В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Итоговый урок по теме «Внутренние воды России»

Итоговый урок по теме «Внутренние воды России»

Светлана Дойникова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 1267
Краткое описание
Закрепить и определить уровень знаний по изученной теме, развивать навыки работы с картами, отработать, закрепить и систематизировать знания и умения по теме.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Внут. воды России.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

ТЕМА: Итоговый урок по теме «Внутренние воды России»


Цели и задачи урока:

Закрепить и определить уровень знаний по изученной теме: (знание «Особенности вод России, размещение внутренних вод, типы вод, режим и питание»).

Развивать навыки работы с картами (показать на карте реки, озёра, болота, ледники).

Отработать, закрепить и систематизировать знания и умения по теме: « Внутренние воды и водные ресурсы».

Оборудование: физическая карта России, атласы, схемы, таблицы, контурные карты.

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Форма проведения: урок – соревнование.


Ход урока.


Орг. момент.

Сообщение темы и цели урока.


Какую тему мы рассматривали вот уже несколько уроков? ( Внутренние воды России)


Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале. Вода - это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше - это внутренние воды.


Вспомните, какие виды внутренних вод мы изучали?

( Внутренние воды: реки, озера, болота, ледники, подземные воды, вечная мерзлота).


И вместе с тем узнали очень много новых понятий.


Урок мы сегодня проведем в форме соревнования. За каждый правильный ответ или верно выполненное задание вы будите получать жетон, а в конце урока подведем итоги.


Задание 1. А начнем мы с игры «термин - понятие»

1.половодье - ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке.

2. падение реки - превышение истока реки над устьем.

3.режим реки - распределение стока реки в течение года

4. наводнение – стихийное бедствие, сопровождается затоплением местности.

5. сель – грязекаменные потоки.

6. межень – низкий уровень воды в реке.

7. водные ресурсы- воды суши, пригодные для хозяйственного использования.

8. многолетняя мерзлота – слой горных пород не оттаивающий в течение длительного времени, до тысячи лет.

9. болото – переувлажненный участок местности

10. водохранилище. - крупные искусственные водоемы, созданные на реках.

11. уклон реки - отношение падения к длине реки

12. снеговая линия – уровень, выше которого снег не тает, накапливается и превращается в лед.


Что называется рекой?

Река – поток воды, текущей в выбранном им углублении (русле).


Задание 2 Следующее задание будет таким (работа по карточке)

Бассейн, какой реки изображен на карточке, подпишите ее название и покажите, в каком

направлении она течёт? (Обь, течет с юга на север)

Покажите реку на карте и назовите ее притоки.

Докажите что от рельефа зависит скорость и характер течения рек.


Задание 3. Поработаем с контурной картой, откройте страницу 4. Я буду называть вам реки и озера, а вы их подписывайте.

Волга

Печора

Обь

Иртыш

Енисей

Лена

Яна

Индигирка

Онежское озеро

Ладожское озеро

озеро Байкал

Каспийское море-озеро

Амур

Дон

Западная Двина

Северная Двина

Кубань

озеро Таймыр

Колыма

Терек


Взаимопроверка, сравнение с атласом.


Задание 4: Практическая работа.


Составьте сравнительную характеристику двух рек, принадлежащих к разным океаническим бассейнам (по выбору) используя план описания реки. ВОЛГА и ИРТЫШ


- к бассейну, какого океана относится: исток, устье реки

- характер течения реки

- конфигурация речного бассейна, основные притоки

- источники и режим питания реки

- возможное хозяйственные использование, крупнейшие города, искусственные сооружение на реке.

- стихийные явления природы, связанные с рекой.


Замкнутые котловины, заполненные водой, они бывают сточными и бессточными – о чем идет речь? ( Об озёрах.)

В нашей стране озёр немногим меньше трех миллионов. Самое большое море-озеро – Каспийское, самое глубокое (1620) - Байкал.


Задание 5: Заполните таблицу


Озёра различаются по происхождению:

Типы озерных котловин по происхождению

Название озёр

1. Тектонические - Байкал

2. Ледниково-Тектоническое - Ладожское, Онежское

3. Вулканические - Курильские озёра

4. Термокарстовые - Неджели

5. Остаточное - Каспийское море




Задание 6: Подпишите озёра изображённые на рисунке, определите сточные или бессточные:

Ответ:

Ладожское – сточное,

Ханка – бессточное,

Таймыр – сточное,

Чудское и Псковское – сточное,

Онежское – сточное.


Болота – это переувлажненные участки местности.


Назовите необходимые условия образования болот:

Ответ:

избыточные увлажнение (к › 1)

плоский рельеф, замедлений сток;

зарастание озер;

близость грунтовых вод.

близость к поверхности водоупорного слоя (вечная мерзлота, щит платформы).


Вопрос: Почему нельзя осушить все болота?

Ответ:

На болотах идет очистка воды, болото дает начало многим рекам.

На болотах растут ценные ягоды - клюква, морошка, голубика.

В болотах образуется торф, который используется как топливо, и как удобрение.

Болото – места обитания водоплавающих птиц – уток, куликов, гусей и др.


Задание 7. Водные ресурсы – это воды (поверхностные и подземные), который человек использует в быту, в промышленности, в сельском хозяйстве, без воды человек жить не может.

Влияние человека на водные ресурсы, водопотребление

Человек влияет на водные ресурсы.

- рассмотрим две стороны этого процесса: отрицательное влияние и положительное влияние. В чем же состоит отрицательное влияние?

(Изменяется качество воды из-за сбросов сточных вод.)


Вопрос: Приведите примеры ухудшения качества воды.

Ответ:

а) сплав древесины (молевой) – часть древесины, намокая, тонет, гниет, загрязняет воду

ядовитыми веществами

б) Загрязняет воду и водохранилище, в котором замедлена скорость течения воды и увеличивается концентрация грязных стоков. Вода теряет способность самоочищаться. Кроме этого, водохранилище приводит к заболачиванию окрестностей, т.к. происходит подъем уровня грунтовых вод. Происходит затоплений пойменных земель, обладающих наибольшим плодородием. На дне водохранилищ остаются деревни, и даже города.


Вопрос: Как сохранить воду чистой для нас и будущих поколений россиян?

Ответ:

Строит очистные сооружения, а многие очистные сооружения реконструировать.

Совершенствовать технологию производства на предприятиях. Например, ввести оборотную систему водоснабжения. Отработанные воды очищаются и снова используются на этом предприятии.

Экономия потребления воды, плата за каждый метр кубический по счетчику.

Подведение итогов урока.


Домашнее задание: составить кроссворд по изученной теме

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru