В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Модели педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения инклюзивного образования

Модели педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения инклюзивного образования

Ризида Давлетшина
Тип материала: Педагогическая теория
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 5504
Краткое описание
Создание предпосылок для внедрения инклюзивного образования, определение оптимальных путей и средств эффективного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе внедрения инклюзивного образования
Описание
Модели педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения инклюзивного образования Давлетшина Р.Р., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №18 имени В.Я.Алексеева города Сургута В организации коррекционного обучения в нашей стране происходят коренные изменения. Ведущим направлением в нем становится процесс инклюзии, который осуществляется либо планово в порядке эксперимента, либо происходит стихийно, так как жизненно необходим. Инклюзия выступает как альтернативная форма обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) школах и индивидуально на дому. В современных условиях, когда система инклюзивного образования еще не сложилась, возможно эффективное проектирование инклюзивной практики, которое позволит выйти на системные изменения, обновить позиции субъектов образования, разработать новые критерии качества результатов деятельности. В целях создания предпосылок для внедрения инклюзивного образования, а именно в определении оптимальных путей и средств эффективного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья нами рассмотрены различные модели включения учащегося в образовательный процесс: — частичное включение детей с ОВЗ в образовательный процесс. Модель частичного включения представляет собой промежуточный вариант между обучением детей с ограниченными возможностями исключительно в общеобразовательном классе и обучением индивидуально на дому; — полное включение детей с ОВЗ в образовательный процесс. Для полного включения характерны максимальная индивидуализация процесса обучения и оказание дополнительной необходимой помощи непосредственно в условиях интеграции – исключается любое выделение учащихся с особыми образовательными потребностями в особую группу[1]. Модель частичного включения реализуется в отношении детей, чьи психофизические возможности не препятствуют их частичному вовлечению в урочную и внеурочную деятельность. Дети с ОВЗ совмещают обучение индивидуально на дому с посещением общеобразовательного учреждения по согласованию с родителями на основе индивидуальных учебных планов, медицинской справки. «Частичная инклюзия» предполагает включение учащегося в режиме половины дня, отдельных уроков или неполной недели. На основе данной модели учащийся в соответствии со своими возможностями может выбрать различные варианты взаимодействия со сверстниками: посещение отдельных уроков (но часть учебного материала осваивает в ходе индивидуальной работы), вовлечение в работу класса (группы), в том числе и с применением дистанционных технологий, участие в работе кружков, клубов, секций.
Модель полного включения учащегося с ОВЗ в образовательный процесс требует комплексного сопровождения.
Модель полного включения

Индивидуальная образовательная программа развития учащегося с ОВЗ
Образовательный компонент Коррекционный компонент Воспитательный компонент
Учитель Классный руководитель Педагог-психолог Классный руководитель

Социальный педагог Классный руководитель

Социальные партнеры
-составляет программу обучения; -составляет индивидуальный образовательный план; -обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения; -осуществляет отбор личностно и практико-ориентированного содержания; -использует личностно ориентированные технологии для достижения целей обучения; -организует разнообразную деятельность детей, в т. ч. проектную и творческую; -осуществляет взаимодействие с тьютором. -координирует действия учителей-предметников, тьюторов; -осуществляет мониторинг достижений учащегося -осуществляет психологическое сопровождение; — обеспечивает взаимодействие с медицинскими учреждениями, консультационными центрами; -составляет рекомендации для всех участников образовательного процесса -осуществляет взаимодействие с родителями; -координирует действия специалистов психолого-медико-социального сопровождения.

-обеспечение взаимодействия с семьей, с социальными партнерами; -создает условия для эффективного включения учащегося с ОВЗ в среду сверстников -включает учащегося с ОВЗ в воспитательное пространство класса и школы;
-создание социокультурного пространства для организации учебно-воспитательного пространства









Педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе внедрения инклюзивного образования «предполагает разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта ученика, раскрытие способов его мышления, выстраивание индивидуальной траектории развития через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей ученика»[2]. Основные цели образовательного процесса, осуществляющей педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ, заключаются в следующем: — разработка технологии образовательного процесса, в основу которого положено создание системы субъектно-субъектных отношений между его участниками; — создание условий для осуществления разностороннего развития учащихся с ОВЗ (различные адаптивные формы обучения), включающих практическую пробу сил в различных видах деятельности (учебной, проектной, художественной, досуговой и др.), как непременное условие приобретение социального опыта. Реализуются поставленные цели в процессе личностно ориентированного урока, внеурочной, внеклассной деятельности учащихся педагогами, психологами, осуществляющими сопровождение, в процессе взаимодействия школы и иных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и культуры, на групповых и индивидуальных консультациях, тренингах и в других всевозможных видах деятельности. Педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья мы предлагаем осуществлять на основе индивидуального образовательного плана, который разрабатывается учителем с тесном взаимодействии с учащимся, его родителями, классным руководителем, специалистами.
Индивидуальный образовательный план по предмету «____________________» учащегося __________________
1.Общие сведения об учащемся и его семье.

2. Требования к созданию «безбарьерной» среды для учащегося с ОВЗ (рекомендации по организации в классе безбарьерной, развивающей предметной среды)

3. Психолого-педагогическое сопровождение (рекомендации медицинского учреждения, психолога, социального педагога)

4. Адаптация содержания учебного материала ( выделение необходимого и достаточного материала для освоения учащимся с ОВЗ; отбор необходимых учебных и диагностических материалов)
Адаптированная программа (приложение)
5. Организация освоения образовательной программы:
Организация личностно-ориентированного урока (используемые технологии, формы, приемы)


Организация внеурочной деятельности:
-очные консультации
on-lineконсультации
— факультативы
— элективные курсы
— курсы по выбору
-самообразование (план)
-_____________________


6. Формирование социальной компетентности:
Организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала учащегося (мероприятия, адекватные возможностям учащегося:
— конкурсы
— олимпиады
— дистанционные олимпиады
— соревнования
-________________


7. Выбор адекватных возможностям детей оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности


8. Привлечение дополнительных ресурсов, поддержки:

— специалистов школы


-социальных партнеров


-сотрудничество с родителями



На наш взгляд, представленные модели частичного и полного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в условия общеобразовательной школы будут способствовать развитию его позитивных возможностей и социальной адаптации. Литература. 1. Бондарев В.П. Технология педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе. — http://www.eidos.ru/journal/2001/0519-02.htm 2. Воронич Е.А. Сущность инклюзивного подхода в образовании. Периодический журнал научных трудов «ФЭН-НАУКА», Бугульма, № 1(16), 2013. – С. 17-20. 3. «Инклюзивное образование: от методологической модели к практике"/ Н.Я.Семаго, М.М. Семаго, М.Л. Семенович Т.П. Дмитриева, И.Е. Аверина. //Психологическая наука и образование. — 2011. — №1.
4. Лошакова И.И. Проблема доступного образования для социально уязвимых групп // Право и образование. — М., 2003, № 3. — С. 78-88 5. Шевелева Д. Е. Модели интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную школу. — http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=360
[1] Шевелева Д. Е. Модели интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную школу. — http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=360

[2] Бондарев В.П. Технология педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе. — http://www.eidos.ru/journal/2001/0519-02.htm


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Модели педагогического сопровождения учащихся.doc Скачать

Модели педагогического сопровождения

учащихся с ограниченными возможностями здоровья

в условиях внедрения инклюзивного образования


Давлетшина Р.Р., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №18 имени В.Я.Алексеева города Сургута


В организации коррекционного обучения в нашей стране происходят коренные изменения. Ведущим направлением в нем становится процесс инклюзии, который осуществляется либо планово в порядке эксперимента, либо происходит стихийно, так как жизненно необходим. Инклюзия выступает как альтернативная форма обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) школах и индивидуально на дому.

В современных условиях, когда система инклюзивного образования еще не сложилась, возможно эффективное проектирование инклюзивной практики, которое позволит выйти на системные изменения, обновить позиции субъектов образования, разработать новые критерии качества результатов деятельности.

В целях создания предпосылок для внедрения инклюзивного образования, а именно в определении оптимальных путей и средств эффективного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья нами рассмотрены различные модели включения учащегося в образовательный процесс:

- частичное включение детей с ОВЗ в образовательный процесс. Модель частичного включения представляет собой промежуточный вариант между обучением детей с ограниченными возможностями исключительно в общеобразовательном классе и обучением индивидуально на дому;

- полное включение детей с ОВЗ в образовательный процесс. Для полного включения характерны максимальная индивидуализация процесса обучения и оказание дополнительной необходимой помощи непосредственно в условиях интеграции – исключается любое выделение учащихся с особыми образовательными потребностями в особую группу1.

Модель частичного включения реализуется в отношении детей, чьи психофизические возможности не препятствуют их частичному вовлечению в урочную и внеурочную деятельность. Дети с ОВЗ совмещают обучение индивидуально на дому с посещением общеобразовательного учреждения по согласованию с родителями на основе индивидуальных учебных планов, медицинской справки.


Модель частичного включения:



«Частичная инклюзия» предполагает включение учащегося в режиме половины дня, отдельных уроков или неполной недели. На основе данной модели учащийся в соответствии со своими возможностями может выбрать различные варианты взаимодействия со сверстниками: посещение отдельных уроков (но часть учебного материала осваивает в ходе индивидуальной работы), вовлечение в работу класса (группы), в том числе и с применением дистанционных технологий, участие в работе кружков, клубов, секций.

Модель полного включения учащегося с ОВЗ в образовательный процесс требует комплексного сопровождения.


Модель полного включения



Индивидуальная образовательная программа развития учащегося с ОВЗ

Образовательный компонент

Коррекционный компонент

Воспитательный компонент

Учитель


Классный руководитель

Педагог-психолог

Классный руководитель

Социальный педагог

Классный руководитель

Социальные партнеры

-составляет программу обучения;

-составляет индивидуальный образовательный план;

-обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения;

-осуществляет отбор личностно и практико-ориентированного содержания;

-использует личностно ориентированные технологии для достижения целей обучения;

-организует разнообразную деятельность детей, в т. ч. проектную и творческую;

-осуществляет взаимодействие с тьютором.


-координирует действия учителей-предметников, тьюторов;

-осуществляет мониторинг достижений учащегося

-осуществляет психологическое сопровождение;

- обеспечивает взаимодействие с медицинскими учреждениями, консультационными центрами;

-составляет рекомендации для всех участников образовательного процесса

-осуществляет взаимодействие с родителями;

-координирует действия специалистов психолого-медико-социального сопровождения.

-обеспечение взаимодействия с семьей, с социальными партнерами;

-создает условия для эффективного включения учащегося с ОВЗ в среду сверстников

-включает учащегося с ОВЗ в воспитательное пространство класса и школы;


-создание социокультурного пространства для организации учебно-воспитательного пространства


Педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе внедрения инклюзивного образования «предполагает разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта ученика, раскрытие способов его мышления, выстраивание индивидуальной траектории развития через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей ученика»2.

Основные цели образовательного процесса, осуществляющей педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ, заключаются в следующем:

- разработка технологии образовательного процесса, в основу которого положено создание системы субъектно-субъектных отношений между его участниками;

- создание условий для осуществления разностороннего развития учащихся с ОВЗ (различные адаптивные формы обучения), включающих практическую пробу сил в различных видах деятельности (учебной, проектной, художественной, досуговой и др.), как непременное условие приобретение социального опыта.

Реализуются поставленные цели в процессе личностно ориентированного урока, внеурочной, внеклассной деятельности учащихся педагогами, психологами, осуществляющими сопровождение, в процессе взаимодействия школы и иных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и культуры, на групповых и индивидуальных консультациях, тренингах и в других всевозможных видах деятельности.

Педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья мы предлагаем осуществлять на основе индивидуального образовательного плана, который разрабатывается учителем с тесном взаимодействии с учащимся, его родителями, классным руководителем, специалистами.



Индивидуальный образовательный план

по предмету «____________________» учащегося __________________

1.Общие сведения об учащемся и его семье.





2. Требования к созданию «безбарьерной» среды для учащегося с ОВЗ (рекомендации по организации в классе безбарьерной, развивающей предметной среды)


3. Психолого-педагогическое сопровождение (рекомендации медицинского учреждения, психолога, социального педагога)


4. Адаптация содержания учебного материала ( выделение необходимого и достаточного материала для освоения учащимся с ОВЗ; отбор необходимых учебных и диагностических материалов)

Адаптированная программа (приложение)

5. Организация освоения образовательной программы:

Организация личностно-ориентированного урока (используемые технологии, формы, приемы)



Организация внеурочной деятельности:

-очные консультации

- on-line консультации

- факультативы

- элективные курсы

- курсы по выбору

-самообразование (план)

-_____________________



6. Формирование социальной компетентности:

Организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала учащегося (мероприятия, адекватные возможностям учащегося:

- конкурсы

- олимпиады

- дистанционные олимпиады

- соревнования

-________________



7. Выбор адекватных возможностям детей оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности



8. Привлечение дополнительных ресурсов, поддержки:


- специалистов школы



-социальных партнеров



-сотрудничество с родителями






На наш взгляд, представленные модели частичного и полного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в условия общеобразовательной школы будут способствовать развитию его позитивных возможностей и социальной адаптации.



Литература.

  1. Бондарев В.П. Технология педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе. - http://www.eidos.ru/journal/2001/0519-02.htm

  2. Воронич Е.А. Сущность инклюзивного подхода в образовании. Периодический журнал научных трудов «ФЭН-НАУКА», Бугульма, № 1(16), 2013. – С. 17-20.

  3. «Инклюзивное образование: от методологической модели к практике"/ Н.Я.Семаго, М.М. Семаго, М.Л. Семенович Т.П. Дмитриева, И.Е. Аверина. //Психологическая наука и образование. - 2011. - №1.

  4. Лошакова И.И. Проблема доступного образования для социально уязвимых групп // Право и образование. - М., 2003, № 3. - С. 78-88

  5. Шевелева Д. Е. Модели интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную школу. - http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=360






1 Шевелева Д. Е. Модели интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную школу. - http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=360

 



2 Бондарев В.П. Технология педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе. - http://www.eidos.ru/journal/2001/0519-02.htm



Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос