В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Программа "Внеклассное чтение", 5 - 9 классы

Наталья Пицунова Наталья Пицунова
Тип материала: Программа
просмотров: 8376
Краткое описание
В разработанной программе «Внеклассное чтение» чётко определены задачи, описаны принципы, положенные в её основу, перечислены методы и приёмы работы, используемые на уроках внеклассного чтения.

Описание
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Шегарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

Утверждено: Приказ № _______ от «___»________2010 г.
ПРОГРАММА «ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ» (5-9 КЛАССЫ)

Разработала Пицунова Наталья Михайловна, учитель русского языка и чтения, I квалификационная категория, стаж педагогической работы 16 лет.
Согласовано на педагогическом совете
Протокол № _____ от «___»________ 2010 г.
Победа — 2010 Пояснительная записка. Внеклассное чтение – обязательный раздел программы русского языка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Низкий уровень любознательности, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, неумение правильно выбирать книгу, исходя из своих возможностей, затрудняют этот вид деятельности для учащихся коррекционной школы. Руководство учителя внеклассным чтением детей направлено на развитие у них интереса к книге, расширение кругозора, развитие умения самостоятельно черпать информацию из книг в период обучения в школе и после ее окончания. Это предполагает создание и совершенствование последовательной и целенаправленной системы уроков внеклассного чтения, основывающейся на самостоятельном восприятии учащимися литературных произведений, чтения их в определенной последовательности с постепенным усложнением и углублением проблем, возникающих при знакомстве с этими произведениями. Количество уроков внеклассного чтения в 5-9 классах ограничено девятью часами в год, что вызывает необходимость особенно четкого продумывания назначения и места этих уроков в общей системе уроков чтения. Чтобы помочь учащимся стать читателями, в процессе обучения по данной программе заложена реализация следующих задач: 1. Формирование у учащихся устойчивого желания читать доступную литературу, повышение интереса к книге. 2. Совершенствование навыка чтения: правильности, беглости, выразительности, сознательности. 3. Формирование способности к адекватному восприятию художественного произведения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, выражение собственного отношения к содержанию произведения. 4. Освоение различных способов творческой интерпретации художественного произведения: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, составления диафильма. 5. Обучение практическим умениям преобразования текста художественного произведения: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу. 6. Овладение учащимися умением самостоятельно ориентироваться в книгах для извлечения нужной для себя информации. 7. Коррекция недостатков речевого, умственного развития учащихся, расширение круга представлений об окружающей действительности. 8. Воспитание у учащихся эстетических, нравственных, этических качеств, необходимых для самостоятельной жизни в обществе. Принципы, положенные в основу программы: Художественно-эстетический принцип характерен для отбора произведений – это классические произведения, вошедшие в «золотой» фонд детской литературы, произведения народного творчества, русских писателей, образцовые произведения зарубежной детской литературы. Жанровый и авторский принципы, воспитывающие эстетический вкус детей, предполагает многообразие жанров детской литературы, народного творчества. Эмоционально-эстетический принцип, предполагающий воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу учащихся, развитие у них эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, отражение в нем человеческих переживаний, эмоций и чувств. Принцип сознательности и активности обучения, позволяющий учащимся применять приобретенные знания, умения и навыки для самостоятельной работы с книгой и расширения своего читательского опыта. Принцип системности реализуется в системно-комплексном подходе к обучению, воспитанию и развитию, как на уроках внеклассного чтения, так и во взаимодействии с другими формами работы (библиотечные часы, кружки, внеклассные мероприятия и др.) Принцип преемственности осуществляется во взаимосвязи уроков внеклассного и классного чтения, с уроками русского языка, музыки, изобразительного искусства. Принцип воспитывающего обучения, организуя уроки внеклассного чтения, учитель опирается на эмоциональный настрой детей для воспитания у них любви к Родине, честности, трудолюбия, дисциплинированности и других качеств. Учитывая различия у учащихся в степени и характере речевого недоразвития, сенсомоторной недостаточности, интеллектуальных нарушений, предполагается применение принципа дифференцированного и индивидуального обучения. Данные принципы определили условия развития школьника-читателя: · создание на уроке возможности для работы каждому ученику в соответствии с его уровнем развития; · доступность учебного материала, позволяющая осуществлять нравственно-эстетическое воспитание школьников с учетом их умственного развития и уровнем сформированности читательских умений; · последовательное изменение и усложнение содержания уроков внеклассного чтения; · использование на уроках целенаправленных методов и средств обучения для активизации деятельности учащихся; · праздничность уроков внеклассного чтения (нетрадиционные формы работы: праздники книги, читательские конференции, вечера сказок, игры-конкурсы, устные журналы, конкурсы чтецов, конкурсы рисунков к литературным произведениям и др.). Методы и приемы, используемые на уроках внеклассного чтения, имеют широкий аспект: комментирование, анализ содержания произведения, проникновение в эмоциональную сферу произведения путем выразительного чтения и воображения учащихся. Используются практические действия учащихся (подчеркивания, пометки и т.д.), изобразительная деятельность (рисование), игровые приемы (работа с кроссвордами, викторинами и т.д.), речевая деятельность – письмо (составление отзыва о книге) и устная речь (составление различного рода высказований, подробных, кратких, выборочных рассказов). Одно из основных требований к работе по внеклассному чтению – постоянный контроль учителя, воспитателя за чтением каждого ученика, за его умением понимать сюжет произведения, сохранять интерес к нему. В целях наблюдения и контроля за чтением учащихся используются читательские дневники, альбомы собственных иллюстраций к прочитанному. Главное на уроках внеклассного чтения – коллективное обсуждение прочитанного, которое формирует взгляды, оценки, отношения к содержанию книги и ее автору, а также способствует культуре общения школьников в кругу товарищей, когда нужно выслушать, понять чужое мнение и высказать свое. Программное содержание, 5 класс. Круг чтения:
· произведения устного народного творчества русского народа и народов мира;
· сказки детских писателей;
· произведения о жизни детей, их отношении к Родине, друг к другу, бережном отношении к природе и животным; · статьи из детских газет и журналов.
Жанровое разнообразие:
· пословицы, поговорки, загадки;
· сказки (народные и авторские);
· рассказы.
Развитие творческих способностей:
· чтение по ролям;
· инсценирование прочитанного;
· творческий пересказ в форме продолжения текста;
· составление отзыва о прочитанной книге.
Межпредметные связи:
· с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений из текстов; · с уроками изобразительного искусства: сопоставление текста и иллюстраций, участие в выставках рисунков по прочитанным произведениям; · с уроками музыки: слушание музыкальных произведений по темам чтения. Основные требования к знаниям и умениям учащихся: · самостоятельно выбирать в библиотеке и читать детские книги и статьи из детских газет, журналов на указанную учителем тему; · читать правильно, выразительно и осознанно вслух, читать «про себя», читать по ролям; · отвечать на вопросы учителя; · пересказывать текст произведения; · определять смысл событий и поступков героев, выражать свое отношение; составлять краткие отзывы о книгах (с помощью учителя).
Планирование уроков внеклассного чтения
Сроки проведения Тема урока
1 2 3
1.

Сентябрь

«Народная мудрость» (Пословицы, загадки, русские народные сказки и сказки народов мира).
1 2 3
2.
Октябрь

«Сказки Д. Мамина-Сибиряка»
(«Сказка о том, как жила-была последняя муха», «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Про Комара Комаровича, длинный нос»).
3. Ноябрь
«Книги о ребятах и их делах» (А. Гайдар «Чук и Гек», Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома», «Фантазёры», «Огурцы», «Весёлая семейка»).
4. Декабрь

«Спешите делать добро» (Рассказы В. Осеевой «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо»).
5. Январь
«Мир родной природы» (Рассказы и сказки Г. Скребицкого «Лесной голосок», «Воришка» и М. Пришвина «В краю дедушки Мазая», «Золотой луг», «Ярик»).
6. Февраль
«О братьях наших меньших» (Рассказы К. Паустовского «Похождение жука-носорога», Г. Скребицкого «Догадливая синичка», «Заботливая мамаша», М. Пришвина «Лисичкин хлеб», «Муравьи»).
7. Март
«Сказки – несказки В. Бианки» (Тигр-пятиполосик», «Муха и чудовище», «Музыкальная канарейка», «Снегурушка –милушка», «Храбрый Ваня»).
8. Апрель
«Премьера журнала»
9. Май
«Путешествие в мир сказок» (С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», Г. Х. Андерсен «Русалочка»).


Программное содержание, 6 класс. Круг чтения: · произведения устного народного творчества русского народа и народов мира;
· сказки детских писателей;
· произведения о Родине, о родной природе, об отношении человека к животным, труду, друг к другу; · статьи из детских газет и журналов.
Жанровое разнообразие: · сказки (народные и авторские); · сказы, были; · рассказы; · очерки; · повести. Развитие творческих способностей: · драматизация: чтение по ролям, инсценирование; · графическое и словесное иллюстрирование прочитанного; · творческий пересказ; · составление диафильма к тексту; · составление отзыва о прочитанной книге. Межпредметные связи: · с уроками русского языка: запись отдельных выражений из текстов, написание небольших изложений на основе прочитанных произведений, составление мини-рассказов о героях произведений; · с уроками биологии: наблюдения за красками и звуками природы, сравнение личных наблюдений и литературных описаний картин природы, проведение уроков внеклассного чтения на природе; · с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование прочитанных произведений, участие в выставках рисунков; · с уроками музыки: слушание музыкальных произведений по темам чтения, музыкальное оформление инсценировок. Основные требования к знаниям и умениям учащихся: · самостоятельно выбирать в библиотеке и читать детские книги, статьи из газет и детских журналов на указанную учителем тему; · читать правильно, выразительно, осознанно вслух, читать «про себя», читать по ролям; · выделять главную мысль произведения; · называть главных действующих лиц, определять основные черты их характера, выражать своё отношение к ним; · пересказывать содержание прочитанного по заданию учителя; · составлять краткие отзывы о книгах;
· вести дневники внеклассного чтения.
Планирование уроков внеклассного чтения.
Сроки проведения
Тема урока
1 2 3
1. Сентябрь «Природа и мы» (Рассказы М.Пришвина «Кладовая солнца», «Лесной хозяин», К.Паустовского «Прощание с летом»).
2. Октябрь «Рассказы о животных и их повадках» (В. Бианки «Сумасшедшая птица», М. Пришвин «Птицы под снегом», «Лесной доктор», Г.Скребицкий «Длинноносые рыболовы», «Замечательный сторож», К. Паустовский «Кот-ворюга»).
3. Ноябрь «Герои сказок Н. Носова» («Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне»).
4. Декабрь «Что за прелесть эти сказки» (Русские народные сказки и сказки народов мира).
5. Январь «Что интересного рассказывают газеты и журналы?»
6. Февраль «Сказки зарубежных писателей» (Сказки Д. Родари «Путешествие голубой стрелы», Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди», «Оле-Лукойе»).
7. Март «Любить всё живое» (Рассказы Д. Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник», «Приёмыш», В. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка», В. Бианки «Дробинка», «Птичья песенка»).
8. Апрель «Сказы и были П. Бажова» («Живой огонёк», «Надпись на камне», «Уральские были»).
9. Май «Из истории нашей Родины» (Рассказы Л. Кассиля «У классной доски», «Улица младшего сына»).

Программное содержание, 7 класс. Круг чтения: · сказки детских писателей; · стихотворения русских писателей-классиков; · прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей; · произведения о Родине, о родной природе; о приключениях и путешествиях; о жизни детей и взрослых, их отношениях друг к другу, к природе и животным; о нравственно-эстетических понятиях (добро, зло, правда, ложь, жизнь, смерть и т.д.); · статьи из детских газет и журналов. Жанровое разнообразие:
· литературные сказки; · рассказы (сатирические, юмористические); · стихотворные произведения; · повести; · очерки. Развитие творческих способностей: · освоение основных форм драматизации текста; · иллюстрирование – графическое и словесное; · творческий пересказ разных видов; · составление отзыва о книге. Межпредметные связи: · с уроками русского языка: запись описания пейзажа или портрета персонажа, написание небольших изложений, составление устных и письменных рассказов о персонажах, событиях литературных произведений; · с уроками биологии: экскурсии в природу, сопоставление личных наблюдений с восприятием художественного произведения; · с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ по темам чтения; · с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных литературных произведений. Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
· самостоятельно выбирать в библиотеке и читать книги, статьи из газет и журналов на указанную учителем тему; · читать правильно, выразительно, бегло, осознанно вслух, читать «про себя»; · выделять главную мысль произведения; · называть главных действующих лиц, давать описание их внешности, характеризовать поступки, выражать своё отношение к ним; · пересказывать содержание прочитанного (подробно, кратко, выборочно); · составлять краткие отзывы о книгах; · вести дневники внеклассного чтения. Планирование уроков внеклассного чтения.
Сроки проведения
Тема урока
1 2 3
1. Сентябрь «По дорогам сказок» (Л. Лагин «Старик Хоттабыч»).
2. Октябрь «Литературная викторина по произведениям А. Пушкина»
3. Ноябрь «Рассказы В. Бианки» («Бешеный бельчонок», «Приказ на снегу»).
4. Декабрь «Рассказ А. П. Чехова «Каштанка»
5. Январь «Путешествие по страницам газет и журналов».
6. Февраль «Книги о природе, животных, растениях» (Рассказы В. Астафьева «Гуси в полынье», «Капалуха»).
7. Март «Герои рассказов К. Паустовского» («Ручьи, где плещется форель», «Старый повар», «Жильцы старого дома»).
8. Апрель «Книги о приключениях и путешествиях» (Дж. Свифт «Путешествие Гулливера», отдельные главы).

9. Май «Стихотворения А. Суркова» («В громе яростных битв», «Утро в окопе», «Песня о слепом баянисте», «Защитник Сталинграда», «Под вечер в гестапо её привели»).
Программное содержание, 8 класс. Круг чтения: · стихотворения русских писателей-классиков; · прозаические произведения отечественных писателей; · произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о родной природе; · о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе, о нравственно-эстетических понятиях (честь, долг, совесть, жизнь, смерть и т.д.); · статьи из детских газет и журналов. Жанровое разнообразие:
· рассказы (художественные, научно-познавательные); · стихотворные произведения; · очерки, статьи; · повести. Развитие творческих способностей:
· освоение основных видов интерпретации текста, умение выбирать их в соответствии со спецификой произведения; · иллюстрирование; · составление собственных высказываний на основе прочитанного. Межпредметные связи: · с уроками русского языка: написание изложений, сочинений разных типов (повествование, описание) на основе прочитанных произведений; · с уроками биологии: сопоставление личных наблюдений об окружающей действительности с авторским восприятием; · с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты или по мотивам изучаемых литературных произведений, иметь представление о взаимообогащении музыки и литературы. Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
· отбирать произведения для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
· читать правильно, выразительно, бегло, осознанно вслух, читать «про себя»;
· определять тему и главную мысль произведения;
· давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая своё отношение к ним;
· пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые
из текста; · составлять краткие отзывы о книгах; · вести дневники внеклассного чтения. Планирование уроков внеклассного чтения.
Сроки проведения
Тема урока
1 2 3
1. Сентябрь «По страницам газет и журналов»
2. Октябрь «В мире приключений» (В. Каверин «Два капитана»).

3. Ноябрь «Повести зарубежных писателей» (Д. Дефо «Робинзон Крузо», отдельные главы).

4. Декабрь «Книги Н. Гоголя» («Записки сумасшедшего», «Нос», отдельные главы).
5. Январь «Тема природы в творчестве русских поэтов» (Стихотворения С. Есенина, Н. Рубцова, А. Суркова).

6. Февраль «Рассказы А. Чехова» («Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев»).
7. Март «Книги В. Шукшина» («Сильные идут дальше», «Сны матери», отдельные главы).

8. Апрель «Герои рассказов В. Астафьева» («Конь с розовой гривой», «Бабушка с малиной», «Фотография, на которой меня нет»).

9. Май «В час великих испытаний» (Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»).

Программное содержание, 9 класс Круг чтения: · стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей; · произведения о Родине, о жизни людей, их делах, отношении друг к другу, природе, событиям; · статьи из газет и журналов. Жанровое разнообразие:
· более сложные по структуре рассказы; · стихотворные произведения; · очерки, статьи; · повести. Развитие творческих способностей:
· инсценирование произведений или отдельных отрывков; · овладение приёмом словесного рисования не только сюжетного, но и пейзажного фрагмента текста; · составление отзывов о прочитанных книгах, аннотаций на книги. Межпредметные связи: · с уроками русского языка: написание сочинений разных типов (повествование, описание, рассуждение) на основе прочитанных произведений; · с уроками биологии: сопоставление личных наблюдений об окружающей действительности с авторским восприятием, сочинение небольших произведений по наблюдениям. Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
· самостоятельно читать произведения в соответствии с изучаемыми темами, писателями и жанрами; · читать правильно, выразительно, бегло, осознанно вслух, читать «про себя»; · определять тему, главную мысль произведения и соотносить её с заглавием; · давать характеристику героям, оценивать поступки, их мотивы, выявлять авторскую точку зрения и выражать свои суждения, сопоставлять события и отдельные эпизоды произведения; · пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста; · составлять краткие отзывы о книгах, аннотации; · вести дневники внеклассного чтения. Планирование уроков внеклассного чтения.
Сроки проведения
Тема урока
1 2 3
1. Сентябрь «Герои русских былин» («Богатырская застава», «Добрыня и Змей», «Алёша Попович и Тугарин», «Вольга и Микула Селянинович»).
2. Октябрь «Вчера, сегодня, завтра журналов и газет»
1 2 3
3. Ноябрь «По страницам произведений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова»
4. Декабрь «Повести Н. В. Гоголя» («Заколдованное место», «Ночь перед Рождеством»).

5. Январь «Рассказ А. П. Чехова «Дом с мезонином»
6. Февраль «Герои рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма»
7. Март «Стихотворения А. Ахматовой, М. Цветаевой»
8. Апрель «Рассказы М. Зощенко» («Встреча», «Галоша», «Лёля и Минька»).
9. Май «Поклонимся великим тем годам» (Б. Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»).
Список литературы: 1. Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной коррекционной) школе. – М.: Владос, 1999. – 256 стр. 2. Василик И. А. Занятия речью в интеграционном классе. – М.: Ковчег, 2005. – 54 с. 3. Дефектология. Научно-методический журнал. — М.: Школа-Пресс. 4. Ефросинина Л. А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания. Ч. 2. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 416 стр. 5. Коррекционная педагогика. Научно-методический журнал. — М.: Образование плюс. 6. Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб.: 1998. 7. Начальная школа. Научно-методический журнал. — М.: Молодая гвардия. 8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 стр. 9. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIIIвида, 5-9 классы, сборник № 1 под редакцией В. В. Воронковой. — М.: Владос, 2000. – 223 стр. 10. Прокопьенко М. Е. Русский язык и чтение, 5-7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009.
Пожаловаться 27 октября 2013
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru