В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "В гостях у Архимеда"

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "В гостях у Архимеда"

Краткое описание
Целью данного занятия является формирование мировоззрения ребенка старшего возраста средствами эксперимента, развитие наблюдательности, умения сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Конспект занятия в подготовительной группе.docx Скачать

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГОРОДИЩЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»

ул. Промышленная, 3б р.п. Городище, Городищенского района Волгоградской области, 403003, тел. 8 (84468) 3-45-01

ОКПО 46062733, ОГРН 1023405373067, ИНН/КПП 3403012283/340301001




Международный конкурс-фестиваль педагогического мастерства «Радуга творческих идей: традиции, инновации, качество»



Номинация: Мастер класс (открытое мероприятие для педагогов)



Тема работы: Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «В гостях у Архимеда»



Автор: Тихонова Антонина Александровна

Должность: Воспитатель

Телефон:89178415156

Адрес электронной почты: TihonovaAA82@yandex.ru











г. Волгоград, р.п.Городище

2018г.



Конспект занятия по познавательному развитию

В гостях у Архимеда.

Цели: формирование мировоззрения ребенка старшего возраста средствами эксперимента, развитие наблюдательности, умения сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы.
Материалы: Письмо, написанное молоком - приглашение в гости, от Архимеда , лампа, свеча, стеклянные банки две (пол-литровые); два яйца; стакан соли; столовая ложка; кувшин с водой; яйцо киндер-сюрприза; цветок лотоса из бумаги; чашка с водой; пробка от бутылки; чайная ложка; перо; монета; деревянная ложка; камешек; проектор.  
Образовательные задачи:

1. Учить детей в опытно-экспериментальной деятельности при проведении опытов делать выводы; устанавливать причинно-следственные зависимости природных явлений.

2. Формировать предпосылки к учебной и умственной деятельности.

3. Расширять знания детей о животном и растительном мире подводного мира.

Развивающие задачи:

1. Развивать у старших дошкольников познавательный интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

2. Развивать у детей старшего возраста мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение.

3. Развивать умение составлять сложные предложения, строить развернутые высказывания.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать интерес к непосредственно образовательной деятельности. Желание работать в коллективе, помогать друг другу.

2.Воспитывать у детей интерес к окружающему миру.

Ход:

Воспитатель:— Ребята, подойдите ко мне, скажите, с чего начинается хорошее настроение? (С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.)

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть –

Много нового узнать.

-Присаживайтесь на стульчики.

На доске висит портрет Архимеда и свёрток бумаги с приглашением.

Воспитатель: Давным- давно, когда вас еще не было на свете, не было и ваших родителей и даже бабушек и дедушек, жил на свете человек по имени Архимед. Ребята, а вы знаете кто такой Архимед?

Дети: Да, он жил в Древнем Риме, в Греции; он математик; это ученый; он делал опыты, много знал.

Воспитатель: Правильно! (слайд с Архимедом).

Это человек был очень любознательным, все ему было интересно. Он хотел знать, как устроен мир, и сам придумал много полезных и нужных вещей …Давайте посмотрим, что это за свёрток висит рядом с портретом Архимеда. Давайте-ка прочтем его!
Открываем свиток, а там чистый лист. Показываю детям. Вместе видим, что что-то там написано, но совсем не видно, что именно.
Воспитатель: А как же можно это прочесть? Как невидимое сделать видимым? Это, наверное, секретные чернила! Для того чтобы их прочесть нужно наш листок нагреть. Давайте посмотрим вокруг и поищем, чем можно нагреть наш листок?

Дети находят в зале свечу, лампу.

Воспитатель: Давайте с вами решим, чем будем нагревать наш свиток? Лампой или свечой?

Дети: Лучше свечой.

Воспитатель: - Почему?

Дети: Потому что от свечи жар сильнее, чем от лампы.

Воспитатель: Я с вами согласна. Давайте нагреем свечой и прочтем это послание.

-Ребята посмотрите, бумага нагрелась и теперь хорошо видно послание.

Дорогие ребята! Приглашаем Вас в страну Архимедию. Но чтоб попасть туда, надо разгадать секрет неуловимого яйца.

Делаем вывод: Значит письмо написано молоком, оно вскипает от тепла лампы, темнеет и становится видимым.

Воспитатель: Ну, что? Будем разгадывать секрет? Хотите отправиться в гости?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда приступим к разгадыванию секрета.

Проведём опыт№1.

На столе стоят 2 пластмассовых ёмкости по пол литра с водой. На блюдце 2 сырых яйца, в стакане соль, ложка.

У воспитателя 2 пластмассовых ёмкости по пол литра и 1 двухлитровая, 2 яйца, соль.

Воспитатель: В первую ёмкость нужно опустить яйцо. Маша опусти аккуратно яйцо. Ребята, что с ним произошло?

Дети: Оно утонуло.

Воспитатель: Во вторую ёмкость необходимо добавить две столовых ложки соли. Кирилл помоги мне, перемешай немножко соль и опусти яйцо в емкость. Посмотрите, что с ним произошло?

Дети: Оно плавает на поверхности

Воспитатель: А сейчас я перелью воду из первой банки, затем из второй и опущу яйцо. Что с ним произошло?

Дети: Оно плавает по середине.

Дети делают вывод: в солёной воде яйцо не тонет, а держится на поверхности. В простой воде яйцо опустилось на дно ёмкости. Если смешать солёную воду и простую яйцо плавает посередине.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А где вы встречали такое?

Дети: Когда ездили отдыхать на море, вода, в море соленная и плавать в такой воде легче.

Воспитатель: (Незаметно меняет яйцо на яйцо киндер – сюрприза. Достает из него цветок лотоса из бумаги с закрученными листочками к центру). На лепестках что - то написано, но они закручены и прочитать сложно. Что же нам делать? Как развернуть листочки?

Дети: Прогладить. Положить подо что-нибудь тяжелое...

Воспитатель: Давайте снова проведем опыт.

2.Опыт: Опускают лотос в тарелочку с водой, лепестки «распускаются». ( Вы догадались, почему лепестки цветка раскрылись?) Бумага намокла, стала тяжелой, и лепестки, поэтому раскрылись.

Воспитатель: Теперь можно прочитать, что написано на лепестках «Вас поведет вперед прибор, но что бы узнать, что это за прибор, нужно разгадать загадку». Послушайте:

Загадка:

В кармане моем — Замечательный друг:

Он знает, где север,

И знает, где юг

(Компас)

Дети: Компас.

Воспитатель: Молодцы! Вот и компас. Он поможет определить, направление нашего пути. Мы теперь не заблудимся. Сейчас мы сделаем разминку, что бы набраться сил для дальнейшего путешествия.

Физминутка:

Север, запад, юг, восток

(поднимаем две руки по сторонам света)

Нужно запомнить нам на зубок

Стороны света с тобою дружок.

Вот на север ледокол плывет

(плавные движения руками)

Вот на юг, улетают птицы

(машем руками-«крыльями»)

Вот на востоке солнышко встает

(потянуться на носочках)

А на западе оно садится

(присесть)

Воспитатель: Ну что отдохнули? Теперь пора продолжать наш путь. А на чем отправимся в путешествия?

Дети: Высказывают свои предложения. Правильно на корабле.

Воспитатель: А кто знает, из чего строят корабли? А ты как думаешь?

( Вос-ль предлагает подойти к столу, на котором лежат предметы, сделанные из разных материалов) Почему они не тонут? (ответы детей)

А хотите узнать почему, одни предметы тонут, а другие плавают? (вос-ль предлагает подойти к столу, где лежат предметы для проведения опыта)

3.Опыт: На столе стоит таз с водой.

Воспитатель: Сейчас мы с вами будим опускать по очереди предметы: пробку, чайную ложку, скрепку, перо, монету, деревянную ложку, камень.

Дети опускают по очереди предметы.

-Что произошло с предметами, которые вы опустили в воду? (Ложка, скрепка, монета, камень - они утонули) Как вы думаете, почему?(тяжелые)

-Какие предметы плавают?

Дети: Плавает пробка, перо, деревянная ложка.

Воспитатель: Почему эти предметы не утонули? (они легкие). Все ли легкие предметы? Одинаково ли держатся на воде? А если на предмет, который плавает, положить предмет, который тонет, что произойдет? (кладут камень на деревянную ложку)

Дети: (после опыта, делают вывод). Оба предмета утонули. А легкий всплыл. Из чего она сделана?

Итог: воспитатель делает вывод: вода выталкивает более легкие предметы.

Воспитатель: А еще важно, чтобы внутри предмета, например корабля, было много воздуха. Посмотрите на экран. Сейчас вы узнаете, как легкий воздух удерживает большой корабль на воде. (просмотр видео-ролика о кораблях)

-Теперь вы знаете, как держаться корабли на воде. Давайте построим и мы корабль. Из какого материала мы его построим? Дети строят корабль из стульев и рассаживаются по местам.

Воспитатель: Крибле! Крабле! Бумс! Отправляемся в путешествие! (Звучит шум моря и видео слайд с морем)

Воспитатель: - Как вы думаете, почему люди приезжают на море? (Морская вода, солнце и воздух — хорошие лекарства.) Расскажите, что вы знаете о морской воде?

Дети: Морская вода очень полезная.

Вос-ль: Чем же она полезна?

Дети: Она содержит много минеральных веществ. Ею можно полоскать горло. С ней принимают лечебные ванны.

Вос-ль: А что делают из морской воды?

Дети: Из морской воды делают морскую соль и продают в аптеках. Из морской воды добывают специальные вещества, из которых делают лекарства и мази.

Вос-ль: А вы знаете, какие растения растут в море?

Дети: В море растет морская капуста, которую мы едим, она очень полезная. А еще в море растут водоросли.

Вос-ль: А для чего нужны водоросли?

Дети: Из них делают удобрения для цветов и йод.

Вос-ль: А пока наш корабль не добрался до места назначения, давайте поиграем в игру "Кто живет на морском дне?»

Вопросы:

-Как называется самая крупная рыба-хищница? (Акула.)

-У кого морского обитателя ноги из головы растут? (У осьминога)

-Что вы знаете об этом морском животном? ( У него восемь ног. Когда он сердится или пугается, то меняет свою окраску. Может стать белым или выпустить чернильное пятно, чтобы отпугнуть врагов).

-Как называется обитатель, который поражает жертву с помощью электрического разряда? (Скат.)

-У этой красавицы есть пять лучей, рот расположен в центре тела с нижней стороны, что то? (морская звезда)

-Как она передвигается? (Передвигается на своих лучах с присосками)

-Это - самые необычные обитатели моря. У них на спине овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде они очень подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно-медленно. Если их перевернуть на спину, то они так и останутся лежать, потому что сами перевернуться не смогут. (Черепахи)

-А что еще вы знаете о черепахах? (Они откладывают яйца в песок, живут больше 100 лет).

- Из какого животного плещет фонтан? (Кит.)
- У какой рыбы есть меч? (Рыба-меч.)

-Чем дышат рыбы? (жабрами)

-Что находится на морском дне? (песок, камешки, ракушки, водоросли и т. д.)

-С помощью чего можно опуститься на морское дно? (подводная лодка, нырнуть с аквалангом)

Вос-ль: А каких Вы еще знаете морских обитателей (Дельфины ,медузы, морской конек)

-А можем ли мы их взять себе на память? (Нет.)

Почему? (Они живые, нужно бережно относиться ко всему живому)

Воспитатель: Кажется, я вижу землю! Стоп корабль! Прибыли. (Навстречу детям выходит житель Греции).

Аргос: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Аргос. Вот я вас дождался! Нелегким был ваш путь, но вы справились со всеми заданиями, все преодолели! Молодцы, умники и умницы! А я хочу показать вам удивительный опыт.

Называется он Естественная лупа

Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.

У меня в банке насекомое (игрушечное насекомое). Сверху горлышко затянуто пищевой пленкой, но не натянуто, а, наоборот, продавлено так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь я завяжу пленку веревкой или резинкой, а в углубление налью воды. У нас получилась чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.

-Не верите????

- Подойдите, пожалуйста, ко мне и посмотрите в Лупу. Кого вы видите в банке???

Дети: Бабочку.

Аргос: Какого цвета у неё брюшко?

-А что у нее на лапках?

- Видите ли вы ее глазки?

- А вы сможете сделать такую лупу самостоятельно?

Дети: Да!

Аргос: Попробуйте. Если понадобится помощь-зовите, я обязательно помогу.

-Вот вам банка. Выберите насекомое, которое хотите рассмотреть получше, пленка, резинка, водичка. Приступайте.

Воспитатель: Ну, что ребята? Можно посмотреть, что у вас получилось?

-Действительно лупа. Можно рассмотреть самые маленькие детали нашего насекомого. Спасибо большое Аргос, за такой замечательный опыт. Но нам с ребятами пора возвращаться. Мы хотим пригласить тебя в наш детский сад. Приедешь?

Аргос: Обязательно приеду. Обещаю. До свидания ребята! (уходит)

Воспитатель: Ребята, садитесь в наш корабль, и поплывем в сад. Дети присаживаются. Звучит шум моря.

-А пока мы с вами плывем, давайте вспомним, какие опыты и эксперименты мы с вами сегодня проводили?

-В какой воде яйцо держится на воде, не тонет? Почему одни предметы тонут, другие нет? Кого мы видели на морском дне?

- Что больше всего запомнилось?

- Вот и все, мы с вами прибыли на место назначения. Сегодня мы с вами много узнали ответов на вопросы, были настоящими исследователями. Давайте пойдем в группу и зарисуем те опыты, которые вам больше всего понравились, запомнились.



























Приложение.

«А что это за сверток?»

C:\Users\Acer\Desktop\ТИХОНОВА  открытое занятие 24.01.2017\DSC01450.JPG



«Как прочесть то, что написано в этом послании?» (Опыт превращения невидимых чернил в видимые)

C:\Users\Acer\Desktop\ТИХОНОВА  открытое занятие 24.01.2017\DSC01453.JPGC:\Users\Acer\Desktop\ТИХОНОВА  открытое занятие 24.01.2017\DSC01457.JPG





Разгадываем секрет «Неуловимого яйца»

C:\Users\Acer\Desktop\ТИХОНОВА  открытое занятие 24.01.2017\DSC01459.JPG



« Угадываем, в какой воде яйцо не тонет?»

C:\Users\Acer\Desktop\ТИХОНОВА  открытое занятие 24.01.2017\DSC01460.JPGC:\Users\Acer\Desktop\ТИХОНОВА  открытое занятие 24.01.2017\DSC01461.JPG

«Чтобы прочитать следующее задание, проведем опыт с Лотосом!»

C:\Users\Acer\Desktop\ТИХОНОВА  открытое занятие 24.01.2017\DSC01466.JPGC:\Users\Acer\Desktop\ТИХОНОВА  открытое занятие 24.01.2017\DSC01469.JPG

C:\Users\Acer\Desktop\ТИХОНОВА  открытое занятие 24.01.2017\DSC01470.JPG



«Угадываем, какие предметы легкие, а какие тяжелые»

C:\Users\Acer\Desktop\ТИХОНОВА  открытое занятие 24.01.2017\DSC01482.JPGC:\Users\Acer\Desktop\ТИХОНОВА  открытое занятие 24.01.2017\DSC01484.JPG

«Почему корабли не тонут?» (Просмотр видеоролика о кораблях)C:\Users\Acer\Desktop\ТИХОНОВА  открытое занятие 24.01.2017\DSC01489.JPG

C:\Users\Acer\Desktop\ТИХОНОВА  открытое занятие 24.01.2017\DSC01490.JPG



«Чтобы отправиться в путешествие, построим корабль»



C:\Users\Acer\Desktop\ТИХОНОВА  открытое занятие 24.01.2017\DSC01494.JPGC:\Users\Acer\Desktop\ТИХОНОВА  открытое занятие 24.01.2017\DSC01500.JPG



В Греции нас встречает Аргос.

C:\Users\Acer\Desktop\ТИХОНОВА  открытое занятие 24.01.2017\DSC01503.JPG







Аргос показывает, как сделать лупу.

C:\Users\Acer\Desktop\ТИХОНОВА  открытое занятие 24.01.2017\DSC01505.JPG















С помощью лупы рассматриваем насекомых.

C:\Users\Acer\Desktop\ТИХОНОВА  открытое занятие 24.01.2017\DSC01508.JPG



C:\Users\Acer\Desktop\ТИХОНОВА  открытое занятие 24.01.2017\DSC01514.JPGC:\Users\Acer\Desktop\ТИХОНОВА  открытое занятие 24.01.2017\DSC01524.JPG







Возвращаясь из путешествия, проводим викторину.

C:\Users\Acer\Desktop\ТИХОНОВА  открытое занятие 24.01.2017\DSC01528.JPG

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос