В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Рабочая программа внеурочной деятельности ""Развитие познавательных способностей

Ирина Каличкина Ирина Каличкина
Тип материала: Программа
просмотров: 1062
Краткое описание
  Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.
      

Описание

Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» создана на основе :
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) (от « 6 » октября <metricconverter w:st=«on» productid=«2009 г»>2009 г. № 373);
  • Авторской программы О.А. Холодовой «Развитие познавательных способностей».
  • Федерального переченя учебников, утвержденных приказом от 19 декабря 2012 г. N 1067, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • Программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий. Основные задачи:
    • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
    • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
    • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;
    • формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;
    • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
    • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
    • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
    Таким образом, принципиальной задачей является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений. Общая характеристика курса Во время занятий у учащегося происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у учащихся формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для учащихся. Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние обучающимися поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у обучающихся форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаютсяусловия для нормализации самооценки у всех обучающихся, а именно: повышения самооценки у обучающихся, у которых хорошо разви­ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара­тельностью, В ходе занятий используются задачи разной сложности, поэтому сла­бые обучающиеся, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких обучающихся подбираются задачи, кото­рые они могут решать успешно). Обучающийся на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий: а) рабочие тетрадей для обучающихся на печатной основе в 2-х частях; б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях. Основные принципы распределения материала: системность: задания располагаются в определенном порядке; принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повто­ряются; принцип «от простого — к сложному»: задания постепенно усложняются; увеличение объема материала; наращивание темпа выполнения заданий; смена разных видов деятельности. Таким образом, достигается основная цель обучения — расши­рение зоны ближайшего развития обучающегося и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуально­го развития.
    Ценностные ориентиры содержания курса Ценность истины– это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Ценность труда и творчествакак естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободыкак свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности– осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма– одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству. Описание места в учебном плане В соответствии с базисным учебным планом внеурочная деятельность «Развитие познавательных способностей» в 1-ом классе – 2 часа в неделю, 66 часов в год. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Личностными результатами является формирование следующих умений: Определятьи высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД: Определятьи формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговариватьпоследовательность действий. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД:Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации:ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания:находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию:делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушатьи понимать речь других. Читатьи пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметными результатами являются формирование следующих умений — описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы, явления; -обобщать, делать несложные выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий; -судить о противоположных явлениях; -давать определения тем или иным понятиям; -определять отношения между предметами типа «род» — «вид»; -выявлять функциональные отношения между понятиями; -выявлять закономерности и проводить аналогии. Содержание курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» В основе построения внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Развитие восприятия.Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности. Развитие памяти.Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания. Развитие мышления.Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. Развитие речи.Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

    Тематическое планирование с основными видами деятельности учащихся 1 класс

    Колличество часов Тема, тип урока, форма проведения Основные виды учебной деятельности обучающихся Контрольно-оценочная деятельность Дата
    1 2 5 6 7
    1 четверть – 17 часов
    1 1 1.Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) Различатьглавное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделятьзакономерности, завершать схемы. Анализироватьситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание Объяснять значение слов и выражений. Составлятьзагадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Различатьпредметы по цвету, форме, размеру. Описыватьто, что было обнаружено с помощью органов чувств. Составлятьи преобразовывать фигуры. Объяснять значение слов и выражений. Различатьпредметы по цвету, форме, размеру. Описыватьто, что было обнаружено с помощью органов чувств. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Определятьна глаз размеры предмета. Демонстрироватьчувство времени, веса, расположенности в пространстве
    Объяснятьсмысл крылатых и метафорических выражений. Стартовый контроль Диагностика
    2 2 Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант Прогностический Пооперационный контроль
    3 3 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант Самооценка Самоконтроль
    4 4 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант Рефлексивный контроль
    5 5 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль
    6 6 Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Рефлексивный контроль Прогностический контроль
    7 7 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант Прогностический контроль
    8 8 Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
    9 9 Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант Прогностический Пооперационный контроль
    10 10 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант Самооценка Самоконтроль
    11 11 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант Рефлексивный контроль
    12 12 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль
    13 13 Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Рефлексивный контроль Прогностический контроль
    14 14 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант Прогностический контроль
    15 15 Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
    16 16 Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант Прогностический Пооперационный контроль
    17 17 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль
    2 четверть – 15 часов
    1. 18 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Объяснять закономерности. Выделятьчерты сходства и различия Описыватьпризнаки геометрических фигур. Находитьи выделять признаки разных предметов. Узнаватьпредметы по их признакам. Даватьописание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Ориентироватьсяв пространстве листа. Составлятьзагадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Даватьнесложные определения понятиям. Определятьна глаз размеры предмета. Демонстрироватьчувство времени, веса, расположенности в пространстве Излагатьсвои мысли ясно и последовательно. Прогностический Пооперационный контроль
    2. 19 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант Самооценка Самоконтроль
    3. 20 Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Рефлексивный контроль
    4. 21 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль
    5. 22 Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант Рефлексивный контроль Прогностический контроль
    6. 23 Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант Прогностический контроль
    7. 24 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
    8. 25 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант Прогностический Пооперационный контроль
    9. 26 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант Самооценка Самоконтроль
    10 27 Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Рефлексивный контроль
    11 28 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль
    12 29 Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант Рефлексивный контроль Прогностический контроль
    13 30 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант Прогностический контроль
    14 31 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
    15 32 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль
    3 четверть – 18 часов 1 33 Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Различатьглавное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделятьзакономерности, завершать схемы. Анализироватьситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание Объяснять значение слов и выражений. Составлятьзагадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Различатьпредметы по цвету, форме, размеру. Описыватьто, что было обнаружено с помощью органов чувств. Составлятьи преобразовывать фигуры. Определятьна глаз размеры предмета. Демонстрироватьчувство времени, веса, расположенности в пространстве Прогностический Пооперационный контроль
    2 34 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант Самооценка Самоконтроль
    3 35 Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант Рефлексивный контроль
    4 36 Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль
    5 37 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант Рефлексивный контроль Прогностический контроль
    6 38 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант Прогностический контроль
    7 39 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
    8 40 Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Прогностический Пооперационный контроль
    9 41 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант Самооценка Самоконтроль
    10 42 Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант Рефлексивный контроль
    11 43 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль
    12 44 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант Рефлексивный контроль Прогностический контроль
    13 45 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант Прогностический контроль
    14 46 Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
    15 47 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант Прогностический Пооперационный контроль
    16 48 Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант Самооценка Самоконтроль
    17 49 Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант Рефлексивный контроль
    18 50 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль
    4 четверть 14 часов
    1 51 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Объяснять закономерности. Выделятьчерты сходства и различия Описыватьпризнаки геометрических фигур. Находитьи выделять признаки разных предметов. Узнаватьпредметы по их признакам. Даватьописание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Ориентироватьсяв пространстве листа. Составлятьзагадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Даватьнесложные определения понятиям. Определятьна глаз размеры предмета. Демонстрироватьчувство времени, веса, расположенности в пространстве Прогностический Пооперационный контроль
    2 52 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант Самооценка Самоконтроль
    3 53 Совершенствование воображения.
    Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Рефлексивный контроль
    4 54 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль
    5 55 Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант Рефлексивный контроль Прогностический контроль
    6 56 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант Прогностический контроль
    7 57 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
    8 58 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант Прогностический Пооперационный контроль
    9 59 Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Самооценка Самоконтроль
    10 60 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант Рефлексивный контроль
    11 61 Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль
    12 62 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант Рефлексивный контроль Прогностический контроль
    13 63 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант Прогностический контроль
    14 64 Развитие аналитических способностей. Совершенствование Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
    мыслительных операций. Графический диктант
    15 65 Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Прогностический Пооперационный контроль
    16 66 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года Итоговый контроль, Самоконтроль

    Теги: оу, учитель
    Пожаловаться 13 января 2014
    Файлы
    Radochay_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_RAZVITIE_POZNAVATELNX_SPOSOBNOSTEYРазвитие познавательных способностей 1 класс.doc
    HTML Войдите для скачивания файлов

    Отправка ошибки

    Текст ошибки:
    Комментарий:
    Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
    Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
    Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
    Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
    @mail.ru