В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Сочинение по картине И.И.Шишкина «Корабельная роща»(по учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта).

Юлия Федорова Юлия Федорова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 7493
Краткое описание
1.    Это первый урок по картине в  5 классе. Нужно обучить учащихся приемам работы по картине, основным словам и выражениям, используемым в работе над произведением живописи;
2.    Обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами, помогающими ярко описать картину.

Описание
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ И.И. ШИШКИНА «КОРАБЕЛЬНАЯ РОЩА» (по учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта). Разработала и провела Федорова Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОБУ «Якутский городской лицей» Якутск 2013 г.
Цели урока:
1. Это первый урок по картине в 5 классе. Нужно обучить учащихся приемам работы по картине, основным словам и выражениям, используемым в работе над произведением живописи;
2. Обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами, помогающими ярко описать картину.
Оборудование:
1) портрет И.И.Шишкина;
2) репродукция картины И.И.Шишкина «Корабельная роща»;
3) карточки для орфографической работы;
4) учебник М.М.Разумовской «Русский язык 5 класс».

I. Слово о художнике .
Русская земля всегда была богата лесами. Чтобы построить жилища, люди срубали деревья, корчевали пни, а на расчищенном месте строили из срубленных сосен и дубов дома, из древесины резали ложки, с лип драли лыко, плели лапти. В лес ходили по ягоды, грибы, на охоту.
И вот дождался лес своего художника. Родился он в небольшом городке Елабуга, который стоит на берегу Камы, в окружении густых хвойных лесов. И фамилия у будущего пейзажиста была лесная – Шишкин. И звали его по-русски – Иван Иванович. Едва ли не половину жизни провел Иван Иванович в лесу на этюдах. «Царем лесов» называли его друзья.
Как же работал художник над своими великолепными пейзажами? Находил в лесу место, которое впоследствии можно увидеть на одной из его картин, обрубал сучки, отгибал ветви деревьев, устраивался на пне или мастерил себе сиденье из сучьев и мха, удобно устанавливал мольберт и, расположившись как дома, начинал писать. Самая крупная по размеру работа Шишкина – «Корабельная роща». Она явилась последней работой в жизни художника.

II. Работа по картине.
— Что мы видим на картине? (Высокие корабельные сосны, ручеек, убегающий в глубь леса, небольшой забор).
— Как называются картины, изображающие картины природы? (Пейзаж).
— Что такое «пейзаж»? Посмотрим в словаре художественных терминов.
Пейзаж – рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание какой-
либо местности (сельский, городской пейзаж).
— Какое настроение создает этот пейзаж у вас? (Чувство восхищения поднимает настроение. Но чувствуется и грусть от того, что эти могучие сосны скоро вырубят).
— Для чего в лесу забор? (Деревья приготовлены на вырубку).
— Что станет с соснами? (Они превратятся в мачты кораблей).
— О чем говорят пеньки, расположенные под могучими соснами? (Сосны здесь вырубают уже много лет).
— Какими средствами для изображения рощи пользуется Шишкин? (Особый цветовой фон, контраст теплых и холодных тонов).
— Как меняется цветовой фон? (Основной цвет полотна — темно-зеленый, но он контрастирует с медным цветом ручейка, с серо-голубым небом).
— Какой цели подчиняет Шишкин все художественные приемы? (Художник стремится показать красоту и величие корабельных сосен, которым скоро суждено стать мачтами кораблей).
— В чем особенности мастерства художника? (Все художественные средства подчинены идее полотна – показать красоту и величие корабельной рощи).

III. Работа с таблицей, составление общего плана сочинения по картине.
По мере ответов на вопросы ученики пишут свои комментарии к каждому пункту плана.
Вопросы и комментарии План сочинения
В своем сочинении я хочу рассказать о … 1-2 предложения о Шишкине. Как работал художник над своими пейзажами? Почему друзья называли Шишкина «царем лесов»? I. Вступление
Все поле картины занимает опушка могучего соснового бора. Сосны крепкие, мохнатые, разлапистые, … (подбор эпитетов) Из таких высоких и крепких деревьев делами мачты парусных кораблей. II. Основная часть Композиция (построение) картины. а) общая тема;
На переднем плане мы видим ручей. Подбор эпитетов: Ручей весёлый,… Прячется за деревьями, зовёт за собой в тайну леса. Внимание на изображение ограды. Тонкими и хрупкими кажутся колья забора. Откуда и зачем же в лесу забор? Деревья приготовлены для вырубки. Скоро, как многие из их собратьев (обратим внимание на пеньки), превратятся прекрасные деревья в могучие корабли б) на переднем плане; на дальнем плане;
Цветовой центр картины: изумрудные пышные вершины, красноватые стволы сосен, медный оттенок песка, серо-голубое небо. Что помогает понять цвет?( Основную мысль картины: восхищение художника красотой леса, которого скоро не станет.) в) колорит (цвета) картины; г) основная мысль, замысел художника
Личные впечатления о картине. Заключение.

IV. Работа с искусствоведческим текстом Э.Голубевой “Корабельная роща».
Задание: согласны ли вы с мыслями искусствоведа, о чем еще вам хочется рассказать в своем сочинении?
На картине «Корабельная роща» известного русского художника Ивана Ивановича Шишкина мы видим жаркую солнечную опушку могучего соснового бора. В безмолвной тишине гордо застыли величавые стройные сосны. Высоко вскинули они в бездонное синее небо свои изумрудные пышные вершины. Прозрачный ручеек лениво продолжает медленное движение, прячется за деревьями, точно зовет нас за собой в эту просторную таинственную лесную даль.
Картина полна тепла, радостного света. Красноватые стволы сосен, медного оттенка кроны, чистый песок на берегах ручья словно замерли под лучами ласкового летнего солнца.
В картине чувствуется огромная любовь художника к Родине, глубокое понимание красоты ее природы.
V. Словарно-стилистическая работа .
— Подобрать синонимы к словам: роща, деревья, картина, художник, изобразил.
— Подобрать эпитеты к словам: сосны, ручей, лес, заборчик.
VI. Орфографическая работа.
Проводится по карточкам, проверяется устно всем классом.
Карточка №1
Найди и исправь ошибки.
1) Шишкин родился в небольшом городе Елабуга, и провел детство на берегу реки камы.
2) И фамилия у будущего пейзажиста была лесная Шишкин. И звали его по-русски Иван Иванович.
Карточка №2
Правильно ли построено предложение?
Художник находил в лесу место обрубает сучки отгибает ветви деревьев устраивался на пне или мастерил себе сиденье из сучьев и мха.
Карточка №3
Вставить пропущенные буквы.
Уст …навливал м… льберт, мачты парусных к… р… блей, л…нивое дв… жение ручейка, выру… ка, в… схищение кр… сотой леса.
VII. Написание черновика
Д / з: чистовик сочинения.
Список использованной литературы. 1. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- 7-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001.
  1. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.
  2. А.Н. Бенуа. История русской живописи в 19 веке. М.: 1978.
  3. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия. СПб: Норинт, 1997.
  4. Приложение к газете «Первое сентября», газета «Русский язык», №6, 2001; №2, 1999.
  5. Н.М. Сокольникова. Краткий словарь художественных терминов. Для 5-8 классов. Обнинск: Титул, 1996.
  6. О.Н. Туберовская. В гостях у картин. Л.: Детская литература, 1973.
  7. Л.А. Ходякова. Живопись на уроках русского языка. М.: Флинта, 2000.
Пожаловаться 22 ноября 2013
Файлы
урок по картине корабельная роща.docx
HTML Войдите для скачивания файлов









Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме:

«СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ И.И. ШИШКИНА «КОРАБЕЛЬНАЯ РОЩА»


(по учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией

М.М. Разумовской, П.А. Леканта).





Разработала и провела

Федорова Юлия Владимировна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

МОБУ «Якутский городской лицей»



















Якутск 2013 г.





Цели урока:

1. Это первый урок по картине в 5 классе. Нужно обучить учащихся приемам работы по картине, основным словам и выражениям, используемым в работе над произведением живописи;

2. Обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами, помогающими ярко описать картину.

Оборудование:

1) портрет И.И.Шишкина;

2) репродукция картины И.И.Шишкина «Корабельная роща»;

3) карточки для орфографической работы;

4) учебник М.М.Разумовской «Русский язык 5 класс».


  1. Слово о художнике .

Русская земля всегда была богата лесами. Чтобы построить жилища, люди срубали деревья, корчевали пни, а на расчищенном месте строили из срубленных сосен и дубов дома, из древесины резали ложки, с лип драли лыко, плели лапти. В лес ходили по ягоды, грибы, на охоту.

И вот дождался лес своего художника. Родился он в небольшом городке Елабуга, который стоит на берегу Камы, в окружении густых хвойных лесов. И фамилия у будущего пейзажиста была лесная – Шишкин. И звали его по-русски – Иван Иванович. Едва ли не половину жизни провел Иван Иванович в лесу на этюдах. «Царем лесов» называли его друзья.

Как же работал художник над своими великолепными пейзажами? Находил в лесу место, которое впоследствии можно увидеть на одной из его картин, обрубал сучки, отгибал ветви деревьев, устраивался на пне или мастерил себе сиденье из сучьев и мха, удобно устанавливал мольберт и, расположившись как дома, начинал писать. Самая крупная по размеру работа Шишкина – «Корабельная роща». Она явилась последней работой в жизни художника.


II. Работа по картине.

- Что мы видим на картине? (Высокие корабельные сосны, ручеек, убегающий в глубь леса, небольшой забор).

- Как называются картины, изображающие картины природы? (Пейзаж).

- Что такое «пейзаж»? Посмотрим в словаре художественных терминов.

Пейзаж – рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание какой-

либо местности (сельский, городской пейзаж).

- Какое настроение создает этот пейзаж у вас? (Чувство восхищения поднимает настроение. Но чувствуется и грусть от того, что эти могучие сосны скоро вырубят).

- Для чего в лесу забор? (Деревья приготовлены на вырубку).

- Что станет с соснами? (Они превратятся в мачты кораблей).

- О чем говорят пеньки, расположенные под могучими соснами? (Сосны здесь вырубают уже много лет).

- Какими средствами для изображения рощи пользуется Шишкин? (Особый цветовой фон, контраст теплых и холодных тонов).

- Как меняется цветовой фон? (Основной цвет полотна - темно-зеленый, но он контрастирует с медным цветом ручейка, с серо-голубым небом).

- Какой цели подчиняет Шишкин все художественные приемы? (Художник стремится показать красоту и величие корабельных сосен, которым скоро суждено стать мачтами кораблей).

- В чем особенности мастерства художника? (Все художественные средства подчинены идее полотна – показать красоту и величие корабельной рощи).


III. Работа с таблицей, составление общего плана сочинения по картине.

По мере ответов на вопросы ученики пишут свои комментарии к каждому пункту плана.

Вопросы и комментарии

План сочинения

В своем сочинении я хочу рассказать о …

1-2 предложения о Шишкине. Как работал художник над своими пейзажами?

Почему друзья называли Шишкина «царем лесов»?

I. Вступление


Все поле картины занимает опушка могучего соснового бора.

Сосны крепкие, мохнатые, разлапистые, … (подбор эпитетов)

Из таких высоких и крепких деревьев делами мачты парусных кораблей.

II. Основная часть

Композиция (построение) картины.

а) общая тема;

На переднем плане мы видим ручей.

Подбор эпитетов:

Ручей весёлый,…

Прячется за деревьями, зовёт за собой в тайну леса.

Внимание на изображение ограды.

Тонкими и хрупкими кажутся колья забора. Откуда и зачем же в лесу забор? Деревья приготовлены для вырубки. Скоро, как многие из их собратьев (обратим внимание на пеньки), превратятся прекрасные деревья в могучие корабли

б) на переднем плане; на дальнем плане;

Цветовой центр картины : изумрудные пышные вершины, красноватые стволы сосен, медный оттенок песка, серо-голубое небо.

Что помогает понять цвет?( Основную мысль картины: восхищение художника красотой леса, которого скоро не станет.)

в) колорит (цвета) картины;




г) основная мысль, замысел художника

Личные впечатления о картине.

Заключение.


IV. Работа с искусствоведческим текстом Э.Голубевой “Корабельная роща».

Задание: согласны ли вы с мыслями искусствоведа, о чем еще вам хочется рассказать в своем сочинении?

На картине «Корабельная роща» известного русского художника Ивана Ивановича Шишкина мы видим жаркую солнечную опушку могучего соснового бора. В безмолвной тишине гордо застыли величавые стройные сосны. Высоко вскинули они в бездонное синее небо свои изумрудные пышные вершины. Прозрачный ручеек лениво продолжает медленное движение, прячется за деревьями, точно зовет нас за собой в эту просторную таинственную лесную даль.

Картина полна тепла, радостного света. Красноватые стволы сосен, медного оттенка кроны, чистый песок на берегах ручья словно замерли под лучами ласкового летнего солнца.

В картине чувствуется огромная любовь художника к Родине, глубокое понимание красоты ее природы.

V. Словарно-стилистическая работа .

- Подобрать синонимы к словам: роща, деревья, картина, художник, изобразил.

- Подобрать эпитеты к словам: сосны, ручей, лес, заборчик.

VI. Орфографическая работа.

Проводится по карточкам, проверяется устно всем классом.

Карточка №1

Найди и исправь ошибки.

1) Шишкин родился в небольшом городе Елабуга, и провел детство на берегу реки камы.

2) И фамилия у будущего пейзажиста была лесная Шишкин. И звали его по-русски Иван Иванович.

Карточка №2

Правильно ли построено предложение?

Художник находил в лесу место обрубает сучки отгибает ветви деревьев устраивался на пне или мастерил себе сиденье из сучьев и мха.

Карточка №3

Вставить пропущенные буквы.

Уст …навливал м..льберт, мачты парусных к..р..блей, л…нивое дв..жение ручейка, выру..ка, в..схищение кр..сотой леса.

VII. Написание черновика

Д / з: чистовик сочинения.




Список использованной литературы.


  1. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- 7-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001.

  2. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.

  3. А.Н. Бенуа. История русской живописи в 19 веке. М.: 1978.

  4. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия. СПб: Норинт, 1997.

  5. Приложение к газете «Первое сентября», газета «Русский язык», №6, 2001; №2, 1999.

  6. Н.М. Сокольникова. Краткий словарь художественных терминов. Для 5-8 классов. Обнинск: Титул, 1996.

  7. О.Н. Туберовская. В гостях у картин. Л.: Детская литература, 1973.

  8. Л.А. Ходякова. Живопись на уроках русского языка. М.: Флинта, 2000.


Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru