В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Синквейн в работе по развитию речи школьников мастер - класс

Синквейн в работе по развитию речи школьников мастер - класс

Римма Яушева
Тип материала: другое
Рейтинг: 12345 голосов:3просмотров: 7811
Краткое описание
Научить коллег составлять синквейн
Описание
МБОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа им. М. Р. Абросимова» Синквейн в работе по развитию речи школьников мастер — класс Подготовила и провела: Яушева Римма Николаевна, учитель – логопед высшей квалификационной категории Верхопенье. 2013 г. «Синквейн в работе по развитию речи школьников» Логопедическая практика имеет в своем арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, современная логопедия использует в своей практике наиболее эффективные технологии смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда. В логопедической практике их нельзя рассматривать как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем логопедических технологий, привнося в них новые способы взаимодействия педагога и ребенка, новые стимулы; служат для создания благоприятного эмоционального фона, включения в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. К таким технологиям относятся: · нейропсихологические; · кинезитерапия; · различные виды логопедического массажа; · суджок-терапия; · гимнастика А.Н. Стрельниковой. Цель:дать представление об инновационной технологии развития речи «Синквейн», о значении этой технологии в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, о грамматическом оформлении фразы, о развитии ассоциативного и наглядно-образного мышления. Показать значимость данной технологии и в других видах деятельности. План проведения семинара: I. Теоретическая часть: — Что такое «Синквейн». — Задачи «Синквейна»; — Этапы построения работы. II Практическая часть: — Совместная работа с педагогами с показом на доске. — Самостоятельная работа педагогов. — Обсуждение полученных результатов. — Подведение итогов. Перед началом семинара всем присутствующим раздают бланки для самостоятельной работы, буклеты. I часть. Теоретическая часть Синквейн в работе по развитию речи школьников. В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у школьников. Но, предпринята еще одна попытка разработки практического материала, направленного на оказание помощи данной категории детей. Это объясняется тем, что: 1. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений; 2. Для того, чтобы работа была успешной, воздействие должно быть системным, описывающим и охватывающим весь коррекционный процесс; 3. У любого специалиста, работающего с детьми, имеющими речевые нарушения, должна быть возможность быстрого и эффективного выбора методики для конкретного ребенка. Современные дети демонстрируют поздний темп созревания. В 1990-е годы появился термин «децелерация», сущность его заключается в замедленном темпе роста и развития детей. Первые слова у детей появляются после 1 года (раньше к11-12 мес.), фразовая речь – к 2,5 годам (раньше к 1,5 г.); поздно формируются звуки, запаздывает звукопроизношение. В 5-6 лет у таких детей наблюдается несформированность всех компонентов языка (фонетики, грамматики, лексики), т.е. массированное нарушение речи, что затрудняет речевую диагностику. Уровень сформированности языковой компетенции определяется по лексическому запасу ребенка, умению актуализировать слова в самостоятельной речи. Дети, даже не имеющие речевой патологии, медленно актуализируют слова, долго их вспоминают (до 20 при норме 5-7 секунд), у них происходит сужение значения слов, замена названия частей предмета названием целого предмета, утрачиваются слова, обозначающие предметы и явления, которых в данный момент уже не наблюдают. Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера. Логопедическая работа по развитию лексико-грамматических компонентов речи осуществляется по следующим направлениям: 1.Расширение и активизация объема словаря. 2. Формирование структуры значения слова. 3. Развитие лексической системности и семантических полей. 4. Формирование парадигматических и синтагматических связей слов. 5. Развития словообразования. 6. Уточнение грамматического значения слова. Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы. Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке (дядя), то логопед может спросить, как назвать его по другому (папа, мужчина). Логопед, воспитатель взрослый требует от детей ответа одним словом, обозначающим предмет, работу можно построить по определенному плану: · предлагается называть те слова, которые обозначают живые предметы, затем – неживые, далее — называть предметы по порядку и к каждому ставить соответствующий вопрос; · логопед добивается от детей названий нескольких действий, которые могут производить изображенные предметы (дерево – растет, цветет, качается, засыхает, скрипит); · называют то, что изображено на картинках (чайник кипит, девочка прыгает). Нельзя объединять два слова в предложение; · логопед называет несколько признаков к одному предмету (овальный, зеленый, твердый, хрустящий) дети называет предмет: это огурец; · нахождение слов, подходящих к графическим изображениям (костер, солнце – горит, светит, яркий, жаркий). После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действия (грамматическое знание слова), их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. Слова, обозначающие предмет и действие предмета. Соединяются в простое, нераспространенное предложение, фактически закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения. В первую очередь дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее), а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Далее структура предложения распространяется путем введения в него определения, выраженного прилагательным, и дополнением, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога. Дается понятие о коротких словах (предлогах), их употреблении в речи и написании в предложениях. Завершается работа формированием умения строить распространенное предложение разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т.д., а затем сокращать их до первоначально вида простого двусоставного, нераспространенного предложения. Дети еще раз осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворенияю. Правила составления синквейна. · первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; · вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; · третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; · четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме · пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. ( ассоциативный ряд) Развитие лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР III уровня) значительно отстает от возрастной нормы. В активной речи они используют в основном общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются у них в неумении выбирать и правильно употреблять в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц. Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях выражаются у таких детей в неумении правильно подобрать окончания слов. Для них характерны низкая активность познавательной деятельности, быстрая утомляемость, недостаточные работоспособность на занятиях, устойчивость внимания, малая инициативность в игровой деятельности, ограниченные возможности распределения внимания, при относительно сохранной логической сниженная вербальная память, слабая продуктивность запоминания. Обладая в целом полноценными предпосылками к овладению мыслительными операциями, дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Опыт работы со старшими дошкольниками с ОНР, анализ методической литературы показывают, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями остаются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Поэтому часто даже на первый взгляд у благополучных первоклассников возникают проблемы в учебе. Трудности проявляются не сразу, а чаще всего во второй половине года, когда повышаются требования к скорости выполнения заданий и на первый план выходят умения анализировать информацию, выбирать главное, коротко и точно выражать свои мысли. Развить эти способности еще в дошкольном возрасте поможет использование в логопедической практике дидактического синквейна (синквейн — в переводе с фр. —«пять строк», пятистрочная строфа стихотворения). Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Его составление требует умения выбирать из имеющейся информации существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. В настоящее время составление синквейна активно используется в психологии как эффективный инструмент для рефлексирования и в работе учителей-предметников в школе как средство, способствующее прочному усвоению знаний, развивающее способность обобщать и резюмировать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний учащегося. Человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейна. Таким образом, чтобы правильно составить синквейн, важно: · иметь достаточный словарный запас в рамках темы; · владеть: — анализом, обобщением, — понятиями: слово-предмет (живой—неживой), слово-действие, слово-признак; · уметь подбирать синонимы; · научиться правильно понимать и задавать вопросы; · согласовывать слова в предложении; · правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи. В конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас, работая с предложением. Синквейн можно составлять на индивидуальных и групповых занятиях, занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети, умеющие печатать, могут создавать синквейн на листе бумаги, не умеющие — в виде устных сочинений с опорой на схему. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн. «Сочинения» пишутся 1 раз в неделю, или в две и имеют различную тематику, что находит свое отражение в перспективном планировании. Лексические темы, которые усваивают дети, служат темами синквейнов. Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам и др. Ребенок должен уметь еще и прочитать свое произведение. И как бы плохо или хорошо он это не делал, у него всегда есть желание посидеть в поэтическом кресле и прочитать свое сочинение всем вслух. Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых. Могут быть использованы такие варианты работы: — составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего); — синквейна по прослушанному рассказу; — коррекция и совершенствование готового синквейна; — анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки — на основе существующих строк необходимо ее определить). Целесообразное использование синквейна · На занятиях для закрепления изученной лексической темы. 1. Береза. 2. Тонкая, белоствольная. 3. Растет, зеленеет, радует. 4. Береза — символ России. 5. Дерево. · Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте. 1. Звуки речи. 2. Гласные, согласные. 3. Слышим, произносим, выделяем. 4. Звуки складываются в слова. 5. Речь. · На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ. 1. Заяц. 2. Белый, пушистый. 3. Прячется, боится, убегает. 4. Я жалею зайца. 5. Дикое животное. В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно. При творческом, не директивном использовании синквейна на занятиях он воспринимается школьниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу. Написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Использование дидактического синквейна на занятиях позволяет логопеду гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Синквейн организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему. Происходит от французского «cinq» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Синквейн о синквейне 1. Синквейн. 2. Творческий, активизирующий. 3. Развивает, обогащает, уточняет. 4. Синквейн помогает учиться. 5. Технология. Синквейн, является одним из наиболее эффективных средств рефлексии. 2. Практическая часть Учителям – логопедам раздается дидактический материал – тексты. Составить синквейн Список использованной и рекомендуемой литературы Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д., 2008. Баннов А. Учимся думать вместе: Мат-лы для тренинга учителей. М., 2007. Бахман Е.В. Синквейны на уроках химии. Школа: день за днем. [Электронный ресурс]. URL: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=410 (Дата обращения: 03.08.2012). Гин А. Приемы педагогической техники. М., 2003.
Теги: оу, логопед

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
синквейн.pptx Скачать
синквейн.pub Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров