В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Устный счёт.

Устный счёт.

Ольга Волщикова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 30 комментариев: 1
Краткое описание
Так как уроки математики в начальных классах имеют кроме основной задачи, связанной с изучением нового материала, ещё ряд задач относящихся к к закреплению пройденного материала и подготовке к новым вопросам, то с этой точки зрения и подбираются упражнения к уроку, продумываются виды устных упражнений. В этой статье вы найдёте виды упражнений способные развить скорость счёта.
Теги: оу, учитель

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 7600 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Устный счёт.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 7











Устный счёт.



Подготовила: учитель первой категории

Волщикова Ольга Сергеевна







г. Чехов

Жизнь и труд ребёнка

должны быть пронизаны интересом,

а содержание образовательной работы

определяется детским интересом.

А.С.Макаренко

Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.

Одним из важнейших способов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребёнку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знаниям, от неумения к умению. Ещё на рубеже XIX века, известный методист С.И. Шорох-Троцкий в книге «Чему и как учить на уроках арифметики »писал, что для «…обогащения интеллекта учащихся математическими знаниями необходимо, чтобы учащийся испытывал живые эмоции интереса и удовольствия как по поводу удовлетворения этого интереса, так и по поводу движения вперёд и преодоления трудностей.»

Формирование интереса не всегда начинается с осознания потребностей. Интерес может появиться стихийно и не осознанно, вследствие эмоциональной привлекательности объекта.

К.Д. Ушинский писал: «что учение ,лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает охоту к овладению знаниями. Вместе с тем нельзя всё учение свести к интересу. Учение требует и черновой работы и волевого усилия.»

Интересы людей чрезвычайно разнообразны. Выделяют духовные, математические и общественные интересы.

Духовные интересы - это прежде всего познавательные интересы. Познавательный интерес прежде всего направлен на познавание, овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах. При этом он обращён не только к процессу какой-то одной предметной области. но и к процессу добывания этих знаний, к познавательной деятельности. Познавательный интерес может приобрести характер склонности, если человек усиленно и постоянно занимается определённым видом деятельности.

В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного процесса проявляется активный поиск, догадка, исследовательский подход, готовность к решению задач.

Эмоциональные проявления, вплетённые в познавательный интерес: эмоции удивления, чувство ожидания нового, чувство успеха.

Ядром познавательного интереса являются мыслительные процессы. По выражению К.Д.Ушинского, это интерес полной мысли.

Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности учеников, и это наиболее существенное его проявление. Он усиливает и углубляет другие познавательные мотивы, с которыми он переплетается и взаимодействует, возможность получать знания, узнавать новое, успехи в учении и другое.

Также познавательный интерес взаимодействует с моральными мотивами. Познавательный интерес выступает не только как мотив и средство обучения, но и как устойчивое качество личности.

Различают три группы условий, стимулирующих развитие познавательных интересов.

Первая-связана с содержанием учебного материала- к ней относится новизна содержания, обновление уже усвоенных фактов, исторический подход к сообщённому материалу.

Вторая группа-организация процесса обучения-различные формы самостоятельной работы, проблемное обучение, исследовательский подход к изучаемому материалу, творческие работы.

Третья-определяется отношениями, складывающимися между учениками и учителем-сюда относятся способности учащихся, увлечённость преподавания самого учителя, его готовность прийти на помощь ученикам, вера в их силы и возможности.

Все условия, стимулирующие возникновение и развитие математических интересов можно расположить в следующем порядке.

Первая группа связанная с содержанием:

-задачи повышенной трудности и удовлетворение получаемое при решении;

-новизна и разнообразие материала школьного курса математики, сведения из истории науки, обогащение содержания предмета;

-сила и изящество методов вычислений.

Вторая группа-связана с организацией учебного процесса:

- разнообразие системы уроков, нешаблонное их построение, включение по возможности в каждый урок новых элементов;

-увлекательное проведение уроков, активизация деятельности учащихся, организация творческих работ, соревнований, дидактических игр;

-использование ТСО.

Третья группа-связана с отношением личности:

-прирожденные математические способности:

-успех в изучении предмета и поощрение;

-влияние родных и близких.

Действие всех этих условий в значительной степени зависит от учителя. Он в свою очередь не определяет содержание математического образования, но может обогатить его. Задача учителя: сформировать познавательный интерес как устойчивый мотив познавательной деятельности, что составляет прочную основу направленности личности и её отношения к учению, к духовным ценностям.

Существуют три важнейших источника стимуляции познавательных интересов.

1.Содержаниеучебного материала-вызывает удивление перед новыми открытиями ,уважение к науке и её представителям, понимание значимости науки для жизненной и общественной практике.

2.Организация познавательной деятельности-рациональная организация обучения рождает удовлетворение собственным продвижением вперед, стремление к преодолению трудностей.

3.Отношения, которые складываются в учебном процессе между учителем и учениками-учение с учителем, товарищами, в результате чего складываются многозначительные отношения, которые сопутствуют возникновению иного строя моральных и интеллектуальных переживаний, являющихся также сильными побудителями познавательного интереса, возникают коллективные сопереживания, радость за успех товарищей, стремление оказать помощь.

Большую роль для формирования интереса к изучению математики играет личность учителя, причём наиболее важной чертой в этом является его увлечённость предметом и преподаванием, желание учителя поверить в возможности ученика, готовность прийти к нему на помощь. Учитель должен быть сдержан и никогда не допускать грубости по отношению к ученику. Благотворно влияет на формирование интереса поощрение учителя, его похвала.

Устная работа на уроках математики в начальной школе имеет большое значение-это и беседы с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных упражнений. Среди видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. Раннее они сводились в основном к вычислениям , поэтому за ними закрепилось название «устный счёт». В современных программах содержание устных упражнений весьма разнообразно и велико, за счёт введения алгебраического и геометрического материала, а также за счёт большого внимания к к свойствам действий над числами и величинами и других вопросов, название сохранилось по отношению к устной форме упражнений. В сочетании с другими формами работ, устные упражнения позволяют создать условия,при которых активизируется память, мышление,речь.В связи с этим устные упражнения имеют большое значение.

Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он имеет свои задачи:

-воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для самостоятельной деятельности учащихся или для осознанного восприятия объяснения учителя;

-контроль учителя за состоянием знаний учащихся;

-психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Так как уроки математики в начальных классах имеют кроме основной задачи, связанной с изучением нового материала, ещё ряд задач относящихся к к закреплению пройденного материала и подготовке к новым вопросам, то с этой точки зрения и подбираются упражнения к уроку, продумываются виды устных упражнений.

Для эффективного использования устных упражнений нужно правильно определить их место в системе формирования понятий и навыков.







ФОРМЫ ВОСПРИЯТИЯ УСТНЫХ УПРАЖНЕНИЙ.

1.Восприятие заданий на слух (читается учителем, учеником),при котором большая нагрузка приходится на память, поэтому дети быстро утомляются. Однако польза таких упражнений в развитии слуховой памяти.

2.Зрительное восприятие(таблицы, плакаты, записи на доске и т. д.)Иногда без записи трудно выполнить задание/р, нужно выполнить действия с величинами, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.

3.Комбинированный.

А также :

-обратная связь(показ ответов с помощью карточек),

-задания по вариантам(обеспечивает самостоятельность),

-выполнение заданий в игровой форме(молчанка, продолжи цепочку, хлопки).

ВИДЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ УСТНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ НА УРОКАХ

Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения разнообразных упражнений.

1.Нахождение значений математических выражений

Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти его значение. Эти упражнения имеют много вариантов. Можно предлагать числовые и буквенные математические выражения,при этом буквам могут придаваться числовые значения и тогда можно найти числовое значение этого выражения. Также выражения могут предлагаться в словесной форме.

Основное значение упражнений на нахождение значений выражений –выработать у учащихся твёрдые вычислительные навыки,а также они способствуют усвоению вопросов теории арифметических действий.(слайд № 1).

2.Сравнение математических выражений.

Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, нужно установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них большее или меньшее.

Могут предлагаться упражнения, в которых уже задан знак отношения, нужно только восстановить запись или составить одну из частей равенства или неравенства.

Задача таких упражнений-способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах, равенствах, неравенствах.(слайд№2)

3.Решение уравнений.

Это прежде всего простые и более сложные уравнения.

Уравнения можно предлагать в различной форме:

-из какого числа нужно вычесть 5,чтобы получилось 4?

-я задумал число , прибавил к нему 3 и получил 6.Какое число я задумал?

-решение уравнения;

-найдите неизвестное число.

Задача таких упражнений-выработать умения решения уравнений, помочь усвоить связь между компонентами действий.(слайд №3)

4.Решение задач.

Для устной работы предлагаются и простые и составные задачи.

Эти упражнения включаются в устный счёт с целью выработки умений решать задачи.

Здесь можно использовать и такие задания, как составление задач по опорным схемам(краткое условие задач),и по заданному выражению, подбор вопроса или изменение вопроса данной задачи.(слайд №4)

5.Геометрический материал.

Игры –загадки.

-Назовите фигуру зелёного цвета(треугольник)

-Какого цвета фигура, у которой все стороны равны? И т. д.

Пазлы, измерение длины отрезков .длин сторон. нахождение P,S.(слайд№5)

6.Задания,направленные на развитие внимания.

В учебный процесс необходимо включать задания на внимание:

«Найди отличие».

«Что изменилось».

«День-ночь»

«Числовые фигуры» и т. д.(слайд №6)

7.Задания,направленные на развитие логического мышления.

-задачи на смекалку:

-задачи-шутки:

-логические упражнения со словами(назови слово на две буквы длиннее, чем сом и т.д.)

-математические игры и фокусы

В начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, поэтому необходимо развивать логическую память. Ученикам приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их мышления:

-запомни двузначные числа;

-запомни математические термины:

-запомни и воспроизведи по памяти рисунки.



ОРГАНИЗАЦИЯ УСТНОГО СЧЁТА

Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение устных и письменных вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда ,когда устно посчитать трудно.

Задания для устного выполнения должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашнего задания, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Они должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или пройденного материала. В зависимости от этого нужно определять место этих заданий на уроке. Если эти задания направлены на повторение пройденного и подготовку к восприятию нового материала, то лучше их выполнять в начале урока. Если задания устного счёта направлены на закрепление материала изученного на этом уроке, то их выполнение целесообразно после объяснения нового.

При подборе материала следует учитывать. что подготовительные задания и первые упражнения для закрепления должны формулироваться как можно проще и прямолинейнее. Формулировки заданий должны легко восприниматься на слух. если же какие задания затрудняют слуховое восприятие, то их лучше записывать на доске или выполнять какой-то рисунок к ним.

Помимо того ,что устный счёт на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно –познавательной деятельности, развития логического мышления. личностных качеств ребёнка. Вызывая интерес и прививая любовь к математике ,мы помогаем детям активно действовать с учебным материалом, пробуждаем у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это ,в свою очередь, важнейшее условие сознательного усвоения материала.



























ЛИТЕРАТУРА

1.Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Просвещение, 1987г

2.Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения.Москва,1972г.

3.Волков К.Н.

Психологи о педагогических проблемах.Москва,Просвещение,1991г.

4.Груденов Я.И. Совершенствование работы учителя математики.Москва.Просвещение,1990 г.

5.Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников.Москва,1975 г.





Обсуждение материала
Сергей Колодин
17.12.2018 11:39
Ольга Сергеевна,
оформление разработки должно соответствовать всем критериям Требований (см. инф. в разделе Помощь). "Шапка" с указанием ОУ не нужна.

С уважением, С.А. Колодин.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru