В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Пейзажная лирика

Пейзажная лирика

Карина Жабчиц
Тип материала: Урок
просмотров: 201 комментариев: 1
Краткое описание
Урок по тебе "Пейзажная лирика". Цели: 1. Расширить знания о понятии «лирика» (особенности, лир. герой, выразительность);
2. Дать знание о лирике пейзажной (отличие изображения природы в эпосе и в лирике);
3. Начать формировать умение анализировать лирическое произведение.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
лирика.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Цели:

1. Расширить знания о понятии «лирика» (особенности, лир. герой, выразительность);

2. Дать знание о лирике пейзажной (отличие изображения природы в эпосе и в лирике);

3. Начать формировать умение анализировать лирическое произведение.

Ход урока:

Этап, вид работы, t

Деятельность учителя и учащихся

I. Актуализация ранее изученного





















































II. Изучение нового.

















































































































III. Итоги урока

Тема: Пейзажная лирика

Учись у них - у дуба, у берёзы…

Какую поставим цель для себя, исходя из темы урока?

Чему можно у них учиться?

Посмотрите на доску (отрывок из стих-ия К. Фофанова)

Попробуйте пересказать отрывок.

Что, тогда, представлено на доске, что это за отрывок? (стихотворение)

Отличие от эпоса?

(запись отличий в тетрадь: субъективность/объективность; небольшой объем, краткость; визуально – «в столбик»; нет событий; высочайшая выразительность)

За счет чего у лирических произведений большая выразительность?

Понаблюдаем над отрывком (отрывок записан на доске, учащиеся списывают с доски)

Пышней, чем в ясный час расцвета,

Аллея пурпуром одета.

И в зыбком золоте ветвей

Еще блистает праздник лета

Волшебной прелестью своей.

Как соотносится отдельное ЛЗ каждого слова и как они «работают» вместе, в пределах одной строчки?

зыбкий – это какой? а в данном отрывке?

праздник – это что? а в данном отрывке? и т.д.

Какой сделаем вывод? (Метафоричность)



Обратимся еще раз к отрывку. Скажите, что в нем описывается? (природа, время года)

Как называется лирика, в кот. главное - описание природы, местности, пейзажа? (пейзажная лирика)

А если в стих-ии главный предмет осмысления, переживания – любовь, то какая будет лирика? А если в центре – попытка понять свое место в жизни?

Мы сегодня, как уже было сказано ранее, остановимся именно на пейзажной лирике.

Вспомним, какой была природа в изученных рассказах, сказках?

(помощник, учитель)

А что происходит с природой – в лирике? (слушаем еще один фрагмент стих-ия)

Вечернее небо, лазурные воды,

В лиловом тумане почившая даль —

Всё прелестью дышит любви и свободы.

Но в этом чарующем лике природы

Читаю, как в книге, свою же печаль.

(акцент на описании, передача чувств, природа – источник размышлений и переживаний, через природу лир. герой выражает отношение к миру)

В чем отличие от предыдущего фрагмента? Кто говорит? Чей голос?

(лир. герой; рассказчик может никак не проявлять себя в тексте, в лирике же все, что мы узнаем, принадлежит лир. герою, он как призма)



Попробуем сейчас по-настоящему проанализировать стих-ие с тематикой природы, т.е. обратимся к анализу пейзажной лирики на примере поэзии Ф. И. Тютчева и А.А. Фета и сравним их. Вам знакомы эти авторы?

Запишите обязательно годы жизни, чтобы представлять сейчас и в дальнейшем литературный процесс, т.е. то, какая была литература в это время и что с ней происходило.



Перейдем теперь непосредственно к стих-ям. Сначала я выразительно прочитаю, вы послушаете. После – начнем детальный анализ.

Какой заголовок? Что можем представить? (пейзаж)

Работа в группах:

1 гр наблюдает над повторяющимися словами и для чего нужны эти повторы (глава, земля)

2 гр работает с рифмой – какие слова рифмуются между собой, есть ли какая-то закономерность? (скатила-поглотила; взошли-приподняли – движение; полней-волней опис. параллелизм внутреннего состояния и т.д.)

3 гр работает с местоимением ЕЯ – к чему оно относится (к природе) и почему? (архаичность природы по сравнению с «приходящим» человеком) и местоимением НАМИ – кто это? => выход на ролевую функцию лир. героя, т.к. от группы лиц

4 гр работает с образом природы, выявляет человеческие черты => выход на олицетворение (жилы, глава)

5 гр наблюдает, какие слова исп. в прямом, а какие – в переносном значении.

Вывод: через природу человек пытается познать себя, соотносит с собой, чтобы примириться с жизнью.



Достигли цели урока?



Что узнали о пейзажной лирике?

Дз: письменно ответить на вопросы 5, 7






Обсуждение материала
Сергей Колодин
30.07.2018 16:25
Карина,
прошу Вас привести разработку в соответствие с критериями Требований.
С уважением, С.А. Колодин.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru