Методика оценки и развития силы у занимающихся спортивной гимнастикой
Департамент образования и науки Приморского края
Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации города Владивостока
МБОУ ДОД ДЮСШ «Гармония» города Владивостока
Методика оценки и развития силы у занимающихся спортивной гимнастикой
Кайгородцева Ирина Юрьевна Тренер преподаватель по спортивной гимнастике высшей квалификационной категории
Аннотация
В данном пособии раскрываются представления о методике оценки и развития силы у занимающихся спортивной гимнастикой. Подробно описаны тесты и нормативы оценок.
Методические рекомендации рассчитаны на тренеров и специалистов ДЮСШ, СДЮШОР, региональных центров подготовки и т.д.
Введение
В настоящее время спортивная гимнастика достигла невероятных высот. Для получения наград на международных соревнованиях необходима взаимосвязь многих факторов, которые требуются от спортсменов. Немаловажным фактором является сила, без которой достижение высоких результатов просто невозможно. Поэтому, необходимо постоянно поддерживать и совершенствовать силовые качества спортсменов, занимающихся спортивной гимнастикой. В данной работе приводятся тесты и нормативы для оценки силы гимнастов, а также методы ее развития.
Цель работы: оценка и развитие силы у занимающихся спортивной гимнастикой.
Задачи: с помощью тестов и нормативов определить силовые качества спортсменов на соответствие их низкому, среднему или высокому уровню.
Объект оценки: девочки, занимающиеся спортивной гимнастикой.
Предмет оценки: наличие и развитие необходимых качеств у девочек для результативных занятий спортивной гимнастикой.
Методика оценки и развития силы у занимающихся спортивной гимнастикой
Сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.
В.Н. Платонов выделяет 3 вида силовых способностей:
1) максимальную силу;
2) скоростную силу;
3) силовую выносливость.
Ю.Ф. Курамшин выделяет 2 вида силовых способностей:
1) собственно силовые, которые проявляются в условиях статического режима и медленных движений;
2) скоростно-силовые, проявляющиеся в быстрых движениях.
В статической гимнастике принято различать статическую, динамическую и взрывную силу.
Статическая сила проявляется в малоподвижных движениях: удержание положения тела или его частей, поднимании тяжелых предметов, отжимании, подтягивании, приседах.
Динамическая сила проявляется в упражнениях со значительными перемещениями: беге, плавании, ходьбе на лыжах и других.
Взрывная сила проявляется в прыжках.
При оценке силы важно различать:
1. Абсолютную и относительную силу: абсолютная – суммарная сила многих мышечных групп в каком-то движении; относительная – сила, приходящаяся на 1кг веса;
2. Максимальную силу одного движения и силу за определенный промежуток времени.
Средствами развития силы являются упражнения, при выполнении которых необходимо преодолевать или противодействовать сопротивлению.
Виды сопротивлений:
1. Вес собственного тела или его частей;
2. Сопротивление партнера или самосопротивление;
3. Вес предметов: гири, гантели, набивные мячи;
4. Сопротивление растягиваемых предметов: резина, экспандер и др.
5. Смешанные сопротивления.
Упражнения на развитие силы классифицируются по анатомическому признаку:
1. На силу мышц рук и плечевого пояса;
2. На силу мышц ног и туловища;
3. На силу мышц ног и тазового пояса.
Методы развития силы:
1. Метод повторных усилий:
а) выполнение упражнений определенное количество раз или;
б) предельное количество – «до отказа»;
2. Метод динамических усилий: максимальное количество раз за определенное время;
3. Метод статических усилий: фиксация какого-то положения определенное время;
4. Метод максимальных усилий: выполнение упражнений с максимальным отягощением.
Тесты для оценки силы
Для мышц ног.
1. Удержание ноги вперед.
а) стоя на левой ноге, поднимание и удержание правой ноги под углом 90 градусов, руки в стороны.
Фиксируется время удержания в секундах от момента подъема до момента опускания ноги ниже прямого угла.
б) то же с правой ноги.
2. Солдатик вперед.
Из положения стоя на коленях, стопы удерживаются партнером, руки на пояс или вдоль корпуса, максимально отклонить туловище вперед. Наклон происходит только за счет разгибания коленных суставов
Измеряется угол между голенью и бедром.
3. Солдатик назад.
Из положения стоя на коленях, руки на пояс, максимально отклонить туловище назад. Наклон происходит только за счет сгибания коленных суставов.
4. Пистолет.
а) стоя боком к гимнастической стене, хват одной рукой за опору (или свободно на полу): присесть на всей стопе одной ноги, другая нога вперед, прыжком встать.
Подсчитывается количество выпрыгиваний на 10 см над полом и приход в полный присед.
б) то же на другой ноге.
5. Удержание таза.
Лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднимание и удержание таза. Колени прямые, ноги вместе, опора на лопатки и пятки. Фиксируется время удержания.
Для мышц брюшного пресса.
6. Поднимание ног вперед.
В висе на гимнастической стенке поднимание прямых ног на 135 градусов. Учитывается количество подниманий за 20с.
7. Книжечки
Из положения лежа на спине сед углом. Учитывается количество выполненных движений за 10 с.
8. Уголок
Сед углом, ноги вместе подняты на 135 градусов, руки в стороны или вперед. Засекается время удержания.
9. Подъем туловища вперед на 45 градусов.
Из положения лежа на спине, ноги на ширине плеч, согнуты в коленях, руки вверх в замок. Приподнять верхний плечевой пояс на 45 градусов. Засекается время удержания.
Для мышц спины и туловища.
10. Поднимание туловища назад.
Из положения лежа на животе, ноги закреплены на ширине плеч, руки вверх в замок. Поднимание туловища до вертикали. Подсчитывается количество подниманий за 10 с.
11. Удержание туловища.
Из положения, лежа на животе, ноги на ширине плеч, руки вверх в замок, поднимание и удержание туловища в вертикальном положении. Засекается время удержания.
12. Горизонтальный упор.
Ноги прямые, руки на полу вытянуты перед собой на ширине плеч. Туловище удерживать горизонтально. Засекается время удержания.
13. Поднимание ног на повышенной опоре.
Лежа на животе, на повышенной опоре руки и туловище горизонтально закреплены, ноги свешиваются вниз под прямым углом. Подсчитывается количество подниманий ног на 45 градусов выше горизонтали за 20 с.
Для мышц верхнего плечевого пояса и рук.
14. Вис, согнув руки.
Вис на перекладине, хват сверху, руки согнуты в локтях на ширине плеч на уровне груди. Засекается время удержания в секундах до момента опускания подбородка ниже перекладины.
15. Отжимание.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Прямое положение туловища, сгибание рук производить до касания грудью пола, руки на ширине плеч. Подсчитывается количество правильно выполненных движений.
16. Метание мяча.
Из седа ноги врозь метание набивного
мяча из-за головы двумя руками. Измеряется
расстояние до места падения мяча в
сантиметрах.
17. Подтягивание.
Из положения виса, руки на ширине плеч, хват сверху, сгибание рук. Подсчитывается количество касаний подбородком перекладины.
18. Удержание мяча.
Удержание набивного мяча на вытянутой руке вперед параллельно полу. Мяч не прижимать к предплечью.
Засекается время удержания в секундах до момента опускания руки ниже прямого угла. То же с другой рукой.
Нормативы для оценки силы
№ |
Название норматива |
Результат |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
||
1 |
Удержание ноги вперед (а,б) |
а)9-30 с. б)4-25 с. |
а)31-59 с. б)26-39 с. |
а)1 минута и дольше б)40 с. и дольше |
2 |
Солдатик вперед |
102-109 градусов |
110-115 градусов |
116-120 градусов |
3 |
Солдатик назад |
58-71 градусов |
40-57 градусов |
28-39 градусов |
4 |
Пистолет (а,б) |
а)1-5 раз б)3-5 раз |
а)7-10раз б)6-12раз |
а)12-14раз б)13-19раз |
5 |
Удержание таза |
19-60 с. |
60-100 с. |
101-150 с. |
6 |
Поднимание ног вперед |
3-10 раз |
11-15 раз |
16-20 раз |
7 |
Книжечки |
4-7 раз |
8-12 раз |
13-15 раз |
8 |
Уголок |
14-27 с. |
28-58 с. |
59-90 с. |
9 |
Подъем туловища вперед на 45 градусов |
6-50 с. |
51-90 с. |
91-120 с. |
10 |
Поднимание туловища назад |
5-7 раз |
8-10 раз |
11-13 раз |
11 |
Удержание туловища |
11-55 с. |
56-120 с. |
121 с. и дольше |
12 |
Горизонтальный упор |
17-34 с. |
35-59 с. |
60-100 с. |
13 |
Поднимание ног на повышенной опоре |
8-12 раз |
13-17 раз |
18-20 раз |
14 |
Вис, согнув руки |
0-5 с. |
5-20 с. |
20-30 с. |
15 |
Отжимание |
0-5 раз |
6-10 раз |
11-20 раз |
16 |
Метание мяча |
0-390 см |
400-510 см |
520-560 см |
17 |
Подтягивание |
0-4 раза |
5-9 раз |
10 раз и больше |
18 |
Удержание мяча (а,б) |
а)6-30с. б)4-30 с. |
а)31-59 с. б)31-49 с. |
а)60-90 с. б)50-60 с. |
Список литературы
-
Аверкович Н., Цейтин М..И. Акробатика. В помощь начинающим. – М.: Физкультура и спорт, 1967г. – 80 с.
-
Брыкин А. Т.; Смолевский В. М. Гимнастика. - М: Физкультура и спорт, 1985г. - 368 с.
-
Замов Б. М. Гимнастика. - Сб., вып. 2, 1975г.
-
Зациорский В. М. Физические качества спортсмена. – М: Физкультура и спорт, 1970г. - 86 с.
-
Коренберг В. Б. Маленькие секреты гимнастики. - М.: Физкультура и спорт, 1967г. – 96с.
-
Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 224с.
-
Платонов В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 286с.
-
Семенов Л. П. Советы тренерам. Список упражнений и методических рекомендаций. 2-е изд., перераб. – М: Физкультура и спорт, 1980г. – 176с.
-
Смолевский В. М., Гавердовский Ю. К. Спортивная гимнастика. - Киев, 1999г. - 462 с.
-
Смолевский В. М., Менхин Ю. В., Силин В. И. Гимнастика в трёх измерениях. - М.: Физкультура и спорт, 1979г. – 248 с.
-
Смолевского В. М. Гимнастика и методика преподавания. Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1987 г. —336 с.
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Рисование монетками как нетрадиционная техника изобразительной деятельности в работе с дошкольниками и младшими школьниками»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС