В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Развитие орфографической зоркости у школьника

Развитие орфографической зоркости у школьника

Аниченкова Наталья
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 39
Краткое описание
Для формирования прочных навыков грамотного письма, необходима постоянная работа с 1 по 4 класс в определенной системе. Необходимо для выработки грамотного письма орфографическая зоркость и самоконтроль. Эту работу нужно вести одновременно.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 8200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Развитие орфографической зоркости.odt
HTML Войдите для скачивания файлов

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Курганская областная школа дистанционного обучения»

Автор статьи: Аниченкова Н.Н.,учитель начальных классов


Обобщение опыта по теме

«Развитие орфографической зоркости у школьника».

    1.Работа над формированием навыков грамотного письма.

    Чтобы обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, необходима постоянная работа с 1 по 4 класс в определенной системе.

    Очень часто бывает так, что ученик знает правила, а все же допускает ошибки при письме. Учитель должен научить ученика видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий. Необходимо для выработки грамотного письма орфографическая зоркость и самоконтроль. Эту работу нужно вести одновременно.

    Методические приемы, которые использую на уроке:

    - На доске записано ряд слов на разные изученные орфограммы. Учащиеся должны записать их в заданном порядке, увидев нужную орфограмму. (ссылка на задание http://LearningApps.org/watch?v=p4wd4o7w3)

    - Когда в упражнении дается задание: вставить пропущенную букву или слово. Учитель на доске записывает все необходимые слова и закрывает. При проверке упражнения ученики читают слово по слогам. Далее дети находят это слово у себя и проверяют его.

    - Для формирования орфографической зоркости необходимо: на доске написать 2 слова со звонкой или глухой согласной, 2 слова с проверяемой безударной гласной; 2 слова с удвоенной согласной.

    Задание: выписать слова с проверяемой безударной гласной.

    - Письмо с коментированием.

    - Диктант «Проверяю себя».

    Ученики пишут предложения под диктовку, а те слова в написании которых появляются сомнения- пропускают. После диктанта ученики спрашивают учителя, как нужно правильно написать. Учителю нужно напомнить правило, задать наводящий вопрос или объяснить.

    - Диктант ( не контрольный)с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда слово с какой — либо орфограммой.

    - Диктант « Найди слова». (2-3 предложения)

    Подчеркнуть те слова, которые можно проверить.

    Нельзя забывать о ранее изученных орфограммах. На уроке нужно повторять одну орфограмму.

    Например: в первый день ученики пишут 10 слов на заданную орфограмму с объяснением. На второй день — эти же слова, но под диктовку, без объяснения. На третий день- пишут слова, в которых были допущены ошибки и новые слова. На четвертый- пишут небольшой диктант, насыщенный этими словами. ( ссылка http://bebiklad.ru/14-shkola/slovarnyie-slova-1-klass)

    - Работа со словарными словами. (ссылка на упражнение http://learningapps.org/display?editapp=669458)

    Все эти методические приемы позволяют предупреждать ошибки, развивать орфографическую зоркость, навык звуко- буквенного анализа, самоконтроль).




2.Развитие оперативной памяти и орфографической зоркости у учащихся.


При формировании правописных умений и навыков у учащихся необходимо помнить об уровне развития оперативной памяти. И я стремлюсь развивать у детей этот вид памяти.

На каждом уроке я провожу:

- Словарный диктант «Кто больше запомнит?» по методике И.П. Федоренко. Произносится один раз и больше не повторяется цепочка из слов. Например, из 3-х слов. Затем делаю паузу, во время которой дети записывают то, что запомнили. Потом читаю новую цепочку из 3-х слов и опять делаю паузу. Так происходит несколько раз, пока не будет записано то количество слов, которое рекомендуется для словарных диктантов. После чего учащиеся каждый у себя подсчитывают количество записанных слов и проверяют правильность их написания.Далее цепочка из слов увеличивается.

  • Упражнение «Распространение предложений».

Предлагаю предложение, состоящее только из основы. Каждый ученик записывал свое предложение. Затем зачитывали, отмечали самые интересные и те, в которых было наибольшее количество слов.

  • Упражнение по восстановлению деформированного текста.

    ( белый, живет, севере, медведь, на)

  • Упражнение в нахождении орфограмм в слове, словосочетании, в предложении, в отрывке текста.

    Например, «Работа с книгой». Открыть художественную книгу на заданной странице и найти слова на определенную орфограмму. Записать слова на листочке. Время работы 3 минуты.

  • Диктант «Ассорти».

    На доске нарисована банка (ваза) , внутри прикрепляю изображение фруктов (цветов), на которых написаны пройденные орфограммы (достаточно 2-3). Ученик «достает» из банки любой фрукт и учащиеся подбирают слова с данной орфограммой .

  • Кратковременный диктант.

    На доске записываю 3-4 предложения. Каждое предложение с новой строчки. Сначала предложения были простые и разные по содержанию и смыслу:

    В чаще чижи.

В пруду ужи.

Щавель кислый.

Можно, чтобы предложения были связаны с темой урока. В течение трех секунд дети читают одно предложение. Прочитав его, закрыть. Затем ученики записывают его самостоятельно и потом исправляют ошибки или записывают с комментарием одного ученика. Можно использовать взаимопроверку.

Через некоторый промежуток времени предложения усложняются:

Наступило чудесное утро.

Ребята весело бегут к речке.

В небе весело поет жаворонок.

Такие упражнения помогут добиться высокой грамотности, мгновенного восприятия увиденного, высокой техники чтения.






Литература:

1. Федоренко, Л. П. Принципы обучения русскому языку : пособие для учителей / Л. П. Федоренко. – М. : Просвещение, 1973.
2. Федоренко, Л. П. Анализ теории и практики методики русского языка / Л. П. Федоренко. – Курск, 1995.

3. Толковый словарь русского языка // http://www.vedu.ru/ExpDic/12640
4. А.И.Ибрагимова «Развитие орфографической зоркости учащихся младших классов» Н Челны 1997г
5. В. П. Канакина, В.Г. Горецкий учебник « Русский язык» для учащихся 1 класса.







Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru