В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Вопросы развития и коррекции речи дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий

Анна  Бубнова Анна Бубнова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 1587
Краткое описание
Обмен опытом с учителями-логопедами.

Описание
Вопросы развития и коррекции речи дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий 
Бубнова А.А., учитель-логопед Кондрашова Н.Г., заместитель заведующегоХалаим Е.В., воспитатель
пгт.Фёдоровский ХМАО -Югра, МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Белочка» В последние годы отмечается стабильно высокий уровень заболеваемости детей и увеличение количества дошкольников с нарушениями речевого развития. Решение данной проблемы видится во внедрении здоровьесберегающих технологий, использование которых в образовательном и коррекционно – развивающем процессе идёт на пользу здоровья детей [2, стр.32]. Целью здоровьесберегающих образовательных технологий является обеспечение дошкольнику возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых представлений, умений и навыков в области здорового образа жизни, обучение использованию полученных представлений в повседневной жизни. Поэтому в образовательном учреждении получила широкое применение здоровьесберегающая практика: элементы психогимнастики; закаливающие процедуры; точечный самомассаж; релаксационные упражнения; ритмическая гимнастика и логоритмика; двигательные упражнения статического и динамического характера; игры малой подвижности с речью, подвижные игры; дыхательные упражнения, пальчиковые игры; артикуляционные игровые упражнения. Познавательно — речевое развитие дошкольников является приоритетным направлением деятельности дошкольного учреждения. Работа по данному направлению осуществляется комплексно, ежедневно, с участием медицинских и педагогических работников: воспитателей, учителей – логопедов, педагога — психолога, инструктора по физической культуре, педагогов дополнительного образования, музыкальных руководителей. Так как дыхание входит в сложную речевую систему, особое внимание уделяется нами развитию физиологического и речевого дыхания. Роль речевого дыхания важна в начале работы по преодолению несовершенств детской речи, на этапе постановки звуков, голосоподачи и голосоведения. Нарушением функции речевого дыхания считается подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе или укороченность выдоха, большой вдох, учащенность дыхания, неумение делать незаметный для окружающих вдох. Существуют общепринятые методики тренировки дыхательных мышц и регулирования работы дыхательного центра (А.Г.Ипполитова, Е.Л.Пеллингер, А.Н.Стрельникова). Стабильный уровень заболеваемости и речевых нарушений обусловили необходимость упростить существующие методики для дошкольного возраста. Для решения данных задач в дошкольном учреждении используется стандартное и нетрадиционное оборудование, пособия, изготовленные руками педагогов и родителей воспитанников. Это разноцветные султанчики, подвесные конструкции сюжетных игрушек из мягкого конструктора, мобили, массажные коврики, сухие бассейны, пособия из бумаги, ткани, бросового материала. Данные виды пособий и оборудования входят в предметно-развивающую среду логопедического пункта, групповых комнат, кабинета педагога-психолога, музыкального зала и кабинета музыкального руководителя, физкультурного зала и применяются в соответствии с Федеральными государственными требованиями. Отдельные виды игровых пособий для развития речевого дыхания используются воспитателями и учителями – логопедами, педагогами дополнительного образования познавательно-речевого центра и Центра детского экспериментирования, при проведении непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям «Коммуникация», «Познание», «Чтение детям художественной литературы», в совместной с воспитателем и самостоятельной игровой деятельности детей. С целью формирования правильного неречевого дыхания, в процессе игр «Футболисты», «Султанчик», «Послушный ветерок», «Буря», «Бабочка, лети!» проводится работа по формированию длительного плавного и целенаправленного ротового выдоха. С целью развития диафрагмально-релаксационного типа дыхания используются специальные игровые упражнения, укрепляющие мышцы и позвоночник, способствующие улучшению обменных процессов, влияющих на акт дыхания: в упражнениях «Мы – медузы», «Шарик», «Куколка моя» дети учатся выполнению движений напряжения и расслабления. Используя игровые обучающие ситуации «Повтори», «Не ошибись!», «Отгадай, кто позвал?», «Называй, не отставай!», проводится работа по развитию речевого дыхания. Начиная с произношения гласного звука на выдохе, шепотом, постепенно дети переходят к произношению на одном выдохе одного свистящего или шипящего звука, позже – одного, двух, трёх слогов. Так дошкольники подводятся к упражнениям по произношению на одном выдохе одного слова, двух – трёх слов, к рассказыванию чистоговорок, поговорок, стихотворений, с соблюдением логических пауз. Вводя в практику работы педагогов элементы здоровьесберегающих технологий, физиологическое дыхание рассматривается нами как один из факторов здоровьесбережения, а речевое дыхание выступает основой для формирования устной речи [3, стр.16]. Организуя работу по преодолению недостатков речевого развития, а в частности, нарушений звукопроизношения, педагогами детского сада используются в работе логоритмические упражнения, артикуляционная и зрительная гимнастика, упражнения на релаксацию. Так, в физкультминутки включаются профилактические упражнения для глаз «Пчёлка», «Муха» — следить за воображаемым насекомым глазами, «Раскрашивание», «Буратино» — с закрытыми глазами представить перед собой большой белый экран, мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом, закончить раскрашивание самым любимым цветом. В структуру непосредственно образовательной деятельности, проводимой с детьми, включены физкультурные минутки с речью и элементами зрительной гимнастики: вертикальные движения глаз вверх-вниз, горизонтальные вправо-влево; вращение глазами по часовой стрелке и против; представление всех цветов радуги с закрытыми глазами; мысленное рисование с движением глаз по окружности, ломаной, спирали. Творческое использование опыта З.А. Репиной, А.В. Доросинской по формированию артикуляционного праксиса звуков в играх способствует овладению детьми правильными артикуляторными позами, координации речи с движениями, правильному положению тела. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки, игровые обучающие ситуации «Внимательные дети», «Вверх рука и вниз рука», «Будь внимателен!», «Повторяй, не зевай» [1, стр.18]. Анализируя научно-методическую литературу, можно констатировать, что в настоящее время известно около тысячи биологически активных точек на ухе, поэтому, выполняя его точечный самомассаж, можно благотворно воздействовать на весь организм ребёнка. Упражнения с детьми выполняются до или после непосредственно образовательной деятельности, включаются игровые упражнения с элементами точечного самомассажа в комплексы бодрящей гимнастики после дневного сна (лёгкое потягивание за мочку уха сверху вниз; потягивание ушной раковины вверх; круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против). Осуществление идеи организации здоровьесберегающего образовательного процесса приводит к необходимости ежедневного использования динамических пауз. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением психофизического здоровья детей и педагогов [2, стр.32]. Общеизвестно, что здоровье дошкольника определяется его исходным состоянием на момент поступления в образовательное учреждение, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно: дозировка нагрузки, сочетание видов деятельности с учётом работоспособности детей, соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещённость, чистота), благоприятный эмоциональный настрой, проведение физкультминуток и динамических пауз, игр малой подвижности, пальчиковой и зрительной гимнастики на всех формах организации непосредственно образовательной деятельности. Таким образом, цель здоровьесберегающих технологий в процессе развития и коррекции речи современных дошкольников видится в обеспечении детям возможности сохранения здоровья, в формировании представлений о здоровом образе жизни, использовании полученных представлений. Список используемой литературы 1. Белякова Л.Н., Гончарова Н.Н., Шинкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. — М.: Знание, 2008.-114с. 2. Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии рече-вой деятельности дошкольников. — М.: Дрофа, 2009.-236 с. 3. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения. – М.: ВЛАДОС, 2008.-114 с.
Пожаловаться 17 октября 2013
Файлы
2_Бубнова_АА_Кондрашова_НГ_Статья_Здоровь.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Вопросы развития и коррекции речи дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий

Бубнова А.А., учитель-логопед

Кондрашова Н.Г., заместитель заведующего

Халаим Е.В., воспитатель

пгт.Фёдоровский ХМАО -Югра, 

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Белочка»


В последние годы отмечается стабильно высокий уровень заболеваемости детей и увеличение количества дошкольников с нарушениями речевого развития. Решение данной проблемы видится во внедрении элементов здоровьесберегающих технологий, использование которых в образовательном и коррекционно – развивающем процессе идёт на пользу здоровья детей. Целью здоровьесберегающих образовательных технологий является обеспечение дошкольнику возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых представлений, умений и навыков в области здорового образа жизни, обучение использованию полученных представлений в повседневной жизни. Поэтому в образовательном учреждении получила широкое применение здоровьесберегающая практика: элементы психогимнастики; закаливающие процедуры; точечный самомассаж; релаксационные упражнения; ритмическая гимнастика и логоритмика; двигательные упражнения статического и динамического характера; игры малой подвижности с речью, подвижные игры; дыхательные упражнения, пальчиковые игры; артикуляционные игровые упражнения. Познавательно - речевое развитие дошкольников является приоритетным направлением деятельности дошкольного учреждения. Работа по данному направлению осуществляется комплексно, ежедневно, с участием меди-цинских и педагогических работников: воспитателей, учителей – логопедов, педагога - психолога, инструктора по физической культуре, педагогов дополнительного образования, музыкальных руководителей.

Так как дыхание входит в сложную речевую систему, особое внимание уделяется нами развитию физиологического и речевого дыхания. Роль речевого дыхания важна в начале работы по преодолению несовершенств детской речи, на этапе постановки звуков, голосоподачи и голосоведения. Нарушением функции речевого дыхания считается подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе или укороченность выдоха, большой вдох, учащенность дыхания, неумение делать незаметный для окружающих вдох. Существуют общепринятые методики тренировки дыхательных мышц и регулирования работы дыхательного центра (А.Г.Ипполитова, Е.Л.Пеллингер, А.Н.Стрельникова). Стабильный уровень заболеваемости и речевых нарушений обусловили необходимость упростить существующие методики для дошкольного возраста. Для решения данных задач в дошкольном учреждении используется стандартное и нетрадиционное оборудование, пособия, изготовленные руками педагогов и родителей воспитанников. Это разноцветные султанчики, подвесные конструкции сюжетных игрушек из мягкого конструктора, мобили, массажные коврики, сухие бассейны, пособия из бумаги, ткани, бросового материала. Данные виды пособий и оборудования входят в предметно-развивающую среду логопедического пункта, групповых комнат, кабинета педагога-психолога, музыкального зала и кабинета музыкального руководителя, физкультурного зала и применяются в соответствии с Федеральными государственными требованиями. Отдельные виды игровых пособий для развития речевого дыхания используются воспитателями и учителями – логопедами, педагогами дополнительного образования познавательно-речевого центра и Центра детского экспериментирования, при проведении непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям «Коммуникация», «Познание», «Чтение детям художественной литературы», в совместной с воспитателем и самостоятельной игровой деятельности детей.

С целью формирования правильного неречевого дыхания, в процессе игр «Футболисты», «Султанчик», «Послушный ветерок», «Буря», «Бабочка, ле-ти!» проводится работа по формированию длительного плавного и целенаправленного ротового выдоха. С целью развития диафрагмально-релаксационного типа дыхания используются специальные игровые упражнения, укрепляющие мышцы и позвоночник, способствующие улучшению обменных процессов, влияющих на акт дыхания: в упражнениях «Мы – медузы», «Шарик», «Куколка моя» дети учатся выполнению движений напряжения и расслабления. Используя игровые обучающие ситуации «Повтори», «Не ошибись!», «Отгадай, кто позвал?», «Называй, не отставай!», проводится работа по развитию речевого дыхания. Начиная с произношения гласного звука на выдохе, шепотом, постепенно дети переходят к произношению на одном выдохе одного свистящего или шипящего звука, позже – одного, двух, трёх слогов. Так дошкольники подводятся к упражнениям по произношению на одном выдохе одного слова, двух – трёх слов, к рассказыванию чистоговорок, поговорок, стихотворений, с соблюдением логических пауз. Вводя в практику работы педагогов элементы здоровьесберегающих технологий, физиологическое дыхание рассматривается нами как один из факторов здоровьесбережения, а речевое дыхание выступает основой для формирования устной речи.

Организуя работу по преодолению недостатков речевого развития, а в частности, нарушений звукопроизношения, педагогами детского сада используются в работе логоритмические упражнения, артикуляционная и зрительная гимнастика, упражнения на релаксацию. Так, в физкультминутки включаются профилактические упражнения для глаз «Пчёлка», «Муха» - следить за воображаемым насекомым глазами, «Раскрашивание», «Буратино» - с закрытыми глазами представить перед собой большой белый экран, мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом, закончить раскрашивание самым любимым цветом. В структуру непосредственно образовательной деятельности, проводимой с детьми, включены физкультурные минутки с речью и элементами зрительной гимнастики: вертикальные движения глаз вверх-вниз, горизонтальные вправо-влево; вращение глазами по часовой стрелке и против; представление всех цветов радуги с закрытыми глазами; мысленное рисование с движением глаз по окружности, ломаной, спирали.

Творческое использование опыта З.А. Репиной, А.В. Доросинской по формированию артикуляционного праксиса звуков в играх способствует овладению детьми правильными артикуляторными позами, координации речи с движениями, правильному положению тела. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки, игровые обучающие ситуации «Внимательные дети», «Вверх рука и вниз рука», «Будь внимателен!», «Повторяй, не зевай».

Анализируя научно-методическую литературу, можно констатировать, что в настоящее время известно около тысячи биологически активных точек на ухе, поэтому, выполняя его точечный самомассаж, можно благотворно воздействовать на весь организм ребёнка. Упражнения с детьми выполняются до или после непосредственно образовательной деятельности, включаются игровые упражнения с элементами точечного самомассажа в комплексы бодрящей гимнастики после дневного сна (лёгкое потягивание за мочку уха сверху вниз; потягивание ушной раковины вверх; круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против). Осуществление идеи организации здоровьесберегающего образовательного процесса приводит к необходимости ежедневного использования динамических пауз. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением психофизического здоровья детей и педагогов.

Общеизвестно, что здоровье дошкольника определяется его исходным со-стоянием на момент поступления в образовательное учреждение, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно: дозировка нагрузки, сочетание видов деятельности с учётом работоспособности детей, соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещённость, чистота), благоприятный эмоциональный настрой, проведение физкультминуток и динамических пауз, игр малой подвижности, пальчиковой и зрительной гимнастики на всех формах организации непосредственно образовательной деятельности. Таким образом, цель здоровьесберегающих технологий в процессе развития и коррекции речи современных дошкольников видится в обеспечении детям возможности сохранения здоровья, в формировании представлений о здоровом образе жизни, использовании полученных представлений.


Список используемой литературы

1. Белякова Л.Н., Гончарова Н.Н., Шинкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. - М.:Знание, 2008.

2. Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии рече-вой деятельности дошкольников. - М.: Дрофа, 2009.

3. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения. – М.: ВЛАДОС, 2008.


Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru