В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Предшкольная онлайн-подготовка дошкольников и поддержка уровня знаний по предметам у учащихся начальных классов. Подробнее...

Проект по опытно – экспериментальной деятельности «Лаборатория удивительных открытий» (цикл 2 «Почемучки: Что? Где? Откуда? и куда?» для детей 4-5 лет)

Проект по опытно – экспериментальной деятельности «Лаборатория удивительных открытий» (цикл 2 «Почемучки: Что? Где? Откуда? и куда?» для детей 4-5 лет)

Краткое описание
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 13300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
эксперементирование средняя группа.docx Скачать

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеhttp://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif

«Детский сад № 96»









Проект по опытно – экспериментальной деятельности

«Лаборатория удивительных открытий»

(цикл 2 «Почемучки: Что? Где? Откуда? и куда?»

для детей 4-5 лет)https://image.freepik.com/free-vector/no-translate-detected_1308-3278.jpg





Подготовила: воспитатель

Тетерина Екатерина Викторовна

1 квалификационная категория








Свердловская обл., г.Каменск-Уральск

2018-2019 у.г.

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

Приобретают способности сами ставить

 вопросы и получать на них фактические

ответы, оказываясь на более высоком

умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».                                                                                             К.Е.Тимирязев

Актуальность проекта.

В среднем дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к

исследовательской деятельности, задают огромное количество вопросов.

Дети экспериментируют с различными предметами и веществами,

которые находятся у них в доступе. При небольшой помощи взрослого

могут научиться формулировать гипотезы до эксперимента и выводы после него.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает,  экспериментирует,  исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, а, значит, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается его познавательная активность.


Общая характеристика проекта

Данный проект рассчитан на детей среднего дошкольного возраста.

Объем проекта: работа основывается на годовом планировании детского сада, что отражается в комплексно-тематическом планировании совместной деятельности педагогов и детей.

Срок реализации с сентября 2018 года по май 2019 года.

Цель: создание необходимых условий для развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать методическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить проблему развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования.

3. Выявить уровень развития исследовательской активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

4.  Интеграция опытно-экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста с другими видами деятельности в ДОУ.

5. Создать необходимые условия для развития исследовательской активности детей среднего дошкольного возраст средствами физического экспериментирования.

5. Создать необходимые условия для формирования практических и умственных действия  детей среднего дошкольного возраста.

6. Развивать любознательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

7. Развивать познавательный интерес детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.

8. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

9. Знакомить воспитанников со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т.д.).

10. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

11. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

12. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

13. Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность; помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментированияразвивать познавательные способности.

14. Заинтересовать и привлекать родителей воспитанников в процессы экспериментирования в ДОУ и дома.

Условия реализации: группа детей, специально организованная среда, образцы, материал для работы.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Сроки реализации: учебный год 2018-2019.

Участники:

*Дети

*Родители

*Воспитатели

Формы взаимодействия:

1. Формы образовательной работы с детьми:

*Непосредственно образовательная деятельность;

* Продуктивная деятельность;

* Игровая деятельность.

2. Формы работы с родителями:

* Консультации;

* Родительские собрания;

* Открытые занятия;

* Буклеты.

3. Формы работы с педагогами:

* Открытые занятия;

* Консультации.

Предполагаемый результат:

1.Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

2. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.

3. Сформированность основ диалектического мышления.

4. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду «Детство».

5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.

6. Сформированность коммуникативных навыков.

Основные принципы организации детского экспериментирования:

  • Связь теории с практикой.

  • Развивающий характер воспитания и обучения.

  • Индивидуализация и гуманизация образования.

  • Природосообразность — акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников.

  • Целостность и системность обучающего процесса.

  • Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.

Основное оборудование мини-лаборатории:

  • Приборы: емкости для игр с водой разных объемов и форм, лупы, мерные ложки, пипетки.

  • Природный материал: песок, ракушки, семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов, яичная скорлупа.

  • Утилизированный материал: проволока, ткани, пробки,

  • Разные виды бумаги: бархатная, глянцевая, гофрированная, плотная.

  • Красители: гуашь, акварельные краски;

  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, Вата.


Практическая деятельность по достижению поставленной цели,

решение задач


п/п 

Способ реализации 

Цель 

Задачи

Срок 

1

Постановка цели и задач проекта.

Наметить пути решения проблемы.


Сентябрь

2

Изучение литературы, подбор методического и практического материала.

Найти эффективные способы реализации проекта.


Сентябрь

3

Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования

1.Открытое занятие «Органы чувств»

Занятия:

2. «Узнаем, какая вода» (свойства воды)

3. «Свойства песка»

Дать знания по теме «Органы чувств»

Выявить свойства воды

Выявить свойства песка

Воспитывать потребность быть здоровым; умение беречь свое здоровье;

Способствовать формированию интереса к познанию своего тела;

Совершенствовать знания детей о профилактике заболеваний органов чувств;

Воспитывать наблюдательность, любознательность, инициативность;

Вызвать у детей сопереживание, желание придти на помощь тем, кто в ней нуждается.

Сентябрь-октябрь


Октябрь



Октябрь


Октябрь

4

Изготовление мини -лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов.

 «Поиграем с ветерком»

3. «Что в коробке»

Проводить эксперименты с детьми

Цель: обнаружить движение воздуха в природе.

Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что 5свет не проходит через епрозрачные предметы.


Ноябрь

5

Консультации для родителей по экспериментированию(в рамках тематического планирования).).

Формировать осознанное желание у родителей к выполнению простых опытов с детьми в домашних условиях.


Декабрь - Апрель

6

1.«Почему осенью бывает грязно»

2.Семейный проект «Опыты на кухне» + папка-передвижка в родительском уголке по данной теме

Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

Взаимодействие родителей и детей с  целью получения какого-то результата


декабрь

7

1. Свет и тень.

2. Замёрзшая вода.

Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы

Задача: выявить, что лёд – твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды


январь

8

 Тающий лёд.

 Разноцветные шарики

«Снег, какой он?»

Задача: определить, что лёд тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму ёмкости, в которой находится.

Задача: получить путём смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой.

Создание «копилки опытов и экспериментов

Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).


февраль

9

 «Игры с соломинкой»

 Таинственные картинки.

Всё увидим, всё узнаем.

Песочная страна.

Где вода?

Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла.

Задача: познакомить с прибором – помощником – лупой и её назначением

Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Задачи: выявить, что песок и глина по – разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость


Март

10

Проведение мастер-класса «Огород на подоконнике»

Фокусы с магнитом.




Солнечные зайчики.






Что растворяется в воде?



Что отражается в зеркале?

 


Волшебное сито.






Цветной песок.






Игры с песком.








Фонтанчики.

Сплочение работы с родителями, показать результат работы

Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Задачи: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков  (отражать свет зеркалом)

Задача: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ

Задачи: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать

Задачи: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность

Задачи: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться тёркой.

Задачи: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

Задачи: развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.


Апрель-май



Апрель




Апрель






Апрель




Апрель




Май







Литература

1. Кайе В. А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет. — М.: ТЦ «Сфера», 2008.

2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.

4. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.

5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

6. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет: из опыта работы. — Волгоград: Учитель, 2009.


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос