В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Пособие по развитию речи SpeakBox. Методические рекомендации

Пособие по развитию речи SpeakBox. Методические рекомендации

Краткое описание
В моем авторском пособии SpeakBox собраны всем известные предметы,которые при системном  и игровом подходе превращаются в «волшебные» средства коррекционно-развивающей работы c детьми с разными стартовыми возможностями и со взрослыми пациентами, имеющими нарушения речи.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
инструкция для Пособия SpeakBox.docx Скачать

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Колледж малого бизнеса № 4»


Дубининская улица, д. 25, стр. 1, Москва,115054

Телефон: (499) 235-52-94 Факс: (499) 235-52-94 E-mail: spo-4@edu.mos.ru http://www.kmb-4.mskobr.ru

ОКПО 75587448, ОГРН 1057705001970, ИНН / КПП 7705513678 / 770501001




Международный конкурс – фестиваль педагогического мастерства

«Радуга творческих идей: традиции, инновации, качество»




Номинация

Научно – практическая конференция для педагогов: инновации в образовании.



Тема работы

Пособие по развитию речи SpeakBox

Методические рекомендации






Автор: Павлова Екатерина Владимировна

должность учитель

преподаваемый предмет устная речь, письмо,

грамота, чтение, живой мир,

естествознание, логопедия

телефон 8-916-983-34-49

адрес электронной почты evpavlova13@gmail.ru













город Москва

2018 г.

C:\Users\ASUS\Downloads\113c1d31-6283-4537-9425-89ad51bf2816.jpg


Предлагаем Вашему вниманию пособие по развитию речи «SpeakBox».

Что такое SpeakBox?

Пособие SpeakBox, включает задания по развитию речевого дыхания, подвижности артикуляционного аппарата и мелкой моторики пальцев; формированию слухового внимания, фонематического слуха и темпо-ритмической стороны речи. Кроме того в ходе совместного выполнения различных заданий будет происходить развитие слоговой структуры слова, временно-пространственных представлений и обогащение словарного запаса ребенка.

Регулярные занятия в игровой форме со SpeakBox помогут стимулировать развитие речи ребенка, подготовить органы артикуляции к правильному звукопроизношению.


На какой возраст рассчитано пособие?

Данное пособие SpeakBox подходит как для малышей раннего возраста, так и для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Занятия по SpeakBox разделены по уровню сложности в зависимости от возраста вашего ребенка. Не все предложенные задания он сможет выполнить сразу, а только после ряда тренировок.

Основное условие успешности проводимой работы – в ее регулярности, чтобы полученные у детей навыки закреплялись, становились более прочными. Однако помните, что каждый ребенок индивидуален, и предлагайте ему упражнения, которые он хочет и может выполнить в данный момент. Поэтому заниматься с нашим пособием нудно до тех пор, пока не добьетесь желаемого результата.


Разделы пособия SpeakBox:

  • материал для проведения оригинальной и «вкусной» артикуляционной гимнастики;

  • приспособления для выполнения дыхательных упражнений;

  • игровые пособия на развитие мелкой моторики пальцев рук.



Основные правила:

  1. Не разрешайте ребенку играть одному с коробкой. Упражнения проводятся в присутствии взрослого.

  2. Никогда не заставляйте ребенка выполнять данные упражнения. Ваши занятия - это игра! Только доброжелательная обстановка и положительный эмоциональный настрой позволят достигнуть желаемого результата.

  3. Занятия с коробкой SpeakBox проводятся ежедневно. Продолжительность проведения упражнений зависит от возраста и степени утомляемости ребенка.

  4. Подбадривайте малыша, даже если у него что-то не получается, и обязательно отмечайте его успехи.

  5. При проведении «вкусной» артикуляционной гимнастики необходимо учитывать индивидуальную непереносимость тех или иных пищевых продуктов, которые могут вызвать у ребенка аллергию.

  6. Используйте любые противоаллергенные сладости и вкусности, которые есть дома, главное, чтобы у ребенка не было аллергии.

Привлекайте к выполнению упражнений сюжеты, рассказы, игрушки – так, чтобы малыш был активно заинтересован происходящим, и он с увлечением будет повторять за Вами.

Желаем удачи!



Начнем

Попросите ребенка самостоятельно открыть «волшебную» коробку.


Задания для малышей от 1 года до 3 лет


  1. Упражнения на укрепление мышц губ:

Вам понадобятся макароны (1), мармелад (2), соломка (3), хлебная палочка (4), сушка (5), палочка корицы (7), спагетти (8).

  • Интересно, что в коробке? – «Ааааа» (открываем рот как можно шире), «Мммм» (смыкаем губы). Сколько всего интересного! – «Ах!», «Ох!».


  • Улыбаемся (произносим долго звук «И») и радуемся такой замечательной коробочке.

  • Вытягиваем губки трубочкой и целуем маму, как будто произносим долго звук «У».

  • Удерживаем губами (не зубами!) макаронину/ мармеладку-червячка/соломку/хлебную палочку/сушку в центре/в уголках губ.

http://www.velvet.by/files/userfiles/14762/naiajovov7e.jpg


  • Пытаемся удержать палочку корицы/соломку/хлебную палочку/спагетти под носом при помощи верхней губы, как будто это усы.

http://www.velvet.by/files/userfiles/14762/hqe8qenkwna_0.jpg

  • «Поросенок обнюхивает воздух»: вытягиваем губы и двигаем ими в разные стороны, потом по кругу.


  • «Накажем непослушные губки» Покусываем губы (нижнюю и верхнюю) зубами, делаем почесывающие движения губ.


  1. Упражнения на укрепление мышц языка:

Вам понадобятся мармеладка (2), хлебная палочка (4), сушка (5), конфета на палочке (9), белые контейнеры для сыпучих веществ.

  • «Где конфетка». Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку.

https://i.ytimg.com/vi/tmhXdHosdkU/maxresdefault.jpg

  • «Прячем» язык под верхнюю/нижнюю губу.


  • Облизываем язычком губы круговыми движениями (следим, чтобы голова при этом не крутилась).

  • «Пошлепай губками»: стучим по язычку мармеладкой/конфеткой на палочке, чтобы ушло напряжение и язык стал широким.

  • Широким языком, как лопатой, облизываем конфету на палочке/сушку/верхнюю губу и прячем язык вглубь рта.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0039/0000c388-499d63fd/hello_html_383227af.jpg

  • Тянемся до хлебной палочки/конфетки на палочке/мармеладки узким язычком, передвигая ее вверх/вниз/вперед/влево/вправо.

http://www.velvet.by/files/userfiles/14762/ur6flrzkncm.jpg


  • Открываем рот и показываем язычок, дотрагиваемся до мармеладки/конфеты/ хлебной палочки/сушки затем снова его прячем.

На заметку: на занятиях также можно использовать ягоды, кусочки сухих и свежих фруктов, цукаты, готовые завтраки, курагу на шпажке, посыпку, варенье, джем, мармелад и другое.


  1. Упражнения на развитие воздушной струи:

Вам понадобятся палочка корицы (7), свечи (13), кофейные зерна (14), перья (16), вата (20), коктейльные трубочки (17), диск-вертушка (19).

На заметку: воздух вдыхается коротко через нос, при этом плечи не поднимаются, а выдыхается воздух медленно через рот, не надувая щек.

  • Нюхаем свечи, вдыхаем аромат кофейных зерен, палочки корицы, восхищаемся и на выдохе говорим: «Ах!», «Ох!», «Ух!»; угадываем запахи, называем цвет.

  • Дуем на цветные перья/вату, выложенные на столе/ладони, как холодный зимний ветер; отгадываем, до какой части лица/тела дотронулось перышко.

  • Зажигаем, а потом задуваем свечу, дуем длительно/коротко.

  • «Дровосек»: складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух».

  • «Волшебник»: взмахиваем руками с палочкой корицы или коктейльной трубочкой и задерживаем их наверху, потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».

  • Изготавливаем дерево (с одной стороны коктейльной трубочки прикрепляем с помощью скотча зеленую травку), дуем на листочки.

http://planetadetstva.net/wp-content/uploads/2014/03/6Nestandartnoe-fizkulturnoe-oborudovanie-v-rabote-s-doshkolnikami-%C2%ABDorozhka-zdorovja%C2%BB-%C2%ABMassazhnye-kovriki%C2%BB-%C2%ABSkakalka%C2%BB-%C2%ABSultanchiki%C2%BB-%C2%ABSledochki%C2%BB.jpg

  • «Вертушка»: дуем на колечко с вертящимся диском.


  1. Упражнения на развитие мелкой моторики рук:

Вам понадобятся спагетти (8), кофейные зерна (14), фасоль (15), зеленая травка, массажный шарик Су-Джок, массажный резиновый мячик (11), волчок (21), стаканчик с шариком (22).

  • Насыпаем кофейные зерна/фасоль на ладошку, затем кладем на пальчики и называем их (указательный, безымянный и др.).

  • Высыпаем на дно коробки кофейные зерна/фасоль, сверху кладем зеленую травку – пытаемся достать «жучков» пальчиками одной, потом другой руки, двумя руками одновременно.

  • Выкладываем кофейные зерна/фасоль узорами (цветок, дом, ступеньки); делаем дорожки из спагетти и возим вдоль них машины-фасолины, создавая вибрацию губ. 

http://shkolnie.ru/pars_docs/refs/92/91134/91134_html_m5c789293.png

  • «Кнопки»: шагаем пальчиками по кофейным зернам/фасоли и произносим гласные звуки (А, О, У, И, Ы); на каждый шаг выполняем представленные выше упражнения губками или языком.

  • Ломаем спагетти и проговариваем: «Я буду ломать, я ломаю, я сломал, уже сломаны». Выкладываем геометрические фигуры из спагетти, считаем, сравниваем по размеру, длине.

  • Делаем массаж ладошек резиновым мячиком или шариком Су-Джок,с помощью пружинки, находящейся внутри шарика, и надеваем на каждый пальчик, массируя его. Называем размер, цвет, материал каждого их них.

  • Учимся крутить волчок, наблюдаем за ним. Дополнительно выполняем круговые движения язычком во рту или по губам.


  1. Упражнения и игры для развития фонематического слуха

Вам понадобятся коктейльные трубочки (17), белые контейнеры.

  • «Волшебная палочка». Дайте ребенку в руки коктейльную палочку и попросите постучать по разнофактурным предметам (картонной коробке, белому контейнеру, столу). Запомните каждый услышанный звук. После этого малыш закрывает глаза и угадывает эти звуки, воспроизводимые взрослым.


Задания для детей от 3 лет

(занятие начинается с упражнений первой сложности

для детей от1 года до 3 лет)

на заметку:

  1. Очень хорошо, если ребенок будет видеть свое лицо в зеркале. Так он сможет наблюдать за работой мышц артикуляционного аппарата и лучше понимать, что от него требуется.

  2. Во время игры проговаривайте названия артикуляционных органов (зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык, щеки).


  1. Упражнения на укрепление мышц губ:

Вам понадобятся хлебная палочка (4), крекер рыбки (6), тарелка.

  • Представляем, что вокруг стало жарко - открываем рот как можно шире, смыкаем губы – стало холодно.

  • Просим собрать губами с тарелки бусинки (крупные крошки хлебной палочки/ крекера рыбки).

  • Втягиваем мармеладку-червячка, вытянув губы в трубочку.


  1. Упражнения на укрепление мышц языка:

Вам понадобятся макароны (1), соломка (3), хлебная палочка (4), сушка (5), крекер рыбки (6), вермишель (10), сухой завтрак (12).

  • «Накажи непослушный язычок» Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух.

  • Удерживаем сушку на высунутом языке.

    • Удерживаем на кончике языка вермишель/рыбку/сухой завтрак.

http://marypop.ru/wp-content/uploads/419-300x250.jpg

  • «Рыбалка»: предлагаем поймать рыбку: язык – это удочка, а крошки крекера рыбки/хлебной палочки – это рыбки. Широко открываем рот и узким языком дотрагиваемся до крошки так, чтобы она прилипла к кончику языка. Рыбку можно съесть.

  • «Качели»: качаем на язычке вермишель/сухой завтрак вверх/вниз.

  • «Часики»: качаем на язычке вермишель/сухой завтрак влево-вправо: «тик-так».

  • Открываем рот, высовываем язык и удерживаем в равновесии на языке соломку/макаронину.

http://4.bp.blogspot.com/-EwFaWTmiaeU/VmLpt4AGUyI/AAAAAAAACVM/C-n1P2Ncvns/s1600/1%25D0%25B0.jpg

  • Делаем язычок «чашечкой» и удерживаем в лунке сухой завтрак.

http://www.velvet.by/files/userfiles/14762/dogn19qoeqw.jpg


  1. Упражнение на укрепление жевательных мышц:

  • «Правильно жуем»: кладем в рот мармеладку и жуем с закрытым ртом.


  1. Упражнения на развитие воздушной струи:

Вам понадобятся коктейльные трубочки (17), аэробол (18), диск-вертушка (19), футбольное поле, стакан.

На заметку: см.выше.

  • «Буря»: улыбаемся, широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. дуем и создаем бурю.

  • «Аэробол»: кладем шарик в отверстие аэробола и плавно дуем в один конец трубочки так, чтобы шарик парил в воздух.

  • «Футбол»: возьмите футбольное поле, коктейльные трубочки и шарик от Аэробола. Дуем на шарик через трубочку/только губами, стараясь загнать его в ворота.

  • «Вертушка»: улыбаемся, просовываем язычок между зубками и дуем, диск крутится и шумит (на язычке появляется желобок для звука С).



  1. Упражнения на развитие мелкой моторики:

Вам понадобятся спагетти (8), кофейные зерна (14), фасоль (15), зеленая травка, массажный шарик Су-Джок, массажный резиновый/деревянный мячик стаканчик.

  • Стараемся удержать на каждом пальчике кофейное зернышко или фасолинку. Просим определить с закрытыми глазами на какой пальчик положили /сыпем кофейные зерна/фасоль.

  • Длинные спагетти удерживаем между ладонями, пытаемся прокрутить, удержать между двумя указательными/средними пальцами и тп.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/05db/000597a2-ebd96539/hello_html_78928386.jpghttps://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza12/4034607107216.files/image003.png

  • «Фокус»: Пробуем поймать шарик стаканчиком.


  1. Упражнения и игры для развития фонематического слуха

Вам понадобятся: вермишель (10), сухой завтрак (12), кофейные зерна (14), фасоль (15), перья (16), коктейльные трубочки (17), массажный шарик, белые контейнеры.

  • «Угадай, что звучит». Положите в каждый белый контейнер разные наполнители: немного зерен кофе, вермишель, массажный шарик. Пусть ребенок посмотрит на предметы и послушает, как они шумят. Поставьте ширму (крышку коробки) между вами и погремите одним из контейнером. Уберите ширму. Попросите угадать/показать, что звучало. Поиграйте так с каждым наполнителем.

  • «Повторяй за мной»: переверните белые контейнеры дном вверх и отстукивайте коктейльной трубочкой какой-то элементарный ритм, ребенок должен повторить за вами. Когда ребенок освоит игру, предложите ему поменяться с вами ролями.

  • «Наполни контейер». Объясните ребенку, что ему нужно бросать фасолину/кофейное зернышко в белый контейнер, как только он услышит правильно произнесенное слово. Например: сумка-фумка-шумка; собака-кобака-лобака-табака; паман-банан-ваман-банам.


Играйте с удовольствием!

С любовью и заботой о Вашем ребенке


!


SpeakBox




























Подборка стихов для веселых занятий

Стихи для упражнений на укрепление мышц губ:


«Улыбочка-хоботок»

Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!

Наш  Дениска – озорник
Тянет губки к ушкам.
-Посмотрите, — говорит,
-Я теперь — лягушка!
(А. С. Анищенкова)


«Слоненок»

Посмотрите на слоненка:
Хобот длинный у ребенка!
- А я так умею тоже! –
Маме говорит Сережа.
Губы трубочкой свернул
И вперед как потянул!
- Посмотрите, как хорош! –
Я на слоника похож!
 (Ирина Асеева)


«Губки»

Упражнение: покусывать и почесывать сначала верхнюю, затем – нижнюю губу.

Если губки я кусаю,
Значит, я переживаю.
Если губки я чешу,
Значит, сладкого прошу.
(Ирина Асеева)




Стихи для упражнений на укрепление мышц языка:


«Часики»

Маятник туда, сюда
Делает вот так: «Раз – два»


Как часы, заладим в такт:
- Тик-так! Тик-так!
Разговариваем так:
- Тик-так! Тик-так!


«Качели»

А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.
(А. С. Анищенкова)

«Прятки»

Мышка выглянет из норки –
Очень хочет сыра корку! –
Тут же прячется опять:
Рядом кошка – страшно взять!
(Ирина Асеева)


«Вкусное варенье»

У меня сегодня – чудо-настроенье:
Бабушка сварила вкусное варенье.
Я раз сто, наверное, губки оближу,
А потом “спасибо” бабушке скажу.


Любит мишка сладкий мед
Слижет язычком - и в рот.


«Чашечка»

Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.

Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.
(А. С. Анищенкова)

«Иголочки»

Как в лесу у елочки,

Острые иголочки.

Досчитаем до шести,

Язычок свой покажи.


Стихи для упражнений на развитие воздушной струи:


«Футбол»

Мы в футбол с тобой играем,
Мяч в ворота загоняем.
Дуй на шарик сильней,
Гол забей поскорей!


Стихи для игры с массажером «Су – Джок», резиновым/деревянным мячиком


«Мячик»

Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк-
Мяч летает между рук.
(О.И.Крупенчук)


«Ласковый ёж»

Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
(Ермакова И. А.)


«Месим тесто»

Месим, месим тесто – сжимаем массажный мячик в одной руке.
Есть в печке место – перекладываем и сжимаем мяч другой рукой.
Я для милой мамочки – сжимаем мяч двумя руками несколько раз.
Испеку два пряничка – катаем мяч между ладонями.

(Ермакова И. А.)

Прокатывать металлическими кольцами каждый пальчик:

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.



НА КАРТОЧКе

Игровые упражнения – в сказке.

Расскажите и наглядно покажите ребенку сказку, например такую:

«Наступило утро, язычок проснулся в своем домике (это ротик) и открыл окошко (открываем рот), смотрит язычок вверх: «Где же наше  солнышко?» (попытаемся дотянуться до носа). «А кто у нас гуляет во дворе?» - смотрит язычок налево (вытягиваем язык к левой щеке), потом - смотрит направо (вытягиваем к правой щеке). «А где же наш … (имя ребенка)? Тут наш … (имя ребенка) – Приве-е-ет!!» - приветственно «помашите» язычком из стороны в сторону. «Пока!» - помашите языком вверх-вниз».























C:\Users\ASUS\Downloads\145cf0db-a181-4034-baee-c2fda9edc423.jpg



C:\Users\ASUS\Downloads\BACDCE56-E8B5-460F-AD26-3AA4DE5BCEBF.jpeg



C:\Users\ASUS\Downloads\88e55dcb-1ccd-40ef-b661-12ba9a019b21.jpg


C:\Users\ASUS\Downloads\2f664029-84bb-4e5f-8862-bdf0cf6d9539(1).jpg




C:\Users\ASUS\Downloads\EC9504C4-115A-4915-B7A1-E507FBDD459C.jpeg


C:\Users\ASUS\Downloads\f31c57e7-16a5-4843-9a26-35440ab879df.jpg







C:\Users\ASUS\Downloads\8B740548-17F4-4D3E-B7AB-A629A1DE9156.jpeg


























C:\Users\ASUS\Downloads\E1E0D0FC-E11C-4DF4-A799-446976B8AD80.jpeg




Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос