В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Развитие орфографической зоркости у школьника

Развитие орфографической зоркости у школьника

Аниченкова Наталья
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 159
Краткое описание
Для формирования прочных навыков грамотного письма, необходима постоянная работа с 1 по 4 класс в определенной системе. Необходимо для выработки грамотного письма орфографическая зоркость и самоконтроль. Эту работу нужно вести одновременно.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Развитие орфографической зоркости.odt
HTML Войдите для скачивания файлов

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Курганская областная школа дистанционного обучения»

Автор статьи: Аниченкова Н.Н.,учитель начальных классов


Обобщение опыта по теме

«Развитие орфографической зоркости у школьника».

    1.Работа над формированием навыков грамотного письма.

    Чтобы обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, необходима постоянная работа с 1 по 4 класс в определенной системе.

    Очень часто бывает так, что ученик знает правила, а все же допускает ошибки при письме. Учитель должен научить ученика видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий. Необходимо для выработки грамотного письма орфографическая зоркость и самоконтроль. Эту работу нужно вести одновременно.

    Методические приемы, которые использую на уроке:

    - На доске записано ряд слов на разные изученные орфограммы. Учащиеся должны записать их в заданном порядке, увидев нужную орфограмму. (ссылка на задание http://LearningApps.org/watch?v=p4wd4o7w3)

    - Когда в упражнении дается задание: вставить пропущенную букву или слово. Учитель на доске записывает все необходимые слова и закрывает. При проверке упражнения ученики читают слово по слогам. Далее дети находят это слово у себя и проверяют его.

    - Для формирования орфографической зоркости необходимо: на доске написать 2 слова со звонкой или глухой согласной, 2 слова с проверяемой безударной гласной; 2 слова с удвоенной согласной.

    Задание: выписать слова с проверяемой безударной гласной.

    - Письмо с коментированием.

    - Диктант «Проверяю себя».

    Ученики пишут предложения под диктовку, а те слова в написании которых появляются сомнения- пропускают. После диктанта ученики спрашивают учителя, как нужно правильно написать. Учителю нужно напомнить правило, задать наводящий вопрос или объяснить.

    - Диктант ( не контрольный)с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда слово с какой — либо орфограммой.

    - Диктант « Найди слова». (2-3 предложения)

    Подчеркнуть те слова, которые можно проверить.

    Нельзя забывать о ранее изученных орфограммах. На уроке нужно повторять одну орфограмму.

    Например: в первый день ученики пишут 10 слов на заданную орфограмму с объяснением. На второй день — эти же слова, но под диктовку, без объяснения. На третий день- пишут слова, в которых были допущены ошибки и новые слова. На четвертый- пишут небольшой диктант, насыщенный этими словами. ( ссылка http://bebiklad.ru/14-shkola/slovarnyie-slova-1-klass)

    - Работа со словарными словами. (ссылка на упражнение http://learningapps.org/display?editapp=669458)

    Все эти методические приемы позволяют предупреждать ошибки, развивать орфографическую зоркость, навык звуко- буквенного анализа, самоконтроль).




2.Развитие оперативной памяти и орфографической зоркости у учащихся.


При формировании правописных умений и навыков у учащихся необходимо помнить об уровне развития оперативной памяти. И я стремлюсь развивать у детей этот вид памяти.

На каждом уроке я провожу:

- Словарный диктант «Кто больше запомнит?» по методике И.П. Федоренко. Произносится один раз и больше не повторяется цепочка из слов. Например, из 3-х слов. Затем делаю паузу, во время которой дети записывают то, что запомнили. Потом читаю новую цепочку из 3-х слов и опять делаю паузу. Так происходит несколько раз, пока не будет записано то количество слов, которое рекомендуется для словарных диктантов. После чего учащиеся каждый у себя подсчитывают количество записанных слов и проверяют правильность их написания.Далее цепочка из слов увеличивается.

  • Упражнение «Распространение предложений».

Предлагаю предложение, состоящее только из основы. Каждый ученик записывал свое предложение. Затем зачитывали, отмечали самые интересные и те, в которых было наибольшее количество слов.

  • Упражнение по восстановлению деформированного текста.

    ( белый, живет, севере, медведь, на)

  • Упражнение в нахождении орфограмм в слове, словосочетании, в предложении, в отрывке текста.

    Например, «Работа с книгой». Открыть художественную книгу на заданной странице и найти слова на определенную орфограмму. Записать слова на листочке. Время работы 3 минуты.

  • Диктант «Ассорти».

    На доске нарисована банка (ваза) , внутри прикрепляю изображение фруктов (цветов), на которых написаны пройденные орфограммы (достаточно 2-3). Ученик «достает» из банки любой фрукт и учащиеся подбирают слова с данной орфограммой .

  • Кратковременный диктант.

    На доске записываю 3-4 предложения. Каждое предложение с новой строчки. Сначала предложения были простые и разные по содержанию и смыслу:

    В чаще чижи.

В пруду ужи.

Щавель кислый.

Можно, чтобы предложения были связаны с темой урока. В течение трех секунд дети читают одно предложение. Прочитав его, закрыть. Затем ученики записывают его самостоятельно и потом исправляют ошибки или записывают с комментарием одного ученика. Можно использовать взаимопроверку.

Через некоторый промежуток времени предложения усложняются:

Наступило чудесное утро.

Ребята весело бегут к речке.

В небе весело поет жаворонок.

Такие упражнения помогут добиться высокой грамотности, мгновенного восприятия увиденного, высокой техники чтения.






Литература:

1. Федоренко, Л. П. Принципы обучения русскому языку : пособие для учителей / Л. П. Федоренко. – М. : Просвещение, 1973.
2. Федоренко, Л. П. Анализ теории и практики методики русского языка / Л. П. Федоренко. – Курск, 1995.

3. Толковый словарь русского языка // http://www.vedu.ru/ExpDic/12640
4. А.И.Ибрагимова «Развитие орфографической зоркости учащихся младших классов» Н Челны 1997г
5. В. П. Канакина, В.Г. Горецкий учебник « Русский язык» для учащихся 1 класса.







Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru