В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

СУПЕРАКЦИЯ! –50% на любые программы, курсы, вебинары. Только 17-18 декабря! Подробнее

В мастерской писателя. ( приёмы создания литературного героя на примере рассказа А.Грина «Игрушка»)

В мастерской писателя. ( приёмы создания литературного героя на примере рассказа А.Грина «Игрушка»)

Жанна Касимова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1 голосов:1просмотров: 3633
Краткое описание
Обеспечить условия для усвоения учащимися  приёмов создания литературного героя на примере рассказа А.Грина «Игрушка»
Описание
Ж.Г.Касимова Программа «Литература Вятского края» - первая в регионе программа по изучению литературного наследия вятских писателей и поэтов как источника формирования духовно-нравственных ценностей, как частички отечественной культуры. Данный урок был проведен в 5 классе с учетом возрастных особенностей развития учащихся. В рассказе А.Грина прослеживается беспокойство автора о духовности современного мира. Это реальный мир, в котором сталкиваются добро и зло, духовное и бездуховное, человечное и уродливое. Эта мечта о возрождении детских душ, на которые пагубно воздействует бездушный реальный мир, делает повествование не безысходным и мрачным, а оптимистичным, вселяющим надежду. В мастерской писателя. ( приёмы создания литературного героя на примере рассказа А.Грина «Игрушка»)
Тема урока: В мастерской писателя.( приёмы создания литературного героя на примере рассказа А.Грина «Игрушка»)
Тип урокаИзучение нового материала
Цель урока:
обеспечить условия для усвоения учащимися приёмов создания литературного героя на примере рассказа А.Грина «Игрушка»
Задачи:
1. создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции;
2. совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;
3. воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе.

Средства обучения: распечатанный текст рассказа, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА Слово учителя
Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним и поприветствуйте их. Посмотрите на меня. Мысленно пожелайте себе удачи. Вы успешны и у вас все получится.
Работать мы сегодня будем в группах. Я напоминаю вам, что ваша цель – помогать друг другу, обсуждать вопросы, но не мешать другим.
От каждой группы выступает один человек, который коротко представляет ответ, к которому пришли в группе, а другой ученик ведёт «лог-файл» для того, чтобы было легче рассказать о том, как работала его группа.
1. Вызов
На прошлом занятии мы с вами познакомились с рассказом А.Грина «Акварель» и сделали открытие (можно прочитать несколько открытий с предыдущего занятия)
А сегодня у нас занятие – знакомство (прикрепляется на доску блок кластера ЗНАКОМСТВО).
— Что такое знакомство?
— Это когда люди хотят узнать друг о друге больше; знакомятся друг с другом; узнают что-то друг о друге…
(а) Отношения между людьми, знающими друг друга, связанными общением. б) Начало сближения, первая встреча. (Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой))
— Давайте улыбнёмся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться.
Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание?
— Скажите, для того, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?
— Обсудите в группе: на что ещё необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека? (1 МИНУТА) (после ответов учитель прикрепляет блоки ПОСТУПКИ, РЕЧЬ, ПОВЕДЕНИЕ, УВЛЕЧЕНИЯ)




 -Вы назвали основные признаки, по которым можно судить о человеке.
— А почему так важны для нас эти признаки?
Так и в литературном произведении: читатель либо принимает литературного героя, либо не принимает. Относится к нему с уважением или осуждает его.

2. Повторение теории литературы.
-А кто такой литературный герой?
— Кто его создает?
Любой автор хочет, чтобы его главный герой был личностью. А она пробуждает любопытство, приковывает к себе внимание, заставляет сопереживать, не оставляя никого равнодушным.
Создавая произведение, автор воображает героя.
— Из чего складывается образ литературного героя?
 Давайте вернемся к кластеру и увидим, что мы перечислили все те основные моменты, на которые мы обращаем внимание при нашем знакомстве с реальным человеком.
 Всё это приемы создания образа литературного героя.

3. Аналитическая работа с произведением.
Сегодня на занятии мы будем наблюдать, как из отдельных приемов складывается образ литературного героя в рассказе Грина «Игрушка».
Рассказ вы прочитали дома
— Кто является повествователем в рассказе?
 - Можно ли его назвать героем рассказа? Почему?
— Что вы можете сказать об авторе как человеке. Какой он человек?
-А что помогло нам дать такую характеристику автору?
 В литературе человек изображается почти всегда в действиях, в поступках, в отношениях к другим людям.
Он не только пожалел котёнка, но он и вмешался в жестокую игру Синицинына и Буланова. Это тоже герои рассказа«Игрушка». Давайте понаблюдаем, как писатель создаёт образ литературного героя на примере ребят
Давайте снова обратимся к кластеру-помощнику.
А может ли наш кластер нам помочь нам в работе? (учитель заменяет ЗНАКОМСТВО на героев Синицын и Буланов)
Понравились ли вам герои? А почему? Как мы называем таких героев?
Перед нами очень сложная задача: нам предстоит узнать, какие приемы используются для создания образа отрицательному герою (работа с Iчастью рассказа)
На что обращает автор при описании героев в первую очередь? Он описывает внешность.
 ( зачитывается описание внешности героев)
-Какое впечатление производят на вас портреты мальчиков?
— Помогла ли их внешность увидеть нам в этих ребятах отрицательных героев?
— Всегда ли по внешностьи можно определить – хороший герой или плохой? Действительно, этого мало.
А теперь посмотрим, почему автор обращает наше внимание на одежду Синицына и Буланова? Зачитайте описание одежды
— Кем были эти ребята?- Где учились они?
Ребята, перед нами гимназисты. А кто такие гимназисты? Рассказ Грина был написан в 1903году (это начало 20 столетия). Справка о гимназистах или показ небольшого видеосюжета о гимназистах 20 века.
 Поэтому можно сделать вывод: перед нами должны быть положительные герои.
А теперь давайте все вместе прочитаем последний абзац 1 главы.

- Обратите внимание на знак многоточия, который мы встречаем в этом отрывке.
— Как вы думаете, почему автор разделяет словосочетание и я увидел... петлю. многоточием?
— А почему он был удивлен?
Ребята, автор не только использует интересный знак, но и вводит интересный приём художественной детали, который помог читателю по другому взглянуть на этих мальчиков.
 - Кто из вас уже догадался, какая это деталь, противоречащая нашим представлениям?
Как мальчики относятся к своему делу? Ещё раз зачитайте внимательно этот эпизод.
4. Работа в группах.
И снова вернёмся к нашему кластеру и поработаем в группах.
Я предлагаю вам понаблюдать за речью, поведением во время разговора с автором( работа над IIчастью рассказа)
1 группа – работа над речью.
2 группа – поведение
3 группа – будет анализировать взаимоотношения автора и мальчиков.
Задание: Выпишите слова, словосочетания, которые помогают нам характеризовать героя, в таблицу. Она лежит на столах.( 5 минут)
 А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось? (зачитываются таблицы)
-Можем ли мы с вами сказать, что после проведённой работы, нам удалось больше узнать о героях.
— Соответствует ли наше первое впечатление о героях, основанной на внешности с тем, что мы увидели сейчас.
 - Что может дополнить образ литературного героя?
 Как вы думаете, для чего автор так подробно описывает котёнка.
Но вы пропустили второе описание котёнка (это снова художественная деталь)
Вот только теперь мы с вами можем сказать, что перед нами отрицательные герои. Но посмотрите, как они не похожи.
-Кто из мальчиков организует эту забаву?
— Как ведёт себя Буланов? А Синицын?
Они оба были одинаково жестоки?
Смог ли автор убедить ребят в том, что они совершили плохой поступок? Какие слова нашел автор, чтобы переубедить ребят?
Что если бы у Синицына был другой друг, наверняка он бы играл в индейцев. Если бы автор нашел бы нужные слова, то ему удалось бы убедить хотя бы одного.
5. Вывод.
Итак, проанализировав рассказ Грина, давайте сделаем вывод:
— Что же помогло автору создать образ литературного героя?
— А что же нам, читателям, помогло понять образ литературного героя?( авторская оценка, речь, поведение, …. Помогли умения работать над речью, описанием внешности, умением находить художественную деталь, быть внимательным к знакам, наблюдать за поведением героев)
6. Рефлексия:А что нужно уметь, чтобы быть писателем?
7. Литература для учителя: 1. Александр Степанович Грин (Гриневский) // Энциклопедия земли Вятской: В 10 т.– Киров 1995. – Т. 2: Литература / сост. В. А. Поздеев; ред. М. П. Чебышева. – Киров, 1995. – С. 226 – 228.
2. Александр Грин: Хроника жизни и творчества / Сост. Н.В. Яловая. – Феодосия; М.: Изд. дом Коктебель, 2006. – 80 с.
3. Александр Грин: судьба и творчество / Сост. А.А. Ненада. – Феодосия; М.: Издательский дом «Коктебель», 2008. – 148 с.
4. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. – СПб: Норинт, 1999.
5. Грин А. С. Собрание сочинений: В 6 т. / под общ. ред. В. Россельса– М.: Правда, 1980.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru