В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Сочинение по картине И.И.Шишкина «Корабельная роща»(по учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта).

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Сочинение по картине И.И.Шишкина «Корабельная роща»(по учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта).

Юлия Федорова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 8765
Краткое описание
1.    Это первый урок по картине в  5 классе. Нужно обучить учащихся приемам работы по картине, основным словам и выражениям, используемым в работе над произведением живописи;
2.    Обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами, помогающими ярко описать картину.
Описание
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ И.И. ШИШКИНА «КОРАБЕЛЬНАЯ РОЩА» (по учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта). Разработала и провела Федорова Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОБУ «Якутский городской лицей» Якутск 2013 г.
Цели урока:
1. Это первый урок по картине в 5 классе. Нужно обучить учащихся приемам работы по картине, основным словам и выражениям, используемым в работе над произведением живописи;
2. Обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами, помогающими ярко описать картину.
Оборудование:
1) портрет И.И.Шишкина;
2) репродукция картины И.И.Шишкина «Корабельная роща»;
3) карточки для орфографической работы;
4) учебник М.М.Разумовской «Русский язык 5 класс».

I. Слово о художнике .
Русская земля всегда была богата лесами. Чтобы построить жилища, люди срубали деревья, корчевали пни, а на расчищенном месте строили из срубленных сосен и дубов дома, из древесины резали ложки, с лип драли лыко, плели лапти. В лес ходили по ягоды, грибы, на охоту.
И вот дождался лес своего художника. Родился он в небольшом городке Елабуга, который стоит на берегу Камы, в окружении густых хвойных лесов. И фамилия у будущего пейзажиста была лесная – Шишкин. И звали его по-русски – Иван Иванович. Едва ли не половину жизни провел Иван Иванович в лесу на этюдах. «Царем лесов» называли его друзья.
Как же работал художник над своими великолепными пейзажами? Находил в лесу место, которое впоследствии можно увидеть на одной из его картин, обрубал сучки, отгибал ветви деревьев, устраивался на пне или мастерил себе сиденье из сучьев и мха, удобно устанавливал мольберт и, расположившись как дома, начинал писать. Самая крупная по размеру работа Шишкина – «Корабельная роща». Она явилась последней работой в жизни художника.

II. Работа по картине.
— Что мы видим на картине? (Высокие корабельные сосны, ручеек, убегающий в глубь леса, небольшой забор).
— Как называются картины, изображающие картины природы? (Пейзаж).
— Что такое «пейзаж»? Посмотрим в словаре художественных терминов.
Пейзаж – рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание какой-
либо местности (сельский, городской пейзаж).
— Какое настроение создает этот пейзаж у вас? (Чувство восхищения поднимает настроение. Но чувствуется и грусть от того, что эти могучие сосны скоро вырубят).
— Для чего в лесу забор? (Деревья приготовлены на вырубку).
— Что станет с соснами? (Они превратятся в мачты кораблей).
— О чем говорят пеньки, расположенные под могучими соснами? (Сосны здесь вырубают уже много лет).
— Какими средствами для изображения рощи пользуется Шишкин? (Особый цветовой фон, контраст теплых и холодных тонов).
— Как меняется цветовой фон? (Основной цвет полотна — темно-зеленый, но он контрастирует с медным цветом ручейка, с серо-голубым небом).
— Какой цели подчиняет Шишкин все художественные приемы? (Художник стремится показать красоту и величие корабельных сосен, которым скоро суждено стать мачтами кораблей).
— В чем особенности мастерства художника? (Все художественные средства подчинены идее полотна – показать красоту и величие корабельной рощи).

III. Работа с таблицей, составление общего плана сочинения по картине.
По мере ответов на вопросы ученики пишут свои комментарии к каждому пункту плана.
Вопросы и комментарии План сочинения
В своем сочинении я хочу рассказать о … 1-2 предложения о Шишкине. Как работал художник над своими пейзажами? Почему друзья называли Шишкина «царем лесов»? I. Вступление
Все поле картины занимает опушка могучего соснового бора. Сосны крепкие, мохнатые, разлапистые, … (подбор эпитетов) Из таких высоких и крепких деревьев делами мачты парусных кораблей. II. Основная часть Композиция (построение) картины. а) общая тема;
На переднем плане мы видим ручей. Подбор эпитетов: Ручей весёлый,… Прячется за деревьями, зовёт за собой в тайну леса. Внимание на изображение ограды. Тонкими и хрупкими кажутся колья забора. Откуда и зачем же в лесу забор? Деревья приготовлены для вырубки. Скоро, как многие из их собратьев (обратим внимание на пеньки), превратятся прекрасные деревья в могучие корабли б) на переднем плане; на дальнем плане;
Цветовой центр картины: изумрудные пышные вершины, красноватые стволы сосен, медный оттенок песка, серо-голубое небо. Что помогает понять цвет?( Основную мысль картины: восхищение художника красотой леса, которого скоро не станет.) в) колорит (цвета) картины; г) основная мысль, замысел художника
Личные впечатления о картине. Заключение.

IV. Работа с искусствоведческим текстом Э.Голубевой “Корабельная роща».
Задание: согласны ли вы с мыслями искусствоведа, о чем еще вам хочется рассказать в своем сочинении?
На картине «Корабельная роща» известного русского художника Ивана Ивановича Шишкина мы видим жаркую солнечную опушку могучего соснового бора. В безмолвной тишине гордо застыли величавые стройные сосны. Высоко вскинули они в бездонное синее небо свои изумрудные пышные вершины. Прозрачный ручеек лениво продолжает медленное движение, прячется за деревьями, точно зовет нас за собой в эту просторную таинственную лесную даль.
Картина полна тепла, радостного света. Красноватые стволы сосен, медного оттенка кроны, чистый песок на берегах ручья словно замерли под лучами ласкового летнего солнца.
В картине чувствуется огромная любовь художника к Родине, глубокое понимание красоты ее природы.
V. Словарно-стилистическая работа .
— Подобрать синонимы к словам: роща, деревья, картина, художник, изобразил.
— Подобрать эпитеты к словам: сосны, ручей, лес, заборчик.
VI. Орфографическая работа.
Проводится по карточкам, проверяется устно всем классом.
Карточка №1
Найди и исправь ошибки.
1) Шишкин родился в небольшом городе Елабуга, и провел детство на берегу реки камы.
2) И фамилия у будущего пейзажиста была лесная Шишкин. И звали его по-русски Иван Иванович.
Карточка №2
Правильно ли построено предложение?
Художник находил в лесу место обрубает сучки отгибает ветви деревьев устраивался на пне или мастерил себе сиденье из сучьев и мха.
Карточка №3
Вставить пропущенные буквы.
Уст …навливал м… льберт, мачты парусных к… р… блей, л…нивое дв… жение ручейка, выру… ка, в… схищение кр… сотой леса.
VII. Написание черновика
Д / з: чистовик сочинения.
Список использованной литературы. 1. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- 7-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001.
  1. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.
  2. А.Н. Бенуа. История русской живописи в 19 веке. М.: 1978.
  3. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия. СПб: Норинт, 1997.
  4. Приложение к газете «Первое сентября», газета «Русский язык», №6, 2001; №2, 1999.
  5. Н.М. Сокольникова. Краткий словарь художественных терминов. Для 5-8 классов. Обнинск: Титул, 1996.
  6. О.Н. Туберовская. В гостях у картин. Л.: Детская литература, 1973.
  7. Л.А. Ходякова. Живопись на уроках русского языка. М.: Флинта, 2000.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 8900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
урок по картине корабельная роща.docx
HTML Войдите для скачивания файлов









Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме:

«СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ И.И. ШИШКИНА «КОРАБЕЛЬНАЯ РОЩА»


(по учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией

М.М. Разумовской, П.А. Леканта).





Разработала и провела

Федорова Юлия Владимировна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

МОБУ «Якутский городской лицей»



















Якутск 2013 г.





Цели урока:

1. Это первый урок по картине в 5 классе. Нужно обучить учащихся приемам работы по картине, основным словам и выражениям, используемым в работе над произведением живописи;

2. Обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами, помогающими ярко описать картину.

Оборудование:

1) портрет И.И.Шишкина;

2) репродукция картины И.И.Шишкина «Корабельная роща»;

3) карточки для орфографической работы;

4) учебник М.М.Разумовской «Русский язык 5 класс».


  1. Слово о художнике .

Русская земля всегда была богата лесами. Чтобы построить жилища, люди срубали деревья, корчевали пни, а на расчищенном месте строили из срубленных сосен и дубов дома, из древесины резали ложки, с лип драли лыко, плели лапти. В лес ходили по ягоды, грибы, на охоту.

И вот дождался лес своего художника. Родился он в небольшом городке Елабуга, который стоит на берегу Камы, в окружении густых хвойных лесов. И фамилия у будущего пейзажиста была лесная – Шишкин. И звали его по-русски – Иван Иванович. Едва ли не половину жизни провел Иван Иванович в лесу на этюдах. «Царем лесов» называли его друзья.

Как же работал художник над своими великолепными пейзажами? Находил в лесу место, которое впоследствии можно увидеть на одной из его картин, обрубал сучки, отгибал ветви деревьев, устраивался на пне или мастерил себе сиденье из сучьев и мха, удобно устанавливал мольберт и, расположившись как дома, начинал писать. Самая крупная по размеру работа Шишкина – «Корабельная роща». Она явилась последней работой в жизни художника.


II. Работа по картине.

- Что мы видим на картине? (Высокие корабельные сосны, ручеек, убегающий в глубь леса, небольшой забор).

- Как называются картины, изображающие картины природы? (Пейзаж).

- Что такое «пейзаж»? Посмотрим в словаре художественных терминов.

Пейзаж – рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание какой-

либо местности (сельский, городской пейзаж).

- Какое настроение создает этот пейзаж у вас? (Чувство восхищения поднимает настроение. Но чувствуется и грусть от того, что эти могучие сосны скоро вырубят).

- Для чего в лесу забор? (Деревья приготовлены на вырубку).

- Что станет с соснами? (Они превратятся в мачты кораблей).

- О чем говорят пеньки, расположенные под могучими соснами? (Сосны здесь вырубают уже много лет).

- Какими средствами для изображения рощи пользуется Шишкин? (Особый цветовой фон, контраст теплых и холодных тонов).

- Как меняется цветовой фон? (Основной цвет полотна - темно-зеленый, но он контрастирует с медным цветом ручейка, с серо-голубым небом).

- Какой цели подчиняет Шишкин все художественные приемы? (Художник стремится показать красоту и величие корабельных сосен, которым скоро суждено стать мачтами кораблей).

- В чем особенности мастерства художника? (Все художественные средства подчинены идее полотна – показать красоту и величие корабельной рощи).


III. Работа с таблицей, составление общего плана сочинения по картине.

По мере ответов на вопросы ученики пишут свои комментарии к каждому пункту плана.

Вопросы и комментарии

План сочинения

В своем сочинении я хочу рассказать о …

1-2 предложения о Шишкине. Как работал художник над своими пейзажами?

Почему друзья называли Шишкина «царем лесов»?

I. Вступление


Все поле картины занимает опушка могучего соснового бора.

Сосны крепкие, мохнатые, разлапистые, … (подбор эпитетов)

Из таких высоких и крепких деревьев делами мачты парусных кораблей.

II. Основная часть

Композиция (построение) картины.

а) общая тема;

На переднем плане мы видим ручей.

Подбор эпитетов:

Ручей весёлый,…

Прячется за деревьями, зовёт за собой в тайну леса.

Внимание на изображение ограды.

Тонкими и хрупкими кажутся колья забора. Откуда и зачем же в лесу забор? Деревья приготовлены для вырубки. Скоро, как многие из их собратьев (обратим внимание на пеньки), превратятся прекрасные деревья в могучие корабли

б) на переднем плане; на дальнем плане;

Цветовой центр картины : изумрудные пышные вершины, красноватые стволы сосен, медный оттенок песка, серо-голубое небо.

Что помогает понять цвет?( Основную мысль картины: восхищение художника красотой леса, которого скоро не станет.)

в) колорит (цвета) картины;




г) основная мысль, замысел художника

Личные впечатления о картине.

Заключение.


IV. Работа с искусствоведческим текстом Э.Голубевой “Корабельная роща».

Задание: согласны ли вы с мыслями искусствоведа, о чем еще вам хочется рассказать в своем сочинении?

На картине «Корабельная роща» известного русского художника Ивана Ивановича Шишкина мы видим жаркую солнечную опушку могучего соснового бора. В безмолвной тишине гордо застыли величавые стройные сосны. Высоко вскинули они в бездонное синее небо свои изумрудные пышные вершины. Прозрачный ручеек лениво продолжает медленное движение, прячется за деревьями, точно зовет нас за собой в эту просторную таинственную лесную даль.

Картина полна тепла, радостного света. Красноватые стволы сосен, медного оттенка кроны, чистый песок на берегах ручья словно замерли под лучами ласкового летнего солнца.

В картине чувствуется огромная любовь художника к Родине, глубокое понимание красоты ее природы.

V. Словарно-стилистическая работа .

- Подобрать синонимы к словам: роща, деревья, картина, художник, изобразил.

- Подобрать эпитеты к словам: сосны, ручей, лес, заборчик.

VI. Орфографическая работа.

Проводится по карточкам, проверяется устно всем классом.

Карточка №1

Найди и исправь ошибки.

1) Шишкин родился в небольшом городе Елабуга, и провел детство на берегу реки камы.

2) И фамилия у будущего пейзажиста была лесная Шишкин. И звали его по-русски Иван Иванович.

Карточка №2

Правильно ли построено предложение?

Художник находил в лесу место обрубает сучки отгибает ветви деревьев устраивался на пне или мастерил себе сиденье из сучьев и мха.

Карточка №3

Вставить пропущенные буквы.

Уст …навливал м..льберт, мачты парусных к..р..блей, л…нивое дв..жение ручейка, выру..ка, в..схищение кр..сотой леса.

VII. Написание черновика

Д / з: чистовик сочинения.




Список использованной литературы.


  1. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- 7-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001.

  2. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.

  3. А.Н. Бенуа. История русской живописи в 19 веке. М.: 1978.

  4. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия. СПб: Норинт, 1997.

  5. Приложение к газете «Первое сентября», газета «Русский язык», №6, 2001; №2, 1999.

  6. Н.М. Сокольникова. Краткий словарь художественных терминов. Для 5-8 классов. Обнинск: Титул, 1996.

  7. О.Н. Туберовская. В гостях у картин. Л.: Детская литература, 1973.

  8. Л.А. Ходякова. Живопись на уроках русского языка. М.: Флинта, 2000.


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru