В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок развития речи. Ягоды: малина, земляника.

Татьяна Кукуева Татьяна Кукуева
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1234  голосов:3    просмотров: 3360
Краткое описание
Формирование  познавательной деятельности обучающихся, исправление общего  речевого развития: уточнение, расширение  представлений о ягодах: малине и землянике.

Описание
ГКОУ РО школа – интернат VIII вида г. Донецк, Ростовская обл.

Кукуева Татьяна Владимировна Урок развития речи 3 класс продолжительность урока 45 мин
Е. Д. Худенко, И. А. Терехова. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида «Знакомство с окружающим миром» 3 класс. – М.: АРКТИ, 2004.
Интерактивная доскаTriumphBoardс программным обеспечением TBComeniys,
Тип урока: комбинированный.

Цель: формирование познавательной деятельности обучающихся, исправление общего речевого развития: уточнение, расширение представлений о ягодах: малине и землянике.
ТЕМА: Ягоды. Малина. Земляника
Задачи: 1.Обучающие: 1. Расширить представления об основных свойствах, назначении и способах выращивания ягод на примере ознакомления с малиной, земляникой. 2. Побуждать детей к участию в беседе и к связным высказываниям, 2.Коррекционно-развивающая:
· развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; коррекция речи и обогащение словарного запаса.
Воспитывающая:
· воспитывать интерес к окружающему миру; формировать реалистические представления о природе.
Оборудование: У обучающихся: · конверт с предметными картинками (у каждого обучающегося); · карточки с рядом слов (у каждого обучающегося); · схемы-опоры для составления связного высказывания; · натуральные ягоды(малина, земляника), лист малины, клубники; салфетки;
· простой карандаш
У учителя:
· лист малины, клубники,
· интерактивная доскаTriumphBoardс программным обеспечением TBComeniys,
Ход урока I. Организационный момент. 1. Взаимное приветствие. 2.Психологический настрой. Цель: привлечение слухового и зрительного внимания у обучающихся.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушай всё внимательно,
Поймешь всё обязательно.
II.Актуализация опорных знаний и представлений. 1) Упражнение «Торопись, да не ошибись».(слайд 2) Цель: развитие зрительного восприятия
– Сколько на картинке овощей? (6) – Сколько фруктов? (2) – Сколько ягод?(4) –Назовите ягоды. 2) Работа по карточкам «Исключение повторяющихся слов, картинок». Цель:развитие внимания. 1 вариант -Посмотрите на ряд слов и определите, какие встречаются чаще всех и сколько раз: земляника, капуста, хлеб, земляника, ноги, мак, земляника, ручка, кот, земляника, рука, солнце, земляника, собака. (Земляника, 5 раз.) 2 вариант. -Выбери повторяющиеся рисунки на карточках. (малина) 3) Вводная беседа. – Сегодня на урок я принесла для вас вот такие корзинки.(Слайд 3) – Как вы думаете, зачем нужны корзинки? – Что можно в них положить? – Из чего делают корзинки? (из прутьев, лозы, бумаги, проволоки, жгута) – С ними мы сегодня отправимся собирать ягоды, а вот какие, вы узнаете чуть позже. 4 «Отгадай загадку». Цель: учить находить предмет по заданным признакам. У обучающихся в конвертах по 3–4 картинки с изображением ягод. – Найдите картинку с нарисованной ягодой, о которой загадка. Бусы красные висят, На лесной полянке Из кустов на нас глядят. Красуется Татьянка – Очень любят бусы эти Алый сарафан, Дети, птицы и медведи. Белые крапинки. (Малина.) (Земляника.) – Кто догадался, о чем будем говорить на уроке? -Тема нашего урока: «Ягоды: малина, земляника». (запись на доске). III.Сообщение темы урока. -Для того, чтобы побольше узнать об этих ягодах мы с вами отправимся в лес. (Слайд 4) Но прежде, чем отправиться в путь, давайте вспомним правила поведения в лесу. А мудрая Тетушка Сова проверит, насколько мы хорошо их знаем. Находясь в лесу, помните:
— не разоряйте птичьи гнёзда;
— не разоряйте муравейники;
-не забирайте из леса животных домой;
-не рвите бессмысленно цветы;
-не шумите в лесу;
-не разжигайте костер в лесу без присмотра взрослых;
-не оставляйте мусор в лесу;
-не вырезайте надписи на деревьях;
-не вырывай с корнем цветы, ягоды, грибы.
IV. Изучение нового материала. 1) Выявление признаков малины.  ( у обучающихся на партах лежат натуральные ягоды.) Ягода малина, куст с малиной.(слайд5) На поляну мы заходим, Много ягод здесь находим. Ha нашей ягодной полянке Птички пели спозаранку, Солнышко пригрело – Ягодка поспела! Берите скорее лукошко, Да не жалейте ножки: Ягодки собирайте, К зиме припасайте, -Возьмите контейнер, который находится справа. Откройте его.
– Какие ягоды нашли? (Нашли малину.) – Какого цвета эти ягоды? (Красные, темно-красные, малиновые.)
– Какие по форме? (Круглые, вытянутые.) – По размеру? (Небольшие по размеру.) – Аккуратно потрогайте ягоды пальчиками. Какие ягоды? (Мягкие, нежные, выпуклые.) – Понюхайте ягоды. Что вы можете сказать? (Ароматные.) – Попробуйте на вкус. Малина какая? (Очень сладкая. Вкусная.) – Для чего собирают ягоды? Что можно приготовить из ягод? (Варенье. Компот. Повидло. Сок. Пирог. Отвар. Настой. Крем. Мороженое. Сироп. Джем.) – Как ещё можно заготовить ягоды на зиму? (Заморозить в холодильнике. Засушить.) 2) Рассказ учителя. По ходу рассказа учитель прикрепляет на доску карточки-слова(сборная костяника, ползучее корневище, многолетний кустарник, садовая малина, лесная малина). Слова прочитываются хором и по одному. – Я расскажу вам о малине. Ягоду малину называют сборной костянкой. Она состоит из маленьких ягодок, плотно прижатых друг к другу. Внутри каждой крошечной ягодки прячется зёрнышко. По цвету ягодки красные, или тёмно-бордовые, а по форме круглые или вытянутые. Созревают они не все сразу, а постепенно: сначала на верхних веточках, где много солнышка, потом и на нижних. – Как же выглядит куст малины? – Куст малины ветвистый, колючий, с длинным ползучим корневищем.(слайд 6) – Листья малины сверху гладкие, ярко-зелёные, а снизу серебристо-белые, словно войлочные. (Живой лист) Малина – многолетний кустарник, который растёт и в саду (садовая малина), и в лесу (лесная малина). Лесная малина влаги получает меньше, чем садовая, потому и родится более мелкой. Зато растёт она на открытых лесных полянах, и солнца ей достаётся больше, поэтому она слаще, ароматнее и полезнее. Любит лакомиться лесной малиной медведь. Малина – целебная ягода и является ценным продуктом питания, так как содержит много витаминов. Чаем, настоянным на сушёных ягодах и листьях малины, душистым малиновым вареньем лечат простуду. Отвары цветков помогают при болезнях глаз, а малиновый сироп применяют при болях в желудке. Из ягод, цветов и листьев делают отвары, мази, настойки для лечения. – Из сочных ягод малины готовят немало вкусных вещей: муссы, желе, мармелад, пастилу, сок, варенье, повидло, компот. – Как будет называться компот из малины? (Малиновый компот.) – Сок? Варенье? Пастила? (Малиновый. Малиновое. Малиновая.) – О какой ягоде мы с вами говорили? Составьте рассказ о малине по схеме.(слайд7) 1.Что это (овощ, фрукт, ягода)?
2.Где она растет?
3. Вкус.
4. Форма.
5. Цвет.
6.Какая на ощупь?
7. Что можно приготовить?
-Почему малину называют целебной ягодой? – Чем лесная малина отличается от садовой? Физминутка (слайд 8)
– Сейчас отдохнём и споём песенку про малинку. ЯГОДКА-МАЛИНКА
За малиной в лес пойдём,
в лес пойдём.

Спелых ягод наберём,
наберём.

Солнышко высоко, А в лесу тропинка. Сладкая ты моя, Ягодка-малинка.
ИИдут в хороводе, взявшись за руки.

ИИдут по кругу, обеими руками собирая визображаемые ягоды.
Ввстают лицом в круг, тянутся руками вввверх.
ППальчиками достают «тропинку», сделав ннаклон.
БИдут по кругу, взявшись за руки.
V. Продолжение этапа изучение нового. – Песенка наша закончилась. Продолжим урок. 1) Выявление признаков земляники. – О какой ягоде мы говорили? – А сейчас о какой ягоде будем говорить? Отгадайте загадку. Цель:узнавать предмет по описанию. Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица. (Земляника)
– Верно! О землянике. Возьмите контейнер, который находится слева от вас. Учитель вызывает сильного в учебе ученика и просит его задать те же вопросы, что были заданы при описании малины. (Цвет, форма, размер, вкус, запах).(слад 9)  -Что это (овощ, фрукт, ягода)?
-Где она растет?
-Какого цвета эти ягоды? (Красные.)
– Какие по форме? (Кругло-вытянутая форма.) – По размеру? 2) Рассказ учителя о землянике.(слайд10)По ходу рассказа учитель крепит на доску карточки-слова(травянистое, трилистники, стебель укороченный, усы, завязь). Слова прочитываются хором и по одному. – Земляника – травянистое растение. Оно растёт в лесу и саду. Ягода земляники небольшая, ярко-красная, похожая на капельку – сверху пошире, а снизу поуже. В мякоти видны маленькие светло-коричневые удлинённые семена. Листья земляники называют трилистниками(слайд), потому что на одной веточке растут сразу три листочка. Стебель невысокий, такие стебельки называют укороченными, а листья – довольно крупные. У земляники есть усы, при помощи которых она размножается. Весной на веточках земляники появляются цветы. – Пять белых лепестков окружают небольшое зеленовато-жёлтое сердечко. Насекомые опыляют цветы земляники. Скоро на месте цветков появляется твёрдая зелёная завязь, из которой образуется сочная ароматная ягодка. Под её тяжестью тонкий стебелёк наклоняется до самой земли, поэтому и называют это ягодное растение земляникой. Земляника – самая ранняя ягода. Она созревает в лесу раньше других ягод – малины, черники, голубики, брусники и клюквы. В конце июня – начале июля бродят ягодники по лесным опушкам, полянам с лукошками и собирают сладкую нежную землянику. «Кто землянику в рот кладёт, тот здоров круглый год», – давно заметили люди. В ароматных кисло-сладких ягодах земляники много полезных витаминов. Издавна люди знают о целебных свойствах «царицы ягод» – земляники. Из сушёных ягод и листьев земляники готовят лечебные чаи и отвары. Пьют их при простудах, болезнях горла, печени и жёлчного пузыря. Из земляники варят варенье и компоты, готовят джемы, мармелад и другие лакомства. – Что нового узнали о землянике? – Как выглядит ягода земляники? – Как выглядит растение земляники? – Почему это растение так называется? VI. Закрепление. – Для чего мы брали корзинки? – Какие ягоды «собирали»? (слайд 11) – Что вы узнали о ягодах? – Что это? (Малина. Земляника.) – В огороде нет чего? (Малины. Земляники.) – Мы рады чему? (Малине. Землянике.) – Собирали что? (Малину. Землянику.) – Лечимся при простудах чем?(Малиной. Земляникой.) – Говорили о чем? (О малине. О землянике.) Игра«Угадай ягоду». Цель:формировать умение описывать предмет. Один учащийся описывает ягоду, остальные – угадывают, какую ягоду загадал ученик. 2) Узнавание и определение растений по листьям, стеблям, ягодам.( У обучающихся на партах лежат картинки с изображением частей растений: листья, стебли, ягоды.) -– Угадайте, к какой ягоде относятся части растений? Проверка (слайд12) <shapetype id="_x0000_t75" coordsize=«21600,21600» o:spt=«75» o:preferrelative=«t» path=«m@4@5l@4@11@9@11@9@5xe» filled=«f» stroked=«f»><path o:extrusionok=«f» gradientshapeok=«t» o:connecttype=«rect»><lock v:ext=«edit» aspectratio=«t»><shape id=«Рисунок_x0020_5» o:spid="_x0000_i1034" type="#_x0000_t75" st yle=«width: 407.25pt; height: 192.75pt; visibility: visible;»><imagedata src=«file:///C:%5CWINDOWS%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_image001.png» o:title=""> <imagedata src=«file:///C:%5CWINDOWS%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_image002.png» o:title=""> 3) Упражнение «Составь предложение». Составление фраз по опорам: 2 вариант Из <imagedata src=«file:///C:%5CWINDOWS%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_image002.png» o:title="" croptop=«30051f» cropleft=«20376f» cropright=«29242f»> <imagedata src=«file:///C:%5CWINDOWS%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_image003.png» o:title="" cropright=«52290f»>лечебные настои. Из<shape id=«Рисунок_x0020_6» o:spid="_x0000_i1030" type="#_x0000_t75" st yle=«width: 130.5pt; height: 92.25pt; visibility: visible;»><imagedata src=«file:///C:%5CWINDOWS%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_image002.png» o:title="" croptop=«30690f» cropright=«45205f»><imagedata src=«file:///C:%5CWINDOWS%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_image003.png» o:title="" cropright=«52290f»> вкусное варенье. 1 вариант <shape id=«Рисунок_x0020_10» o:spid="_x0000_i1028" type="#_x0000_t75" st yle=«width: 25.5pt; height: 45.75pt; visibility: visible;»><imagedata src=«file:///C:%5CWINDOWS%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_image003.png» o:title="" cropright=«52290f»> – это ярко-красная ягода. <shape id=«Рисунок_x0020_11» o:spid="_x0000_i1027" type="#_x0000_t75" st yle=«width: 15.75pt; height: 45.75pt; visibility: visible;»><imagedata src=«file:///C:%5CWINDOWS%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_image003.png» o:title="" cropright=«57434f»> – это тёмно-красная ягода. <shape id=«Рисунок_x0020_12» o:spid="_x0000_i1026" type="#_x0000_t75" st yle=«width: 20.25pt; height: 45.75pt; visibility: visible;»><imagedata src=«file:///C:%5CWINDOWS%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_image003.png» o:title="" cropright=«55010f»>– это травянистое растение. <shape id=«Рисунок_x0020_13» o:spid="_x0000_i1025" type="#_x0000_t75" st yle=«width: 20.25pt; height: 45.75pt; visibility: visible;»><imagedata src=«file:///C:%5CWINDOWS%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_image003.png» o:title="" cropright=«55010f»> – это кустарник. VII. Итог урока. Выставление оценок. Д/З. (слайд13) -Дома составьте рассказ о ягодах, пользуясь карточками. Выберите подходящее слово в скобках. Подчеркните его. Перечитайте полученные предложения и перескажите полученный рассказ о ягоде. Прощание. Задание на дом Вариант 1 Выберите подходящее слово в скобках. Подчеркните его. Перечитайте полученные предложения и перескажите полученный рассказ о ягоде.
Малина-это (овощ, фрукт, ягода). Малина растет (в саду на дереве, в саду на кусте, в лесу на кусте, на бахче). Малина (ярко-красная ягода, тёмно-красная ягода, оранжевая) ягода. Это (травянистое растение, кустарник). Ягода малина (круглая, овальная, треугольная). Малина, которая растет в саду — ?, в лесу —? Из малины готовят???..
Вариант 2 Выберите подходящее слово в скобках. Подчеркните его. Перечитайте полученные предложения и перескажите полученный рассказ о ягоде. Земляника-это (овощ, фрукт, ягода). Земляника растет (на полянке на кустике, в саду на кустике, в огороде на кустике, в лесу на полянке). Земляника (ярко-красная ягода, тёмно-красная ягода, оранжевая) ягода. Это (травянистое растение, кустарник). Лист земляники (трилистник, четырехлистник). Землянику называют так потому, что…? Из земляники готовят???.. Литература: 1.Петрова, В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / В. Г. Петрова. – М., 1977. 2. Худенко, Е. Д. Практическое пособие по развитию речи (для детей с отклонениями в развитии) / под ред. В. В. Воронковой. – М.: Школа, 1992. 3. Киселёва, Г. А. Книжка-учишка. – Вып. 1, 2 / Г. А. Киселёва. – М.: Книголюб, 2003. 4.Уроки развития речи. Поурочное планирование. МатвееваЕ. М. Издательство «Учитель» СИ- 452
5. Е. Д. Худенко, И. А. Терехова. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида «Знакомство с окружающим миром» 3 класс. – М.: АРКТИ, 2004.
Пожаловаться 26 октября 2013
Файлы
Методические рекомендации по использованию презентации.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

uchmet_120_60.gif



Методические рекомендации по использованию презентации.



Слайдов 13. Презентация выполнена в Microsoft Office PowerPoint 2007

Цель: формирование познавательной деятельности обучающихся, исправление общего речевого развития: уточнение, расширение представлений о ягодах: малине и землянике.

Задачи:

1.Обучающие:

1. Расширить представления об основных свойствах, назначении и способах выращивания ягод на примере ознакомления с малиной, земляникой.

2. Побуждать детей к участию в беседе и к связным высказываниям,

2. Коррекционно-развивающая:

  • развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; коррекция речи и обогащение словарного запаса.

Воспитывающая:

  • воспитывать интерес к окружающему миру; формировать реалистические представления о природе.




Методические рекомендации по использованию презентации.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Методические рекомендации по использованию презентации.



Слайдов 13. Презентация выполнена в Microsoft Office PowerPoint 2007

Цель: формирование познавательной деятельности обучающихся, исправление общего речевого развития: уточнение, расширение представлений о ягодах: малине и землянике.

Задачи:

1.Обучающие:

1. Расширить представления об основных свойствах, назначении и способах выращивания ягод на примере ознакомления с малиной, земляникой.

2. Побуждать детей к участию в беседе и к связным высказываниям,

2. Коррекционно-развивающая:

  • развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; коррекция речи и обогащение словарного запаса.

Воспитывающая:

  • воспитывать интерес к окружающему миру; формировать реалистические представления о природе.




по малину в лес пойдем.mp3
Войдите для скачивания файлов
през малина,земл.pptm
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru