В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Развитие универсальных учебных действий обучающихся на уроке химии в 8 классе при закреплении темы «Кислоты»

Развитие универсальных учебных действий обучающихся на уроке химии в 8 классе при закреплении темы «Кислоты»

Татьяна Холодник
Тип материала: Урок
Рейтинг: 123 голосов:2просмотров: 10809
Краткое описание
Цель: На основе изучения нормативных документов, учебно-методической литературы и с учетом требований ФГОС составить конструкт урока по теме «Кислоты» для 8-го класса.
Описание
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГАОУ ДПО СО «ИРО» Институт развития образования Кафедра естественнонаучного и математического образования Проект Развитие универсальных учебных действий обучающихся на уроке химии в 8 классе при закреплении темы «Кислоты» ОП «Развитие ключевых компетенций обучающихся в преподавании естественнонаучных дисциплин»
Вариативный модуль «Развитие универсальных учебных действий обучающихся в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин в соответствии с ФГОС общего образования» (108 час) (с использованием ДОТ)
Жульдикова Вера Александровна - учитель химии МКОУ Дубская СОШ;
Соколовская Ирина Владимировна – учитель химии
МКОУ «Таборинская СОШ»;
Холодник Татьяна Павловна – учитель химии МКОУ Килачевская СОШ
г. Екатеринбург 2013г.

Пояснительная записка Современная экономическая политика требует от школы развития приоритетных личностных качеств выпускника. Для реализации этих требований разработан новый ФГОС ООО. В основе стандарта лежит системно — деятельностный подход, реализация которого обеспечивает: формирование у учащихся готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;  активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Одним из разделов ФГОС ООО является «Требования к результатам образования»: личностным, метапредметным и предметным. Достичь этих результатов возможно через развитие УУД в процессе урочной и внеурочной деятельности. Этим обусловлен выбор темы данного проекта. Объект исследования – изучение химии в 8 классе. Предмет исследования - развитие УУД на уроках химии в 8 классе. Цель: На основе изучения нормативных документов, учебно-методической литературы и с учетом требований ФГОС составить конструкт урока по теме «Кислоты» для 8-го класса. Задачи: 1.Изучить нормативные документы и учебно-методическую литературу, раскрывающую содержание нормативных документов.  2.Отобрать приемы, методы, средства, развивающие универсальные учебные действия на уроке химии в 8-ом классе по теме «Кислоты» 3. Составить конструкт урока по химии для 8-го класса по теме «Кислоты». При работе над проектом были использованы методы теоретического уровня (сравнение, обобщение, анализ), эмпирического уровня (наблюдение). Планируемый результат: Повышение профессиональной компетентности педагога в реализации ФГОС на уроках химии в 8-ом классе.
Технологическая карта урока химии. Тема урока — «Кислоты ».
Класс – 8класс
УМК: О.С. Габриелян

Оборудование:комплекс “Компьютер + проектор” для демонстрации озвученных видеофрагментов к уроку, набор оборудования и химических реактивов для проведения эксперимента, таблица растворимости, ПСХЭ, таблица ряд напряжения металлов, изменение окраски индикаторов в различных средах, матрица для контроля и оценки учащимися своих образовательных результатов (лист оценки, с определенными критериями оценки).
Образовательные цели урока:
Воспитательные: обеспечение условий для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету; способствовать развитию у учащихся исследовательских умений и навыков; продолжить формирование навыков самостоятельной учебной деятельности и бережного отношения к окружающей среде. Развивающие:развивать умение работать с текстом учебника, работать в парах (проведение эксперимента по предложенному алгоритму); развивать умение логически мыслить, решать проблемные задачи; содействовать развитию умений применять полученные знания в повседневной жизни. Формировать умение планировать свою деятельность, оценивать эффективность своей работы, вклад в достижение поставленной цели, степени успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Обучающая: предполагается, что к концу урока ученики буду знать химические свойства кислот; распознавать кислоты с помощью индикаторов; планируется, что к концу урока будут устранены пробелы в знаниях учащихся о составе кислот.

Планируемые результаты урока:
Личностные: формирование познавательного интереса к предмету исследования. Метапредметные:умеет под руководством учителя формулировать цель урока, планирует свою деятельность, контролирует процесс и результаты своей деятельности; умеет работать в паре (отстаивать свою позицию; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы); соблюдать правила поведения и работы с лабораторным оборудованием в кабинете химии, осваивать приемы исследовательской деятельности. Предметные:
«базовый уровень »
 Правильно называет химические формулы кислот.
Записывает уравнения химических реакций, характерных для кислот.
Умеет определять кислоту с помощью индикатора.
Знать применение кислот в быту.

 «повышенный уровень»
Знает состав, свойства и классификацию кислот.
Умеет определять кислоту с помощью разных индикаторов, проводить эксперименты, доказывающие свойства кислот.

«высокий уровень»
Находить кислоту из предложенных веществ.
Знать механизм образования кислотных дождей и их влияние на окружающую среду.

Этапы
 урока
Деятельность учителя
Технологии
Деятельность ученика
Развиваемые УУД
Результат работы ученика
Мотивация к учебной деятельности
Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку.

Ориентирует учащихся на оценку эффективности своей работы в течение урока по Матрице оценивания образовательных результатов.


Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.
Знакомятся с правилами работы с Матрицей.
Личностные
Знание моральных норм и правил поведения.

Познавательные
Внимательно читать текст и извлечение информацию.
Готовое рабочее место учащегося.
Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач на уроке с опорой на знания, полученные в повседневной жизни.
ТРКМ
«Верные и неверные утверждения»
Высказывают предположения, отвечают на вопросы и формулируют тему и цель урока.
Познавательные
умение выдвигать гипотезу и обсуждать ее, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
Коммуникативные
умение излагать свои мысли в устной форме, умение взаимодействовать друг с другом
Личностные
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
Записана тема урока.
Совместное открытие новых знаний.
1.Организует дискуссию по вопросу:
-От чего зависят свойства веществ?(от состава)

— Если в состав всех кислот входит атом водорода, будут ли кислоты обладать сходными свойствами?
2. Проведение эксперимента, подтверждающего
правильность высказанных гипотез.
3. Организует показ демонстрационных опытов по изучению химических свойств кислот. Обсуждение
применения изученных свойств кислот в быту.
.

(Физминутка)
4.Организует обсуждение по вопросу:
«Могут ли неорганические кислоты
образовываться в природе?»
5. Демонстрация видеофрагмента
«Образование кислотных дождей»
6. Предлагает учащимся
познакомиться
с материалом учебника и дополнительной литературы по данной теме, с последующим обсуждением в группах (по отраслям применения кислот).

ТДиффО
ТИсД
ИКТ
ТРКМ
ТПО
ТДиффО
Обмениваются мнениями и высказывают предположения.
Выполнение химического эксперимента по предложенному алгоритму «Изменение окраски индикатора в кислой среде» (работают по группам)
Наблюдение за экспериментом, используя CD «Виртуальная лаборатория». Обсуждение, составление кластера, запись уравнений химических реакций в тетрадь совместно с учителем.
Обмениваются мнениями и высказывают предположения.
Просмотр фрагмента.

Запись уравнений химических реакций, в результате которых образуются кислоты в природе
( по желанию)
Работа с учебником и дополнительной литературой.
Обсуждение вопроса в группе.
Обмен мнениями.
Коммуникативные
формируем умение слушать и понимать других, учитывая позицию собеседника.

Познавательные
умение самостоятельного поиска способов решения проблемы.
Личностные
самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению.
Познавательные
умение проводить
эксперимент, делать выводы.
Познавательные
Умение  работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами.
Познавательная
Извлечение необходимой информации из просмотра учебного материала;
умение структурировать знания.
Познавательные
умение выдвигать гипотезу и обсуждать ее.

Коммуникативные
умение излагать свои мысли в устной форме, умение взаимодействовать друг с другом.
Познавательные
Умение извлекать информацию из просмотренного учебного материала
Познавательные
формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать).

Знают состав кислоты.
Знают определение понятий: индикатор и кислотная среда.
Знают как изменяется окраска индикатора в кислой среде.
Запись выводов в тетрадь.
Составление кластера, запись уравнений химических реакций в тетрадь.
Знают, что кислотные дожди образуются в природе в результате человеческой деятельности.
Записаны уравнения химических реакций по желанию.
Выступление представителя из группы о применении кислот.
Закрепление изученного материала.
1. Предлагает составить
Синквейн на тему «Кислоты»
ТРКМ
Составляют Синквейн, представляют окружающим.
Регулятивные
умение планировать свою деятельность, оценивать эффективность своей работы и группы.
Запись синквейна в тетради.

Домашнее задание
Планирование работы на следующий урок.
Предлагает домашнее задание на следующий урок:
§… , упр……
Творческое задание, презентация по теме «Кислоты вокруг нас»
Дифференцированный
Выбирают задания к следующему уроку.
Записывают задание.

Запись домашнего задания в дневник.
Рефлексия
Создаёт условия для заключительной рефлексии:
-Сегодня на уроке я научилась(ся)…
-Сегодня на уроке я узнал(а)…
-Что ещё я хотел(а) бы узнать о кислотах …
-Неожиданностью для меня явилось то, что….
-Сегодня на уроке я понял(а), что…
-Особенно интересным было…
Предлагает совместно оценить вклад
каждого в общее дело по Матрице.

ТРКМ
«Бортовой журнал»
Оценивают свои знания.
Определяют по Матрице степень успешности своей деятельности на протяжении всех этапов урока.

Регулятивные
формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознать качество и уровень усвоения.
Коммуникативные
умение высказывать свои мысли

Учащиеся самостоятельно оценивают своей образовательной деятельности на уроке.


Пояснения к конструкту
Этап урока
Используемая технология
Описание приемов технологии Примеры заданий, применяемые в конструкте
Мотивация к учебной деятельности




Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

ТРКМ

«Верные и неверные утверждения»
Учащимся предлагается ряд высказываний, по поводу которых надо высказать своё мнение: (+ ) верно или (–) неверно. Используем на стадии вызова для настраивания на изучение новой темы. Предлагается несколько утверждений по ещё неизученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. А затем по ходу урока формулируются правильные высказывания.
— Продукты обладают одинаковым вкусом? (Нет)
— Клюква и лимон кислые на вкус? (Да)
— В состав этих продуктов входят одинаковые вещества? (Да)
— Если вещество кислое на вкус – это кислота? (Да)
— Все ли кислоты обладают сходными свойствами?
 (Да) или(Нет)

— Обосновать, выдвинуть гипотезы.

Совместное открытие новых знаний.
ТДиффО

ТИсД
ИКТ
ТРКМ
ТПО
ТДиффО
Выполнение химического эксперимента по предложенному алгоритму разной сложности (по выбору) «Изменение окраски индикатора в кислой среде».
Просмотр демонстрационных опытов «Химические свойства кислот» с использованием «Виртуальной лаборатории»
Кластерэто способ графической организации материала. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. Постановка проблемного вопроса. Подтверждение правильности суждений через просмотр видеофрагмента «Образование кислотных дождей» Запись уравнений химических реакций, в результате которых образуются кислоты в природе
( по желанию)
Инструктивная карта №1
Как можно доказать наличие в растворекислотной среды?
Опорные знания: индикатор(лакмус), кислая среда.
Цель эксперимента: определить окраску индикатора (лакмуса) в растворе соляной кислоты)
Ход эксперимента:
1. в раствор кислоты внести несколько капель индикатора: лакмуса.
Что наблюдаете?
Сделайте выводо распознавании кислот.

Инструктивная карта №2
Как можно доказать наличие в растворекислотной среды?
Опорные знания: индикаторы; изменение окраски индикаторов в кислой среде.
Цель эксперимента: определить окраску индикаторов в растворах серной и соляной кислоты.
Ход эксперимента:
1. в растворы выданных кислот внести несколько капель индикаторов: лакмуса, метилового оранжевого;
Что наблюдаете?
Сделайте выводо распознавании кислот.

Инструктивная карта №3
Как можно доказать наличие в растворекислотной среды?
Опорные знания: индикаторы; изменение окраски индикаторов в разных средах.
Цель эксперимента: определить наличие кислоты по изменению окраски индикаторов в предложенных растворах.
Ход эксперимента:
1. Каждый из предложенных растворов разделить на две части.
2. В одну часть раствора внести несколько капель лакмуса, в другую часть — метилового оранжевого;
Что наблюдаете?
Сделайте выводы
1. В какой пробирке находится кислота?
2. С помощью чего вы это доказали?
Ключевое слово – химические свойства
кислот
Могут ли неорганические кислоты
образовываться в природе?
(Обоснование, выдвижение гипотез, обоснование собственной точки зрения.)
Закрепление изученного материала.
ТРКМ

Синквейн от французского слова «cing» – пять. Используется как способ синтеза материала. Он предложен как задание для работы в парах. План 1 строка – 1 слово- существительное- название темы
2 строка – 2-3 слова – прилагательные - свойства темы
3 строка – 2-3 слова – глаголы - действия темы
4 строка- 4-5 слов – ваше отношение к данной теме
5 строка – 1 –2 слова – философское понятие данной темы, синоним первой строки

Ключевое слово — КИСЛОТА
Домашнее задание
ТДиффО
По выбору учащихся.
1.Мотивация к самостоятельной познавательной деятельности.
2.Творческое задание, презентация по теме «Кислоты вокруг нас»

Обязательное
§26 , упр.1

Вопросы:
1.Как можно доказать наличие в растворе  кислотной среды? (растворы соляной, серной, уксусной, лимонной кислот).
 2.Известно, что гашеная известь, входит  в состав штукатурки, стеновых покрытий, строительных материалов. Устойчива ли она к действию кислот?
3. Почему нельзя варить кислые щи, борщ или компот из свежих ягод в алюминиевой кастрюле?
4. Почему металлические конструкции  в природе постепенно разрушаются. Все ли металлы подвергаются такому разрушению?
5. Почему  после того, как вы съели кислое яблоко, нельзя чистить зубы?
Рефлексия
ТРКМ

«Бортовой журнал»
Сегодня на уроке я научилась(ся)…
Сегодня на уроке я узнал(а)…
Неожиданностью для меня явилось то, что….

Матрица оценивания образовательных результатов.
Виды деятельности Отлично «5 баллов» Хорошо «4 балла» Удовлетворительно «3 балла»
Познавательная деятельность
(оценка теоретических знаний)
— Активно участвовал в обсуждении проблемы.
— Внимательно не перебивая, выслушивал ответы других, принимал участие в их обсуждении.
— На все поставленные вопросы отвечал полным ответом и самостоятельно, приводил собственные примеры, доказательства и аргументы.

— Активно участвовал в обсуждении проблемы.
— Внимательно не перебивая, выслушивал ответы других.
— Отвечал на отдельные вопросы полным ответом. Приводил собственные примеры по теме обсуждения.
При этом допускал несущественные ошибки, исправленные в ходе совместного обсуждения.
— Слушал обсуждение проблемы другими.
— Отвечал на отдельные вопросы совместно с учителем или
Ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Исследовательская деятельность
— оценка экспериментальных умений
Работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.



Групповая деятельность
— оценка при работе в группе

— Взаимопомощь, сотрудничество;
— Внимательно выслушивал мнение другого;
— Совместная выработка общего решения.


— Взаимопомощь, сотрудничество;
— Перебивал, не давал высказаться другому, навязывал свою точку зрения.

— Принял пассивное участие, соглашался с мнением других, не высказывал свою точку зрения. Не был заинтересован в общем результате совместной деятельности.


Таблица перевода баллов в отметку
Количество баллов Самооценка ученика Отметка учителя
14-15 баллов 5 (отлично)
11-13 баллов 4 (хорошо)
9-10 баллов  3 (удовлетворительно)
Оценочный лист
Виды деятельности отлично хорошо удовлетворительно
Познавательная
Исследовательская
Групповая
ИТОГ


Заключение Приступая к работе над проектом мы поставили перед собой цель: На основе изучения нормативных документов, учебно-методической литературы и с учетом требований ФГОС составить конструкт урока по теме «Кислоты» для 8-го класса. Задачи: 1.Изучить нормативные документы и учебно-методическую литературу, раскрывающую содержание нормативных документов.  2.Отобрать приемы, методы, средства, развивающие универсальные учебные действия на уроке химии в 8-ом классе по теме «Кислоты» 3. Составить конструкт урока по химии для 8-го класса по теме «Кислоты». Поставленные перед собой задачи в рамках проекта мы выполнили: ознакомились с литературой по теме «Развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроке химии по теме «Свойства кислот» в 8 классе; выбрали методы и технологии для развития УУД у обучающихся, разработали конструкт урока по теме «Свойства кислот». Таким образом, был достигнут планируемый результат, а именно, повышение профессиональной компетентности педагога в реализации ФГОС на уроках химии в 8-ом классе. Мы уверены, что полученные знания помогут нам в дальнейшей работе по внедрению стандартов нового поколения в процессе обучения химии. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос