В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Использование современных технологий в процессе воспитания школьников младшего возраста.

Использование современных технологий в процессе воспитания школьников младшего возраста.

Наталья Миллер
Тип материала: другое
просмотров: 1477 комментариев: 1
Краткое описание
Доклад по обобщению педагогического опыта, раскрывающий одну из современных технологий воспитания - КТД

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
доклад.docx Скачать


Миллер Наталья Викторовна

МАОУ СОШ №13 г. Балаково Саратовской области

учитель начальных классов

Использование современных технологий

в процессе воспитания школьников младшего возраста.

Статья 2 ФЗ «Об образовании в РФ» гласит: «Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно – нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

С 2010 года впервые в истории отечественной системы образования воспитательный компонент включен в ФГОС.

ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:

любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества…

Следовательно необходимо выстроить воспитательный процесс в ОУ таким образом, чтобы достичь необходимого результата, т.е. того, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.

Для организации воспитательной работы в условиях внедрения ФГОС рекомендовано использовать «Примерную программу воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование», где результаты воспитания в ОУ представлены как «обеспеченные деятельностью ОУ минимально необходимые воспитательные эффекты целостного образовательного процесса». А так как эффекты – это последствие результата, то к чему привело достижение результата, то добиться эффекта без достижения результатов не представляется возможным.

Воспитательные же результаты распределены по 3 уровням:

1уровень – приобретение школьником социальных знаний первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

2- получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом

3 – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. И только в самостоятельном общественном действии…. человек действительно становится (а не узнает как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком».

Достижение именно трех уровней воспитательных результатов увеличивает вероятность появление эффектов воспитания и социализации детей. Однако надо понимать и то, что форсирование результатов и форм не обеспечивает повышение качества и эффективности деятельности.

Из своего опыта работы могу заключить, что одним из эффективных методов работы с детьми при организации воспитательной работы для достижения желаемых воспитательных эффектов является КТД как личностно – ориентированная воспитательная технология.

Как гласит китайская мудрость: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь!»

Общеизвестно, что эффективным воспитательный процесс будет при условии, если сам учащийся максимально активен, а преподаватель реализует консультационно – корректирующую функцию, на основе индивидуального подхода к каждому.

Технология коллективно творческого дела Игоря Петровича Иванова – это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Надежным результатом грамотного осуществления творческих дел является позитивная активность школьников причем не зрительская, а деятельностная…

Цель деятельности – социальная адаптация личности ребенка в обществе.

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего, по характеру общей практической деятельности, которая выступает на первый план: трудовая или общественно-политическая, познавательная или художественно-эстетическая, спортивно-оздоровительная или организаторская. Как следствие и различают познавательные, трудовые художественные, спортивные, экологические, досуговые, КТД с целенаправленным нравственным содержанием, КТД в работе с активом.

Но в каждом КТД решается целый «веер» (А Макаренко) педагогических задач, происходит развитие взаимообщения, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру.

Каждое такое дело преследует индивидуальную цель, способно решить свою воспитательную задачу.

Так организация трудовых дел, целью которых является – обогащение знаний ребят об окружающем мире, выработка убеждения, что труд – основной источник радостной жизни, воспитание стремления вносить свой вклад в улучшение действительности, а так же привычку реально, бескорыстно, на деле заботиться о близких и далёких людях, работать самостоятельно и творчески, провожу со своими учащимися, как правило, весной, в апреле. Одно из них, запланированное в рамках Всероссийской экологической акции «Зеленая весна», с детьми провели в школе под одноименным названием. Так как итоговым результатом этого дела стал трудовой десант по посадке «Аллеи Победы», то решено было посвятить его отстоявшим Победу для потомков землякам. Все участники КТД осуществляли заботу через труд – творчество. Промежуточными результатами КТД стала передвижная выставка творческих работ учащихся «Стена памяти». В основе ее лежит исследовательская деятельность. В своих работах ученики изложили собранный собственноручно материал о живущих земляках, которые в годы войны были практически их же сверстниками и оказывали посильную помощь в тылу, зачастую ценою своей жизни. Это привнесло особый эмоциональный колорит, придавший детям уверенности в необходимости общего дела и им самим, и нашим потомкам. Школьники самостоятельно вырастили посадочный материал, в день десанта украсили его праздничными лентами, каждый саженец огородили защитными приспособлениями. И еще долгое время ежедневно поливали их, наблюдая за развитием. Каким же был восторг, когда все саженцы прижились и пустили свежие листочки, словами не передать. Таким образом, получилось общее дело, общий результат, так как каждый из участников продемонстрировал свои достижения и получил еще и новую дополнительную информацию.


Согласно ФГОС программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Исходя из этого, организуя воспитательную работу, львиную долю мероприятий планирую патриотической направленности. Так, стало традиционным в феврале месяце ежегодно проводить художественные КТД инсценированной песни «Победа в сердце каждого живет». Творческие группы детей самостоятельно подбирают репертуар, посильный им по вокальным данным и лексике, по силе эмоциональной нагрузки. Совместно со старшими организуют поиск костюмов и декораций, проводят репетиции. Итогом становится ключевое дело «Битва хоров».

В мае 2015 года учащиеся нашей школы стали участниками КТД «Весна 45 года». В ходе игры дети узнали подробности той эпохи: дизайнерские, эстрадные, социальные особенности общества, которые и постарались затем отразить в итоговом ключевом празднике – концерте. Здесь участниками был тщательно отобран весь материал, чтобы как можно ближе передать эмоциональное состояние народа победителя в ВОВ и самой эпохи 40 – х. Выступление танцевальных, вокальных, театральных групп, мастеров слова были приняты публикой с восторгом. Промежуточные же результаты - детские сочинения «Война коснулась и моей семьи», патриотическая акция «Часовой у Знамени Победы» были оформлены газетными статьями в школьной газете «Большая перемена».


Таким образом художественные дела позволяют целенаправленно развивать художественно – эстетические вкусы детей и взрослых, пробуждают желание испробовать себя в творчестве, воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души.

Так как ФГОС среди прочих личностных характеристик выпускника «направлен на становление

социально активного, уважающего закон и правопорядок, соизмеряющего свои поступки с нравственными ценностями, осознающнго свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;»

то нельзя не сказать об экологических делах. Цель экологических дел - приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире, учить ребят «видеть Землю», помочь родной природе, осознавать ее значение, почувствовать красоту родного края.

КТД «Каждой пичужке своя кормушка» провожу ежегодно с приходом календарной зимы. Промежуточными результатами в этом деле стало создание кроссвордов «Меню птичьей столовой», выставка рисунков «Зимующие птицы Саратовского края», поисковые альбомы «Мы кормушку мастерили, мы столовую открыли…» - о конструкциях кормушек и видах материалов для их изготовления. На этапе подведения итогов путем анализа пришли к выводу о качестве используемых для изготовления кормушек материалов. Ключевым делом в этом КТД стала арт – выставка птичьих кормушек «Покормите птиц зимой!»

Конечно же представленные формы КТД, имеют прямое отношение и к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. Однако есть у досуговых коллективных творческих дел своя особенность. Они - действенная сфера самовоспитания детей, потому как все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным. Среди досуговых КТД, организованных мною вернисаж «Цирк зажигает огни», «Новогодний бал», «Осенний бал», «Алло, мы ищем таланты!» и т. д.

Большие выставки прикладного и письменного творчества, а так же публичные выступления ребят на сцене друг перед другом, часто не просто перед ровесниками из параллели, а перед младшими и старшими, создают ситуации демонстрации успеха, ситуации оценки своих достижений относительно успехов других. КТД имеет огромное влияние на личность каждого человека, на класс, который является первичным коллективом, так и на весь большой ученическо-учительский коллектив.


КТД дают возможность ученику

  • реализовать и развивать свои способности

  • расширить знания об окружающем мире;

  • приобрести навыки проектирования;

  • проявить организаторские умения;

  • закрепить коммуникативные навыки

  • формировать способности к рефлексии (анализу)

Т.о используя для организации воспитательного процесса формы личностно – ориентированной технологии КТД можно выполнить требования ФГОС, предъявляемые структуре ООП : «программа должна быть направлена на:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;

«…»

формирование экологической культуры.

и должна обеспечить:

«усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию;

приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;

приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие в детско-юношеских организациях и движениях,… в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных);

участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций; в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения; в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города;»


Используемая литература:


1.
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: «Педагогика», 1989г.

2.ФГОС НОО

3.ФГОС ООО

4.Д.В Григорьев, П.В Степанов «Внеурочная деятельность школьников» Методический конструктор. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 2010

Интернет – ресурсы:

http://www.kommunarstvo.ru/biblioteka/bibivaent.html

http://school2100.com/upload/osn_programma2/23_Progr_vospitaniya_socializacii.pdf


презентация.ppt Скачать
Обсуждение материала
Сергей Колодин
1.08.2018 17:24
Наталья Викторовна,
прошу Вас разместить в верхнем колонтитуле разработки логотип Портала (доп инф. см. здесь.).
Заранее Вам благодарен.

С уважением, С.А. Колодин.  
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос