В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Программа деятельности группы продленного дня "Ступеньки роста"

Программа деятельности группы продленного дня "Ступеньки роста"

Елена Леготина
Тип материала: Программа
Рейтинг: 1234 голосов:3просмотров: 7955
Краткое описание
цель программы " Формирование социально значимых качеств учащихся"
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Программа Ступеньки роста.doc Скачать

МБОУ «Верхнетоемская СОШ»




Программа деятельности группы продленного дня

«Ступеньки роста»







Комарова Елена Николаевна,

воспитатель группы продленного дня

(1квалификационная категория)

165500, Архангельская область,

с. Верхняя Тойма,

ул. Кулижского 20б,

МБОУ «Верхнетоемская СОШ»


,











С. ВЕРХНЯЯ ТОЙМА



Паспорт программы



Наименование программы

Программа деятельности группы продленного дня «Ступеньки роста»

на 2011- 2015 гг.



Место реализации

МБОУ « Верхнетоемская средняя общеобразовательная школа».



Общие положения

Программа разработана для реализации в течение четырех лет, рассчитана на учащихся 1 – 4 классов коррекционного обучения и направлена на формирование социально значимых качеств учащихся. Предлагаемая программа определяет цель, задачи, формы и методы работы по организации воспитательной работы в группе продленного дня, может содействовать качественной организации педагогических и воспитательных подходов к его осуществлению в интересах создания благоприятных условий для индивидуального развития личности ребенка, нравственных ценностей.


Нормативно правовая база

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПин 2.4.2. 1178-02;

  • Устав образовательного учреждения;

  • Типовое положение об образовательном учреждении;

  • Положение о группе продленного дня муниципального образовательного учреждения. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (в редакции от 20.07.2000г. №103-ФЗ) Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Концепция модернизации Российского образования до 2010г. от 29.12.01г. № 1756-р Конституция РФ




Пояснительная записка


Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. В связи с непрерывным процессом развития общества происходит постоянное обновление и усложнение всех условий жизни и деятельности человека. Поколение современных детей формируется под влиянием изменяющихся условий жизни, поэтому перед педагогами возникают все новые и более сложные задачи обучения и воспитания. Воспитание - это систематический процесс целенаправленного формирования отношений к системе наивысших ценностей человеческого общества, принятие этих ценностей.

В условиях современной школы педагоги должны найти нравственные силы, знания, мудрость, ту педагогическую теорию, которая поможет осуществить задачу нравственно воспитания молодежи, раскрыть её духовные качества, развить и раскрыть нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственное самоопределение. Вот основные категории, которые являются главными в работе с детьми.

Еще 100 лет назад К. Д. Ушинский отметил, что цели воспитания должны быть вечными и не зависимыми от политических коллизий, должны соответствовать самой глубине человеческой природы. Воспитатель несет личную ответственность за выбор ценностей, критериев воспитания. Он просто не имеет право слепо следовать указаниям времени. Ценности воспитания должны быть лично им опознаны и проверены.

Цель разумного воспитания должна заключаться в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира и преимущественно общественного, то есть того, в котором ему придется действовать. А результатом такого понимания должно быть возведение добрых инстинктов детской натуры сознательное стремление к идеалам правды и добра. Соединение личности с добром и составляет основную цель процесса воспитания

Огромную роль в воспитании играет внеклассная работа. Это одна из форм организации свободного времени в группе продленного дня.

Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

Цель данной программы: «Формирование социально значимых качеств учащихся».






Основные направления работы:


  • эстетическое воспитание – формирует эстетическое отношение к жизни (природе, искусству, поведению); развивает чувство прекрасного;

  • спортивно - оздоровительное воспитание – предполагает физическое развитие школьников, выработку двигательных умений и навыков, формирование гигиенических умений;

  • трудовое воспитание – способствует формированию трудолюбия, уважительного отношения к труду, результатам труда, учебе, выбору будущей профессии;

  • нравственное воспитание – формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработка умений и привычек нравственного поведения;

экологическое воспитание – основной задачей является конкретная практическая природоохранная деятельность.



Основные задачи программы и формы реализации


1.Создание условий для принятия учащимися ценностей общества и способов самоопределения в них (реализация проекта экскурсионной работы, развитие исследовательской и проектной деятельности).

2.Создание условий для формирования толерантного поведения учащихся (проведение тренингов, занятий, направленных на развитие социально – психологических качеств, обеспечивающих оптимальную адаптацию субъекта в мире).

3.Создание условий для формирования сознательного отношения ребенка к своему здоровью (ведение «Уроков здоровья», проведение Дней здоровья, спортивных соревнований, соблюдение санитарно – гигиенических норм, развитие и совершенствование работы социально – психолого – педагогической службы школы).

4.Создание условий для формирования нравственных качеств воспитанников (историко – краеведческая работа, экскурсионная, литературное направление, экологическое, трудовое, семейное и гражданско – патриотическое).

5.Предоставление ребенку широких возможностей выбора индивидуальной траектории развития своих способностей и склонностей (развитие блока дополнительного образования: взаимодействие с ДЮЦ, музеем и др. учреждениями, участие в творческих конкурсах, проектах).

6.Программа реализуется через систему конкретных мероприятий, которые указываются в плане воспитательной работы с классом.



Ожидаемый результат


  • приобретение навыков самоконтроля, самооценки;

  • овладение навыками психических качеств личности, психосаморегуляции;

  • овладение навыками этикета;

  • овладение навыками отношения к природе;

  • овладение навыками здорового образа жизни;

  • овладение навыками коллективной деятельности, развития творчества.



Основные формы работы

  • Игры

  • Конкурсы

  • Праздники

  • Беседы

  • Викторины

  • Чтение книг

  • Экскурсии

  • Практические занятия



Условия реализации программы

Программа предусматривает техническое и дидактическое оснащение занятий и внеклассных мероприятий:

  • методическая литература

  • аудиовизуальная техника (магнитофон, мультимедийная установка)

  • печатная бумага форматов А-3, А-4, набор файлов

  • компьютер, ксерокс

  • фотоаппарат

  • игровой материал (игрушки: мягкие, технические и моторные).










Содержание программы


Программа деятельности группы продленного дня «Ступеньки роста» разделена по блокам:

  1. «Береги здоровье смолоду»

1.Здоровьесберегающее направление.

2.Игровой модульный курс по ППД.

  1. «Книга твой лучший друг и наставник»

  2. «Я и мой край»

  3. «Я и школа»

  1. Нравственное направление.

  2. Экологическое направление «Живите дружбой с природой».

Для каждого класса определены задачи, направленные на развитие определенных качеств личности, выработаны принципы жизнедеятельности класса.


Диагностика


1.Метод исследования: по Н. П. Капустину.

Цель: оценить уровень воспитанности учащихся.

Проводить диагностику воспитатель 1раз в год.

2.Диагностический комплекс Л. А. Ясюковой.

«Развитие познавательной сферы» (1 – 4 кл.).

Цель: Оценить уровень развития познавательной активности.

Проводит психолог 1 раз в год.

3. Люгнер. «Адаптация», « Мотивация». Проводит психолог 2 раза в год.

Цель: Оценить уровень адаптации и мотивации учащихся 1 – го класса.

Проводит психолог 2 раза в год.

4.Рисуночный тест «Фотография класса».

Цель: оценить взаимоотношения учащихся в коллективе.

Проводит воспитатель 2 раза в год



Программа предусматривает мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья; приобретение четких представлений о нормах и правилах, существующих в обществе; на формирование нравственно-духовых и культурно-исторических ценностей.

Данная программа объединяет и координирует усилия педагога-психолога, социального педагога, учителя, родителей и воспитателя группы продлённого дня.


Режим работы: 5 дней в неделю (понедельник – пятница).


Работа с родителями

Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Семья способствует формированию гармонически развитой личности человека.

Родители должны помогать в воспитательном процессе и быть непосредственно его участниками.

При работе с родителями учащихся основными целями являются:

  • педагогическое просвещение родителей;

  • привлечение родителей к активному участию в воспитании ребенка.

Данные цели реализуется через следующие задачи:

  • создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;

  • позитивно влиять на формирование у детей и родителей семейных ценностей;

  • преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;

  • способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;

  • создавать условия для духовного общения детей и родителей;

  • создать систему целенаправленной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.


Формы работы с родителями:

  • родительские собрания, посещение семей учащихся;

  • анкетирование;

  • семейные праздники;

  • спортивные состязания с участием бабушек, дедушек, отцов и матерей;

  • календарные праздники – День Матери, 8 марта, 23 февраля, 1 сентября, День учителя и т.д.;

  • индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;

  • походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы родительско-ученических и семейных команд, интеллектуальные марафоны родителей и детей;

  • семейные мастерские (дни творчества), дни открытых дверей.




Класс


Темы родительских собраний


1 класс

  1. «Организация группы продленного дня. Режим ГПД»

  2. «В семье первоклассник»

  3. «Искусство любить детей»



2 класс

  1. « Организация ГПД во 2 классе. Режим дня»

  2. «Организация самоподготовки: садимся за уроки»

  3. «Авторитет родителей»



3 класс

  1. «ГПД в 3 классе»

  2. «Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств»

  3. Собрание – практикум « как помочь ребенку стать внимательным»



  1. 4 класс

  1. « Режим дня четвероклассников в ГПД»

  2. «О детской дружбе»

  3. Собрание – праздник «Прощай, начальная школа»










«Береги здоровье смолоду»

Задачи:

  • учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя умения и навыки в согласии с законами природы, законами бытия. Формировать знания и навыки по ПДД.


Направление

Мероприятие

Форма

Класс

Сроки


Пропаганда здорового

питания


Реализация программы



1.«Разговор о правильном питании»


2.«Две недели в лагере здоровья»

тематические беседы, практикумы, проектная деятельность


тематические беседы, практикумы, проектная деятельность





1-2 классы



3-4

классы


1 раз в месяц





1 раз в месяц


Формирование

полезных привычек


2.»Уроки Мойдодыра»:

Тематические беседы:

« «Ты – ученик», «Дружи с водой», Чтобы глаза видели», «А уши, чтобы слышали» и т. д.

Практикумы: «Как правильно мыть руки», «Физминутки для глаз», « Гигиена полости рта» и др.






1 класс




Первое полугодие. 1 раз в неделю


Привитие полезных навыков


3.«Страна Здоровячков»


3.Тематические беседы:

«Советы Доктора Воды»,

«Советы Доктора Отдыха»,

«Упражнения Доктора Красивая осанка» и т. д.





2 класс


1 раз в месяц


Школа ОБЖ


4.«Безопасное поведение»


4.Тематические беседы:

«Виды травматизма», «Предупреждение бытового травматизма», «Приемы оказания первой помощи», «Что такое ЧС» и др.

Практикумы: «Как правильно оказать первую помощь»,



«Поведение учащихся в ЧС»,





«Как правильно разговаривать по телефону с незнакомыми людьми» и др.

Экскурсии: «Пожарная часть»,

«полиция», « Больница и скорая помощь», «Артелеком».







3 класс






1 раз в месяц


Пропаганда ЗОЖ


5.«Я и мое здоровье»:

Тематические беседы

«Вредные привычки», «Дразнилки, частушки»,

«тренинг безопасного поведения» и др.

Встречи с сотрудниками

по делам несовершеннолетних,

ГИБДД, фельдшером школы








4 класс






1раз в месяц


Развитие двигательной активности.


6.Двигательные игры, тренинги: упражнения со стульями, упражнения с книгой, упражнения с карандашами и др.





1-4

классы



В течение года



7.День здоровья



1 -4

классы

1 раз в год



8.Веселые старты

1-4

классы

1 раз в четверть.



















ИГРОВОЙ МОДУЛЬНЫЙ КУРС ПО ПДД



Направление

Мероприятие

Форма

Класс

Сроки

Школьник вышел на улицу

(основы знаний ПДД)

1.«Азбука села- с чем мы встречаемся на улице».



2.«Азбука дороги».

Тематические беседы и экскурсии: «Мы идем в школу», «Наша улица», «Движение пешеходов по улицам и дорогам» и др.


Рассказы Пети Светофорова

«А знаешь ли ты?»

«что колесо может?», «из чего сделана машина?», «Какой бывает транспорт?» и т. д.








1 класс






2 раза в месяц


Школа пешеходов

3.«Школа пешеходов»

Тематические беседы:

«Основные правила поведения учащихся на улицах и дорогах», «Элементы дорог», «Правила перехода улиц», «Дорожные знаки» и др.

Практические занятия:

«Как правильно переходить улицу», « Дорожные знаки в моем селе».

Игра: «Подскажи словечко»,

«Что можно и что нельзя».









2 класс







1 раз в месяц


Школа пешеходов

4.«Правила дорожного движения»


Тематические беседы:

«Виды транспортных средств. Тормозной путь», «ПДД»,

«Обязанности водителя и пешехода» и др.

Экскурсия: «Моё село».

Рассказы Пети Светофорова:
«Краткая история автомобиля», «История колеса».



Задачи Пети Светофорова.







3 класс






1 раз в месяц


5.«Юный пешеход»

Тематические беседы:

«Повторение пройденного за три года обучения», «История



развития автомобильного транспорта», «Закрепление сигналов светофора», «Дорожные знаки и их группы» и т. д.

Встреча с сотрудником ГБДД.

Игра – тренировка: «К какой группе принадлежит знак», «Где ошибка».











4класс









1 раз в месяц

Контроль усвоение навыков

6.Закрепление

теоретических знаний

Подвижные игры:

«Тише едешь,,.», «Эстафета автомобилей», «Сигналы светофора», «Такси», «Гараж» и др.


1-4 классы






















« Книга– твой лучший друг и наставник»

Задачи:

  • Формирование интереса к книге, умение пользоваться книгой.

  • Воспитание через книгу доброго отношения к окружающим, друг другу, к природе.

  • Развитие познавательного интереса, понимание того, что книга – источник знаний.


Направление

Мероприятие

Форма

Класс

Сроки

Развитие познавательного интереса

1.Посещение школьной и районной библиотек.

Беседы, выставки книг на различную тематику, викторины.

1-4 класс

1 раз в четверть


2.«Сказка ложь, да в ней намек..»

Знакомство со сказками:

  • Сказки о животных;

  • Волшебные сказки;

  • Бытовые сказки.

Инсценирование сказок.


Знакомство со сказками народов мира.





1 класс

1 раз в неделю.

Первое полугодие.


1 раз в неделю.

Второе полугодие.

Знакомство с творчеством

русских писателей

3.Знакомство с творчеством Толстого.



4.Знакомство с творчеством Бажова.





5.Знакомство с творчеством

В. Чиркина

Чтение, иллюстрирование сказки:

« Приключение Буратино».





Прослушивание и иллюстрирование сказок:
«Серебряное копытце»,

«Малахитовая шкатулка» и др.


Чтение сказок и рассказов:

«Почемучные сказки для детей и взрослых».

«Размороженные воробьи».







2 класс

1 раз в неделю. Первое полугодие.



1 раз в неделю.

3 четверть




1 раз в неделю.

4четверть.

Знакомство с творчеством советских писателей









Знакомство с творчеством зарубежных писателей

6. Знакомство с творчеством Гайдара.









7.Знакомство с творчеством
Астрид Лингрен

Чтение книги:

«Тимур и его команда».

Создание книги добрых дел.








Чтение книги и её иллюстрирование:

«Пеппи Длинный Чулок»









3 класс

1 раз в неделю.

Первое полугодие.








1 раз в неделю. Второе полугодие.

Развитие навыков поискового

чтения


Реализация регионального компонента




8.Работа со справочной литературой.



9.Сказки Севера.

Словари, энциклопедии, справочники




Чтение сказок Писахова.



4 класс

1 раз в неделю.

Первое полугодие.


1 раз в неделю.

Второе полугодие.

Развитие творческих способностей.

10.

Конкурсы чтецов

1-4 классы

В течение года.






















« Я и мой край»

_______________________________________________________________________________

Задачи: формирование свободной творческой личности, способной к преобразующей деятельности;

формирование познавательной активности и любознательности;

формирование любви к малой Родине.


Мероприятия

Формы работы

Класс

Сроки


1. «Деревья и их значение в жизни человека»

1.Цикл бесед и практических занятия :

« Понятие «лес». Роль дерева в крестьянской жизни», « Береза и её использование в жизни: веники (банный, голяк), березовый сок, береза – первопроходец, березовые почки», «Изделия из бересты: тележное колесо, жернова, ступа с пестом, пивоваренный ковш» и др.






1 класс





1– 2 раза в месяц

в течение года


2. «Северный дом»

Цикл занятий, экскурсий: «Роль дерева в крестьянской жизни», «Строительные материалы, инструменты и приметы для постройки дома», «Виды рубок», «Элементы жилого дома: фундамент, стены, крыша», «Виды крестьянского жилища: сруб, 5-стенок, 6-стенок, двухэтажный» и др.





2 класс



1 -2 раза в месяц

в течение года

3.«Женские ремесла»











4.«Изобразительное искусство»







Цикл бесед и практических занятий:

«Обработка льна», «Ткачество», «Костюм», «Головной женский убор», «Орнамент вышивки» и др.







Цикл занятий по теме: «Понятие об искусстве: роль, истоки и виды искусства», «Жанры живописи». Показ картин из фонда музея и др.






3 класс.



Первое полугодие.










Второе полугодие.

5. «Праздники и обряды на Руси»

4.Цикл бесед и практических занятий: «Покров день», «Новый год», «Рождество», «Пасха» и т. д.



4класс.


1 – 2 раза в месяц

в течение года


6. «Улицы моего села».


6.Экскурсии:

-улица Героя Советского Союза ВежливцеваИ. Д.,;

-улица Героя Советского Союза Кулижского П. И.;

-улица Героя Советского Союза Попова А. Ф.;

-улица Героя Советского СоюзаУгрюмоваС.В.







3- 4 классы





1 раз в четверть








7.Развитие творческих способностей

Участие в конкурсах, проводимых музеем.





1-4 классы

Сроки, установленные музеем

8.Просветительская

работа

Посещение экскурсий, выставок, организованных музеем


1 – 4 классы.

В течение года.







«Я и школа»

Задачи:

  • создание в группе эмоционально – положительного фона;

  • формирование бережливости, ответственности, уважительного отношения к труду, к людям различных профессий;

  • осуществление экологического, нравственного воспитания школьников.


Направление

Мероприятие

Форма

Класс

Сроки

Адаптация к школе

1.« Я- ученик»



2.«Я учусь владеть собой»

Игры, тренинги, стихи.



Цикл бесед и практических занятий: «Такие разные настроения», «Как стать уверенным в себе» и др.





1 класс

Первое полугодие


1 раз в неделю. Октябрь- апрель


Формирование положительных качеств

3.«Уроки этики»

Беседы: «Собака и тень» (жадность, щедрость),
«Черепаха и заяц» (хвастовство, самонадеянность) и др.




2 класс


1 раз в неделю.


Формирование культуры поведения
















4.«Уроки нравственности»

Цикл бесед: «Человек без друзей, что дерево без корней», «Беседа о честности и умении держать слово», «Беседа о сознательной дисциплине и культуре поведения», «Беседа о доброте, отзывчивости, скромности» и д. т.






3 класс





1 раз в неделю.


Пропидефтика профориентации

5.Знакомство учащихся с профессиями

Экскурсии на предприятия села: почта, хлебозавод, типография, пожарная часть.

Выставка рисунков: «Кем я хочу быть».



4 класс



1 раз в четверть











































ЖИВИТЕ В ДРУЖБЕ С ПРИРОДОЙ


Направления

Мероприятия

Формы

Класс

Сроки


Углубление знаний о сезонных изменениях в природе

1.«От осени до лета»

Цикл бесед «Какие месяцы в году»: осень, зима, весна, лето.

Экскурсии – наблюдения в природу.


Изготовление поделок из природного материала.






1 класс

1 раз в месяц.


3 раза в месяц.


1-2 раза в месяц.


Углубление знаний о северной

фауне

2.«Помоги пернатым»

Беседы: « Птицы. Кто они?»

(зимующие, пролетные, перелетные).

Изготовление кормушек и подкормка птиц.




2 класс

1 раз в неделю.


1-3 четверть


Углубление знаний о северной флоре

3.«Знакомые незнакомцы»

Цикл бесед: «Деревья. Какие они?» (липа, рябина, и др.).

«Кустарники. Какие они?»

( шиповник, мать – и мачеха, калина и др.).

Заготовка лекарственных растений.




3 класс


1 раз в неделю.



1; 4 четверть


Социальная активность

4.Акции

«Заготовь корм. Помоги птицам»:

«Помоги себе сам»

( лекарственные растения)


4 класс

1-4 четверти.

1; 4 четверти
















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,

РЕКОМЕНДОВАНЫЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:


  1. Игры, ребусы, загадки для дошкольников.

Сост. Т. И. Линго. Ярославль: «Академия Развития», «Академия К», 1998.

  1. 100 затей для детей.

Сост. И. Б. Нескуба. Ростов «Феникс», 2000.

  1. Программа занятий по развитию познавательной деятельности.

Бабкина Н. В. Москва: АРКТИ, 2002.

  1. Досуг и занятия в группе продленного дня. Начальная школа. Практическое пособие.

Москва: «Айрис – пресс», 2005.

  1. Продленка: Игры и занятия для школьников.

Ростов н/Д» Феникс,2005.

  1. Содержание, организация и методика в группе продленного дня: Кн. Для учителя.

Садовничая З. Ф. Москва: Просвещение,1998.

  1. Организация и содержание работы в группе продленного дня: Начальная школа.Москва: Айрис пресс, 2004.

  2. Группа продленного дня: Конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1 – 2 классы.Сост. Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. Москва: ВАКО, 2007.

  3. Внеклассные мероприятия. 2 класс.

Авт.-сост.: Яровая Л. Н., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П., Обухова Л. А. Москва: ВАКО, 2005.

  1. Внеклассные мероприятия. 3 класс.

Авт.-сост.: Яровая Л. Н., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П., Цыбина Т. И. Москва: ВАКО, 2005.

  1. Внеклассные мероприятия. 4 класс.

Авт.-сост.: Яровая Л. Н., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П., Цыбина Т. И. Москва: ВАКО, 2005.

  1. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня: конспекты занятий, рекомендации.

Н. А. Касаткина. Волгоград: Учитель,2005.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа.

  1. Санкт-Петербург: «АКЦИДЕНТ», 1997.

  2. Играем пальчиками и развиваем речь. В.В. Цвынтарный. Санкт-Петербург: Лань,1997.

  3. Давайте играть! Игровые программы для дошкольников и младших школьников.Бесова М. А. Ярославль, Академия развития, 2007.


  1. Экскурсии и предметные уроки в 1-3 классах.

П. А. Завитаев, А. М. Низова. Москва: Академия педагогических наук РСФСР, 1963.

  1. Сборник подвижных игр.

Л. Былеева. Москва: «Физкультура и спорт», 1960.

  1. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя детского сада: Из опыта работы.

Сост. Ю. Ф. Луури. Москва: просвещение,1991.

  1. Преодоление страхов у детей: тренинг.

Арефьева Т. А., Галкина Н. И. Москва: Изд-во Института психотерапии,2005.

  1. Лекарственные растения.

  2. Лекарственные травы.

Сост. Г. Михайлушкина, М. Кузьмина. Н. ноагород 1992.

  1. Съедобные и лекарственные дикие растения русского леса.

Скляров Э. Л. Архангельск.

  1. Пожарная безопасность в школе: Методическое пособие.

Скрипник Л. Ю. Москва: Айрис-пресс, 2005.

  1. Книги Т. А. Шорыгиной:

Насекомые. Какие они? Какие звери в лесу?

Цветы, какие они? Злаки. Какие они?

Деревья, Какие они? Домашние животные. Какие они?

Какие месяцы в году?! Птицы. Какие они?

  1. К. Нефедова. Транспорт, Какой он?

  2. А. Н. Зимина. Народные игры с пением.

  3. В. Степанов. Колыбельные: Волшебный сон.

  4. И. Гурина. Колыбельные: Нас баюкает сверчок.

  5. Колыбельные русские народные песенки.

  6. . Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Авт. - сост. Е. Н. Степанов, Л. В. Галактионова и др. Москва: ТЦ Сфера, 2000.

  7. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками:

  8. Пособие для учителей. Богданова О. С., Калинина О. С. Москва: Просвещение,1982.

  9. Библия для детей. Ленинград, 1991.


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос