В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рыцарство

Рыцарство

Румия Идрисова
Тип материала: Урок
просмотров: 3473 комментариев: 1
Краткое описание
Получение новых знаний, систематизация знаний.
Описание
Идрисова Румия Мансоровна Астраханская область Харабалинский район с. Сасыколи МБОУ «СОШ с. Сасыколи им. Г. Г. Коноплева» История Искровская Л. В., Баранов П. А. Рыцарство 6 класс 40 минут
Цель урока:создать условия для углубления знаний о жизни рыцарей в средние века; воспитание нравственных качеств личности
Задачи урока: -способствовать формированию информационной компетенции через формирование умений работать с видеоматериалом, иллюстрацией, с текстом учебника, с историческими документами. — способствовать формированию коммуникативной компетенции через формирование умений высказать свою точку зрению; — способствовать формированию компетенцииличностного саморазвития через формирование умений актуализировать собственные знания, определять алгоритм деятельности по заданной проблеме. Тип урока:урок изучения нового материала
Форма урока:урок-путешествие.
Методы ведения урока:1. Вербальные (рассказ, беседа, объяснение, описание); 2. Методы стимулирования (новизна, занимательность);
3. Методы контроля (кроссворд, викторина, фронтальный опрос)
Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради, исторические документы,, мультимедийная презентация, компьютер. Новые термины и понятия: Донжон, турнир, герб, девиз, замок.

ХОД УРОКА: 1. Организационный этап
ü Взаимное приветствие учителя и учащихся. ü Определение отсутствующих. ü Проверка подготовленности учащихся к уроку. ü Организация внимания. Вступительное слово. — Ребята, мы отправляемся в путешествие на корабле в средние века. Вашим экскурсоводом буду я. С собой мы возьмем «Блокнот путешественника», чтобы отмечать интересные события и факты, и справочник по истории это наш учебник. Путешествовать мы будем на корабле. (Приложение 1)
2. Актуализация знаний
Для того чтобы сесть на корабль нужно заплатить владельцу корабля. А платой за проезд будут ответы на вопросы.
Фронтальный опрос
1. Что такое Феод? (земельный участок населенный крестьянами, пожалованный королем феодалу за военную службу)
2. Кто такой феодал? (владелец феода/участка земли)
3. Распад территории государства на отдельные, более мелкие владения это — …………………………….
4. Дайте определение понятию междоусобные войны – (это война между феодалами за расширение границ своего владения)
5. Кто такой «вассал»? (Военный слуга сеньора)
6. Кто такой «сеньор»? (Господин вассала)
7. Кого называли норманнами? (Северные германцы: норвежцы, шведы, датчане)
8. Чем занимались норманны? (Ловля рыбы, разводили скот, нападали на другие территории ради наживы)
— Мы ответили на все вопросы правильно и можем смело отправляться в наше путешествие.
3. Постановка учебных задач.
— Сейчас мы высаживаемся на берег и что же там видим в дали?
Ответ детей: Вдали виднеется замок, рыцари.
 -Ребята, в какой эпохе, мы с вами находимся? (В эпохе средневековья)
Звучит музыка (Приложение 2)
 Когда-то в средние века, повсюду жили рыцари.
И жизнь была их не легка. В тяжёлой амуниции.
Гордились рыцари собой, мечами и доспехами.
Играли рыцари с судьбой. И на турниры ехали.
— О ком это стихотворение?(О рыцарях)
— Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока-путешествия?
Ответы детей
— Откройте блокнот и запишите тему нашего урока-путешествия «Рыцарство в средние века»
— Ребята, а что бы вы хотели узнать о средневековом рыцарстве? Давайте поставим цели на урок
Ответы: кто такой рыцарь, жилище, одежда, главные занятия.
Об этом и многом другом, мы узнаем, путешествуя по средним векам,
Цели:
1. Узнать о владениях рыцаря.
2. Изучить какие доспехи были у рыцаря.
3. Узнать чем занимались рыцари в средние века.
4. Узнать, что входит в понятие рыцарская честь.

4. Проблемное объяснение нового материала
— Кто такой рыцарь? (мелкий феодал, Конный воин от немецкого «Риттер» — всадник) Слово рыцарь первоначально обозначало всадник. Рыцарями могли стать люди только благородного происхождения. Они несли службу в войсках короля и других знатных людей.
— Итак в путь, вот уже слышен стук копыт. Это в тучах пыли несутся всадники: рыцарь в сопровождении юного оруженосца они спешат в замок. Давайте и мы поспешим за ними… (Приложение 3)
— Перед нами средневековые замки. Посмотрев на иллюстрацию, что можно сказать о средневековых замках? (Работа с иллюстрациями)
— Ребята внимательно посмотрите видео и вы узнаете об устройстве рыцарского замка, а затем мы ответим на вопросы. (Приложение 4)
4.1. Просмотр фильма и презентации
Вопросы:
1. Как называлось жилище феодала? (Замок)
2. Где возводили замки? (В труднодоступных местах, высокой скале, на острове посреди реки и озера)
3.  Почему замки возводили в труднодоступных местах? (Защищались от нападения врагов)
4. Кто мог нападать на феодалов? (феодалы /враги/, восставшие крестьяне)
5. Что еще делали феодалы, чтобы укрепить свое жилище? ( Окружали широким рвом, прочные толстые стены, высокие башни, подъемные мосты)
6. Где мог укрыться феодал? (В башне Донжон)
Откройте блокноты и запишите новые слова
Донжон – главная башня, Замок – жилище феодала его крепость.
— Ребята, что вы узнали о замке феодала, замок для феодала, чем являлся? (Замок являлся его жилищем и крепостью)
- Вот мы в замке, кого мы там видим? (Рыцаря)
-Посмотрите на экран, так выглядел рыцарь в доспехах.
— Каково было главное занятие рыцарей? (Война)
— На войну рыцари являлись со своим оружием, снаряжением, приводя с собой отряд людей. Вопросы. — А кто мог стать рыцарем? /Только богатый человек, снаряжение стоило дорого./ — Поэтому нести военную службу могли феодалы, которых обеспечивали крестьяне. — Доспехи были тяжёлые, надеть самостоятельно рыцарь не мог. Как называли человека, который сопровождал рыцаря, помогал ему? /оруженосец/. -Ребята, прежде чем стать рыцарем необходимо было получить специальное образование и воспитание. 4.2. Работа с историческим источником (Приложение 5) Давайте обратимся к нашему путеводителю. Найдите в тексте ответы на поставленные вопросы по воспитанию рыцаря. — Во сколько лет мальчик покидал дом? — Кем служил? — Кем становился в 15 лет, чем занимался? — В чём заключался обряд посвящения в рыцари? Создание проблемной ситуации Какими нравственными качествами должен был обладать рыцарь??? — Ребята, а на этот вопрос мы ответим к концу нашего путешествия. Итак, главное занятие — военная служба, готовили к ней с детства. 4.3 Развлечения рыцарей. -Война закончилась, победу отпраздновали. Вечерами в повседневной жизни было скучно. Представим: тёмный, сырой зал, т.к. камин не мог обогреть большое помещение. Играли в шахматы, пили вино, ждали гостей и развлечений. Сообщение «Развлечения рыцарей» Викторина. — Как любимые развлечения рыцарей были в мирное время? (Охота, пиры, турниры). — Почему с радостью отправлялись на охоту? (Можно было проявить ловкость, пополнить запасы пищи). — Что такое турнир? (Военное состязание рыцарей в силе и ловкости) -Кто объявлял имена рыцарей вступающих в бой? (Герольды) — Кому посвящали свои подвиги рыцари? (Даме). — Почему использовали тупое копьё? (Чтобы не ранить или не убить соперника). — Что могло быть наградой победителю? (Конь и доспехи соперника). — По окончанию поединка провозглашали? (Имя победителя и прекрасной дамы, устраивали пир) Словарная работа Турнир – военное состязание рыцарей в силе и ловкости. Записывается термин в словарь. Вывод: каковы были развлечения рыцарей? Итак, главные развлечения – пиры, охота, турниры. 4.4. Кодекс рыцарской чести. — Для рыцарей существовал кодекс чести (нравственные нормы личности). Как вы думаете, что это такое? /Отвечают/ Знатные рыцари считали себя людьми « благородными», гордились знатностью своего рода. У каждого был свой герб и девиз. Об этом поможет нам узнать исторический документ. Ребята поработайте в парах и найдите ответы на следующие вопросы. 1. Что такое девиз, герб?/ Герб – отличительный знак рода. Девиз – краткое изречение, которое объясняло смысл герба/. 2.Что для рыцаря было дороже жизни? /Честь/. 3.Какие правила занесены в кодекс чести./ (Благородство, честность, справедливость, защита слабых, оберегать свою Родину, никогда не е друзей). / Ответы учеников Выход из проблемной ситуации/ — Ребята, мы можем теперь ответить на поставленный вопрос? Какими нравственными качествами должен был обладать рыцарь??? (Работа у доски с качествами рыцаря) (Приложение 6) (Ответы детей) -Итак, что хорошего было в рыцарском кодексе чести, что можно использовать в современности? /Ответы/ 5. Рефлексия (Закрепление изученного материала) — Вот и подходит к концу наше путешествие, давайте подведем итог и ответим на вопросыкроссворда (Приложение 7) — Итак, что мы узнали на уроке? а) Кто такие рыцари? б) Где проживали? Как называлось их жилище? в) Каково было снаряжение рыцаря? г) Каковы были их развлечения? д) Какие правила включал рыцарский кодекс чести? 6. Подведение итогов урока. — Что ребята мы сегодня делали на уроке? (Свои действия) — Достигли ли мы целей, которые ставили на урок? — За что бы вы могли себя похвалить? — Я тоже вас хвалю и хочу поставить вам следующие оценки за урок Комментирование оценок учеников. Домашнее задание ответить на вопрос. Всегда ли честь и достоинство для рыцаря были, прежде всего? Написать сочинение на тему «Рыцарство в средние века»
Теги: оу, учитель

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Приложение 5.docx Скачать

Исторический источник

До 7 лет дети феодалов воспитывались дома, а в 7 лет их отправляли в услужение к другому феодалу. Так мальчик становился пажом. Пажи обязаны были сопровождать сеньора в поездках, прислуживать за столом, выполнять мелкие поручения и учиться. К 14 годам юноши становились оруженосцами. Они должны были прислуживать рыцарям в мирной жизни, а в бою – подавать оружие. В замке он присматривал за лошадьми и собаками, встречал гостей, в походе вёз доспехи рыцаря. Кроме того, юноши должны были овладеть семью рыцарскими искусствами и отличится в состязаниях. Кроме фехтования рыцарь должен был уметь: плавать, стрелять из лука, играть в шахматы, слагать стихи. А также владеть кулачным боем, соколиной охотой и верховой ездой. Обычно к 21 году, если оруженосец того заслуживал, проводилось его посвящение в рыцари. Ему пристегивали шпоры и опоясывали мечом. Рыцарь давал клятву верности сеньору и принимал от того символический удар мечом – единственный удар, который рыцарь мог оставить без ответа.







Приложение 6.docx Скачать

В заключении урока учащимся предлагается повторить основные моменты, связанные с жизнью рыцаря. Повторение можно организовать следующим образом: на доске прикрепляются таблички с разными человеческими качествами:

  • великодушие

  • порядочность

  • лживость

  • жадность

  • смелость

  • невежество

  • трусость

  • отвага

  • мужество

  • доблесть

  • верность

  • благородство

  • щедрость

Ученики должны из предложенных качеств выбрать те, которые, как они поняли, содержались в рыцарском кодексе чести.





Приложение 7.docx Скачать

Кроссворд





















































2













 













 




3









1

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 




 













4

 

 

 

 

 

 




5

 

 

 

 

 







6

 

 

 

 

 

 




















По горизонтали:





По вертикали:





1. Помощник рыцаря





2. Жилище феодала




4. Одежда рыцаря





3. Владелец земельного участка феода


5. Феодал тяжело вооруженный конный воин








6. Как называется обряд посвящения в рыцари










урок.docx Скачать

uchmet_120_60.gif






Идрисова Румия Мансоровна

Астраханская область Харабалинский район с. Сасыколи

МБОУ "СОШ с. Сасыколи им. Г. Г. Коноплева"

История

Искровская Л. В., Баранов П. А.

Рыцарство

6 класс

40 минут























Цель урока: создать условия для углубления знаний о жизни рыцарей в средние века; воспитание нравственных качеств личности

Задачи урока:

- способствовать формированию информационной компетенции через формирование умений работать с видеоматериалом, иллюстрацией, с текстом учебника, с историческими документами.

- способствовать формированию коммуникативной компетенции через формирование умений высказать свою точку зрению;

- способствовать формированию компетенции личностного саморазвития через формирование умений актуализировать собственные знания, определять алгоритм деятельности по заданной проблеме.

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок-путешествие.

Методы ведения урока: 1. Вербальные (рассказ, беседа, объяснение, описание); 2. Методы стимулирования (новизна, занимательность);

3. Методы контроля (кроссворд, викторина, фронтальный опрос)

Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради, исторические документы, , мультимедийная презентация, компьютер.

Новые термины и понятия: Донжон, турнир, герб, девиз, замок.


ХОД УРОКА:

1. Организационный этап

  • Взаимное приветствие учителя и учащихся.

  • Определение отсутствующих.

  • Проверка подготовленности учащихся к уроку.

  • Организация внимания.

Вступительное слово.

- Ребята, мы отправляемся в путешествие на корабле в средние века. Вашим экскурсоводом буду я. С собой мы возьмем «Блокнот путешественника», чтобы отмечать интересные события и факты, и справочник по истории это наш учебник. Путешествовать мы будем на корабле. (Приложение 1)

2. Актуализация знаний

Для того чтобы сесть на корабль нужно заплатить владельцу корабля. А платой за проезд будут ответы на вопросы.

Фронтальный опрос

  1. Что такое Феод? (земельный участок населенный крестьянами, пожалованный королем феодалу за военную службу)

  2. Кто такой феодал? (владелец феода/участка земли)

  3. Распад территории государства на отдельные, более мелкие владения это - …………………………….

  4. Дайте определение понятию междоусобные войны – (это война между феодалами за расширение границ своего владения)

  5. Кто такой «вассал»? (Военный слуга сеньора)

  6. Кто такой «сеньор»? (Господин вассала)

  7. Кого называли норманнами? (Северные германцы: норвежцы, шведы, датчане)

  8. Чем занимались норманны? (Ловля рыбы, разводили скот, нападали на другие территории ради наживы)

- Мы ответили на все вопросы правильно и можем смело отправляться в наше путешествие.

3. Постановка учебных задач.

- Сейчас мы высаживаемся на берег и что же там видим в дали?

Ответ детей: Вдали виднеется замок, рыцари.

-Ребята, в какой эпохе, мы с вами находимся? (В эпохе средневековья)

Звучит музыка (Приложение 2)

- Когда-то в средние века, повсюду жили рыцари.

И жизнь была их не легка. В тяжёлой амуниции.

Гордились рыцари собой, мечами и доспехами.

Играли рыцари с судьбой. И на турниры ехали.

- О ком это стихотворение?(О рыцарях)

- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока-путешествия?

Ответы детей

- Откройте блокнот и запишите тему нашего урока-путешествия «Рыцарство в средние века»

- Ребята, а что бы вы хотели узнать о средневековом рыцарстве? Давайте поставим цели на урок

Ответы: кто такой рыцарь, жилище, одежда, главные занятия.

Об этом и многом другом, мы узнаем, путешествуя по средним векам,

Цели:

1. Узнать о владениях рыцаря.

2. Изучить какие доспехи были у рыцаря.

3. Узнать чем занимались рыцари в средние века.

4. Узнать, что входит в понятие рыцарская честь.



4. Проблемное объяснение нового материала

- Кто такой рыцарь? (мелкий феодал, Конный воин от немецкого «Риттер» - всадник) Слово рыцарь первоначально обозначало всадник. Рыцарями могли стать люди только благородного происхождения. Они несли службу в войсках короля и других знатных людей.

- Итак в путь, вот уже слышен стук копыт. Это в тучах пыли несутся всадники: рыцарь в сопровождении юного оруженосца они спешат в замок. Давайте и мы поспешим за ними… (Приложение 3)

- Перед нами средневековые замки. Посмотрев на иллюстрацию, что можно сказать о средневековых замках? (Работа с иллюстрациями)

- Ребята внимательно посмотрите видео и вы узнаете об устройстве рыцарского замка, а затем мы ответим на вопросы. (Приложение 4)

4.1. Просмотр фильма и презентации

Вопросы:

  1. Как называлось жилище феодала? (Замок)

  2. Где возводили замки? (В труднодоступных местах, высокой скале, на острове посреди реки и озера)

  3. Почему замки возводили в труднодоступных местах? (Защищались от нападения врагов)

  4. Кто мог нападать на феодалов? (феодалы /враги/, восставшие крестьяне)

  5. Что еще делали феодалы, чтобы укрепить свое жилище? ( Окружали широким рвом, прочные толстые стены, высокие башни, подъемные мосты)

  6. Где мог укрыться феодал? (В башне Донжон)

Откройте блокноты и запишите новые слова

Донжон – главная башня, Замок – жилище феодала его крепость.

- Ребята, что вы узнали о замке феодала, замок для феодала, чем являлся? (Замок являлся его жилищем и крепостью)

- Вот мы в замке, кого мы там видим? (Рыцаря)

-Посмотрите на экран, так выглядел рыцарь в доспехах.

- Каково было главное занятие рыцарей? (Война)

- На войну рыцари являлись со своим оружием, снаряжением, приводя с собой отряд людей.

Вопросы.

- А кто мог стать рыцарем? /Только богатый человек, снаряжение стоило дорого./

- Поэтому нести военную службу могли феодалы, которых обеспечивали крестьяне.

- Доспехи были тяжёлые, надеть самостоятельно рыцарь не мог. Как называли человека, который сопровождал рыцаря, помогал ему? /оруженосец/.

- Ребята, прежде чем стать рыцарем необходимо было получить специальное образование и воспитание.

4.2. Работа с историческим источником (Приложение 5)

Давайте обратимся к нашему путеводителю. Найдите в тексте ответы на поставленные вопросы по воспитанию рыцаря.

- Во сколько лет мальчик покидал дом?

- Кем служил?

- Кем становился в 15 лет, чем занимался?

- В чём заключался обряд посвящения в рыцари?

Создание проблемной ситуации

- Какими нравственными качествами должен был обладать рыцарь???

- Ребята, а на этот вопрос мы ответим к концу нашего путешествия.

Итак, главное занятие - военная служба, готовили к ней с детства.

4.3 Развлечения рыцарей.

-Война закончилась, победу отпраздновали. Вечерами в повседневной жизни было скучно. Представим: тёмный, сырой зал, т.к. камин не мог обогреть большое помещение. Играли в шахматы, пили вино, ждали гостей и развлечений.

Сообщение «Развлечения рыцарей»

Викторина.

- Как любимые развлечения рыцарей были в мирное время? (Охота, пиры, турниры).

- Почему с радостью отправлялись на охоту? (Можно было проявить ловкость, пополнить запасы пищи).

- Что такое турнир? (Военное состязание рыцарей в силе и ловкости)

-Кто объявлял имена рыцарей вступающих в бой? (Герольды)

- Кому посвящали свои подвиги рыцари? (Даме).

- Почему использовали тупое копьё? (Чтобы не ранить или не убить соперника).

- Что могло быть наградой победителю? (Конь и доспехи соперника).

- По окончанию поединка провозглашали? (Имя победителя и прекрасной дамы, устраивали пир)

Словарная работа Турнир – военное состязание рыцарей в силе и ловкости. Записывается термин в словарь.

Вывод: каковы были развлечения рыцарей?

Итак, главные развлечения – пиры, охота, турниры.

4.4. Кодекс рыцарской чести.

- Для рыцарей существовал кодекс чести (нравственные нормы личности). Как вы думаете, что это такое? /Отвечают/ Знатные рыцари считали себя людьми « благородными», гордились знатностью своего рода. У каждого был свой герб и девиз. Об этом поможет нам узнать исторический документ. Ребята поработайте в парах и найдите ответы на следующие вопросы.

1. Что такое девиз, герб?/ Герб – отличительный знак рода. Девиз – краткое изречение, которое объясняло смысл герба/.

2.Что для рыцаря было дороже жизни? /Честь/.

3.Какие правила занесены в кодекс чести./ (Благородство, честность, справедливость, защита слабых, оберегать свою Родину, никогда не е друзей).

/ Ответы учеников Выход из проблемной ситуации/

- Ребята, мы можем теперь ответить на поставленный вопрос?

Какими нравственными качествами должен был обладать рыцарь???

(Работа у доски с качествами рыцаря) (Приложение 6)

(Ответы детей) -Итак, что хорошего было в рыцарском кодексе чести, что можно использовать в современности? /Ответы/

5. Рефлексия (Закрепление изученного материала)

- Вот и подходит к концу наше путешествие, давайте подведем итог и ответим на вопросы кроссворда (Приложение 7)

- Итак, что мы узнали на уроке?

а) Кто такие рыцари?

б) Где проживали? Как называлось их жилище?

в) Каково было снаряжение рыцаря?

г) Каковы были их развлечения?

д) Какие правила включал рыцарский кодекс чести?

6. Подведение итогов урока.

- Что ребята мы сегодня делали на уроке? (Свои действия)

- Достигли ли мы целей, которые ставили на урок?

- За что бы вы могли себя похвалить?

- Я тоже вас хвалю и хочу поставить вам следующие оценки за урок Комментирование оценок учеников.




Домашнее задание ответить на вопрос. Всегда ли честь и достоинство для рыцаря были, прежде всего? Написать сочинение на тему «Рыцарство в средние века»



рыцарство.zip Скачать
Приложение 3.mp3 Скачать
к видео о замках.mp3 Скачать
Обсуждение материала
Татьяна Остапцова
29.12.2013 00:59
Здравствуйте, уважаемая
Румия Мансоровна
! Вы разместили в библиотеку  отличный, интересный  материал. Однако, к сожалению, он не соответствует требованиям, предъявляемым к оформлению загружаемых материалов Портала.
Рекомендую Вам внимательно прочитать требования к загружаемым  материалам (см. раздел «Справка»).http://www.uchmet.ru/library/rules/types/  
Обратите внимание на размещение списка использованной литературы, Интернет-источников в конце разработки.
Надеюсь в ближайшее время увидеть Ваш материал в библиотеке нашей группы! О повторной загрузке файла сообщите, пожалуйста, в письме. С наилучшими пожеланиями, Татьяна Николаевна Остапцова.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос