В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Тетрадь взаимосвязи работы учителя-дефектолога и воспитателя в старшей группе для детей с задержкой психического развития «Закрепляй-ка»

Тетрадь взаимосвязи работы учителя-дефектолога и воспитателя в старшей группе для детей с задержкой психического развития «Закрепляй-ка»

Светлана Гусарова
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12 голосов:3просмотров: 23391 комментариев: 6
Краткое описание
Обеспечить коррекцию недостатков в развитии детей с задержкой психического развития и оказать помощь детям этой категории в освоении Программы.
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Закрепляй-ка (практическая часть).docx
HTML Войдите для скачивания файлов
Закрепляй-ка (теория).docx
HTML Войдите для скачивания файлов

uchmet_120_60 (1).gif

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида «Сказка»,  структурное подразделение № 140






Методическое пособие «Закрепляй-ка»

(тетрадь взаимосвязи работы учителя-дефектолога и воспитателя в старшей группе для детей с задержкой психического развития)







Автор опыта:

Гусарова Светлана Геннадьевна

учитель - дефектолог









г. Краснодар 2013

Актуальность


Индивидуализация учебно-воспитательного процесса в отечественной системе образования постоянно обозначается как проблема, требующая решения. Знание индивидуально-психологических различий детей для педагогов является основой эффективности их профессиональной деятельности.

На смену уходящей в прошлое основной цели ДОУ транслировать знания воспитанникам пришла новая функция образования - создание единого образовательного пространства, в котором воспитатель, учитель-дефектолог и другие специалисты - это субъекты профессионального взаимодействия, а воспитанник - субъект, способный к саморазвитию.

Значимость и необходимость решения проблем индивидуализации воспитательного процесса признается многими авторами: М. К. Акимовой, А. Г. Асмоловым, Л. И. Божович, В. К. Дьяченко, Т. И. Чирковой. Общепризнанным считается, что индивидуальность - это сложное многоуровневое интегральное образование, имеющее в зависимости от детерминации как содержательные, так и формально-динамические характеристики. Поэтому встает вопрос о профессиональном взаимодействии учителя-дефектолога и педагогов в решении проблемы изучения и учета индивидуальных особенностей детей.

Разработка и решение проблемы профессиональных взаимоотношений учителя-дефектолога и воспитателей, раскрытие специфики и механизма их профессионального взаимодействия, рассмотрение содержательных и организационных аспектов взаимодействия смогут способствовать развитию профессиональной компетентности и учителя-дефектолога, и воспитателей:

  1. Сотрудничество учителя-дефектолога и воспитателей в процессе реализации индивидуального подхода к детям в едином образовательном пространстве позволяет определить условия и разработать механизм профессионального взаимодействия.

  2. Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей может способствовать повышению их профессиональной компетентности в теоретических, методических, практических и прикладных аспектах решения проблем учета динамических особенностей детей.

  3. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом, изучая индивидуальные особенности детей, могут моделировать ситуации развития для каждого воспитанника.

Особенно это актуально при работе с детьми с отклонениями в развитии. Проблема воспитания и обучение детей с отклонениями в развитии являются одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

Наш детский сад посещают дети с задержкой психического развития. У таких детей не формируется познавательный интерес к окружающей действительности. Они повышено возбудимы, эмоционально неустойчивы, страдают отсутствием внимания, пониженной обучаемостью. Учитывая сложную структуру дефекта, возрастные, индивидуально-личностные и психологические особенности детей необходимость комплексного воздействия на ребенка с проблемами в развитии побудила меня к поиску путей повышения эффективности коррекционной работы, чтобы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями.

Эффективность коррекционной работы может быть обусловлена лишь интеграцией - объединением усилий педагогов для решения поставленной цели. Без скоординированных и  согласованных  действий всех педагогов в условиях ДОУ невозможно  эффективно скорректировать имеющиеся нарушения в развитии ребёнка и тем самым помочь  ему легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Исходя из этого, была поставлена цель:

обеспечить коррекцию недостатков в развитии детей с задержкой психического развития и оказать помощь детям этой категории в освоении Программы.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Разработать практическое пособие по взаимодействию учителя-дефектолога и воспитателя в старшей группе для детей с задержкой психического развития.

  2. Обобщить и систематизировать задания, игры и игровые упражнения дошкольникам с ЗПР 5-6 лет и определить проблемное поле для планирования и организации коррекционно-развивающей работы.

  3. Развивать у детей интерес к выполнению задания, навыки владения различными способами выполнения заданий.

  4. Формировать у детей навыки самостоятельного выполнения заданий.

  5. Внедрить в условиях группы компенсирующей направленности разработанный материал.

Гипотеза: регулярная, целенаправленная, системная коррекционно-развивающая работа воспитателя с детьми по заданию учителя-дефектолога будет способствовать наиболее эффективному познавательному развитию дошкольников с задержкой психического развития.

Ожидаемый результат: восполнение пробелов в развитии ребенка, расширение знаний и умений в объеме Программы, коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности в пределах возможностей каждого ребенка.






Алгоритм взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития.


Успешность и эффективность работы учителя-дефектолога напрямую зависит оттого, насколько им хорошо организована работа с воспитателями, насколько тесно они взаимодействуют. Поэтому в задачи учителя-дефектолога входит не только планирование собственной работы, но и планирование работы воспитателей по закреплению полученных детьми на занятиях учителя-дефектолога знаний. Сочетая в своей работе различные виды деятельности, учитель-дефектолог фактически ставит перед собой непосредственные задачи взаимодействия с воспитателями:

  • ознакомить воспитателей с психологическими теориями и исследованиями в области воспитания и развития детей;

  • разработать совместно с воспитателями индивидуальную программу развития детей, индивидуальный маршрут развития;

  • сформулировать психологические требования к развивающей предметной, игровой и учебной среде;

  • обеспечить воспитателей необходимым простейшим диагностическим инструментарием для изучения умственного развития детей с ЗПР, их личностного роста;

  • принимать участие в разработке и внедрении новых педагогических технологий, осуществляя проектировочную и диагностически-контрольную функцию за развитием детей;

  • разработать индивидуальные модели развивающего взаимодействия с детьми и обучить им воспитателей;

  • формировать у воспитателей высокий уровень их компетентности в осуществлении коррекционно - образовательного процесса в детском саду.

Основу организации взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей определяют следующие принципы:

Системность. Развитие ребенка - процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.

Комплексность (взаимодополняемость). Развитие ребенка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.

Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска, с учетом его дефицитарных возможностей.Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном "подтягивании" дефицитарных функций.

Постепенность и системность, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.

Индивидуализация темпа работ - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателей.

При ведущей роли учителя-дефектолога в коррекционном процессе по преодолению недостатков в развитии, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями специальной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя-дефектолога. Решение коррекционных задач осуществляется воспитателем на занятиях, а также в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Во второй половине дня воспитатель проводит специальные индивидуальные коррекционные занятия с детьми, содержание которых определяет учитель – дефектолог. Для того чтобы лучше скоординировать коррекционную работу было разработано практическое пособие «Закрепляй-ка» (тетрадь взаимосвязи работы учителя-дефектолога и воспитателя в старшей группе для детей с ЗПР). Практическое руководство к планированию и проведению коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с задержкой психическою развития 5-6 лет составлено на основе методического пособия «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» (Под общей ред. С.Г.Шевченко, 2005г.).

В данном материале предлагаются примерные рекомендации к проведению коррекционно-развивающей работы в педагогическом процессе и индивидуальной работы воспитателя с детьми по заданию учителя-дефектолога. Задания разработаны для детей 5-6 лет на год с учетом понедельного планирования учителя-дефектолога. Лексический материал отобран с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей.

Рекомендации, предлагаемые учителем-дефектологом для проведения коррекционно-развивающей и индивидуальной работы, даются с учетом «зоны ближайшего развития» и особенностей каждого ребенка.

В тетради взаимосвязи работы учителя-дефектолога и воспитателя предусмотрена работа по развитию элементарных математических представлений, внимания, памяти, восприятия, мышления, общей и мелкой моторики.

Материалы, содержащиеся в данной тетради, помогут организовать понедельную работу воспитателей по заданию учителя-дефектолога и провести эффективную коррекционную работу с детьми с ЗПР старшей группы.

Тетрадь адресована учителям-дефектологам и воспитателям коррекционных групп.


Список литературы


  1. Внимание. Память. (Вся дошкольная программа). – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2012.

  2. Жукова О.С. Готовим руку к письму. Учимся писать. 4 – 6 лет. – М.: Астрель; СПб.: Сова, 2009.

  3. Касицына М.А. «Дошкольная математика». 2-й год обучения.-М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.

  4. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5 – 7 лет. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.

  5. Математика. (Вся дошкольная программа). – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2012.

  6. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., Просвещение, 1990.

  7. Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5 – 6 лет с ЗПР. – М.: мозаика – Синтез, 2008.

  8. Мышление. (Вся дошкольная программа). – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2012.

  9. Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний, старший дошкольный возраст. – М.: Мозаика – Синтез, 2003.

  10. Сербина Е.В. Математика для малышей. – М., Просвещение, 1992.

  11. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М., Просвещение, 1982.

  12. Степанова Г.В. «Занятия по математике для детей 5-6 лет с трудностями в обучении. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

  13. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. И учёба, и игра: математика. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.

  14. Шевченко С.Г. Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. – М., 1998.

  15. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1,2. – М.: Школьная Пресса, 2004.




Обсуждение материала
Галина Тулинова
8.08.2015 19:59
Спасибо за материалы!
татьяна григоренко
23.09.2015 14:08
Очень хорошая вещь:) а есть такое для подготовишек???
Наталия Власова
28.06.2016 11:13
Большое спасибо, очень полезный материал!
Инна Васильева
25.09.2017 10:58
Спасибо большое! Мне, как начинающему специалисту очень помогли ваши материалы!
Наталья Резник
12.11.2017 07:57
СПАСИБО!
171168 Шамелова
26.11.2017 14:28
Спасибо!!!!!!!!!!!!!!!
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru