Интегрированный урок русского языка и ИЗО " Зимний пейзаж" (по картине Г.Г. Нисского" Февраль. Подмосковье")
Цели урока:
· воспитывать в детях любовь к прекрасному, к природе, родному краю; · развивать устную и письменную речь учащихся; · совершенствовать умения и навыки написания сочинения- описания; · учить художественному видению окружающего мира, чувствовать красоту слова; · развивать самостоятельную художественную деятельность, фантазию, творчество. Ход урока:
1. Организационный момент. Звучит музыка «Времена года. Зима» А. Вивальди.
(Ученик читает отрывок из стихотворения А.Е. Гаврюшкина )
Деревья в снежном одеянье
Вокруг, куда не бросишь взгляд,
Здесь годы, судьбы, расстоянья,
Незримо сквозь века летят…
(Учитель русского языка)
Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы будем описывать картину Георгия Григорьевича Нисского «Февраль. Подмосковье». Этот урок необычный, потому что он будет интегрированным. Вы убедитесь, как может быть тесно взаимосвязано творчество на уроках русского языка и изобразительного искусства, как два школьных предмета будут слиты воедино, чтобы помочь написать вам хорошее мини-сочинение «Описание зимнего пейзажа по картине». 2. Сообщение целей урока (см. цели урока)
3. (Учитель ИЗО) Ребята, я хочу вас познакомить с известным русским художником Георгием Григорьевичем Нисским. Посмотрите на фотографию художника, таким он был запечатлён в молодые годы. Прослушайте небольшое сообщение о его биографии. (Биографию художника рассказывает подготовленный ученик) Георгий Григорьевич Нисский – русский живописец. Годы жизни 1903- 1987. Детство художника прошло на маленькой железнодорожной станции близ г. Гомеля, р. Белоруссии. Г. Г. Нисский – замечательный иллюстратор и в этом жанре остаётся верен морской тематике. Он создаёт прекрасные иллюстрации. Кроме марин Нисский пишет заснеженные леса, ландшафты, пересечённые в железнодорожными путями и автомобильными линиями. Природа в его картинах преображена деятельностью человека. Всю свою взрослую жизнь художник прожил в г. Москве.
4. (Учитель русского языка) Ребята, прежде чем вы отправитесь на экскурсию по творческим работам художника, я познакомлю вас с толкованием непонятных для вас слов, которые встретятся вам на уроке.
· Пейзаж- описание природы на картине. · Галерея- выставка произведений искусств. · Репродукция- воспроизведение и размножение рисунков путем фотографии. · Иллюстрация- рисунок, помещённый в книге.
5. (Учитель ИЗО) А сейчас мы с вами отправимся на экскурсию в галерею, где познакомимся с прекрасными картинами, репродукциями этого замечательного художника! (Просматривают слады с картинами, называются их названия) 6. (Учитель русского языка) Давайте поближе познакомимся с его картиной “Февраль. Подмосковье”. Ребята, рассмотрите внимательно картину. (Ученикам предлагается ответить на ряд вопросов)
· Какое время года изображено на картине? · Что вы видите на переднем плане? · Что изображено на заднем плане? · Как показывает художник, что дорога уходит вдаль? · Какие ещё предметы, изображенные на картине, подчёркивают стремительность жизни? · Какие краски и тона преобладают на картине? Как вы думаете почему?
А сейчас я Вам предлагаю написать мини – сочинение «Описание зимнего пейзажа» по этой картине. Для этого вам понадобятся помощники.
7. Игра “Убери лишнее! ” Ребята, чтобы правильно составить текст, мы с Вами проведём игру! Выберите, пожалуйста, те словосочетания, которые помогут вам в написании сочинения – описания зимнего пейзажа. (На стол раздаётся раздаточный материал, ребята подчёркивают, затем все вместе проверяют и выделяют нужные словосочетания)
8. (Учитель русского языка) Для того, чтобы хорошо написать мини- сочинение, обратимся к вопросам-помощникам. Посмотрите на доску! (Учитель читает вопросы) · Какой февральский день изобразил художник? · Какое небо изобразил художник, какого оно цвета вверху и на горизонте? · Какой снег изобразил художник, много ли его, какого он цвета на солнце и в тени? · Каким мы видим лес на переднем плане и на заднем плане, какого он цвета? · Как автор картины изобразил дорогу? С чем можно её сравнить? А ещё, ребята, я приготовила для вас образец мини- сочинение- описание по картине “Февраль. Подмосковье”. (Учитель читает)
9. Самостоятельная работа учащихся. Написание мини- сочинения.
10.Чтение (выборочно) работ учащихся.
11.(Учитель ИЗО) На уроке изобразительного искусства мы с Вами рисовали зимний пейзаж родного села. У Вас получились замечательные рисунки! Предлагаю нам всем вместе оформить в классе художественную выставку под названием «Зимний пейзаж». (Ученики под руководством учителей оформляют выставку работ)
12. (Учитель русского языка)
Отличная у нас получилась выставка! И я надеюсь, что Вы успешно справитесь с домашним заданием — написать мини-сочинение “Февраль в Ильинке"!
13. Рефлексия урока.
Какую работу мы сегодня выполняли?
Что нового вы узнали для себя?
Хотелось бы спросить, понравился ли вам урок и чем?
(По окончании урока учителя выставляют ребятам оценки)
Интернет-источники:
http://artwork2.com/content/georgii-nisskii-lakonichnye-i-poetichnye-peizazhi-20-go-veka
http://otkritka-reprodukzija.blogspot.ru/2008/12/1903.html
http://www.maslovka.org/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=112
http://artwork2.com/content/georgii-nisskii-lakonichnye-i-poetichnye-peizazhi-20-go-veka-chast-2
http://www.maslovka.org/images/111/NISSKIY-1.jpg
http://maslovka.info/images/555/NIS-7.jpg
http://maslovka.info/images/555/NIS-13.jpg
http://maslovka.info/images/555/NIS-14.jpg
http://maslovka.info/images/555/NIS-15.jpg
http://salikova.ucoz.ru/_ld/0/08212263.jpg
http://www.logoslovo.ru/media/pic_full/7/22590.jpg
Музыкальное сопровождение А. Вивальди «Времена года. Зима» (файлы с диска CD«Антонио Вивальди. Времена года»)
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Ильинская средняя общеобразовательная школа»
Интегрированный урок русского языка и ИЗО
(по картине Г. Г. Нисского ”Февраль. Подмосковье”)
Составитель:
учитель русского языка
Нестерова
Наталья Анатольевна
II квалификационная категория,
селоИльинка
2013
Цели урока:
-
воспитывать в детях любовь к прекрасному, к природе, родному краю;
-
развивать устную и письменную речь учащихся;
-
совершенствовать умения и навыки написания сочинения- описания;
-
учить художественному видению окружающего мира, чувствовать красоту слова;
-
развивать самостоятельную художественную деятельность, фантазию, творчество.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Звучит музыка «Времена года. Зима» А. Вивальди.
(Ученик читает отрывок из стихотворения А.Е. Гаврюшкина )
Деревья
в снежном одеянье
Вокруг,
куда не бросишь взгляд,
Здесь
годы, судьбы, расстоянья,
Незримо сквозь века летят...
(Учитель русского языка)
Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы будем описывать картину Георгия Григорьевича Нисского «Февраль. Подмосковье». Этот урок необычный, потому что он будет интегрированным. Вы убедитесь, как может быть тесно взаимосвязано творчество на уроках русского языка и изобразительного искусства , как два школьных предмета будут слиты воедино, чтобы помочь написать вам хорошее мини-сочинение «Описание зимнего пейзажа по картине».
-
Сообщение целей урока (см. цели урока)
-
(Учитель ИЗО)
Ребята, я хочу вас познакомить с известным русским художником Георгием Григорьевичем Нисским. Посмотрите на фотографию художника, таким он был запечатлён в молодые годы. Прослушай те краткое сообщение о его биографии.
Биографию художника рассказывает подготовленный ученик.
Георгий Григорьевич Нисский – русский живописец. Годы жизни 1903- 1987.
Детство художника прошло на маленькой железнодорожной станции близ г. Гомеля, р. Белоруссии.
Г. Г. Нисский – замечательный иллюстратор и в этом жанре остаётся
верен морской тематике. Он создаёт прекрасные иллюстрации. Кроме марин Нисский пишет заснеженные леса, ландшафты, пересечённые в железнодорожными путями и автомобильными линиями. Природа в его картинах преображена деятельностью человека.
Всю свою взрослую жизнь художник прожил в г. Москве.
-
(Учитель русского языка)
Ребята, прежде чем вы отправитесь на экскурсию по творческим работам художника, я познакомлю вас с толкованием непонятных для вас слов , которые встретятся вам на уроке.
-
Пейзаж- описание природы на картине.
-
Галерея- выставка произведений искусств.
-
Репродукция- воспроизведение и размножение рисунков путем фотографии.
-
Иллюстрация- рисунок, помещённый в книге.
-
(Учитель ИЗО)
А сейчас мы с вами отправимся на экскурсию в галерею, где познакомимся с прекрасными картинами, репродукциями этого замечательного художника (просматривают слады с картинами, называются их названия)
-
(Учитель русского языка)
Давайте поближе познакомимся с его картиной “Февраль. Подмосковье”.Ребята, рассмотрите внимательно картину.
(Ученикам предлагается ответить на ряд вопросов)
-
Какое время года изображено на картине?
-
Что вы видите на переднем плане?
-
Что изображено на заднем плане?
-
Как показывает художник, что дорога уходит вдаль?
-
Какие ещё предметы, изображенные на картине, подчёркивают стремительность жизни?
-
Какие краски и тона преобладают на картине? Как вы думаете почему?
А сейчас я Вам предлагаю написать мини – сочинение «Описание зимнего пейзажа» по этой картине. Для этого вам понадобятся помощники.
-
Игра “Убери лишнее! ”
Ребята, чтобы правильно составить текст, мы с Вами проведём игру!
Выберите, пожалуйста, те словосочетания, которые помогут вам в написании сочинения – описания зимнего пейзажа.
(На стол раздаются распечатки, ребята подчёркивают, затем все вместе проверяем и выделяем нужные словосочетания)
-
(Учитель русского языка)
Для того, чтобы хорошо написать мини- сочинение, обратимся к вопросам-помощникам. Посмотрите на доску (учитель читает вопросы).
-
Какой февральский день изобразил художник?
-
Какое небо изобразил художник, какого оно цвета вверху и на горизонте?
-
Какой снег изобразил художник, много ли его, какого он цвета на солнце и в тени?
-
Каким мы видим лес на переднем плане и на заднем плане, какого он цвета?
-
Как автор картины изобразил дорогу? С чем можно её сравнить?
А ещё, ребята, я приготовила для вас образец мини- сочинение- описание по картине “Февраль. Подмосковье”. (Учитель читает)
9. Самостоятельная работа учащихся. Написание мини- сочинения.
-
Чтение (выборочно) работ учащихся.
-
(Учитель ИЗО)
На уроке изобразительного искусства мы с Вами рисовали зимний пейзаж родного села. У Вас получились замечательные рисунки! Предлагаю нам всем вместе оформить в классе художественную выставку под названием "Зимний пейзаж".
(Ученики под руководством учителей оформляют выставку работ)
12. (Учитель русского языка)
Отличная у нас получилась выставка! И я надеюсь, что Вы успешно справитесь с домашним заданием - написать мини-сочинение “Февраль в Ильинке"!
13. Рефлексия урока.
Какую работу мы сегодня выполняли?
Что нового вы узнали для себя?
Хотелось бы спросить, понравился ли вам урок и чем?
(По окончании урока учителя выставляют ребятам оценки)
Интернет-источники:
http://artwork2.com/content/georgii-nisskii-lakonichnye-i-poetichnye-peizazhi-20-go-veka
http://otkritka-reprodukzija.blogspot.ru/2008/12/1903.html
http://www.maslovka.org/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=112
http://artwork2.com/content/georgii-nisskii-lakonichnye-i-poetichnye-peizazhi-20-go-veka-chast-2
http://www.maslovka.org/images/111/NISSKIY-1.jpg
http://maslovka.info/images/555/NIS-7.jpg
http://maslovka.info/images/555/NIS-13.jpg
http://maslovka.info/images/555/NIS-14.jpg
http://maslovka.info/images/555/NIS-15.jpg
http://salikova.ucoz.ru/_ld/0/08212263.jpg
http://www.logoslovo.ru/media/pic_full/7/22590.jpg
Музыкальное сопровождение А. Вивальди «Времена года. Зима» (CD)
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Международный вебинар «Автоматизация учёта предоставления услуг на предприятиях сферы туризма»
- Международный вебинар «Интернет-технологии предоставления услуг в сфере туризма»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»