Рабочая программа учебной дисциплины ОУДБ.02 Литература
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кисловодский государственный многопрофильный техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ КГМТ
___________ Винокуров В.А.
« 29» августа 2017 года
ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДБ.02 Литература
г. Кисловодск, 2017 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОУДБ.02 Литература разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 с учетом получаемой профессии среднего профессионального образования 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки(наплавки)), входящей в укрупненную группу профессий 15.00.00 Машиностроение
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кисловодский государственный многопрофильный техникум»
Разработчик: Романовская Я.В.. преподаватель государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Кисловодский государственный многопрофильный техникум»
Рекомендована: методической комиссией преподавателей гуманитарных дисциплин государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Кисловодский государственный многопрофильный техникум»
Протокол № 1 заседания методической комиссии от 29.08.2017 г
-
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
|
4 |
|
5 |
|
15 |
|
17 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДБ.02 Литература
-
Область применения программы
Программа учебной дисциплины (рабочая программа) является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки(наплавки)), входящей в укрупненную группу профессий 15.00.00 Машиностроение
-
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
является базовой общей общеобразовательной учебной дисциплиной
. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС СПО и ППКРС СПО по данному направлению подготовки:
Общие компетенции:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
ОК5. Использовать информационно-коммуникативные технологии профессиональной деятельности.
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Стандарт среднего (полного) общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
ОУДБ.02 Литература (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса русского языка и литературы должны отражать:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
2) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
3) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов,сочинений различных жанров;
4) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их
историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
5) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
6) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
7) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
8)сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 298 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 200 часов;
самостоятельной работы обучающегося 98 часов.
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДБ.02 Литература
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
298 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
200 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия: |
- |
практические занятия: |
- |
контрольные работы |
- |
курсовая работа (проект) (не предусмотрено) |
- |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
98 |
в том числе, возможно выполнение индивидуальных проектов* |
50 |
в том числе: Рефераты: Т.1 «Идейно-художественное своеобразие русской литературы второй половины XIX века.
Т.2 «Литературное творчество как форма общественного сознания, воплощение идейно-нравственных идеалов писателя».
Т.3 «Существенные черты эпохи 60-х годов».
Т.4 «Проблема традиций и новаторства в литературе разных направлений начала ХХ века.
|
1
1
1
1
|
Лабораторная, работа над курсовой проектом не предусмотрена |
- |
Самостоятельная работа: доклады защита рефератов презентации составление глоссария сочинения работа с научными текстами работа с художественными текстами |
13 15 8 7 23 7
21 |
Итоговая аттестация в форме комплексного экзамена |
* Возможно выполнение индивидуального проекта в количестве
50 часов студентами, выбравшими данный предмет.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов
-
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел 1. |
|
|
|
|
Тема 1.1. Введение |
Содержание учебного материала |
4 |
||
1 |
Россия в первой и второй половине XIX века. Русская литература и история. Становление реализма. |
2 |
||
2 |
Общая характеристика литературы. Реалистические романы А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. |
|
2 |
|
3 |
Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» и Н.В.Гоголя «Мертвые души». |
|
2 |
|
4 |
Зарождение русской критики (В.Г.Белинский). Литературная критика и журнальная полемика. |
|
3 |
|
Самостоятельная работа обучающихся |
- |
|
||
Раздел 2. |
|
|
||
Тема 2.1. Русская литература второй половины XIX века. |
Содержание учебного материала |
6 |
||
1 |
Очерк жизни и творчества. История создания драмы «Гроза». |
2 |
||
2 |
Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством». |
|
2 |
|
3 |
Обличение самодурства, грубой силы и невежества в пьесе. |
|
2 |
|
4 |
«Бесприданница». Хозяева новой формации. Трагедия Ларисы Огудаловой. |
|
2 |
|
5 |
Островский и театр. Значение пьес драматурга для русской сцены и МХАТа. |
|
2 |
|
6 |
Проверочная работа по творчеству Островского. |
|
2 |
|
Практические занятия: |
- |
|
||
Самостоятельная работа: Анализ отдельных сцен драмы. Анализ образов Варвары, Кудряша, Кулигина. Пьеса А.Н.Островского на современной сцене (доклады) |
2 |
|||
Тема 2.2. И.А.Гончаров |
Содержание учебного материала |
6 |
||
1 |
Очерк жизни и творчества. |
2 |
||
2 |
История создания романа «Обломов». Анализ эпизода «сон Обломова». |
|
2 |
|
3 |
Что такое «обломовщина»? Н.А.Добролюбов. Анализ статьи. |
|
2 |
|
4 |
Обломов и Штольц (сравнительная характеристика). |
|
3 |
|
5 |
Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Любовь в жизни Обломова. |
|
3 |
|
6 |
Роман «Обломов» в русской критике. |
|
3 |
|
Самостоятельная работа |
- |
|
||
Тема 2.3. И.С.Тургенев |
Содержание учебного материала |
8 |
|
|
1 |
Очерк жизни и творчества. |
2 |
||
2 |
Художественное своеобразие цикла «Записки охотника». |
2 |
||
3 |
История создания романа «Отцы и дети». Смысл заглавия романа. |
|
2 |
|
4 |
Базаров в системе действующих лиц. Причины его конфликта с окружающими. |
|
2 |
|
5 |
Оппоненты Базарова. Их нравственная и социальная позиция. |
|
2 |
|
6 |
Испытание любовью. Базаров и Одинцова. |
|
2 |
|
7 |
Смерть Базарова. Эпилог романа. |
|
2 |
|
8 |
Споры вокруг романа. Базаров в русской критике. |
|
2 |
|
9 |
Отношение автора к своему герою. Значение творчества Тургенева для мировой литературы. |
|
2 |
|
10 |
Проверочная работа по творчеству И.С.Тургенева. |
|
2 |
|
Тема 2.4 Ф.И.Тютчев |
Содержание учебного материала |
3 |
|
|
1 |
Жизнь и творчество. Тютчев – дипломат. |
2 |
||
2 |
Художественное своеобразие стихотворений. |
|
2 |
|
3 |
Философская направленность лирики. Стихотворения о природе. |
|
2 |
|
4 |
Стихотворения о любви. Чтение и анализ произведений. |
|
2 |
|
Самостоятельная работа |
- |
|
||
Тема 2.5. А.А.Фет |
Содержание учебного материала |
5 |
|
|
1 |
Очерк жизни и творчества. |
2 |
||
2 |
Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета – практичного помещика. |
|
2 |
|
3 |
Фет – мастер реалистичного пейзажа. Стихотворения о природе. |
|
2 |
|
4 |
Метафоричность поэзии. Музыкальность, мелодичность стиха. |
|
2 |
|
Самостоятельная работа обучающихся |
- |
|
||
Тема 2.6. Н.Г.Чернышевский |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
1 |
Жизнь и творчество. Эстетические взгляды Чернышевского. |
2 |
||
2 |
История создания романа «Что делать?». Особенный человек – Рахметов. |
|
2 |
|
3 |
Проблема эмансипации женщины в романе. Сны Веры Павловны. |
|
2 |
|
4 |
Критическая деятельность Н.Г.Чернышевского. |
|
2 |
|
Самостоятельная работа |
- |
|
||
Тема 2.7 Н.С.Лесков |
Содержание учебного материала |
6 |
|
|
1 |
Очерк жизни и творчества. |
2 |
||
2 |
«Очарованный странник». Иван Флягин – правдоискатель земли русской. |
|
2 |
|
3 |
Былинные мотивы в повести «Очарованный странник». |
|
2 |
|
4 |
«Левша»: художественное своеобразие сказа. |
|
2 |
|
5 |
«Леди Макбет Мценского уезда». (Обзорное изучение) |
|
2 |
|
6 |
Проверочная работа по творчеству Лескова. |
|
2 |
|
Самостоятельная работа обучающихся |
- |
|
||
Тема 2.8. Н.А.Некрасов |
Содержание учебного материала |
6 |
|
|
1 |
Очерк жизни и творчества. Народность лирики. |
2 |
||
2 |
«Я лиру посвятил народу своему…» Чтение и анализ стихотворений. |
2 |
||
3 |
История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Отражение в ней социальных противоречий эпохи. |
|
2 |
|
4 |
Мастерство поэта в изображении народной жизни. |
|
2 |
|
5 |
Сатирические образы помещиков. |
|
2 |
|
6 |
Проблема счастья, долга, смысла жизни как предмет лирических переживаний поэта. |
|
2 |
|
Лабораторные работы: |
- |
|
||
Практические занятия: |
- |
|||
Контрольные работы |
- |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
- |
|||
Тема 2.9. М.Е.Салтыков-Щедрин |
Содержание учебного материала |
6 |
||
1 |
Очерк жизни и творчества. |
2 |
||
2 |
Художественное своеобразие сказок Щедрина. Сатирическое негодование против произвола страстей. |
|
2 |
|
3 |
Желчная насмешка над покорностью народа. Чтение и анализ сказок. |
|
2 |
|
4 |
«История одного города». Идейно-художественное своеобразие произведения. |
|
2 |
|
5 |
Социальное и общечеловеческое в произведениях писателя. |
|
2 |
|
6 |
Проверочная работа по творчеству Лескова, Некрасова, Салтыкова-Щедрина. |
|
2 |
|
Лабораторная работа: |
- |
|
||
Практические занятия: |
- |
|||
Контрольные работы |
- |
|||
Самостоятельная работа. |
- |
|||
Тема 2.10. Ф.М.Достоевский |
Содержание учебного материала |
12 |
||
1 |
Очерк жизни и творчества. Нравственная проблематика, философская глубина творчества. |
2 |
||
2 |
Начало творческого пути. «Бедные люди». |
2 |
||
3 |
Нравственная проблематика, философская глубина творчества. |
2 |
||
4 |
«Преступление и наказание». Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. |
|
2 |
|
5 |
Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей. |
|
2 |
|
6 |
Боль за человека – основа авторской позиции в романе. |
|
2 |
|
7 |
Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории. |
|
2 |
|
8 |
Причины крушения теории Раскольникова. Наказание. |
|
2 |
|
9 |
«Двойники» Раскольникова. Их роль в романе. |
|
2 |
|
10 |
Соня Мармеладова и христианские мотивы в романе. |
|
2 |
|
11 |
Исповедальное начало как способ раскрытия души. Оценка романа в критике. |
|
2 |
|
12 |
Проверочная работа по творчеству Ф.М.Достоевского. |
|
2 |
|
Лабораторные работы |
- |
|
||
Практическое занятие: |
- |
|
||
Контрольная работа: |
- |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
- |
|||
Тема 2.11. Л.Н.Толстой |
Содержание учебного материала |
16 |
|
|
1 |
Очерк жизни и творчества. |
2 |
||
2 |
Начало творческого пути. Повесть «Детство». |
2 |
||
3 |
Служба на Кавказе. Участие в обороне Севастополя. Изображение суровой правды войны в «Севастопольских рассказах». |
|
2 |
|
4 |
Творческая история романа «Война и мир». |
|
2 |
|
5 |
«Мысль народная» в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражение. |
|
2 |
|
6 |
Духовные искания Андрея Болконского. |
|
2 |
|
7 |
Жизненные искания Пьера Безухова. |
|
2 |
|
8 |
Наташа Ростова – любимая героиня Толстого. |
|
2 |
|
9 |
Семья Болконских и Ростовых (сравнительная характеристика). |
|
2 |
|
10 |
Народ и личность – одна из главных проблем романа. |
|
2 |
|
11 |
Картины войны 1812 года. Пожар Москвы. |
|
2 |
|
12 |
Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. |
|
2 |
|
13 |
Картины партизанской войны в романе. |
|
2 |
|
14 |
Верхушка светского общества, ее лжепатриотизм и бездуховность. |
|
2 |
|
15 |
Обзор позднего творчества писателя. |
|
2 |
|
16 |
Проверочная работа по творчеству Л.Н.Толстого. |
|
2 |
|
Лабораторные работы: |
- |
|
||
Практические занятия: |
- |
|
||
Контрольная работа |
- |
|
||
Самостоятельная работа: Обзор романов «Анна Каренина», «Хаджи-Мурат». Философские взгляды позднего Толстого. Творчество Л.Н.Толстого в критике доклады, составление глоссария) |
5 |
|||
Тема 2.12. А.П.Чехов |
Содержание учебного материала |
6 |
|
|
1 |
Очерк жизни и творчества. |
2 |
||
2 |
Чехов – враг пошлости. Рассказ «Ионыч»: чтение и анализ. |
2 |
||
3 |
Рассказы «Человек в футляре», «О любви», «Крыжовник»: чтение и анализ произведений. |
|
2 |
|
4 |
«Вишневый сад». Смысл названия пьесы. Образ вишневого сада. |
|
2 |
|
5 |
Новые, старые хозяева жизни. Тема будущего в комедии. |
|
2 |
|
6 |
Лирическое и трагическое начало в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Значение художественного наследия Чехова для русского театра. |
|
2 |
|
Лабораторные работы: |
- |
|
||
Практические занятия: |
- |
|||
Контрольные работы |
- |
|||
Самостоятельная работа: |
- |
|||
Раздел 2 |
|
|
|
|
Тема 3.1. Литература рубежа веков |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
1 |
Историко-культурная ситуация рубежа веков. |
2 |
||
2 |
Декадантский пафос литературы рубежа веков. |
|
2 |
|
3 |
Взаимосвязь литературы и общественной мысли рубежа веков. |
|
2 |
|
4 |
Театр, музыка, живопись рубежа веков. |
|
2 |
|
Лабораторные работы |
- |
|
||
Практические занятия: |
- |
|||
Контрольные работы: |
- |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
- |
|||
Тема 3.2. И.А.Бунин |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
1 |
Краткий очерк жизни и творчества. Рассказ «Господин из Сан-Франциско» Осуждение бездуховности существования человека. |
2 |
||
2 |
Тема любви в творчестве И.А.Бунина. («Темные аллеи», «Легкое дыхание», «Солнечный удар») |
2 |
||
3 |
Чтение и анализ стихотворений: «Родина», «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество». Философичность лирики. |
|
2 |
|
4 |
Тонкость восприятия психологии человека. Лирика любви. |
|
2 |
|
Лабораторные работы: |
- |
|
||
Практические занятия: |
- |
|||
Контрольные работы: |
- |
|||
Самостоятельная работа |
- |
|||
Тема 3.3. А.И.Куприн |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
1 |
Очерк жизни и творчества. Основные темы творчества. |
2 |
||
2 |
Тема любви в Творчестве Куприна. «Гранатовый браслет». |
2 |
||
3 |
Смысл спора о сильной, бескорыстной любви «маленького человека». |
|
2 |
|
4 |
«Поединок»: нравственные и социальные проблемы, поставленные автором. |
|
2 |
|
Лабораторная работа: |
- |
|
||
Практические занятия: |
- |
|||
Контрольная работа |
- |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: Сравнительная характеристика темы любви у Бунина и Куприна. «Олеся»: поэтическое изображение природы; богатство духовного мира героини (презентация) |
5 |
|||
Тема 3.4. А.М.Горький |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
1 |
Жизнь, творчество, личность. |
2 |
||
2 |
Романтический пафос рассказа «Старуха Изергиль». Поэтическая условность и символика образов. |
2 |
||
3 |
Горький –драматург. Социально-философская драма «На дне». |
|
2 |
|
4 |
Смысл названия произведения. Споры о предназначении человека. |
|
2 |
|
5 |
«Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение. |
|
2 |
|
6 |
Проверочная работа по творчеству А.М.Горького. |
|
2 |
|
Лабораторные работы: |
- |
|
||
Практические занятия |
- |
|||
Контрольные работы |
- |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: Мастерство Горького-драматурга. Составление хронологической таблицы «Жизненный и творческий путь Горького». Традиции Чехова и самобытность драмы «На дне» (доклады) |
11 |
|||
Раздел 3. |
|
|
|
|
Тема 4.1. Серебряный век |
Содержание учебного материала |
8 |
|
|
1 |
Поиски новых принципов и форм изображения действительности и поэтического самовыражения. |
2 |
||
2 |
Идея «преображенной» свободной личности, прозревающей тайны бытия в лирике поэтов. |
|
2 |
|
3 |
Проблема индивидуализма к «единичности» человека как выражения свободы выбора и творчества. |
|
2 |
|
4 |
Литературные направления начала века – символизм. |
|
2 |
|
5 |
Литературные направления начала века – акмеизм. |
|
2 |
|
6 |
Литературные направления начала века – футуризм. |
|
2 |
|
7 |
Общая характеристика творчества В.Брюсова, Н.Гумилева. |
|
2 |
|
8 |
Общая характеристика творчества О.Мандельштам, М.Цветаева. |
|
2 |
|
Лабораторная работа |
- |
|
||
Практические занятия: В.Брюсов, Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Цветаева (доклады, сообщения). Общая характеристика творчества с чтением избранных стихотворений. |
2 |
|||
Контрольные работы |
- |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: Ф.Сологуб, И.Анненский, В.Ходасевич, М.Кузмин, З.Гиппиус, Д.Мережковский, А.Белый, Вяч.Иванов, И.Северянин, К.Бальмонт. Общая характеристика творчества. Анализ избранных стихотворений. Составление тезисных планов по материалам дополнительной литературы (доклады) |
15 |
|||
Тема 4.2. А.А.Блок. |
Содержание учебного материала |
6 |
||
1 |
Очерк жизни и творчества. |
2 |
||
2 |
Романтический мир раннего Блока. Чтение стихотворений. |
|
2 |
|
3 |
Трагедия поэта в «Страшном мире». Чтение стихотворений. |
|
2 |
|
4 |
«Двенадцать» - первая попытка осмыслить события революции в крупном художественном произведении. |
|
2 |
|
5 |
Сюжет поэмы и ее герои. Неоднозначность трактовки финала. «Вечные» образы в поэме. |
|
2 |
|
6 |
Проверочная работа по творчеству А.А.Блока. |
|
2 |
|
Лабораторная работа: |
- |
|
||
Практические занятия |
- |
|||
Контрольные работы |
- |
|||
Самостоятельная работа. |
- |
|||
Тема 4.3. С.А.Есенин |
Содержание учебного материала |
6 |
||
1 |
Жизнь, творчество, личность поэта. |
2 |
||
2 |
Глубокое чувство родной природы и Родины. Чтение и анализ стихотворений. |
2 |
||
3 |
Искренность, любовь и сострадание ко всему живому. Высокая требовательность к себе. Чтение стихотворений. |
|
2 |
|
4 |
«Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины. |
|
2 |
|
5 |
Лирическое и эпическое в поэме. Чтение и анализ поэмы. |
|
2 |
|
6 |
Проверочная работа по творчеству С.А.Есенина. |
|
2 |
|
Лабораторные работы |
|
|
||
Практическое занятие: |
|
|
||
Контрольная работа: |
- |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
- |
|||
Тема 4.4 В.В.Маяковский |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
1 |
Краткий очерк жизни и творчества. Начало творческого пути. Маяковский и футуризм. |
2 |
||
2 |
Маяковский и Октябрь. Окна РОСТА. Тема поэта и поэзии в творчестве поэта. |
2 |
||
3 |
Новаторство поэзии Маяковского. Стихотворения о любви. |
|
2 |
|
4 |
Драматургия поэта. Сатирическое изображение негативных явлений жизни. |
|
2 |
|
Лабораторные работы: |
- |
|
||
Практические занятия |
- |
|
||
Контрольная работа |
- |
|
||
Самостоятельная работа |
- |
|||
Тема 4.5. М.И.Цветаева А.А.Ахматова |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
1 |
Жизнь и творчество Цветаевой. Эмиграция. |
2 |
||
2 |
Идейно-художественное своеобразие произведений. |
|
2 |
|
3 |
Очерк жизни и творчества А.Ахматовой. Своеобразие лирики. |
|
2 |
|
4 |
«Реквием» - поэма о всенародной трагедии. |
|
2 |
|
Лабораторные работы: |
- |
|
||
Практические занятия |
- |
|||
Контрольные работы |
- |
|||
Самостоятельная работа: |
- |
|||
Раздел 4 |
|
|
|
|
Тема 5.1. Литература 30-50-х М.А.Булгаков |
Содержание учебного материала |
8 |
|
|
1 |
Жизнь, творчество писателя. Судьба произведений писателя. |
2 |
||
2 |
Новаторство в темах, идеях, стилистике. |
2 |
||
3 |
«Собачье сердце». Живучесть шариковщины как социального явления. Поэтика Булгакова-сатирика. |
|
2 |
|
4 |
«Мастер и Маргарита» : тема, идея, композиция. |
|
2 |
|
5 |
Тема любви в романе. |
|
2 |
|
6 |
Иешуа Га-Ноцри и библейские главы романа. |
|
2 |
|
7 |
Тема творчества. |
|
2 |
|
8 |
Проверочная работа по творчеству М.А.Булгакова. |
|
2 |
|
Лабораторные работы |
- |
|
||
Практические занятия: |
- |
|||
Контрольные работы: |
- |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
- |
|||
Тема 5.2. М.А.Шолохов |
Содержание учебного материала |
10 |
|
|
1 |
Жизнь, творчество, личность писателя. |
2 |
||
2 |
Начало творческого пути. «Донские рассказы». |
2 |
||
3 |
Творческая история романа-эпопеи «Тихий Дон». |
|
2 |
|
4 |
«Тихий Дон» - роман о всенародной трагедии. Глубина постижения исторических процессов. |
|
2 |
|
5 |
Трагедия Григория Мелехова. |
|
2 |
|
6 |
Яркость характеров и жизненных коллизий. Женские образы. |
|
2 |
|
7 |
Правдивое изображение Гражданской войны. |
|
2 |
|
8 |
Специфика художественного строя романа. Полемика вокруг романа. |
|
2 |
|
9 |
«Судьба человека». Гуманистический пафос рассказа. Судьба Андрея Соколова. |
|
2 |
|
10 |
Проверочная работа по творчеству М.А.Шолохова. |
|
2 |
|
Лабораторные работы: |
- |
|
||
Практические занятия: |
- |
|||
Контрольные работы: |
- |
|||
Самостоятельная работа: «Поднятая целина». Истоки создания романа. Отражение противоречий коллективизации. Герои романа и их судьбы. Юмор в романе. Восприятие романа сегодня. «Донские рассказы» (обзор) (доклады) |
6 |
|||
Раздел 5 |
|
|
|
|
Тема 6.1 Литература Великой Отечественной войны |
Содержание учебного материала |
12 |
|
|
1 |
Героико-трагедийные мотивы в литературе военных лет. |
2 |
||
2 |
Поэзия как самый оперативный жанр. |
2 |
||
3 |
Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личностными переживаниями лирического героя. |
2 |
||
4 |
Лирика А.Ахматовой, Б.Пастернака, К.Симонова. |
|
2 |
|
5 |
«Лейтенантская проза»: В.Некрасов «В окопах Сталинграда», |
|
2 |
|
6 |
Б.Васильев «А зори здесь тихие». Чтение и анализ произведения. |
|
2 |
|
7 |
Ю.Бондарев «Горячий снег» (обзор произведения). |
|
2 |
|
8 |
Публицистика Великой Отечественной войны». |
|
2 |
|
9 |
Основные социально-политические и нравственные проблемы литературы этого времени. |
|
2 |
|
10 |
Особенности реализма и романтизма в описании войны. |
|
2 |
|
11 |
К.Симонов «Живые и мертвые» (обзор произведения). |
|
2 |
|
12 |
Проверочная работа по теме: «Литература Великой Отечественной войны». |
|
2 |
|
Лабораторная работа: |
- |
|
||
Практические занятия |
3 |
|||
Контрольная работа |
- |
|||
Самостоятельная работа: Публицистика Великой Отечественной войны. В.Кондратьев «Сашка». Человек на войне. Правда о нем. Реалии и романтика в описании войны у К.Паустовского, А.Толстого, А.Фадеева (рефераты) |
10 |
|||
Тема 6.2. Б.Л.Пастернак |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
1 |
Очерк жизни и творчества. Образы, темы, музыкальность стиха. |
2 |
||
2 |
Роман «Доктор Живаго» - роман о русской интеллигенции. |
|
2 |
|
3 |
Человек, история, природа в романе «Доктор Живаго». |
|
2 |
|
4 |
Христианские мотивы в романе. |
|
2 |
|
Лабораторные работы: |
- |
|
||
Практические занятия |
- |
|||
Контрольные работы |
- |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
- |
|||
Раздел 6. |
|
|
|
|
Тема 7.1. Литература 50-90-х годов |
Содержание учебного материала |
6 |
|
|
1 |
Литература второй половины XX века. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах людей. |
2 |
||
2 |
Новые темы, идеи, образы в поэзии и прозе. |
|
2 |
|
3 |
Новое осмысление военной темы. |
|
2 |
|
4 |
Новые, образы и темы литературы «оттепели». |
|
2 |
|
5 |
Поэзия, развивающаяся в русле русской классики: Н.Рубцов, Н.Глазков, Ю.Друнина, Б.Слуцкий. |
|
2 |
|
6 |
Обзор творчества П.Нилина «Жестокость», В.Дудинцева «Не хлебом единым». |
|
2 |
|
Лабораторная работа |
- |
|
||
Практические занятия: |
- |
|||
Контрольные работы |
- |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: Городская проза: Д.Гранин, В.Дудинцев, В.Маканин. Нравственная проблематика и художественные особенности произведений. Деревенская проза: изображение жизни крестьян; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей. Драматургия: нравственная проблематика пьес А.Володина, А.Арбузова, В.Розова, А.Вампилова. Журналы этого времени, их позиция («Новый мир», «Октябрь») (доклады, рефераты) |
14 |
|||
Тема 7.2. В.П.Астафьев. |
Содержание учебного материала |
4 |
||
1 |
Очерк жизни и творчества. Основные темы творчества. |
2 |
||
2 |
«Царь-рыба»: человек и природа, два типа охотников, их отношение к природе, отношение природы к ним. |
|
2 |
|
3 |
Мифологические мотивы одушевления природы, ее возмездие за безнравственность в романе «Царь-рыба». |
|
2 |
|
4 |
Утрата нравственных ориентиров во всех слоях общества в романе «Печальный детектив». |
|
2 |
|
Лабораторная работа: |
- |
|
||
Практические занятия: |
- |
|||
Контрольные работы |
- |
|||
Самостоятельная работа. |
- |
|||
Тема 7.3. А.И.Солженицын |
Содержание учебного материала |
4 |
||
1 |
Жизнь, творчество, судьба писателя. |
2 |
||
2 |
Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве: «Один день Ивана Денисовича»). |
|
2 |
|
3 |
Тема ответственности народа и его руководителя за судьбу страны. |
|
2 |
|
4 |
Проверочная работа по творчеству А.И.Солженицына. |
|
2 |
|
Лабораторные работы |
- |
|
||
Практическое занятие: Тема ответственности народа и его руководителя за настоящее и будущее страны. |
- |
|
||
Контрольная работа: |
- |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
- |
|||
Тема 7.4. В.Г.Распутин |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
1 |
Краткий очерк жизни и творчества. Основные темы творчества. |
2 |
||
2 |
Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок»: высокая нравственность труженицы-матери и утрата нравственных ориентиров детьми. |
|
2 |
|
3 |
Проблески лучших человеческих черт в каждом. Народ, его история, земля, уважение памяти предков – в романе «Прощание с Матерой». |
|
2 |
|
4 |
Тема нравственной причастности ко всему, что происходит на Земле в романе «Живи и помни». |
|
2 |
|
Лабораторные работы: |
- |
|
||
Практические занятия: Тема нравственной причастности ко всему, что происходит на твоей земле, на Родине. |
- |
|
||
Контрольная работа |
- |
|
||
Самостоятельная работа: Место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны. Обзор творчества В.Шукшина (доклады, сообщения) (презентация) |
6 |
|||
Раздел 7 |
|
|
|
|
Тема 8.1. Литература конца XX – начала ХХI века |
Содержание учебного материала |
6 |
|
|
1 |
Общий обзор произведений последних десятилетий. |
2 |
||
2 |
Проза и поэзия последних десятилетий. |
2 |
||
3 |
Обзор творчества В.Белова, А.Битова. |
|
2 |
|
4 |
Обзор творчества С.Залыгина, В.Маканина. |
|
2 |
|
5 |
Обзор творчества А.Кима, Т.Толстой, Л.Петрушевской. |
|
2 |
|
6 |
Поэзия последнего десятилетия. |
|
2 |
|
Лабораторные работы: |
- |
|
||
Практические занятия |
2 |
|||
Контрольные работы |
- |
|||
Самостоятельная работа: Обзор творчества Ю.Полякова, В.Крупинина, В.Пелевина. Стихотворения О.Чухонцева, О.Фокина, Д.Пригова, И.Жданова (доклады) |
12 |
|||
Раздел 8 |
|
|
|
|
Тема 9.1. Зарубежная литература XiX – XX веков |
Содержание учебного материала |
9 |
|
|
1 |
Общий обзор зарубежной литературы. |
2 |
||
2 |
Этапы развития зарубежной культуры. |
2 |
||
3 |
Особенности французской литературы. Творчество О.Бальзака. |
|
2 |
|
4 |
Тема, идея повести О.Бальзака «Гобсек», «Отец Горио». |
|
2 |
|
5 |
Обзор англо-английской литературы. |
|
2 |
|
6 |
Творчество Дж.Голсуорси, Дж.Пристли. |
|
2 |
|
7 |
Обзор творчества Э.Хемингуэя «Старик и море». |
|
2 |
|
8 |
А.Сент-Экзюпери «Маленький принц» и другие произведения. |
|
2 |
|
9 |
Немецкая литература: Гете «Фауст», лирика Гейне. |
|
2 |
|
Лабораторные работы |
- |
|
||
Практические занятия |
- |
|||
Контрольные работы: |
- |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
- |
|||
Тема 10.1. Литература Ставрополья. |
Содержание учебного материала |
8 |
|
|
1 |
Роль писателей Ставрополья в общественной жизни страны. Обзор творчества писателей и поэтов края. |
2 |
||
Лабораторные работы: |
- |
|
||
Практические занятия: Краткие биографии писателей Ставрополья, их литературно-творческая деятельность. |
- |
|||
Контрольные работы: |
- |
|||
Самостоятельная работа: |
- |
|||
|
Итоговая аттестация в форме комплексного экзамена Всего |
398 часов |
|
-
условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно-наглядных пособий «Русский язык»;
- Учебно-методические комплекты;
- Иллюстративные материалы;
- Объемные иллюстрации;
- Банки тестовых заданий.
Технические средства обучения:
- Средства информационных и коммуникационных технологий (технические средства обучения);
- Цифровые образовательные ресурсы:
- Мультимедиапроектор;
- Программное обеспечение для компьютера учителя;
-
Видеозаписи;
-
-
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Зинченко В.Г. Литература и методы ее изучения. Наука, 2011 г.
2.Лошакова Т.В. Зарубежная литература ХХ века. Наука 2011 г.
3.Кириллина О.М. Русская литература: теоретический и практический аспекты. Учебное пособие. Наука 2011 г.
Дополнительные источники:
1.Черняк М.А. Массовая литература ХХ века, 2013 г.
2.Минералова И.Г. Русская литература Серебряного века. Наука 2009г
3.Сигов В.К. Русская и зарубежная литература, 2015 г.
4. Смирнов А.И. Литература русского зарубежья, 2011 г.
Интернет-ресурсы:
1. Сайт Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/
2. Российский образовательный портал www.edu.ru
3. Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/
4. Сайт Федерального агентства по образованию РФ www.ed.gov.ru
5. Сайт Департамента образования Тверской области www.edu.tver.ru.
6.Сайт Тверского областного института усовершенствования преподавателей www. tiuu.ru
-
Cайт ФГОУ СПО Петровский колледж (г.Санкт-Петербург) www.petrocollege.ru
3.3 Используемые активные образовательные технологии:
В соответствии с ФГОС СПО в разделе VII. п.7.1. Требования к условиям реализации ППКРС «При формировании ППКРС образовательная организация: должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Вид занятия* |
Используемые
активные |
Л, У |
Уроки-соревнования, деловые игры технология контекстного обучения ( разбор конкретных ситуаций, анализ конкретных задач, имитационное моделирование); индивидуальные и групповые проекты, частично-поисковая и исследовательская технологии, создание проблемной ситуации |
ПР |
Уроки-соревнования, деловые игры технология контекстного обучения ( разбор конкретных ситуаций, анализ конкретных задач, имитационное моделирование); индивидуальные и групповые проекты, частично-поисковая и исследовательская технологии, создание проблемной ситуации |
СР |
Работа в парах, в тройках, разыгрывание ситуаций, проектная технология |
Л – лекции, У -уроки, ПР – практические занятия,
СР- самостоятельная работа.
-
-
-
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
-
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
ОУДБ.02 Литература
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
|
Умения: |
|
- владеть навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; - владеть умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной или скрытой, основной и второстепенной информации; - владеть умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений, различных жанров; - овладеть навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; - сформировать умения учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; - выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; - овладеть навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания
|
- диагностические задания: опросы, тестирование; - экспертная оценка на практическом занятии; - оценка устных ответов; - фронтальный опрос; - индивидуальный опрос; - тестирование; - оценка письменных работ; - оценка индивидуальных заданий. |
Знания: |
|
-содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой ; |
- тестовый контроль - оценка редакторской работы; |
-системы стилей языка художественной литературы |
- тестовый контроль; - экспертная оценка результатов выполнения практических работ; - оценка рефератов; |
|
- фронтальный опрос; - экспертная оценка защиты рефератов; |
|
- экспертная оценка защиты реферата; - тестовый контроль; |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся развитие общих компетенций.
Результаты (освоенные общие компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
Анализ ситуации на рынке труда. Быстрая адаптация к внутриорганизационным условиям работы. Участие в работе кружка технического творчества, конкурсах профессионального мастерства, профессиональных олимпиадах. - Активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности. |
- наблюдение за выполнением практических работ, конкурсных работ, участием во внеучебной деятельности. |
ОК 2. Организовывать собственную деятель- ность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем |
Определение цели и по-рядок работы. Обобщение результата. Использование в работе полученные ранее знания и умения. Рациональное распределение времени при выполнении работ. |
- наблюдение за выполнением практических работ, конкурсных работ, участием вовне учебной деятельности.
|
|
Самоанализ и коррекция результатов собственной деятельности Способность принимать решения в стандартных и нестандартных производственных ситуациях Ответственность за свой труд. |
|
ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
Обработка и структурирование информации. Нахождение и использование источников информации.
|
|
ОК 5. Использовать ин-форма-ционно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
Нахождение, обработка, хранение и передача информации с помощью мультимедийных средств информационно-коммуникативных технологий. Работа с различными прикладными программами. |
|
|
Терпимость к другим мнениям и позициям. Оказание помощи участникам команды. Нахождение продуктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях. Выполнение обязанностей в соответствии с распределением групповой деятельности. |
|
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Монотипия как нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Арт-терапия в профилактике поведенческих отклонений, тревожности, стрессовых состояний у детей: песочная, игровая, музыкальная, цветовая терапия, фрактальная живопись, нейрографика, медиативное рисование, эко-арт, имаготерапия, сказкотерапия»