В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

"Повышение мотивации младших школьников в приобщении к национальной музыкальной культуре"

"Повышение мотивации младших школьников в приобщении к национальной музыкальной культуре"

Светлана Ковалева
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 1016 комментариев: 1
Краткое описание
Обобщение опыта работы в детском фольклорном коллективе.
Описание
«Повышение мотивации младших школьников в приобщении к национальной музыкальной культуре». Ковалева Светлана Владимировна педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДЮЦ гор. ГвардейскаКалининградской области
Тема моего выступления – «Повышение мотивации младших школьников в приобщении к национальной музыкальной культуре». Более десяти лет я руковожу ансамблем народной песни «Ладушки», и в последние годы всё чаще встаёт вопрос: как сформировать у детей устойчивый интерес к изучению народной культуры? Не секрет, что фольклорная среда современного человека, особенно городского, практически отсутствует, поэтому всё актуальнее становится проблема, связанная с вопросом: каким образом ввести ребенка в мир народной культуры, как сделать это вхождение занимательным и личностно окрашенным? Гармонично развитая личность стояла в основе и дворянского и крестьянского воспитания в России. Революция разрушила эти устои. На смену им пришли новые, в которых не было места старым традициям. Не одно поколение русских людей выросло, не зная своих корней. На современном этапе развития педагогика ставит перед собой много актуальных задач, одна из которых – проблема эффективности художественного воспитания детей. Действенным средством ее решения может стать фольклор, «который осознается современным обществом как самобытный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальной культуре, к истории народа». Современные психологические и педагогические исследования говорят о том, что способность понимать прекрасное не только умом, но и чувством наиболее успешно развивается лишь тогда, когда ребёнок не является пассивным объектом эстетических воздействий, а активно воссоздаёт художественные образы, участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности. Наиболее интересной и доступной детям формой я считаю народный театр, инсценирование народных сказок, создание музыкально-театральных постановок. Анализируя весь свой опыт работы с детским коллективом, я пришла к выводу, что самым удачным воплощением подобной формы работы стал фольклорный сценарий музыкальной сказки «Новоселье в теремке». Именно он позволяет незаметно и занимательно ввести ребёнка в мир народной культуры, решить задачи развития у детей творческого воображения, мышления, памяти, мелкой моторики, эмоциональности и артистичности, одновременно позволив им быть активными участниками творческого процесса. Несомненным достоинством неоднократно поставленной нами музыкальной сказки «Новоселье в теремке» является насыщенность её малыми жанрами фольклора (скороговорок, потешек, прибауток, считалок, побасенок и др.). Они органично вплетены в драматургию театрализованного представления, наряду с народными песнями, танцами и играми. Все прекрасно знают, что игра – самый желанный и незаменимый вид деятельности детей младшего возраста. Именно в игре ребенок может наиболее полно выразить себя, проявить свою индивидуальность и творческое начало. Л.С. Выготский считал, что «именно игра становится формой сохранения живого фольклора и имеет огромные преимущества по сравнению с другими видами деятельности, поскольку никогда не утомляет и естественно включает детей в орбиту познаваемого». Использование народных игр добавляет фольклорной постановке характер интерактивности, позволяет включать зрителей и слушателей в сценическое действие, что также соответствует «круговому» характеру фольклорных действ. Сценарий фольклорной сказки «Новоселье в теремке» невероятно демократичен, он позволяет ставить её с детьми очень разного возраста, начиная с 5-6 лет. Не менее интересен он и детям младшего школьного возраста. Всё зависит от репертуара, которым сценарий насыщается. Дети дошкольного возраста исполняют песни более простые, дети постарше – более сложный репертуар. Постановка позволяет многим детям попробовать свои силы в качестве индивидуальных артистов. Ведь в теремок, следуя законам сказки, приходит Мышка. Она играет с детьми в народную игру «Воевода». Лягушка вместе со всеми поёт закличку «Дождик». Ёжик приходит вместе с дудочками, которые иллюстрируют песню «Савка и Гришка». Зайчик, Лисичка, Волк, Медведь – ролей хватает всем, причём доступный текст постановки позволяет детям без труда заменять заболевших артистов, пробовать свои силы в новых ролях. Работая с данным сценарием на протяжении нескольких лет, анализируя его, совершенствуя, я пришла к выводу, что «Новоселье в теремке» — яркий пример применения проектного метода в дополнительном образовании. Это подтверждают основные признаки проектной деятельности: инновационность, наличие экспериментально-исследовательской работы на протяжении полугода и представление результата проекта в форме музыкально-фольклорного спектакля. Работа по проектному методу дает ребенку возможность экспериментировать, самостоятельно находить и синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Метод проектов позволяет формировать те личностные качества у детей, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда работает небольшой коллектив, и в процессе его деятельности появляется совместный продукт. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды, соподчинять собственные интересы интересам общего дела. Проектная работа «Новоселье в теремке» в 2011 году стала своеобразной творческой презентацией ансамбля народной песни «Ладушки», когда коллектив подтверждал звание Образцовый. Анализируя выступление ансамбля, эксперты приняли положительное решение, отметив оптимальное сочетание сценической дисциплины и творческой свободы участников, атмосферу совместного творчества, высокий уровень исполнительской культуры, а также соответствие возрастным особенностям участников коллектива.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
АПНК-2013 Ковалева.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

«Повышение мотивации младших школьников в приобщении к национальной музыкальной культуре».


Ковалева Светлана Владимировна

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ДЮЦ гор. Гвардейска

Тема моего выступления – «Повышение мотивации младших школьников в приобщении к национальной музыкальной культуре». Более десяти лет я руковожу ансамблем народной песни «Ладушки», и в последние годы всё чаще встаёт вопрос: как сформировать у детей устойчивый интерес к изучению народной культуры?

Не секрет, что фольклорная среда современного человека, особенно городского, практически отсутствует, поэтому всё актуальнее становится проблема, связанная с вопросом: каким образом ввести ребенка в мир народной культуры, как сделать это вхождение занимательным и личностно окрашенным?

Гармонично развитая личность стояла в основе и дворянского и крестьянского воспитания в России. Революция разрушила эти устои. На смену им пришли новые, в которых не было места старым традициям. Не одно поколение русских людей выросло, не зная своих корней. На современном этапе развития педагогика ставит перед собой много актуальных задач, одна из которых – проблема эффективности художественного воспитания детей. Действенным средством ее решения может стать фольклор, «который осознается современным обществом как самобытный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальной культуре, к истории народа».

Современные психологические и педагогические исследования говорят о том, что способность понимать прекрасное не только умом, но и чувством наиболее успешно развивается лишь тогда, когда ребёнок не является пассивным объектом эстетических воздействий, а активно воссоздаёт художественные образы, участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности.

Наиболее интересной и доступной детям формой я считаю народный театр, инсценирование народных сказок, создание музыкально-театральных постановок.

Анализируя весь свой опыт работы с детским коллективом, я пришла к выводу, что самым удачным воплощением подобной формы работы стал фольклорный сценарий музыкальной сказки «Новоселье в теремке». Именно он позволяет незаметно и занимательно ввести ребёнка в мир народной культуры, решить задачи развития у детей творческого воображения, мышления, памяти, мелкой моторики, эмоциональности и артистичности, одновременно позволив им быть активными участниками творческого процесса.

Несомненным достоинством неоднократно поставленной нами музыкальной сказки «Новоселье в теремке» является насыщенность её малыми жанрами фольклора (скороговорок, потешек, прибауток, считалок, побасенок и др.). Они органично вплетены в драматургию театрализованного представления, наряду с народными песнями, танцами и играми.

Все прекрасно знают, что игра – самый желанный и незаменимый вид деятельности детей младшего возраста. Именно в игре ребенок может наиболее полно выразить себя, проявить свою индивидуальность и творческое начало. Л.С. Выготский считал, что «именно игра становится формой сохранения живого фольклора и имеет огромные преимущества по сравнению с другими видами деятельности, поскольку никогда не утомляет и естественно включает детей в орбиту познаваемого».

Использование народных игр добавляет фольклорной постановке характер интерактивности, позволяет включать зрителей и слушателей в сценическое действие, что также соответствует «круговому» характеру фольклорных действ.

Сценарий фольклорной сказки «Новоселье в теремке» невероятно демократичен, он позволяет ставить её с детьми очень разного возраста, начиная с 5-6 лет. Не менее интересен он и детям младшего школьного возраста. Всё зависит от репертуара, которым сценарий насыщается. Дети дошкольного возраста исполняют песни более простые, дети постарше – более сложный репертуар.

Постановка позволяет многим детям попробовать свои силы в качестве индивидуальных артистов. Ведь в теремок, следуя законам сказки, приходит Мышка. Она играет с детьми в народную игру «Воевода». Лягушка вместе со всеми поёт закличку «Дождик». Ёжик приходит вместе с дудочками, которые иллюстрируют песню «Савка и Гришка». Зайчик, Лисичка, Волк, Медведь – ролей хватает всем, причём доступный текст постановки позволяет детям без труда заменять заболевших артистов, пробовать свои силы в новых ролях.

Работая с данным сценарием на протяжении нескольких лет, анализируя его, совершенствуя, я пришла к выводу, что «Новоселье в теремке» - яркий пример применения проектного метода в дополнительном образовании. Это подтверждают основные признаки проектной деятельности: инновационность, наличие экспериментально-исследовательской работы на протяжении полугода и представление результата проекта в форме музыкально-фольклорного спектакля.

Работа по проектному методу дает ребенку возможность экспериментировать, самостоятельно находить и синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Метод проектов позволяет формировать те личностные качества у детей, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда работает небольшой коллектив, и в процессе его деятельности появляется совместный продукт. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды, соподчинять собственные интересы интересам общего дела.

Проектная работа «Новоселье в теремке» в 2011 году стала своеобразной творческой презентацией ансамбля народной песни «Ладушки», когда коллектив подтверждал звание Образцовый. Анализируя выступление ансамбля, эксперты приняли положительное решение, отметив оптимальное сочетание сценической дисциплины и творческой свободы участников, атмосферу совместного творчества, высокий уровень исполнительской культуры, а также соответствие возрастным особенностям участников коллектива.


Обсуждение материала
Татьяна Остапцова
14.11.2013 23:04
Здравствуйте, уважаемая Светлана Владимировна! Вы разместили в группу  интересный и полезный  материал. Однако, к сожалению, он не соответствует требованиям, предъявляемым к оформлению загружаемых материалов Портала.
Рекомендую Вам внимательно прочитать требования к загружаемым в библиотеку Портала материалам (см. раздел «Справка»).http://www.uchmet.ru/library/rules/types/
Обратите внимание на размещение логотипа Портала на титульных листах документа. Расширьте, пожалуйста, его методическую часть, добавьте фотографии с выступлениями ваших воспитанников (слишком мало материала, его надо дополнить).
Надеюсь в ближайшее время увидеть Ваш материал в библиотеке нашей группы! О повторной загрузке файла сообщите, пожалуйста, в письме. С наилучшими пожеланиями, Татьяна Николаевна Остапцова.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru