В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

«Школа – территория для всех. Сопровождение ребенка с ОВЗ в образовательном пространстве»

«Школа – территория для всех. Сопровождение ребенка с ОВЗ в образовательном пространстве»

Наталья Соколова
Тип материала: другое
просмотров: 42 комментариев: 1
Краткое описание
из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 8200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Школа- территория для всех.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

«Школа – территория для всех.

Сопровождение ребенка с ОВЗ в образовательном пространстве»

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

Мир особого ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Наталья Калиман


В современном Российском образовании все большее внимание уделяется вопросам обучения детей с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день проблемы детей с особыми потребностями являются проблемой не только самих детей и их родителей, но всего общества и государства. Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» каждый ребёнок, не зависимо от его здоровья, имеет право обучаться с остальными детьми и получить равное образование, то есть у ребенка с ограниченными возможностями здоровья появляется возможность ходить в обычную школу и учиться вместе с другими детьми.

В нашу школу вошло инклюзивное образование — это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ, инвалидов и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. При этом не должно быть препятствий для получения качественного образования нормально развивающимся детям. Сегодня в школе обучается 650 детей. Детей с ОВЗ – 121 человек, в том числе 26 детей-инвалидов.

В настоящий момент перед педагогическим коллективом стоит задача: создать условия и отработать модель и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы с целью получения образования детьми с особыми образовательными потребностями, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.

Какие же специальные условия созданы в нашей школе для обучения детей с ОВЗ? Это наличие высококвалифицированных педагогических кадров. Педагоги нашей школы имеют курсовую подготовку для работы с такими детьми, что позволяет им использовать специальные методы обучения и воспитания, подобрать специальные дидактические и технические средства обучения. В штатное расписание внесены и работают специалисты: учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальный педагог.

В школе создана и реализуется Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ЗПР; разрабатываются индивидуальные учебные планы, отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету учебного плана на основе примерных программ, рекомендованных для обучения ребенка, а также используются программы коррекционной работы. Подобраны учебно-методические, дидактические материалы, выбраны формы и методы организации инклюзивного образовательного процесса в классе, вариативные формы образования, разработана система оценивания достижений учащихся с ОВЗ.

Помещения школы на сегодняшний день оборудованы пандусами, поручнями, гардеробом, комнатой гигиены и другими приспособлениями для обучения детей-инвалидов, в том числе мы имеем специально оборудованную сенсорную комнату.

Дети занимаются с учителем-логопедом, педагогом-психологом, социальным педагогом в специальных кабинетах, оснащенных в соответствии со всеми нормами.

Вторая половина дня у детей проходит в группе продленного дня, где они совместно с другими детьми посещают кружки и секции. Все дети с ограниченными возможностями здоровья получают двухразовое бесплатное питание, а также

медицинское обслуживание, организованное в специально оборудованных кабинетах.

Школа предоставляет услуги ассистентов (сопровождающих), оказывающих обучающимся необходимую техническую помощь, тем ребятам, у которых в Индивидуальной Программе Реабилитации по категории самостоятельное передвижение стоит вторая степень ограничения, что означает «человек передвигается, регулярно пользуясь помощью сопровождающих, использует специальные приспособления». Таких детей сегодня в школе – 4 человека и все они успешно обучаются в классах. Для них школа предоставила 3 сопровождающих, хотя такой должности нет в штатном расписании. Мы проводим работу по найму таких работников через объявления, центр занятости, проводим собеседование в присутствии родителей и учитываем их мнение. Заключаем договор по оказанию услуг по сопровождению ученика, где подробно прописываем техническое задание.

Итак, имея специальные условия, как же организуем обучение, каким путем мы идем? А мы идем путем проб и ошибок, как, впрочем, и многие, потому что данный вид образования ещё мало изучен.

Мы реализуем все модели инклюзивного образования:

-полная инклюзия (учащиеся обучаются в классе наряду со здоровыми сверстниками, имеют дополнительные индивидуальные занятия.)

-частичная инклюзия (дети обучается на дому по индивидуальному учебному плану и частично посещает школу (по согласованию с родителями), а также посещает кружки, секции, различные внеклассные мероприятия).

-внеурочная инклюзия (ученики обучаются только на дому по индивидуальному учебному плану и (по согласованию с родителями) посещают кружки, секции, различные внеклассные мероприятия).

-специальные коррекционные классы для детей с ОВЗ. (Это классы в котором дети одной категории обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе НОО с ЗПР (вариант 7.2) или по отдельному учебному плану и, зачислены по направлению Территориальной Психолого Медико Педагогической Комиссии. Они посещают кружки, секции, различные внеклассные мероприятия). Обучающиеся с ОВЗ заканчивают основную школу и продолжают обучение в техникумах и колледжах, становятся хорошими работниками и трудятся на предприятиях города.

Что касается социально-педагогической помощи детям с ОВЗ и детям инвалидам, то в школе она построена следующим образом: с детьми из классов с ОВЗ занимаются педагоги-психологи, учителя логопеды за счет коррекционных занятий, социальный педагог выходит в эти классы с разными темами на классные часы или внеклассные мероприятия. Для детей-инвалидов, у которых имеется ИПРА составляется план работы по реализации данной программы.

Большинство родителей, имеющих детей-инвалидов, хотят, чтобы их ребенок воспитывался и обучался в среде здоровых сверстников, чтобы он по возможности максимально интегрировался в общество здоровых людей. Поэтому в настоящее время возникает необходимость внедрения такого образования, которое позволило бы детям- инвалидам обучаться совместно со здоровыми сверстниками, получать образование, наравне с ними.

Таким образом, мы создаем необходимые условия для детей с ОВЗ, что способствует достижению ими определенного уровня образования; формирования положительных качеств личности; подготовки их к самостоятельной жизни; успешности в производственных, деловых и человеческих отношениях.

Пока еще рано подводить итоги, но уже сейчас очевидно, что дети-инвалиды должны учиться со всеми другими детьми вместе, общаться, дружить, понимать друг друга. Самое главное, когда в общеобразовательную школу приходит ребенок с инвалидностью – создать общий настрой – и одноклассников, и учителей, родителей, и администрации школы. Если к ребенку с особыми потребностями относиться, как к самому обычному школьнику, то такое отношение передается и учителям, и одноклассникам. Тогда и дети будут оказывать посильную помощь, и ребенок будет ощущать себя более уверенно и свободно.



Список литературы:


1. Акимова О.И. Инклюзия как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: региональный аспект. //Сборник: Исследование различных направлений современной науки. Материалы VIII международной научно-практической конференции. 2016. С. 73-79.

2. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5-14.

3. Багулина Н. В. Методика работы социального педагога в общеобразовательной школе //Проблемы и перспективы развития образования: материалы международной научной конференции. (г. Пермь, апрель 2011 г.). - Т. I. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 99-102

4. Инклюзивное образование: ключевые понятия / сост. Н.В. Борисова, С. А. Прушинский. М. - Владимир: Транзит – ИКС, 2009. - 48 с.


Обсуждение материала
Сергей Колодин
31.03.2019 20:56
Нарушены критерии оформления разработки: нет логотипа Портала, не указано авторство.
Подробнее об оформлении материалов библиотеки Портала см. инф. в разд. Помощь.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru