В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

"Слепой домик" О.Бондарчук

"Слепой домик" О.Бондарчук

Людмила Сторчун
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:3просмотров: 3539
Краткое описание
Обучающая: познакомить уч-ся с новым  художественным произведением, отрабатывать  навык правильного и выразительного чтения, работать над пересказом произведения;
Развивающая: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности, развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся и их словарный запас;
Воспитывающая: воспитывать чувство уважения и сострадания к пожилым людям.
Описание
Обучающая: познакомить уч-ся с новым художественным произведением, отрабатывать навык правильного и выразительного чтения, работать над пересказом произведения;

Развивающая: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности, развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся и их словарный запас; 

Воспитывающая: воспитывать чувство уважения и сострадания к пожилым людям.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Слепой домик.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья ст-цы Березанской Краснодарского края










Урок чтения и развития речи

«Слепой домик » О.Бондарчук

(по учебнику для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, авторы составители И.М. Бгажнокова, Е.С. Погоскина)















Подготовила и провела

учитель высшей квалификационной категории

Сторчун Людмила Борисовна









ст. Березанская



Тема урока: «Слепой домик» О.Бондарчук.

Цели урока:

Обучающая: познакомить уч-ся с новым художественным произведением, отрабатывать навык правильного и выразительного чтения, работать над пересказом произведения;

Развивающая: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности, развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся и их словарный запас;

Воспитывающая: воспитывать чувство уважения и сострадания к пожилым людям;

Коррекционная: коррегировать и развивать воображение уч-ся.

Оборудование: учебники, карточки для индивидуальной работы, мультимедийная установка.

Ход урока

1.Организационный момент.

Психологический настрой уч-ся.

Ребята, сядьте правильно, расправьте плечи, положите руки на парту и посмотрите на меня. Сегодня у нас урок чтения и развития речи. На уроке мы будем читать рассказ, работать с текстом, пополнять словарный запас и развивать свою речь. На то, как вы работаете на уроке пришли посмотреть гости, но вы не волнуйтесь, будьте спокойны и уверенны, и у нас всё получится.

2.Подготовка уч-ся к изучению новой темы.

- Какую большую тему мы изучаем по чтению?

- Как можно по другому выразить эту мысль?

-Какие дела мы называем добрыми?

Помогать пожилым и больным людям;

Заботиться о близких;

Выручать друзей в беде;

Не грубить старшим;

Защищать девочек и малышей;

Сажать деревья и цветы;

Беречь нашу Родину.

Хорошо, вы сказали всё правильно и назвали много добрых дел, об одном из таких дел, о помощи пожилым людям мы будем говорить на сегодняшнем уроке.

А теперь давайте разберём несколько ситуаций, которые часто встречаются в нашей жизни..

-Представьте себе, что вы едете в автобусе. На остановке в автобус входит пожилая женщина. Как вы поступите? Объясните и докажите правильность своего поступка.

-Представьте себе, что вы идёте по улице, а впереди вас идёт пожилой мужчина – наш сосед с тяжёлой сумкой? Как вы поступите?

-А теперь внимание на экран.

(показ нескольких фотографий уч-ся 10кл.)

Кого вы видели на фотографиях?

Что делают ребята?

Ребята 10 класса вот уже два года шефствуют над пожилой женщиной Н.В. Мороз. Они помогают ей сажать огород, наводят порядок во дворе и доме, убирают огород, и вот здесь на фотографии вы видите, как 10 класс красит дом бабушки. Вот это и есть самое настоящее доброе дело, которое может и должен делать каждый из вас. И мне бы очень хотелось, когда уйдут из школы десятиклассники, вы продолжили их доброе дело и помогали этой пожилой женщине.

Ребята, так какой вывод мы должны сделать из всего увиденного и услышанного.

Вывод : ( нужно уважать пожилых людей и всегда помогать им.)

(пожилые люди нуждаются не только в помощи, но и в добром ласковом слове).

3.Сообщение темы урока.

Запись на доске и в тетрадях.

- Сегодня на уроке мы будем читать рассказ об отношении к пожилым людям.

-Автор этого рассказа О.Бондарчук, название рассказа написано на доске. Прочитайте его.

-Как вы думаете, рассказ с таким названием будет грустным или весёлым?

-Как развивались события в рассказе, кто его герой, грустный или весёлый это рассказ мы узнаем, когда прочитаем его.

ФИЗМИНУТКА

Паровоз кричит «ДУ,ДУ»

Я иду, иду, иду».

А колёса стучат, а колёса говорят:

«Так, так, так»

Каждый день по утрам

Делаем зарядку. (все вместе)

Очень нравится всё нам

Делать по порядку.

Встанем дети, скажем тихо:

«Раз, два, три, четыре, пять»

Приподнялись, чуть присели

И соседа не задели.

В теперь придётся встать,

Тихо сесть, читать начать.

4.Объяснение нового материала.

А) чтение рассказа учителем.

В) Проверка первичного восприятия произведения.

- Какое настроение возникло у вас после чтения этого рассказа? Почему?

- Назовите главных героев этого рассказа? Понравились вам герои, если понравились, то объясните чем?

Г) работа со словарными словами.

- В рассказе вам встретилось слово «ставни». Как вы думаете, что такое «ставни»?

(учитель выслушивает ответы , затем демонстрирует фото с изображением дома со ставнями и ещё раз объясняет,

Ставни- это створки из досок или железа для прикрытия окон.

В Словаре Ожегова сказано:

Составьте словосочетания со словом ставни , запишите на доске.

(ставни на окнах, оконные ставни, резные ставни)

- Объясните мне словосочетание резные ставни.

Объяснение значения слова резные , несколько слов о работе в школьной мастерской.

-Разберите слова оконные и резные по составу.

_Запомните новое слово и словосочетания с этим словом.

5.Закрепление.

А) Чтение рассказа учащимися.

Б) Чтение рассказа «Слепой домик» уч-ся по абзацам, ответы на вопросы по содержанию каждого абзаца.

-Как проводил всё своё свободное время Рома?

-Найдите в рассказе то место, где сказано,что находилось рядом с пятиэтажным домом?

-С чем автор сравнивает окна домов?

-Кто жил в слепом домике?

-Почему Рома решил войти в калитку дома?

-Как объяснил старик то, что ставни на окнах его дома всё время закрыты?

-Как подействовал рассказ старика на Рому?

-Какие изменения произошли в жизни старика с момента его знакомства с Ромой?

В) Выборочное чтение.

-Найдите в тексте и прочитайте, как автор описывает старика, которого Рома увидел через щель в заборе.

- Как вы понимаете слово «поёжился»? Попробуйте показать это состояние.

- Докажите мне словами из текста, что старик болен и слаб?

_Какое чувство вызвало у вас описание старика?

-Как вы думаете, почему люди не обращали внимание на «слепой домик»? Можно ли их осуждать за это?

- Почему Рома решил помогать старику, ведь на игры с друзьями у него стало намного меньше времени?

-Найдите в тексте и прочитайте, каким стал домик с появлением Ромы?

Г) Чтение по ролям.

- Попробуем прочитать по ролям разговор, который произошёл между дедушкой и Ромой.

- С какой интонацией нужно читать слова Ромы?

-Как вы будете читать слова дедушки? Почему?

-Как мы читаем слова автора?

(Оценка чтения учеников)

Д) Пересказ понравившегося отрывка.

- Ребята, а сейчас перескажите мне отрывок из рассказа, который вам понравился больше всего.

Е) Устное рисование.

(Ребята, к этому рассказу нету ни какой иллюстрации, и сейчас вы устно нарисуете картинки к рассказу О.Бондарчука «Слепой домик»., а поможет вашему воображению музыка. Итак, закройте глаза и мысленно нарисуйте картинку к этому рассказу.

Ё) работа с пословицами.

- У вас на столе лежат конверты, в них слова. Из данных слов составьте пословицы и объясните, как вы понимаете их значение.- Работать будете в парах.

- Какие пословицы у вас получились?

1.За добро добром и платят.

- Как вы понимаете значение этой пословицы? (Если ты поступишь с людьми хорошо, то и с тобой хорошо поступят)

- Какую еще пословицу вы сложили?

2.Добрые дела красят человека.

- Как вы понимаете значение этой пословицы? (Если человек делает добрые дела, то это показывает его с хорошей стороны).

Какая пословица получилась у вас?

3.Худо тому, кто добра не творит никому.

(Плохо будет тому человеку, кто ни кому не делает добра).

4.Доброе слово лечит, а злое калечит.

(Хорошие, добрые слова помогают человеку, а злые могут его убить)

5.Добро помни, а зло забывай.

(Нужно помнить только хорошее, а всё злое плохое надо выбросить, забыть)

- А теперь подумайте и скажите, какая пословица подходит к нашему рассказу?

-Почему вы так думаете?

- К кому можно отнести эту пословицу?

ИТОГ Ребята , так какими нам всем нужно быть? ( Нам нужно быть добрыми, отзывчивыми.)

Учитель: помните о том ,что добрым и отзывчивым людям легче жить, общаться друг с другом.

А теперь послушайте стихи и песню о доброте, о том, какой дорогой мы с вами должны идти по жизни.

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте!

Вся в голубой и звёздной красоте,

Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту.

Как бы жизнь не летела

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело.

А не тлело во мгле.

(все вместе)

Делай доброе дело

Тем живём на земле.

Песня «Дорогою добра»

Сейчас вы вы увидели на экране сколько добрых дел совершают ребята нашей школы, и услышали песню, которая указывает путь по которому мы должны идти по жизни.

Так какой дорогой вы должны идти по жизни?

7.- Подведём итог урока.

А)-Какой рассказ мы читали на уроке?

-Назовите героев этого рассказа?

- Как вы думаете, какая главная мысль этого рассказа?

(Вокруг нас живут люди, которые нуждаются в помощи)

-Какой вывод вы сделали, прочитав этот рассказ?

(Нужно всегда помогать пожилым людям как делом, так и добрым словом, нужно быть внимательным друг к другу и к окружающим тебя людям)

Учитель

И в заключении нашего урока я хочу пожелать вам ребята и вам уважаемые взрослые

Я желаю, чтобы с вами

Людям было веселей,

Чтобы добрыми глазами

Вы смотрели на людей,

Чтобы были справедливы

И в решениях мудры.

К людям будете добры вы-

Люди будут к вам добры.

Пусть эти слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребёнок на земле хочет, чтобы окружающие его люди любили, заботились о нём. Но не каждый знает, как это заслужить. Запомните ребята крепко-накрепко, что только к вежливому, воспитанному, доброму человеку люди всегда относятся по доброму.

Б)Комментированное выставление оценок. / За урок я поставлю оценки:

В) Задание на дом:

читать рассказ О.Бондарчука «Слепой домик»,

1гр. Разделить текст на части, составить план и подготовить пересказ по плану.

2гр. Читать и отвечать на вопросы.

3гр. Читать по букварю стр.

Ребятам всех трёх групп нарисовать в тетрадях рисунок к рассказу.

Дети на этом наш урок окончен, встали, всем спасибо.



Литература:

1.Большая хрестоматия для начальной школы, Москва «Эксмо», 2008г

2. Писатели в учебной литературе, ООО «Вако»,2010

3. «Дружок». История России в рассказах, Москва «Стрекоза», 2009г

4. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов, Москва «Эксмо», 2008г















Слепой домик.rar
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru