В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Урок по литературному чтению С.Есенин «Поет зима - аукает», «Береза»

Урок по литературному чтению С.Есенин «Поет зима - аукает», «Береза»

Елена Булавинова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:10просмотров: 9319
Краткое описание
Цели урока:  познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Есенина; дать понятие метафоры, олицетворения; продолжить учить детей выразительно читать стихи, развивать навыки анализа, сравнения, сопоставления, учить видеть красоту зимней природы вокруг, в стихах; воспитывать любовь к природе.
Описание
Составитель: Булавинова Елена Васильевна
Воронежская область
Воробьевский район
С-з «Воробьевский»
МКОУ «Поселковая СОШ»
Начальные классы
Учебник: Литературное чтение. 2 класс под редакцией Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого
Урок по литературному чтению во 2 классе 45 минут .

Тема урока:С.Есенин «Поет зима — аукает», «Береза»
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Есенина; дать понятие метафоры, олицетворения; продолжить учить детей выразительно читать стихи, развивать навыки анализа, сравнения, сопоставления, учить видеть красоту зимней природы вокруг, в стихах; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: проектор, презентация,  портрет С.Есенина, репродукции с картин, музыка П.Чайковского «Времена года»
Тип урока:комбинированный
Ход урока. 1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Работа в парах.
1) Чтение друг другу наизусть стихотворения Я.Акима «Утром кот принес на лапах».
2) Выбор одного из пары для чтения всему классу.
Чтение наизусть стихотворения.
3. Речевая разминка.
Прочитайте стихотворение жужжащим чтением.

Городу ночью холодно стало,
Ночь для него одеяло достала,
Снегом заботливо город одела
И просветлела от доброго дела.

— О каком явлении природы идет речь в стихотворении?
Прочитайте так, как его бы прочитал этот человек …(рисунки гримас)
с разной интонацией
— удивления
— восхищения
— весело
— сердито
— Прочитайте с интонационным ударением.

4. Постановка цели и задач урока (мотивация учебной деятельности)
— О каком времени года мы читаем произведения?
— Определите тему и цели урока.
Да сегодня мы познакомимся с творчеством поэта, который очень любил природу, написал много стихов о ней. Его так и называют – певцом русской природы.
Это Сергей Есенин.
5. Работа по теме урока.
1). Рассказ о жизни поэта.
— Сергей Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. Село утопало в зелени и стояло на крутом берегу правого берега реки Ока. Стройные многолетние берёзы служили убранством этому красивому памятнику русской архитектуры. Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу.
— С двух лет Серёжа был отдан на воспитание деду, у которого было трое взрослых сыновей; в этой семье и прошло почти всё его детство. Серёжу любили все. Но, по словам самого поэта, больше всего его любила бабушка.
— Стихи Есенин начал писать рано, лет с восьми – девяти. Это занятие ему очень нравилось. По признанию самого Есенина, к этому дала толчок его бабушка. Она рассказывала Серёже сказки. Некоторые были с плохим концом, ему они не нравились, и он переделывал их на свой лад.
— Серёжа подрос, его отдали в церковно – учительскую школу, окончив которую, он должен был поступить в Московский учительский институт и стать сельским учителем. Но этого не случилось. Целью и смыслом жизни Есенина стала поэзия.


Он очень любил свою Родину и воспевал в своих стихах красоту родной природы. Поэта называют «певцом русской природы». Как вы думаете, почему?
2) Стихотворение «Поет зима – аукает» 
Чтение учителем стихотворения.
— Понравилось ли вам стихотворение?
— Какие картины вы увидели?
— Прочитайте первые три строки. Как вы их понимаете?
— Какое слово придумал поэт? Объясните его. (Стозвон: звон 100 сосен,сосны высокие, их верхушки задевают друг друга)
— С кем автор сравнивает зиму? (с человеком)
— Какие слова доказывают такое сравнение? (поет, аукает)
Такой поэтический прием, когда предметы неживой природы изображаются как живые существа называется олицетворением.
— Прочитайте следующие три строки.
— Как понимаете выражение «с тоской глубокою плывут облака? (тихо, медленно)
— Что значит «седые облака»?(белые)
Такой оборот речи, когда слова и выражения употребляются в переносном значении, называется метафора.
— Прочитайте строчки о метелице и воробышках.
— Какой звук повторяется в первых трех строчках?
(Послушайте ещё раз:
«А по двору метелица
ковром шелковым стелется,
но больно холодна…»
Звук «л» повторяется и как бы усиливает ощущение холода; и ковёр шёлковый, сравнение это не случайно: шёлк – прохладная, холодящая ткань…)
— Какие чувства вызывают у автора воробьи?
 Представьте себе этих мёрзнущих воробушков?
- Какое сравнение нашёл поэт? (Он жалеет этих маленьких пташек, как и сиротливых деток.)
— Почему они прижались у окна?(от окна идет тепло, и они надеются, что человек покормит их)
 - Как вы прочитаете эти строки?
— Прочитайте стихотворение выразительно.
Физкультминутка.
3) Стихотворение «Белая береза» 
— Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, как называется следующее стихотворение поэта.
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос. (береза)

— Правильно. 
Стихотворение «Берёза» – это первое опубликованное стихотворение С.А.Есенина. Произошло это в 1914 году. Поэту тогда было 19 лет.
-Много прекрасных слов сказано о березе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. А в поэзии берёза сравнивается с образом русской девушки. Россия всегда ассоциировалась с Берёзой. Берёзу считают русским деревом.
 Её очень часто называют нежными, женственными словами: матушка берёза, красавица леса и т.д. Она символизирует чистоту и женственность.
Чтение учителем стихотворения.
— Понравилось ли вам стихотворение?
— Чем оно напоминает сказку?
Как вы думаете, ребята, какая картина подойдет к стихотворению «Берёза»? 

Словесное рисование.
— Прочитайте стихотворение выразительно в парах. 
Словарная работа.
Найдите в произведении непонятные для вас слова. Как вы можете их объяснить?
— Перечитайте, определите, есть ли здесь метафоры?
(Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И горят снежинки
В золотом огне.

Новым серебром)
— Есть ли здесь олицетворения?
( принакрылась, сонная тишина, лениво обходя, обсыпает)
— Какие чувства выразил поэт в этом стихотворении?
(Поэт любовался березой, восхищался ее красотой. Есенин выразил в стихотворении свою любовь к природе.)
Выразительное чтение стихотворения учениками
6. Рефлексия.
— Что вы узнали на уроке?
— За что бы вы похвалили себя?
— Что у вас особенно получилось?
7. Подведение итогов урока.
— Со стихотворениями какого поэта вы познакомились сегодня?
— Что вы узнали о поэте?
— Что такое метафора и олицетворение?
8. Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение «Береза»
Использованная литература и интернет источники:
1. http://festival.1september.ru
2. http://www.openclass.ru
3. http://pedsovet.su
4. Учебник «Литературное чтение» в 2 частях, 1 ч. автор Л.Ф. Климанова
5.Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс М.»ВАКО» 2012г. Автор С.В.Кутявина.
6. http://nsportal.rur

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Урок по чтению С.Есенин.docx Скачать



Составитель: Булавинова Елена Васильевна 
Воронежская область
 
Воробьевский район
 
С-з «Воробьевский»
 
МКОУ  "Поселковая СОШ"
Начальные классы
 
Учебник: Литературное чтение. 2 класс под редакцией Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого
Урок по литературному чтению во 2 классе 45 минут .

Тема урока: С.Есенин «Поет зима - аукает», «Береза»

Цели урока: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Есенина;

- дать понятие метафоры, олицетворения;

- продолжить учить детей выразительно читать стихи;

- развивать навыки анализа, сравнения, сопоставления;

- учить видеть красоту зимней природы вокруг, в стихах

- воспитывать любовь к природе.

Оборудование: проектор, презентация, портрет С.Есенина, репродукции с картин, музыка П.Чайковского «Времена года»

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Работа в парах.

1) Чтение друг другу наизусть стихотворения Я.Акима «Утром кот принес на лапах».

2) Выбор одного из пары для чтения всему классу.

Чтение наизусть стихотворения.

3. Речевая разминка.

Прочитайте стихотворение жужжащим чтением.


Городу ночью холодно стало,

Ночь для него одеяло достала,

Снегом заботливо город одела

И просветлела от доброго дела.


- О каком явлении природы идет речь в стихотворении?

Прочитайте так, как его бы прочитал этот человек …(рисунки гримас)

с разной интонацией

- удивления

- восхищения

- весело

- сердито

- Прочитайте с интонационным ударением.



4. Постановка цели и задач урока (мотивация учебной деятельности)

- О каком времени года мы читаем произведения?

- Определите тему и цели урока.

Да сегодня мы познакомимся с творчеством поэта, который очень любил природу, написал много стихов о ней. Его так и называют – певцом русской природы. Это Сергей Есенин.

5. Работа по теме урока.

1). Рассказ о жизни поэта.

- Сергей Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. Село утопало в зелени и стояло на крутом берегу правого берега реки Ока. Стройные многолетние берёзы служили убранством этому красивому памятнику русской архитектуры. Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу.
- С двух лет Серёжа был отдан на воспитание деду, у которого было трое взрослых сыновей; в этой семье и прошло почти всё его детство. Серёжу любили все. Но, по словам самого поэта, больше всего его любила бабушка.
- Стихи Есенин начал писать рано, лет с восьми – девяти. Это занятие ему очень нравилось. По признанию самого Есенина, к этому дала толчок его бабушка. Она рассказывала Серёже сказки. Некоторые были с плохим концом, ему они не нравились, и он переделывал их на свой лад.
- Серёжа подрос, его отдали в церковно – учительскую школу, окончив которую, он должен был поступить в Московский учительский институт и стать сельским учителем. Но этого не случилось. Целью и смыслом жизни Есенина стала поэзия.

Он очень любил свою Родину и воспевал в своих стихах красоту родной природы. Поэта называют «певцом русской природы». Как вы думаете, почему?

2) Стихотворение «Поет зима – аукает»

Чтение учителем стихотворения.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какие картины вы увидели?

- Прочитайте первые три строки. Как вы их понимаете?

- Какое слово придумал поэт? Объясните его. (Стозвон: звон 100 сосен, сосны высокие, их верхушки задевают друг друга)

- С кем автор сравнивает зиму? (с человеком)

- Какие слова доказывают такое сравнение? (поет, аукает)

Такой поэтический прием, когда предметы неживой природы изображаются как живые существа называется олицетворением.

- Прочитайте следующие три строки.

- Как понимаете выражение «с тоской глубокою плывут облака? (тихо, медленно)

- Что значит «седые облака»? (белые)

Такой оборот речи, когда слова и выражения употребляются в переносном значении, называется метафора.

- Прочитайте строчки о метелице и воробышках.

- Какой звук повторяется в первых трех строчках?

(Послушайте ещё раз:

«А по двору метелица

ковром шелковым стелется,

но больно холодна…»

Звук «л» повторяется и как бы усиливает ощущение холода; и ковёр шёлковый, сравнение это не случайно: шёлк – прохладная, холодящая ткань…)

- Какие чувства вызывают у автора воробьи?

Представьте себе этих мёрзнущих воробушков?

Какое сравнение нашёл поэт? (Он жалеет этих маленьких пташек, как и сиротливых деток.)

- Почему они прижались у окна? (от окна идет тепло, и они надеются, что человек покормит их)

- Как вы прочитаете эти строки?

- Прочитайте стихотворение выразительно.

Физкультминутка.

3) Стихотворение «Белая береза»

- Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, как называется следующее стихотворение поэта.

Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.

- Правильно. Стихотворение «Берёза» – это первое опубликованное стихотворение С.А.Есенина. Произошло это в 1914 году. Поэту тогда было 19 лет.

-Много прекрасных слов сказано о березе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. А в поэзии берёза сравнивается с образом русской девушки. Россия всегда ассоциировалась с Берёзой. Берёзу считают русским деревом.

 Её очень часто называют нежными, женственными словами: матушка берёза, красавица леса и т.д. Она символизирует чистоту и женственность.

Чтение учителем стихотворения под музыку П.Чайковского.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Чем оно напоминает сказку?

- Как вы думаете, ребята, какая картина подойдёт к стихотворению «Берёза»? (Словесное рисование.)

- Прочитайте стихотворение выразительно в парах.

Найдите в произведении непонятные для вас слова. Как вы можете их объяснить?

- Перечитайте, определите, есть ли здесь метафоры?

(Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.


И горят снежинки

В золотом огне.


Новым серебром)

- Есть ли здесь олицетворения?

( принакрылась, сонная тишина, лениво обходя, обсыпает)

- Какие чувства выразил поэт в этом стихотворении?

(Поэт любовался березой, восхищался ее красотой. Есенин выразил в стихотворении свою любовь к природе.)

Выразительное чтение стихотворения учениками

6. Рефлексия.

- Что вы узнали на уроке?

- За что бы вы похвалили себя?

- Что у вас особенно получилось?

7. Подведение итогов урока.

- С творчеством какого поэта вы познакомились сегодня?

- Что вы узнали о поэте?

- Что такое метафора и олицетворение?

8. Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение «Береза»



Использованная литература и интернет источники:

1. http://festival.1september.ru

2. http://www.openclass.ru

3. http://pedsovet.su

4. Учебник «Литературное чтение» в 2 частях, 1 ч. автор Л.Ф. Климанова

5.Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс М.»ВАКО» 2012г. Автор С.В.Кутявина.

6. http://nsportal.rur










Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос