В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Методический семинар "Педагогический мониторинг как средство повышения качества образования"

Методический семинар "Педагогический мониторинг как средство повышения качества образования"

Краткое описание
Цель:   повышение профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.
Задачи:
- формирование основ организации грамотного мониторинга реализации образовательной программы;
- расширение знаний в области педагогического мониторинга;
- ретрансляция новых идей, подходов, имеющихся в педагогической практике по мониторингу;
- создание условий для повышения методической грамотности;
- организация педагогического мониторинга;
- стимулирование интереса к самообразованию.
Описание

Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Приложение 1 .docx Скачать

Педагогический мониторинг как эффективное средство профессиональной деятельности педагога

Управление педагогическим процессом и качеством образования требует определенной системы поступления исчерпывающей информации о деятельности как педагога, так и обучающихся. Создать эффективную и целостную систему можно на основе мониторинга.

Понятие «мониторинг» происходит от латинского monitor – напоминающий, надзирающий. Термин изначально использовался в экологии и обозначал слежение, наблюдение, оценку и прогнозирование состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. В последнее десятилетие данный термин приобрел более широкий смысл и активно используется в разных науках, в том числе и педагогике.

Вопросы мониторинга в различных сферах жизнедеятельности рассматривали такие авторы, как Август Соломонович Белкин, Игорь Васильевич Бестужев-Лада, Иннокентий Петрович Герасимов, Татьяна Ивановна Заславская, В.Д. Жаворонков, Алексеев и др.

Появление понятия «мониторинг» в сфере образования – это отражение потребности системы управления образованием в наличии качественной, достоверной и надежной информации. Большинство исследователей в педагогике рассматривают мониторинг как средство управления качеством образования. Определение понятию педагогический мониторинг давали разные авторы, в том числе Эвальд Фридрихович Зеер, Август Соломонович Белкин, некоторые считали, что мониторинг равноценен контролю. Это не совсем верно и поэтому в педагогике понятие «мониторинг» стали рассматривать с двух позиций:

  1. как систему (процесс) сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной среде;

  2. как средство получения информации в процессе проведения научного исследования или организации управления контроля.

Наиболее удачным является определение Алексея Николаевича Майорова.

Мониторинг – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации в системе образования или отдельных её элементов, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии дел в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.

Понятие «мониторинг» близко к таким общенаучным педагогическим и психологическим понятиям, как «обратная связь», «рефлексия», «контроль», «аттестация», однако, по мнению Э.Ф. Зеера, все эти понятия являются отдельными элементами мониторинга или его частными случаями.

В связи с этим мониторинг имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, он представляет целостную систему, реализующую множество функций. Во-вторых, в отличие от других близких или похожих педагогических понятий мониторинг обладает следующими особенностями:

  1. Непрерывностью (сбор данных происходит постоянно).

  2. Диагностичностью (подразумевается наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса).

  3. Информационной оперативностью или информативностью (критерии для отслеживания включают наиболее проблемные показатели, на основании которых можно делать вывод об искажениях в отслеживаемых процессах).

  4. Обратной связью, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс.

  5. Научностью (способствует применению обоснованных моделей и отслеживанию параметров).

У разных авторов существует различное множество видов мониторинга. Слайд 6, 7, 8.

Цель мониторинга. Слайд 9,10,11,12.

Механизм мониторинга выглядит следующим образом:

- Цель (системообразующий элемент)

- Объект

- Субъекты

- Предмет

- Критерии и показатели

- Инструментарий

- Процедура сбора и обработки информации

- Принятие управленческого решения

Мониторинг имеет три важных компонента:

- контроль различных сторон деятельности образовательного учреждения;

- система информационного обеспечения управления;

- экспертиза различных сторон деятельности образовательного учреждения. Мониторинг основывается на всех этих компонентах, но не заменяет ни один из них.

В настоящее время в образовании существует разнообразие в определении подходов к содержанию понятия «качество образования», под которым Л.Б. Железнова понимает «социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности».

Среди авторов, работающих над исследованием данной проблемы (Болотов В.А., Железнова Л.Б., Коломиец Б.К., Суббота А.И., Щукина Г.И.) нет единой точки зрения по вопросам определения количества «критериев качества» и их качественных показателей.

Как считает, В.А. Болотов, «Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса. Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям» [3].

Работа по оценке качества образования обучающихся в дополнительном образовании осложняется тем, что само понятие «качество образования» является неустоявшимся. Актуальность этой проблемы в дополнительном образовании усилилась и в связи с тем, что образовательные учреждения и их работники стали все чаще подвергаться внешнему оцениванию: кроме оценки потребителей, стала развиваться система государственной оценки качества учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения. Все активнее в жизнь системы дополнительного образования входит промежуточная и итоговая аттестация обучающихся. Несмотря на ряд документов федерального и регионального уровней, задающих нормативные образцы деятельности процедуры оценивания, параметры и критерии оценивания носят слишком общий характер. Одной из главных остается проблема критериальных описаний результатов образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей, определяющих ее качество.

Говоря о достижениях учащихся, как о текущих, так об итоговых, в системе дополнительного образования можно выделить три группы параметров, по которым эти достижения необходимо отслеживать: учебные, личностные, социально-педагогические.

Основными параметрами учебных достижений обучающихся в сфере дополнительного образования выступают: уровень освоения детьми содержания образовательной программы, устойчивость интереса детей к определенной образовательной программе, предлагаемой деятельности и коллективу. Личностные достижения включат динамику личностных изменений, нравственное развитие учащихся, уровень воспитанности, приобщенность учащихся к культурным ценностям (региональным, российским, мировым), уровень творческой активности детей, уровень практической реализации творческих достижений учащихся. Критериями социально-педагогических результатов являются создание условий для формирования адекватной «Я-концепции»: социализация, адаптация и реабилитация ребенка; педагогическая коррекция; жизненное и профессиональное определение ребенка, забота о здоровье детей и охрана прав детства [4].

Педагогический мониторинг в дополнительном образовании разнонаправлен и уже на ранней стадии своей работы может носить профессиональный характер. Мониторинг разворачивает целую систему индивидуального образовательного пути, как педагога, так и обучающегося в рамках единого социального и образовательного пространства.







структура семинара.docx Скачать


Тема семинара-практикума: «Педагогический мониторинг как средство повышения качества образования».


Цель: повышение профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.

Задачи:

- формирование основ организации грамотного мониторинга реализации образовательной программы;

- расширение знаний в области педагогического мониторинга;

- ретрансляция новых идей, подходов, имеющихся в педагогической практике по мониторингу;

- создание условий для повышения методической грамотности;

- организация педагогического мониторинга;

- стимулирование интереса к самообразованию.


Форма проведения: методический семинар.


Участники: педагоги дополнительного образования, методисты.


Оборудование: ноутбук, проектор.


Подготовительная работа: рассылка приглашений и плана семинара-практикума по структурным подразделениям, распечатка раздаточного материала.


Список литературы:

  • Вовна В.И., Короченцев В.В. и др. Мониторинг качества обучения как важнейший инструмент управления образованием // Инновации в образовании, 2005, № 5

  • Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов // Стандарты и мониторинг, 2000, № 5

  • Лизинский В.М. Критерии оценки и стимулирование педагогической деятельности учителей как один из ресурсов управления образовательным процессом // Завуч, 2005, № 5

  • Литвиненко Э.В. Квалиметрический подход к определению качества управления образовательным учреждением // Педагогика, 2004, № 10

  • Лобашев В.Д., Лобашев И.В. Педагогическая квалиметрия результатов обучения // Стандарты и мониторинг, 2005, № 1

  • Мокшеев В.А. Организация системы мониторинга в образовании // Школьные технологии, 2005, № 1

  • Русских Г.А. Технология мониторинга уровня обученности // Дополнительное образование, 2005, № 8

  • Севрук А.И. Структура информационного обеспечения управления качеством образования // Школьные технологии, 2004, № 6

  • Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе. – М., 2005

  • Трубина И.И. Мониторинг качества образования: проблемы и подходы // Информатика и образование, 2005, № 5


План проведения семинара-практикума:

  1. Мониторинг в образовании. Цель, предмет, объект, виды и механизм мониторинга.

  2. Процессуальный мониторинг: цель – результат. Примеры.

  3. Процессуальный мониторинг (мониторинг образовательной программы «Лучик»).

  4. Рефлексия.

Ход семинара-практикума:

  1. Приветствие, регистрация участников (если семинар проводится для педагогов других учреждений, то знакомство). Варианты упражнений на приветствие и знакомство.

Процедура "Приветствие на сегодняшний день"

- Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

  1. Доклад ведущего на тему «Мониторинг в образовании. Цель, предмет, объект, виды и механизм мониторинга» (Приложение № 1). Слайдовая презентация (Приложение № 2).

  2. Процессуальный мониторинг: цель – результат. Примеры. Слайдовая презентация (Приложение № 3).

  3. Рефлексия.

а) упражнение «Открытый микрофон ». Участникам предлагается высказать свое мнение к процессу мониторинга в дополнительном образовании, в применении данного процесса на практике.

б) Оставить свои комментарии к теме семинара в таблице.




Методический семинар «Педагогический мониторинг как средство повышения качества образования»

Комментарии педагога

Я посчитал важным





Я приму к сведению полученную информацию и буду работать над…



Я посчитал лишним







Результаты семинара:

  1. Педагоги получили пакет методических рекомендаций по проведению педагогического мониторинга в дополнительном образовании (в электронном виде).

  2. Наглядно познакомились с системой управления программы через процессуальный мониторинг, на примере программы ДО «Лучик».


Приложения (все материалы по семинару-практикуму).



титульный лист.docx Скачать

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества № 1»

г. Красноярска











Методический семинар «Педагогический мониторинг как средство повышения качества образования»















Автор-разработчик:

Журавлева Ольга Анатольевна,

заместитель директора













Красноярск, 2013

педагогический менеджмент.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров