гоголевскому» колориту не уступает самому художественному произведению – он такое же чудо, как и сама повесть. К тому же, гоголевский текст пестрит диалектизмами, устаревшими словами, и это усложняет восприятие произведения. В некоторых случаях можно даже начать изучение произведения с просмотра фильма, чтобы заинтересовать пятиклассников, а затем прочитать в классе наиболее яркие фрагменты повести. Закончить изучение можно викториной по полностью прочитанному тексту, которая ясно даст понять: кто прочитал текст вдумчиво и внимательно, кто же ограничился тем, что увидел и услышал на уроке (просторы Интернета дают очень широкий материал словесных викторин, викторин-презентаций по этому произведению). В любом случае каждый ученик будет иметь представление об этом произведении Гоголя, проникнется мягким юмором автора, оценит полёт его фантазии, будет знать фамилию нашего знаменитого режиссёра-сказочника А.Роу, наверняка заинтересуется и другими работами и писателя, и режиссёра, навсегда запомнит неподражаемого Георгия Милляра в роли чёрта.

  1. «Королевство кривых зеркал», реж.А.Роу, 1963г. Сценарий к этому

фильму создан автором сказки Виталием Губаревым, поэтому, несомненно, очень близок к авторскому видению героев, сюжетных перипетий. Включение эпизодов фильма в изучение сказки будет своеобразным иллюстрированием произведения, вызовет стремление выразительно читать по ролям, работать над проникновением в образ, чтобы приблизиться к великолепной игре актёров.

  1. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», реж.С.Говорухин, 1971г.

Роман Д.Дефо создан в XVIII веке. Современный читатель весьма далёк от той эпохи и её проблем, как и от Англии и Америки, куда попадает Робинзон Крузо. Поэтому начало романа, рассказывающее о жизни Робинзона до того, как он попал на остров, не всегда интересно детям среднего школьного возраста. А вот начало фильма сразу же переносит зрителей в ту далёкую эпоху, когда море, океан давали единственную возможность человеку увидеть мир во всём его многообразии. И он пользовался этой возможностью вопреки всему: вопреки воле родителей, советам рассудка, безудержности стихий. А ещё шум моря, ветра, бескрайний горизонт, открывающийся с экрана, сразу же погружают в первозданный мир природы, где человек мог надеяться только на себя и на Бога.

А затем читаем главы романа, рассказывающие о первых днях пребывания Робинзона на острове. Потом вновь обращаемся к эпизоду из фильма, рассказывающему о том, как Робинзон обустраивал свой быт на острове. Всегда после его просмотра задаю вопрос: «Почему в фильме так много музыки – прекрасной, классической? И так мало других звуков?» Одиночество! Она передаёт одиночество Робинзона – такое же бесконечное, как и океан вокруг. А ещё Робинзон лишён возможности слышать человеческую речь, но никто не лишил его возможности слышать музыку, звучащую в душе. И заходит разговор о таланте режиссёра, сумевшего так гениально просто рассказать об одиночестве человека, о музыке и её роли в жизни каждого из нас… Обязательно смотрим эпизод спасения Пятницы, поражаемся наивности нового друга Робинзона, человечности и великодушию главного героя, которые оценил даже бывший каннибал. Вспоминаем слова Серафима Саровского: “Вы постом хоть мясо ешьте, только друг друга не ешьте”. Спрашиваю детей: «Что хотел сказать этими словами великий старец? Он же не думал, что мы с вами каннибалы? Как эти слова перекликаются с тем, что хотел нам сказать в своей книге Д.Дефо?».

  1. «Алые паруса», реж. А.Птушко, 1961 г.

Перед изучением творчества А.Грина предлагаю школьникам проектные задания: сделать презентации о жизни писателя, познакомить одноклассников с повестью через иллюстрации к произведению, провести заочную экскурсию по дому-музею писателя в Феодосии. Затем смотрим фильм. Желательно посмотреть его от начала и до конца, на одном дыхании. Авторам киноленты удалось точно передать предчувствие счастья, силу мечты и торжество любви – всё то, что наполняло жизнь самого писателя, так недолго и трудно жившего на земле.

Рассказ о нелёгкой судьбе Александра Грина и яркая экранизация его повести-феерии настолько контрастны, что производят на детей неизгладимое впечатление, помогают понять: счастье не зависит от количества монет в кошельке, оно бывает только у того, кто может мечтать, верить, любить, без остатка отдавать себя людям. Счастлив бывает лишь тот, кто делает счастливым других.

Чтобы текст повести не остался без внимания, предлагаю следующие задания:

  • Представь, что ты Ассоль, расскажи о своей жизни до встречи с

Грэем;

  • расскажи о своём детстве от лица Грэя;

  • расскажи о том, как ты стал капитаном (от лица Грэя);

  • составьте план к тексту повести;

  • напишите статью для Интернет-ресурса «Краткое содержание повести «Алые паруса»» (это задание делаем в классе, работая по группам).

Затем анализируем текст произведения, выполняя задания к повести, отвечая на предложенные в учебнике вопросы.

  1. «Уроки французского», реж. Е.Ташков, 1978г.

Изучение повести начинаем с разговора о том, каким должен быть учитель, по мнению ребят, как они относятся к своему первому учителю, важна ли роль учителя в их жизни.

Потом предлагаю тем, кто прочитал повесть летом, пока не участвовать в нашем разговоре и задаю провокационный вопрос: « А играли ли вы когда-нибудь с учителем на деньги? Как бы вы относились к учителю, который играет с учениками в азартные игры? Можно ли это делать? Почему?» В своей книге В.Г.Распутин поведал о подобной истории, причём учителя, о котором он рассказал, писатель помнил всю жизнь и был ему бесконечно благодарен. Как это произошло?

Чтобы ответить на этот вопрос, читаем повесть, анализируем прочитанное. Когда изучение произведения закончено, смотрим фильм, заново переживаем историю юного героя и человека, подставившего ему в трудной ситуации своё плечо, – Лидию Михайловну.

  1. «Судьба человека», реж.С.Бондарчук, 1959г.

Это одна из лучших экранизаций литературного произведения в нашем кинематографе. Ученики должны быть знакомы с ней. Это наше достояние, наряду с живописью Левитана и музыкой Чайковского, архитектурными ансамблями Петербурга и Кремля. Смотрим фильм обязательно. Перед просмотром обязательно спрашиваю: «Какой эпизод в рассказе вам кажется самым ярким? центральным?» После просмотра задаю тот же вопрос, но теперь он касается экранизации. Ответы не совпадают.

В «Судьбе человека» Бондарчука смысловым центром становится признание героя Ванюше: «Я твой папка…» А теперь звучит новый вопрос: почему? Потому что всю жизнь Андрей Соколов живёт с ощущением, что впереди ещё много хорошего – дом, семья, счастье детей, окончание войны и встреча с близкими. Это чувство согревает его даже в самые тяжёлые моменты жизни. В этом же эпизоде зритель ясно ощущает: в целом мире у этих двух людей нет больше ничего и никого, каждый из них – центр всей Вселенной для другого. Вся жизнь главного героя была дорогой к этой встрече, именно сейчас мы воспринимаем его как Человека, потому что он переступил через свою боль, не разучился любить, не очерствел душой. Автором сценария к киноленте был автор рассказа – М.А.Шолохов. Значит, он был согласен с такой концепцией режиссёра. Благодаря экранизации литературный текст зазвучал по-новому, более сильно с эмоциональной точки зрения и более убедительно.

  1. «Собачье сердце», реж. В.Бортко, 1998г.

Изучение повести «Собачье сердце» начинаю с рассказа о яркой и трагической эпохе 20-х гг. XX в. В повествование обязательно включаю кадры кинохроники той поры: создание первых пионерских отрядов, ликвидация неграмотности, борьба с беспризорностью. В документальные кадры хорошо вписывается начало фильма: он специально «состарен». Для этого и нужен был такой режиссёрский ход: он создаёт ощущение реальности происходящего. Формат фильма, к сожалению, не позволяет смотреть его в школе, поэтому использую на уроке лишь фрагменты: они хорошо вплетаются в повествование, делают его «зримым». Блестящий актёрский состав, великолепная игра актёров не оставляют равнодушными, вызывают желание узнать: а что же будет дальше?

  1. «Война и мир», реж. С.Бондарчук, 1965-67гг.

При наличии времени, конечно же, киноэпопею желательно посмотреть полностью. Обязательно с опережающими заданиями, презентациями, рассказывающими сначала об истории создания романа, затем – о создании его киноверсии, об актёрах, сыгравших главные роли и их творческой судьбе, о судьбе фильма, завоевавшего все, какие только возможно, награды во всём мире и продолжающего быть лучшей экранизацией романа.

Если время ограничено, то обязательно смотрим эпизоды «Именины в доме Ростовых», «Приезд князя Андрея с женой в Лысые Горы», «Сватовство Пьера Безухова», «Первый бал Наташи Ростовой», «Ростовы в гостях у дядюшки», «Дуэль Пьера Безухова и Долохова». Фрагменты фильма иллюстрируют анализ романа, наполняют его новым эмоциональным содержанием, дают повод обсудить прочтение романа актёрами и режиссёром, сравнить его со своим видением героев и ситуаций.


Очень люблю встречаться на уроках литературы с героями кинолент «Несколько дней из жизни Обломова» (реж. Н.Михалков, 1979г. ), «Тихий Дон» (реж. С.Герасимов , 1957-58гг.), «Донская повесть» (реж. В.Фетин, 1964г.), «А зори здесь тихие…» (реж.С.Ростоцкий, 1972г. )

А сколько чудесных фильмов снято у нас по сказкам! «Снежная королева» Г.К. Андерсена, «Золушка» Ш.Перро и Е.Л. Шварца, «Три Толстяка» Ю.К. Олеши … Сколько удивительных по красоте анимационных фильмов, снятых по сказкам и книгам для детей: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина, «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова, «Чёрная курица, или Подземные жители» А.Погорельского, «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршака ! Всего не перечесть!

Дерзай, учитель! И пусть мудрый российский кинематограф навсегда станет твоим другом и союзником!























Обсуждение материала
Сергей Колодин
4.04.2019 22:07
Не указан автор материала, нет логотипа Портала. Тип материала лучше изменить на "Другое".
Галина Ремизова
5.04.2019 12:02
Как отразить в работе логотип Портала?
Сергей Колодин
12.04.2019 07:07
В разделе Помощь подробно описаны критерии публикации материалов в библиотеке Портала.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru