В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Урок литературы по рассказу Л.Андреева "Кусака"

Урок литературы по рассказу Л.Андреева "Кусака"

Рамиля Чурагулова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1 голосов:1просмотров: 10727 комментариев: 1
Краткое описание
Конспект урока литературы составлен в соответствии с требованиями ФГОС в аспекте реализации деятельностной парадигмы образования. Содержание урока выстраивается исходя из реализации метапредметных результатов обучения школьников. В конспекте представлены как предметные, так и метапредметные  результаты (УУД), реализуемые через содержание и методы работы учителя.
Описание
Тема: Мы всегда в ответе за тех, кого приручили  (по рассказу Леонида Андреева «Кусака») Цель урока: смоделировать учебную ситуацию, при которой в результате исследовательской деятельности учащиеся придут к решению проблемного вопроса: какими способами писатель подводит читателя к мысли, что человек несет ответственность за своих питомцев?
Задачи: формирование исследовательских навыков обучающихся, умения работать с информацией, представляя результаты в различных формах; развитие интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.
Организационные формы: исследовательская работа. Главной формой организации учебной деятельности учащихся является работа в малых группах.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация учителя
Ожидаемые результаты:
 Личностные:
 • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
 • формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Метапредметные:
умение работать в группе — владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.
Предметные:
 • понимание литературы какособого способа познания жизни.
 • формирование потребности в диалоге с текстом.
 • воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение.
Ход урока Iэтап – мобилизующий– включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
1. Слово учителя. Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Внимание ваших добрых глаз. Я знаю, каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мыслей, И с пользой проведем урок. 2. Звучит стихотворение С.Грубова «Собачье сердце». Читает ученица.
От самолёта трап отходит. Взлохматив холку напослед, От пса родного взгляд отводит Его предавший человек. А пёс ещё не понимает, Он ждёт команды и молчит. А самолёт уж в небе тает, И белый след за ним кипит. Собака села поудобней, Где приказали ей сидеть. Проходит время – пить охота- Придётся потерпеть… А к глотке подступали слёзы. Он выполнял команду «ждать». С такой отличной родословной Нельзя при людях зарыдать. И в голове его собачьей Не умещается пока, Что друг его сегодня бросил И не окликнет никогда. Уж пасть от жажды пересохла, И мысли всё трудней собрать… Искал в толпе лицо родное, С надеждой продолжая ждать. Смешались дни, смешались ночи… И обходя его, толпа Бросала хлебушка кусочки, Которых ему есть нельзя. Облезла шерсть, крошатся зубы… Скиталец встал и напрямик – Никто не скажет, что трёхлетка, — На трассу выползал старик. «Эх, люди, люди, мне вас жалко И этот мир не для меня» — Так думала три дня собака, Хлебнувшая людского зла. Собрав остаток сил и злости, С обочины, что было сил, Под грузовик – и к Богу в гости Он без приказа сам решил.

3. Что объединяет это стихотворение и прочитанный вами дома рассказ Леонида Андреева «Кусака»? (Оба произведения — это горькое повествование о собаках, которых жестоко обидели люди). IIэтап целеполагание. Жестокое обращение людей по отношению к братьям нашим меньшим является темой многих произведений русской литературы. (Ребята называют произведения). А у вас дома есть животные? Ответственен ли человек за судьбу своего питомца? Давайте сформулируем и запишем тему нашего урока. Наметим цели нашего урока. Тема: Мы всегда в ответе за тех, кого приручили (по рассказу Леонида Андреева «Кусака») Эпиграф:«… не забывай: ты всегда в ответе за тех, кого приручил.» Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц» IIIэтап – коммуникация– приходим к общему решению. Перспективное домашнее заданиебыло следующим: « Подготовить презентацию-рассказ о писателе. Определить, испытывал ли сам Л.Андреев чувство милосердия по отношению к живому». (Разделившись на группы, ребята анализируют презентацию учащегося, исследуют параллели, соотносят своё собственное представление с мнением одноклассников (в соответствии с рамками учебной ситуации.) Промежуточная рефлексия:Я выбираю(Акцент дети делают на то, что Л.Андреев – это русский писатель, посвятивший свое творчество теме обездоленных людей, а также судьбе животных, чья жизнь зачастую бывает в руках тех, кто их приручил).
Итак, какие чувства вы испытали, читая рассказ «Кусака»? Чувствовали и жалость к Кусаке, и стыд за Лелю и ее маму, и возмущение против жестокосердия людей в целом, милосердие, сострадание, внимание, неравнодушие, ответственность, боль души. Все эти чувства и эмоции пробудил в вас писатель Леонид Андреев. А вот как он это сумел сделать и для чего, мы попробуем сегодня разобраться. IVэтап – совместная деятельность Эксперимент-исследование:«Какими способами писатель добивается у читателя чувства сострадания по отношению к Кусаке и подводит к мысли, что он несет ответственность за тех, кого приручил?»
Работа в группах. Первая группа – исследователи. 1. Какова была жизнь бездомной Кусаки? Чего она была лишена? Как относилась к людям? 2. Как происходило приручение Кусаки? (найдите и зачитайте этот эпизод). Охарактеризуйте поведение собаки. Что с ней произошло, когда ее впервые погладили, приласкали? Почему она уже никогда не сможет укусить человека? 3. Кусака и хозяева дачи. Как изменился внешний вид Кусаки и ее внутренний мир? Как собака выражала свою признательность? Как к ней относились хозяева дачи? 4. Отъезд дачников. Что происходит с Кусакой? Зачитайте этот эпизод. Вторая группа – психологи. 1. Отношение детей и взрослых к бездомной Кусаке до приезда дачников. 2. Отношение к Кусаке дачников. 3. Кусака – игрушка для людей. ( докажите примерами из текста) 4. Почему дачники оставили Кусаку? ü Проследите по тексту, как меняется настроение Лели, когда она узнает о предстоящей разлуке с Кусакой. Почему Леля смирилась с расставанием? ü Сравните поведение Лели во время приезда(2 глава) и во время отъезда (4 глава). Чем вы можете объяснить перемену настроения Лели? ü В чем причина отказа Лели от Кусаки? Третья группа – аналитики. Составляют план по рассказу. 1. Бездомная собака. 2. Приручили. 3. «Всею своей собачьей душой расцвела Кусака»// Собачье счастье. 4. Брошенная собака. Четвертая группа – законодатели. Составляют правила для людей, приручающих животных. Пятая группа – творцы. Составляют продолжение рассказа «Неделю спустя». Рисуют иллюстрацию «Новая жизнь Кусаки». Шестая группа – литераторы. «И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и
громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой
монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся
над темным и обнаженным полем.
Собака выла — ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто
слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама
беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему
женскому сердцу.
Собака выла».
Выписать художественные средства выразительности и объяснить цель их использования. Vэтап— представление и обоснование результатов, обсуждение итогов работы групп. В чем заключается собачье счастье? Есть ли разница между понятиями «бездомная» и «брошенная»? В чем состоит эта разница? VIэтапрефлексия. — Совпали ли твои ожидания с тем, что было на уроке? Что ты хотел узнать? — В начале урока мы говорили о том, что писатель утверждает, что всё живое «страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Прав ли был писатель? — Помог ли рассказ осознать твоё отношение к животным? Как? — Пробудилось ли в вашей душе милосердие и сострадание во время работы на уроке? — Кто сегодня оценил себя на «5»? Слово учителя. Сегодня мы говорили о том, что каждый человек несет ответственность за тех, кого он приручил. Быть милосердным по отношению к братьям нашим меньшим, или оставаться равнодушным – это наш выбор. Просмотр фильма-притчи «Всё в твоих руках». Быть милосердным и сострадательным – это уровень развития души. Но помни, что когда-то было сказано: «Животные препоручены нам Богом как наши друзья и наши слуги. Вместе с тем, мы их старые должники. И они ждут от нас избавления, ждут проповеди любви». VIэтап — домашнее задание. 1. Напишите сочинение — рассуждение «Мы часто твердим, что собака – друг человека. Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?» (по высказыванию Э.Асадова). 2. Составьте правила для людей, приручающих животных. 3. Прочитайте «Трудный хлеб» Е.Носова, «Стихи о рыжей дворняге» Э.Асадова.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
задания.docx Скачать

Первая группа – исследователи.

  1. Какова была жизнь бездомной Кусаки? Чего она была лишена? Как относилась к людям?

  2. Как происходило приручение Кусаки? (найдите и зачитайте этот эпизод). Охарактеризуйте поведение собаки. Что с ней произошло, когда ее впервые погладили, приласкали? Почему она уже никогда не сможет укусить человека?

  3. Кусака и хозяева дачи. Как изменился внешний вид Кусаки и ее внутренний мир? Как собака выражала свою признательность? Как к ней относились хозяева дачи?

  4. Отъезд дачников. Что происходит с Кусакой? Зачитайте этот эпизод.



Вторая группа – психологи.

  1. Отношение детей и взрослых к бездомной Кусаке до приезда дачников.

  2. Отношение к Кусаке дачников.

  3. Кусака – игрушка для людей. ( докажите примерами из текста)

  4. Почему дачники оставили Кусаку?

  • Проследите по тексту, как меняется настроение Лели, когда она узнает о предстоящей разлуке с Кусакой. Почему Леля смирилась с расставанием?

  • Сравните поведение Лели во время приезда(2 глава) и во время отъезда (4 глава). Чем вы можете объяснить перемену настроения Лели?

  • В чем причина отказа Лели от Кусаки?








Третья группа – аналитики.

Составить план по рассказу.

  1. Бездомная собака.

  2. Приручили.

  3. «Всею своей собачьей душой расцвела Кусака»// Собачье счастье.

  4. Брошенная собака.



Четвертая группа – законодатели.

Составьте правила для людей, приручающих животных.



Пятая группа – творцы.

Написать продолжение рассказа «Неделю спустя».

Нарисовать иллюстрацию «Новая жизнь Кусаки».



Шестая пара – литераторы.

«И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся над темным и обнаженным полем.

Собака выла - ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу.

Собака выла».



конспект урока.docx Скачать

Тема: Мы всегда в ответе за тех, кого приручили

(по рассказу Леонида Андреева «Кусака»)

Цель урока: смоделировать учебную ситуацию, при которой в результате исследовательской деятельности учащиеся придут к решению проблемного вопроса: какими способами писатель подводит читателя к мысли, что человек несет ответственность за своих питомцев?

Задачи: формирование исследовательских навыков обучающихся, умения работать с информацией, представляя результаты в различных формах; развитие интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.

Организационные формы: исследовательская работа. Главной формой организации учебной деятельности учащихся является работа в малых группах.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация учителя

Ожидаемые результаты:

Личностные:

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Метапредметные:

  • умение работать в группе - владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.

Предметные:

понимание литературы как особого способа познания жизни.

формирование потребности в диалоге с текстом.

воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение.

Ход урока

I этап – мобилизующий – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

  1. Слово учителя.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Внимание ваших добрых глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мыслей,

И с пользой проведем урок.

  1. Звучит стихотворение С.Грубова «Собачье сердце». Читает ученица.


От самолёта трап отходит.

Взлохматив холку напослед,

От пса родного взгляд отводит

Его предавший человек.

А пёс ещё не понимает,

Он ждёт команды и молчит.

А самолёт уж в небе тает,

И белый след за ним кипит.

Собака села поудобней,

Где приказали ей сидеть.

Проходит время – пить охота-

Придётся потерпеть…

А к глотке подступали слёзы.

Он выполнял команду «ждать».

С такой отличной родословной

Нельзя при людях зарыдать.


И в голове его собачьей

Не умещается пока,

Что друг его сегодня бросил

И не окликнет никогда.

Уж пасть от жажды пересохла,

И мысли всё трудней собрать..

Искал в толпе лицо родное,

С надеждой продолжая ждать.

Смешались дни, смешались ночи…

И обходя его, толпа

Бросала хлебушка кусочки,

Которых ему есть нельзя.

Облезла шерсть, крошатся зубы…

Скиталец встал и напрямик –

Никто не скажет, что трёхлетка, -

На трассу выползал старик.


«Эх, люди, люди, мне вас жалко

И этот мир не для меня» -

Так думала три дня собака,

Хлебнувшая людского зла.

Собрав остаток сил и злости,

С обочины, что было сил,

Под грузовик – и к Богу в гости

Он без приказа сам решил.


3. Что объединяет это стихотворение и прочитанный вами дома рассказ Леонида Андреева «Кусака»? (Оба произведения - это горькое повествование о собаках, которых жестоко обидели люди).

II этап целеполагание.

Жестокое обращение людей по отношению к братьям нашим меньшим является темой многих произведений русской литературы. (Ребята называют произведения).

А у вас дома есть животные? Ответственен ли человек за судьбу своего питомца? Давайте сформулируем и запишем тему нашего урока. Наметим цели нашего урока.

Тема: Мы всегда в ответе за тех, кого приручили

(по рассказу Леонида Андреева «Кусака»)

Эпиграф: «… не забывай: ты всегда в ответе за тех, кого приручил.» Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»

III этап – коммуникация – приходим к общему решению.

Перспективное домашнее задание было следующим: « Подготовить презентацию-рассказ о писателе. Определить, испытывал ли сам Л.Андреев чувство милосердия по отношению к живому». (Разделившись на группы, ребята анализируют презентацию учащегося, исследуют параллели, соотносят своё собственное представление с мнением одноклассников (в соответствии с рамками учебной ситуации.)

Промежуточная рефлексия: Я выбираю(Акцент дети делают на то, что

Л.Андреев – это русский писатель, посвятивший свое творчество теме обездоленных людей, а также судьбе животных, чья жизнь зачастую бывает в руках тех, кто их приручил).

Итак, какие чувства вы испытали, читая рассказ «Кусака»?

Чувствовали и жалость к Кусаке, и стыд за Лелю и ее маму, и возмущение против жестокосердия людей в целом, милосердие, сострадание, внимание, неравнодушие, ответственность, боль души.

Все эти чувства и эмоции пробудил в вас писатель Леонид Андреев. А вот как он это сумел сделать и для чего, мы попробуем сегодня разобраться.

IVэтап – совместная деятельность - Эксперимент-исследование: «Какими способами писатель добивается у читателя чувства сострадания по отношению к Кусаке и подводит к мысли, что он несет ответственность за тех, кого приручил?»

Работа в группах.

Первая группа – исследователи.

  1. Какова была жизнь бездомной Кусаки? Чего она была лишена? Как относилась к людям?

  2. Как происходило приручение Кусаки? (найдите и зачитайте этот эпизод). Охарактеризуйте поведение собаки. Что с ней произошло, когда ее впервые погладили, приласкали? Почему она уже никогда не сможет укусить человека?

  3. Кусака и хозяева дачи. Как изменился внешний вид Кусаки и ее внутренний мир? Как собака выражала свою признательность? Как к ней относились хозяева дачи?

  4. Отъезд дачников. Что происходит с Кусакой? Зачитайте этот эпизод.

Вторая группа – психологи.

  1. Отношение детей и взрослых к бездомной Кусаке до приезда дачников.

  2. Отношение к Кусаке дачников.

  3. Кусака – игрушка для людей. ( докажите примерами из текста)

  4. Почему дачники оставили Кусаку?

  • Проследите по тексту, как меняется настроение Лели, когда она узнает о предстоящей разлуке с Кусакой. Почему Леля смирилась с расставанием?

  • Сравните поведение Лели во время приезда(2 глава) и во время отъезда (4 глава). Чем вы можете объяснить перемену настроения Лели?

  • В чем причина отказа Лели от Кусаки?

Третья группа – аналитики.

Составляют план по рассказу.

  1. Бездомная собака.

  2. Приручили.

  3. «Всею своей собачьей душой расцвела Кусака»// Собачье счастье.

  4. Брошенная собака.

Четвертая группа – законодатели.

Составляют правила для людей, приручающих животных.

Пятая группа – творцы.

Составляют продолжение рассказа «Неделю спустя».

Рисуют иллюстрацию «Новая жизнь Кусаки».

Шестая группа – литераторы.

«И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и

громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой

монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся

над темным и обнаженным полем.

Собака выла - ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто

слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама

беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему

женскому сердцу.

Собака выла».

Выписать художественные средства выразительности и объяснить цель их использования.

V этап - представление и обоснование результатов, обсуждение итогов работы групп.

В чем заключается собачье счастье?

Есть ли разница между понятиями «бездомная» и «брошенная»? В чем состоит эта разница?

VI этап - рефлексия.

- Совпали ли твои ожидания с тем, что было на уроке? Что ты хотел узнать?

- В начале урока мы говорили о том, что писатель утверждает, что всё живое «страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Прав ли был писатель?

- Помог ли рассказ осознать твоё отношение к животным? Как?

- Пробудилось ли в вашей душе милосердие и сострадание во время работы на уроке?

- Кто сегодня оценил себя на «5»?

Слово учителя.

Сегодня мы говорили о том, что каждый человек несет ответственность за тех, кого он приручил. Быть милосердным по отношению к братьям нашим меньшим, или оставаться равнодушным – это наш выбор.

Просмотр фильма-притчи «Всё в твоих руках».

Быть милосердным и сострадательным – это уровень развития души. Но помни, что когда-то было сказано: «Животные препоручены нам Богом как наши друзья и наши слуги. Вместе с тем, мы их старые должники. И они ждут от нас избавления, ждут проповеди любви».

VI этап - домашнее задание.

  1. Напишите сочинение - рассуждение «Мы часто твердим, что собака – друг человека. Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?» (по высказыванию Э.Асадова).

  2. Составьте правила для людей, приручающих животных.

  3. Прочитайте «Трудный хлеб» Е.Носова, «Стихи о рыжей дворняге» Э.Асадова.



КУСАКА метапредмет.rar Скачать
Обсуждение материала
Раиса Кильдюшова
26.03.2021 11:26
Спасибо! Замечательный урок!
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров