В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса

Валентина Вайс Валентина Вайс
Тип материала: Программа
Рейтинг: 123  голосов:15    просмотров: 17547
Краткое описание
Рабочая программа по литературному чтению создана в соответствии с ФГОС. К ней прикреплено тематическое планирование, в котором прописаны виды деятельности, приёмы работы, УУД, что значительно облегчит подготовку учителя к урокам.

Описание
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

«Согласовано»
Руководитель ШМО
__________Николенко Г.В.
Протокол № ___ от
«____»____________2013 г.

«Согласовано»
Зам. директора школы по УВР
___________Голубцова В.Н.

«____»____________2013 г.

«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №1
__________Санковец Г.М.
Приказ № ___
от «___»____2013 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет: литературное чтение
Класс: 3
Уровень: базовый (ФГОС НОО)
УМК: «Начальная школа 21 века»
 под редакцией
Н. Ф. Виноградовой
Учебный год: 2013-2014
Составитель: Вайс В.К.
г. Кизел Пермский край Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Рудницкой В.Н. «Литературное чтение» Пояснительная записка
Настоящая программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);
«Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В. Козлова, А.М.Кондакова);
Базисного учебного плана;
«Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой);
«Примерных программ начального общего образования»;
Авторской программы предметных курсов УМК «Начальная школа XXIвека» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Общая характеристика учебного предмета. Данный курс литературного чтения построен с учётом следующих концепту­альных положений:
изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирова­ние его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
в результате обучения формируется читательская деятельность школьни­ков, компоненты учебной деятельности, а также универсаль­ные учебные действия;
дифференцированное обучение и учёт индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «пе­реплетённость» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чте­нию. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно реша­ются все задачи литературного образования младших школьников: форми­руются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетиче­ского и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удо­вольствие, и самовоспитание.
Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:
сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и чи­тательскими умениями;
работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произве­дением как искусством слова, с учётом специфики его струк­туры и жанровых особенностей;
одновременная работа над языком произведения и речью детей;
сочетание работы над художественным произведением и детской кни­гой как особым объектом изучения;
различение художественных и научно-популярных произведений;
формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полно­ценное восприятие произведения;
освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятель­ностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обога­щением духовного мира ученика.

Цели и задачи курса. Основная цель курса литературного чтения — помочь ребёнку стать чита­телем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя пред­полагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональ­ное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представ­лять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи курса «Литературное чтение»: обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произ­ведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и вы­ражать свою точку зрения (позицию читателя);
систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, вырази­тельно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в про­цессе чтения, учить работать в парах и группах;
формировать литературоведческие представления, необходимые для по­нимания литературы как искусства слова;
расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное простран­ство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготов­ки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универ­сальных учебных действий.
Структура курса. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соот­ветствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
Общее содержание обучения литературному чтению представлено в про­грамме следующими разделами: «Устное народное творчество», «Басни», «Произведения А.С. Пушкина», «Стихи русских поэтов», «Произведения Л.Н. Толстого», «Произведения А.Н. Некрасова», «Произведения Д.Н. Ма­мина-Сибиряка», «Произведения А.П. Чехова», «Произведения А.И. Купри­на», «Произведения С.А. Есенина», «Произведения К.Г. Паустовского», «Произведения С.Я. Маршака», «Рассказы Л. Пантелеева», «Произведения А.П. Гайдара», «Произведения М.М. Пришвина», «Произведения зарубеж­ных писателей». На основном этапе (3–4 классы) произведения группируют­ся по жанровому и авторскому принципу. В учебники включены произведе­ния, вошедшие в «золотой фонд» классической детской литературы, а также
произведения народного творчества, современных детских отечественных и
зарубежных писателей. Использование жанрового и авторского принципов позволяет сравнить произведения одного жанра, но разных авторов; произве­дения разных жанров одного автора. Например, разделы, посвященные твор­честву Л.Н. Толстого помогут детям увидеть, насколько богата палитра писа­теля: художественные сюжетные рассказы, рассказы-описания природы, рас­сказы о животных, сказки, былины, басни, научно-популярные произведения, а жанровый раздел «Басни» поможет понять особенности басен разных авто­ров, в том числе со схожим сюжетом.

Содержание учебного предмета. Учебный материал для чтения и обсуждения в классе:
• произведения устного творчества русского и других народов;
• стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей;
• художественные и научно-популярные рассказы и очерки; приключенче­ская литература; справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.
Основные разделы:
 Устное народное творчество
Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки («Самое доро­гое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитёр-Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбой­ник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»).
Басни
Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград», «Ворона и ли­сица».
Произведения А.С. Пушкина
«У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский. «Сказки Пушкина».
Стихи русских поэтов
Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А.Н. Майков. «Осень»; АЛ. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин. «Русь», «Утро»; И.З. Суриков. «Детство»; С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день».
Произведения Л.Н. Толстого
«Два брата», «Белка и Волк», «Лебеди», «Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь».
Произведения Н.А. Некрасова
«Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»; К.И. Чуковский. «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А. Некрасова».
Произведения А.П. Чехова
Рассказы «Степь», «Ванька»; Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова».
Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка
«Умнее всех», «Приёмыш».
Произведения А.И. Куприна
«Синяя звезда», «Барбос и Жулька».
Произведения С.А. Есенина
«Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый дом...», .«Нивы сжаты, рощи голы...», «Стихи о берёзе» (отрывки), «Берёза», «Бабушкины сказки».
Произведения К.Г. Паустовского
«Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди».
Произведения С.Я. Маршака
«Урок родного языка», «Ландыш»; В. Субботин. «С Маршаком».
Рассказы Л. Пантелеева
«Честное слово», «Камилл и учитель».
Произведения А.П. Гайдара
«Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его команда» (отрывок); С.В. Михалков. «Аркадий Гайдар»; К.Г. Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».
Произведения М.М. Пришвина
«Моя Родина», «Выскочка», «Жаркий час»; В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине».
Произведения зарубежных писателей
III. Перро. «Подарки феи»; Ц. Топелиус. «Солнечный Луч и ноябре»; Дж. Лондон. «Волк»; Э. Сетон-Томпсон. «Чинк» (в сокращении).
Примерная тематика:
произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде лю­дей и их отношениях друг к другу, о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-эстетических по­нятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.).
Жанровое разнообразие:
• более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, леген­ды (выявление их особенностей);
• стихотворные произведения (наблюдение за ритмом, рифмой, строкой, строфой).
Народная сказка: идея победы добра над злом, правды над кривдой; ре­альность и нереальность событий; герои положительные и отрицательные.
Особенности народной сказки: замедленность действия за счёт повторов; включение побасенок и прибауток; наличие волшебных превращений; прис­казки, зачины и их варианты; особые концовки.
Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой; герои сказки, структурное сходство; особый поэтический язык писателя, лиричность и яр­кость образов, эмоциональные переживания.
Художественные рассказы:тема, смысл, герои, их поступки, мотивы по­ступков; структура рассказа: вступление, развитие действия, концовка рас­сказа; изобразительные средства: эпитеты, сравнения, устойчивые выраже­ния, олицетворения.
Рассказы художественные, научно-художественные, научно — познава­тельные, очерки.
Рассказы-описания:художественные и научно-художественные.
Повествовательные рассказы(автор, рассказчик, рассказчик-автор, рас­сказчик-герой).
Рассказы с включением диалога.
Басни: прозаические и стихотворные; структура басни: вступление, развитие действия, мораль; художественные особенности басни: иносказание, аллегория, крыла­тые слова, устойчивые сочетания, меткость языка, юмор.
Общая ориентировка в литературоведческих представлениях и поня­тиях:
• литература, фольклор, литературное произведение, жанр, сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, быль;
• присказка, зачин, диалог, вступление, концовка, мораль;
• герой (персонаж), портрет героя, пейзаж, место действия, поступок, отно­шение автора;
• стихотворение, рифма, строка, строфа;
• средства выразительности: тон, логические ударения, пауза, темп, ритм.

Место учебного предмета в учебном плане.
Общий объём времени, отводимого на изучение литературного чтения в 3 классе, составляет 102 часа. В 3 классе урок литературного чтения прово­дится 3 раза в неделю. Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса литературного чтения на основе ав­торской программы для 3 класса Л.А. Ефросининой – М.: Вентана-Граф, 2008.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изуче­ния является художественная литература, которая благодаря своей нрав­ственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно- нравственное развитие, формирование основ граждан­ской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.). Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллек­туального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным лите­ратурным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых лич­ностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе. В 3 классе формирование читателя продолжается уже на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школь­ника приобретает большую глубину, а чтение становится более самостоя­тельным. Между учеником, книгой, автором складываются определенные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочте­ния. Дети знакомятся с новыми литературоведческими понятиями (средства выразительности), выделяют особенности жанров. Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно-символическое моделирование. С первого по четвертый класс проводятся уроки литератур­ного слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, спра­вочной) в рамках каждого изучаемого раздела.

Планируемые результаты учебного курса.
К концу обучения в третьем классе:
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
осознавать значение чтения для расширения своего читательского круго­зора;
понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;
практически различать художественные, научно-популярные и справоч­ные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;
отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о про­изведении, героях и их поступках;
правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произве­дения и его соответствие содержанию;
понимать и оценивать поведение героев произведения с морально- этиче­ских позиций, и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать кон­текстное и прямое значение слов;
находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, по­словицы;
читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможно­стям третьеклассника и позволяющем понять прочитанное;
читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учите­ля;
читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препина­ния и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;
пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, автор­ской принадлежности, выделяя существенные признаки;
различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сбор­ники по темам и жанрам.
Ученик получит возможность научиться:
понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку по­ступкам героев, высказывать свое мнение о произведении;
понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторским мнением;
работать с аппаратом книг разного типа (книг-произведений, книг- сборников) и классифицировать их по жанрам, темам, авторам;
уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
различать стихотворный и прозаический тексты;
определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихо­творений, загадок);
использовать в речи изученные литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные, об­ращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведе­ния, сравнение, эпитет).
Ученик может научиться:
подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значе­ния слов;
употреблять в речи изученные литературоведческие понятия;
находить и читать диалоги и монологи героев.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль ге­роя и читать его реплики в соответствии с образом, созданным автором произведения;
инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
рассказывать сказки от лица героя;
рассказывать о героях произведения;
создавать истории с героями произведений.
Ученик получит возможность научиться:
иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
выполнять проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные — герои литературных произведений»;
создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
находить информацию о героях произведений, об авторе, книге;
работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;
дополнять таблицы и схемы недостающей информацией;
сравнивать произведения по таблицам, схемам, моделям; дополнять, ис­правлять, уточнять.
Ученик может научиться:
самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
находить информацию о книге, пользуясь ее аппаратом;
находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;
сравнивать полученную из текста информацию с информацией гото­вых таблиц и схем.

Целевая ориентация реализации настоящей рабочей программы в практике МБОУ СОШ №1. Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, ме­тапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО. Характерной чертой данной программы является «нерасчленённость» и
«переплетённость» обучения работе с произведением и книгой. При изуче­нии произведений постоянно идёт обучение работе с учебной, художествен­ной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и ра­боте с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: фор­мируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетиче­ского и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удо­вольствие, и самовоспитание.
Специфическими особенностями курса литературного чтения в начальной школе являются:
• сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и чита­тельскими умениями;
• работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведе­нием как искусством слова, с учётом специфики его структуры и жанровых особенностей;
• одновременная работа над языком произведения и речью детей;
• сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
• различение художественных и научно-популярных произведений;
• формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноцен­ное восприятие произведения;
• освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельно­стью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовно­го мира ученика.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

1. Ефросинина Л. А. Литературное слушание: учебник для 3 кл. в 2 ч.– М.: Вентана-Граф, 2013.
2. Ефросинина Л. А. Рабочие тетради «Литературное чтение». 3 кл. – М.: Вентана-Граф, 2013.
3. Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. 3 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2012.
4. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» (руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н.Ф. Виноградова). – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.
5. Беседы с учителем 3 кл., под редакцией Л. Е. Журовой. М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2008 г.
6. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 3 классе: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2008.
Электронные образовательные ресурсы.
Название сайта
Электронный адрес
Министерство образования и науки РФ
http://mon.gov.ru/
Департамент образования, культуры и моло­дёжной политики Белгородской области
http://www.beluno.ru
Белгородский региональный институт ПКППС
http://ipkps.bsu.edu.ru/
Федеральный российский общеобразователь­ный пор­тал
http://www.school.edu.ru
Федеральный портал «Российское образова­ние»
http://www.edu.ru
Образовательный портал «Уроки»
http://www.uroki.ru
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)
http://festival.1september.ru

Пожаловаться 08 августа 2013
Файлы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru