В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Программа взаимодействия с родителями. Тема: «Повышение качетва семейного воспитания»

Программа взаимодействия с родителями. Тема: «Повышение качетва семейного воспитания»

Елена Бурова
Тип материала: Программа
просмотров: 2332 комментариев: 1
Краткое описание
Цель программы:
Создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности семейного воспитания через взаимодействие детского сада и семьи.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
1-1 (1).docx Скачать

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

Вадского муниципального района Нижегородской области















Тема: «Повышение качетва семейного воспитания»







Подготовил: воспитатель

Елена Александровна Бурова













Актуальность.

В настоящее время актуальной является проблема взаимодействия детского сада и семьи по повышению воспитательных возможностей родителей, так как семейное воспитание играет особую роль в дошкольный период развития ребенка - именно в этом возрасте происходит первоначальное становление личности.

Семейное воспитание - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и дошкольное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.

Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и учреждения образования, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей.

В семьях, где озабочены воспитанием детей, их будущим, система воспитания подвергается анализу, оценке, что делает ее выстраданной, эмоционально окрашенной. Система семейного воспитания может быть стройной и упорядоченной, но это при условии, что родители имеют определенную цель воспитания, проводят ее в жизнь, используя методы и средства воспитания, учитывающие особенности ребенка и перспективы его развития.

Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно, что именно родители их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. В семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества.

Следовательно, важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет и важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

















































Цель программы:

Создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности семейного воспитания через взаимодействие детского сада и семьи.

Задачи:

  • Способствовать формированию взаимопонимания и согласованного взаимодействия в системе отношений «семья – детский сад».

  • Совершенствовать систему психолого-педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи, влияющих на качество семейного воспитания детей дошкольного возраста.

  • Способствовать активному включению родителей в психолого-педагогическую работу детского сада.

  • Повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей.

  • Формировать у родителей практические умения в воспитании, обучении и развитии детей в домашних условиях.

  • Обогащать отношения детей и родителей в целях эмоционально-насыщенного общения.

  • Разработать и внедрить в практику разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.

Ожидаемый результат:

  • Повышение социальной и личной ответственности родителей за благополучное и полноценное развитие и воспитание своих детей.

  • Гармонизация детско-родительских отношений.

  • Снижение риска семейного неблагополучия и применения насильственных методов воспитания.

  • Участие родителей в психолого-педагогической работе детского сада.

  • Повышение педагогической культуры родителей.

  • Объединение интересов семьи и детского сада в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.

  • Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста.

Принципы взаимодействия с семьей.

  • принцип гуманизации предполагает установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ – семья»;

  • принцип индивидуализации требует глубокого изучения особенностей семей воспитанников, а так же создания управляемой системы форм и методов индивидуального взаимодействия;

  • принцип открытости позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно построить полноценный процесс обучения, воспитания и развития ребенка;

  • принцип непрерывности и преемственности между дошкольным учреждением и семьёй воспитанника на всех ступенях обучения;

  • принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых факторов воспитательно-образовательного процесса, в создании в детском саду эмоционально-благоприятной атмосферы.

Следовательно, работа родителей и педагогов в условиях дошкольного учреждения носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменилось и содержание и формы взаимоотношений между родителями и педагогическим коллективом.





















Формы взаимодействия с семьей.

  • Консультативный центр

  • Папки-передвижки, стендовая информация

  • Круглый стол, семинар-практикум

  • Уголок здоровья «Школа для родителей»

  • Родительские собрания

  • Совместные семейные мероприятия

  • День открытых дверей

  • Мастерская «День добрых дел»

  • Творческие лаборатории для родителей «Час семейных встреч»

  • Тематические фото выставки, семейные газеты

  • Выставки детского творчества































Примерный перспективный план сотрудничества

с семьями дошкольников.

Сроки

Форма проведения

Тематика

Цель

Индивидуальная

работа

Сентябрь

Родительское собрание Презентация

«Путешествие в страну знаний»

Ознакомление родителей с планом на год. Привлечение родителей к участию во всех мероприятиях.

Беседы по подготовке детей к учебному году.

Обновление группового инвентаря, участка.

Анкетирование

«Что вы ждете

от детского сада в этом году?»

Получение и анализ информации об отношении родителей к характеру и формам взаимодействия детского сада и семьи.

Индивидуальные беседы с родителями.

Папка-передвижка

«Как помочь ребенку научиться говорить»


Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития ребенка.

Индивидуальные беседы с родителями воспитанников по результатам обследования речи детей.

Консультация

«Портфолио

дошкольника»

Предложить родителям новую полезную для детей и родителей деятельность – изготовление дошкольного портфолио.

Рекомендации по изготовлению, оформлению, внесению в портфолио индивидуальных материалов из детского сада.

Октябрь

Семинар- практикум

«Будь здоровым малыш»


Пропаганда здорового образа жизни, обмен информацией по вопросам укрепления, закаливания и оздоровления детей.

Индивидуальные советы использования здоровьесберегающих технологий в семье.

Консультация « Какие игрушки и игры необходимы детям»

Дать углублённые знания о развивающих играх, какую важную роль они занимают в развитии ребенка.

Ответы на вопросы родителей.

«Какими играми укрепляем знания математических представлений, экологических, по безопасности.

Индивидуальные ответы – рекомендации по приобретению игры для закрепления определённого материала.

День добрых дел

«Пернатые друзья»

Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива.

Помощь при выборе места для кормушек, установки их.


Ярмарка

«Дары осени»


Совместно приготовить осенний урожай для ярмарки, интересно оформить, используя стихи, рекламу.

Помощь при оформлении, украшении и написании рекламы для урожая.

Ноябрь

Родительская гостиная «Семейные традиции»

Активизация родительского участия в жизни детского сада, воспитании ребенка.

Помощь в создании презентаций о традициях своей семьи.

Викторина

«Пожарным можешь ты не быть»

Объединение усилий воспитателей и родителей по приобщению детей к основам пожарной безопасности.

Помощь в оформлении, выборе информации.

Выставка

детских рисунков

«Мамочка моя, милая!»

Привлечь внимание родителей к творчеству детей.

Советы, как заинтересовать ребенка изобразительной деятельностью.

Праздник

«День матери»

Приобщение пап и детей к изготовлению подарков для мам и бабушек.

Помощь папам в изготовлении подарка, оформлении выставки, газеты.

Декабрь

Спортивное

развлечение

«Если хочешь быть

здоров…»


Приобщать семьи к здоровому образу жизни, воспитывать в совместной спортивной деятельности уважение к своему здоровью и интерес к физкультуре.

Предложения к участию в спортивных инсценировках, соревнованиях.

Оформление

фотовыставки

«Зимние забавы»


Поделиться опытом в всевозможных развлечениях зимой с детьми на природе. Привлечь родителей к активной совместной деятельности в группе.

Предложения по оформлению фоторепортажей, советы по использованию игр дома, на улице, разных видов деятельности с ребёнком.

Мастерская

Деда Мороза



Изготовление

новогодних украшений.

Приобщить родителей к совместной групповой деятельности, дать возможность всем семьям проявить творчество, воспитывать желание порадовать всех на празднике.

Рекомендации, как украсить елку дома.

Совместный праздник

«Здравствуй, Новый год»


Развивать желание проводить активно совместные праздники, получать удовлетворение от подготовленных общим коллективом развлечений, воспитывать сплочённость.

Приобщение к участию, подготовке к утреннику, украшение группы, зала, задания: сценки, стихи.

Январь

Час семейных встреч «Снежные постройки на участке детского сада»

Развивать желание родителей и детей в совместно деятельности проводить отдых, воспитывать интерес к совместному труду и играм со снегом.

Строительство с семьями зимних построек, индивидуальное и коллективное обыгрывание их.

Стендовая информация

«Роль сюжетной игры

в развитии детей

дошкольного возраста»

Познакомить родителей с разновидностью игр – сюжетно – ролевой, и дать знания об её ведении, материалах, задачах.

Совместный рисунк с ребёнком дома: «Кем я хотел бы стать!»

Уголок здоровья

«Зимние травмы»

Напомнить родителям о мерах предосторожности в связи с условиями погоды.

Советы родителям, какие игры можно предложить ребенку на улице.

Круглый стол

«Ребенок на дороге»

Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребенка правилам дорожного движения в детском саду.

Ответы на вопросы родителей.

Февраль

Фотовыставка

«Наши замечательные папы»»

Развивать желание порадовать пап своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями.

Подбор стихов, рисунков, пожеланий, помощь в оформлении фотовыставки.

Папка-передвижка

«День Защитника

Отечества»

Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребенка.


Утренник

«Защищать страну

пойдем мы, как только подрастем»

Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада.

Подготовка участников – ведущих, подбор спортинвентаря, музыки.

Март

Оформление

семейных газет

«Самые обаятельные и привлекательные»

Развивать желание порадовать мам своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями.

Подбор стихов, рисунков, пожеланий, помощь в оформлении газет.

Праздник

«Мама, мама, мамочка!»

Провести весёлый праздник с участием мам, порадовать их детскими песнями, танцами, совместными играми, воспитывать чувство гордости за родных.

Заучивание стихотворений,песен, сценок, танцев.

День открытых дверей для родителей

«Мы всегда рады Вам!»


Познакомить родителей с ходом дел в группе, НОД, режимными моментами. Дать возможность пронаблюдать своего ребёнка в коллективе, занятиях. Воспитывать уважение к воспитателям, детскому саду, интерес к воспитательно – образовательному процессу.

Ответы на вопросы, предложения родителей.

Консультация

«Семейное чтение»

Приобщить родителей к семейному чтению, дать рекомендации и советы по правильной организации семейного чтения.

Ответы на вопросы родителей. Перечень детской литературы для дошкольного возраста.

Апрель

Уголок здоровья

«Как предупредить

весенний авитаминоз»

Рекомендовать родителям средства для укрепления здоровья детей в весенний период.

Ответы на вопросы родителей.

Папка-передвижка

«Игры для здоровья»




Познакомить родителей со здоровьесберегающими играми для детей.

Советы по применению здоровьесберегающих технолгий.

День добрых дел

«Чистота-залог

здоровья»

Привлечь родителей к участию по благоуствройству территории детского сада.


Театрализованная

совместная постановка

«Вечера в семейной

гостиной»

Привлечение родителей к активному участию в театрализации.

Развитие эмоционального взаимодействия родителей, детей, работников детского сада

Подбор и изготовление атрибутов, костюмов для театрализации.

Май

Трудовой десант

«Цветущий детский сад»

Привлечь родителей к подготовке участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка.

Подбор цветов, растений для участка, высадка огорода.

Семейный клуб

«Спортивная семья»

Привлечение внимания семьи к вопросам здорового образа жизни. Сплочение родителей и детей.

Помощь в подготовке речевки, девиз, плаката для команды.

Фото отчет

«Наши успехи»

Дать информацию об успехах детей на конец учебного года, подготовить родителей к началу следующего года.


Рекомендации по закперпелию изученного в летний период.

Итоговое

родительское собрание «Результативность

работы. Успехи совместной работы»


Подвести итоги проведенной совместной работы. Дать возможность обдумать и предложить новые виды деятельности на следующий год.

Советы, как организовать летний досуг детей.





























Заключение.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Постепенно уходит непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов.

Проанализировав результаты проделанной работы, я пришла к следующим выводам:

  • Родители получили не только теоретические знания, но и возможность использовать их на практике. Семейное воспитание в результате взаимодействия приобретает большую научную обоснованность, целенаправленность, планомерность, не теряя своей эмоциональности.


  • Сотрудничество дошкольного учреждения должно строиться на семейной центрированности педагогической деятельности, основанной на рассмотрении ребенка только в контексте семьи и ответственности родителей. Основной путь налаживания такого сотрудничества – организация образовательного взаимодействия, результатом которого станет реализация целей и принципов личностно ориентированного образования дошкольников.




  • Эффективность взаимодействия семейного и общественного воспитания определяется степенью удовлетворения дошкольными учреждениями потребностей родителей в услугах детского сада. Поэтому педагогические коллективы должны быть сориентированы на изучение потребностей, мотивационно-целевых установок, ценностных ориентации современных родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников, что позволит скорректировать эти установки на осуществление совместными усилиями главной цели дошкольного образования - разностороннего развития личности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей и подготовки его к обучению в школе.


Эффективно организованное сотрудничество дает импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, стремление к взаимопониманию.

































Литература.

1.  Методические рекомендации по организации активных форм работы с родителями в дошкольных учреждениях: Опыт работы я/с № 66 г. Тамбова-. Тамбов: 2005.

2.   Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. Для студ. Пед.вузов/ Под ред. В.А.Сластенина. – 3-е изд., испр.и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с 140-142.

3.  Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во института психотерапии, 2003. – 319с.

4. Ежемесячный научно- методический журнал « Дошкольное воспитание»

5. Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений « Ребенок в детском саду».

6.Целуйко, В.. М.  Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.-271с.

7.Прохорова Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду: практ. пособие.- М.: Айрис- пресс, 2009.-64 с. –(Дошкольное воспитание и развитие).

8. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия/ Под ред.Н.В. Микляевой.- М.: ТЦ Сфера, 2010.- 128 с.- (Библиотека воспитателя)





Обсуждение материала
Сергей Колодин
26.03.2019 18:17
Елена Александровна,
при повторном размещении материалов прошу Вас обратить внимание на необходимость следовать критериям Требований к публикации материалов в библиотеке Портала. Подробнее см. инф. в разделе Помощь.

С уважением, С.А. Колодин.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров