Веб-квест "Борозда памяти", посвящённый 70-летию Курской битвы
Тип материала: другое, конкурсная работа (Мы помним!)
Рейтинг: голосов:2просмотров: 8017
• сохранение и развитие чувства гордости за защитников Отечества и памяти об их подвигах в Великой Отечественной войне
Борозда памяти Интегрированный урок внеклассного чтения, посвящённый 70-летию Курской битвы
Шестакова Вера Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Сергиевская СОШ»
Сергиевка, 2013 Пояснительная запискаШестакова Вера Васильевна,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сергиевская средняя общеобразовательная школа», учитель русского языка и литературы. Борозда памяти . Интегрированный урок внеклассного чтения, посвящённый 70-летию Курской битвы В данной работе используется Интернет – технология веб – квест, которая позволяет в рамках одного проекта по литературе изучение литературных произведений, произведений живописи и совершенствование навыков работы с компьютерными программами. Поэтому данная работа получилась интегрированной: интеграция затрагивает не только учебные дисциплины (литература, история, изобразительное искусство, информатика), но и области технологий (проектная технология, дистанционная интернет – технология веб-квест), что позволяет развивать у учащихся ряд компетенций: · использование ИТ для решения специальных задач (в т. ч. для поиска и обработки необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, виртуальных экскурсий и т.д.); · самообучение и самоорганизация; · работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль); · умение находить несколько способов выхода из проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор; · навык публичных выступлений (обязательное проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями). Целью создания данной методической разработки является · обмен опытом работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения; · формирование у учащихся чувства патриотизма и гражданской ответственности; · сохранение и развитие чувства гордости за защитников Отечества и памяти об их подвигах в Великой Отечественной войне; · формирование интереса к изучению истории и культуры своего края; · повышение роли средств массовой информации в патриотическом воспитании граждан. Данная методическая разработка может использоваться как на уроке, так и на внеклассном мероприятии. Перечень дополнительных материалов: · презентация веб – квеста «Борозда памяти» — учитель; · презентация «Красное вино победы» — отчет группы литературоведов; · компьютерный вариант газеты «Они из военного детства» — отчет группы литературоведов; · фотогазета «Мы помним!», презентация «Военное и послевоенное детство в творчестве белгородского художника Станислава Косенкова» — отчёт группы искусствоведов; · виртуальная экскурсия «В музее-мастерской белгородского художника Станислава Косенкова» — отчёт группы экскурсоводов. Конспект Автор веб-квеста – Шестакова Вера Васильевна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сергиевская средняя общеобразовательная школа» Губкинского района Белгородской области Название веб-квеста — интегрированный веб-квест «Борозда памяти» Предмет (предметы ) — литература, изобразительное искусство, информатика Возрастная категория — 7 класс Продолжительность веб-квеста — 2 недели Цели: · осуществление идеи связи поколений; · воспитание патриотизма, гражданственности, чувства национальной гордости, уважения к старшему поколению, ветеранам войны, детям войны; · совершенствовать навыки анализа художественного текста на примере текстов: Е. Носов «Красное вино победы», Е. Дубровин «В ожидании козы», стихи о военном и послевоенном детстве Алексея Прасолова. · формировать интерес к регулярному чтению научной, научно-популярной, художественной литературы (в том числе — опубликованной в сети Интернет) · воспитывать бережное отношение к слову, к художественному тексту; · формировать критическое мышление, умение устанавливать логические связи между явлениями; · учить собирать и анализировать материалы из различных источников, относясь к ним с критической точки зрения, рассматривая в конкретном историческом контексте; · развивать коммуникативные умения, навыки публичного выступления; · использовать информационное пространство сети Интернет для изучения произведений литературы и искусства; · использовать информационное пространство сети Интернет для расширения сферы своей творческой деятельности; · формировать умение работать в команде, достигать компромисса, · учить создавать презентации, обрабатывать графические файлы для презентаций. Место веб-квеста в образовательном процессе : в начале 4 четверти (программа под редакцией Г. Меркина) проводится урок внеклассного чтения по литературе в 7 классе по самостоятельно прочитанным произведениям о Великой Отечественной войне (защита отчётов по группам). Литературный ряд : работа с текстами: Е. Носов «Красное вино победы», Е. Дубровин «В ожидании козы», стихи о военном и послевоенном детстве Алексея Прасолова. Изобразительный ряд: линогравюры белгородского художника Станислава Косенкова: циклы «Прохоровское поле», «Детство», «Память». «Борозда памяти» — ёмкие и поэтические названия цветных линогравюр серии «Прохоровское поле» Станислава Косенкова и название нашего проекта. Музыкальный ряд: фрагментыпесен «Вставай, страна огромная», Д. Тухманова «День Победы» I. Слайд 1 – 2, описание квеста: Есть в жизни человека даты, которые отзываются в сердце болью застарелой раны, болью воспоминаний о времени и месте, где земля смешалась с небом и вобрала в себя столько железа и крови, что на ней даже трава не росла. Имя этому событию — Курская битва, а конкретное место — Прохоровка. Дата — июль. Год — сорок третий. День памяти погибших под Прохоровкой — один из самых дорогих патриотических праздников для Станислава Косенкова, потерявшего отца за три месяца до своего рождения. «Третьему полю русской славы» (эти слова принадлежат художнику), 70-летию Курской битвы мы посвящаем веб – квест. Куликовское, Бородинское,
Поле Прохоровское — родня:
Все по духу по кровному близкие,
Разве только из разного дня.
Веет дух Пересвета над вами,
Дух Кутузова, дух Горовца,
Память Родины не убывает,
И как прежде волнует сердца.
И Чернухин
II. Слайд 3, роли: количество ролей, их название. Каждая группа работает над своей темой.
1. Литературоведы.
2. Искусствоведы.
3. Экскурсоводы
III. Слайд 4, порядок работы, общий план работы (для всех учащихся):
1. Выберите для себя одну из ролей, от лица которой вам бы хотелось пройти веб — квест, по этому принципу объединитесь в группы. 2. Внимательно изучите задание своей группы (роли). 3. Распределите роли в вашей группе (каждый участник может собирать материал по конкретному произведению автора или циклу произведений – это сэкономит ваше время). 4. Подготовьтесь к защите своей работы, которая будет происходить на уроке литературы. 5. После защиты работ проведите индивидуальную рефлексию (ответьте на вопросы анкеты, оценив свою работу и работу всей группы). IV. Слайд 5-7. Пошаговая инструкция (для каждой роли)
1. Инструкция для экскурсоводов 1. Найдите в Интернете произведения Станислава Косенкова циклов «Прохоровское поле», «Красное вино Победы», «Детство», «Память». Вы можете пользоваться ссылками, которые приготовил для вас учитель: http://www.hrono.ru/slovo/2003_02/minakov02_03.html artru.info http://rusedin.ru/2011/03/06/neotmenimyiy-kosenkov/ golosbel.ru›borozda-pamyati-stanislava-kosenkova http://www.belkult.ru/news/view/1177 kosenkov.info bibliomenedzer.blogspot.com 2011/10/blog-post_…Душа хотела быть звездой 2. К сожалению, у нас нет возможности всем классом посетить экспозиции, представленные в белгородских музеях. Поэтому импровизированная, виртуальная экскурсия должна прийти к нам в гости. Составьте виртуальную экскурсию в музей-мастерскую художника. Откройте для себя и для нас мир творчества нашего земляка, графика Станислава Косенкова. Постарайтесь привлечь внимание ребят к работам земляка, к его биографии. Пробудите у них желание посетить музей-мастерскую Косенкова в Белгороде. 2. Инструкция для литературоведов : 1. Вы выбрали роль литературоведов. Выйдите на сайт электронной библиотеки (используйте интернет – ссылки на сетевые библиотеки), найдите в ней следующие тексты: Е. Носов «Красное вино победы», Е. Дубровин «В ожидании козы», стихи о военном и послевоенном детстве Алексея Прасолова. 2. Выберите произведение для чтения и анализа, распределитесь в группе. Евгений Носов «Красное вино победы»: · rusedin.ru›2010/06/27/krasnoe-vino-russkoy-… · lit.1september.ru›article.php… · artru.info· http://www.hrono.ru/slovo/2003_02/minakov02_03.html 3. Ответьте на вопросы: — Как входит в повествование известие о Победе? — С какой целью автор включил слова женщины с улицы «Да как же теперь буду я. Что наделала война распроклятая, что натворила?» — Как воспринимает песню «Вставай, страна огромная»? — Что вы слышите за словами героев о своем родном крае? Какие чувства передаются? — Как вы понимаете слова «В сущности человек всегда умирает один?» — Какие мысли выражены в последнем абзаце? — Как понимаете название? Евгений Дубровин «В ожидании козы»: · ModernLib.ru›books/dubrovin_evgeniy_panteleevich…· justlife.narod.ru›dubrovin/dubrovin00.htm· tululu.org›ДубровинЕвгений Пантелеевич Как Евгений Дубровин осмысливает судьбы детей, родившихся от тех, кто погиб на фронте и чье детство опалено войной? Алексей Прасолов: выберите стихотворения, которые передают военное детство, прочитайте наизусть. Рекомендуемые сайты: · rulitbox.ru›prasolov_math1.html· rndminjust.ru›index.php?newsid=479 · libes.ru›285883.read3. Инструкция для искусствоведов 1. Вы выбрали роль искусствоведов для путешествия по всемирной паутине в поисках творчества белгородского художника Станислава Косенкова. Ваша задача – найти в сети Интернет его произведения. Узнайте в толковом словаре значение слов линогравюра, борозда. Вы можете пользоваться ссылками, которые приготовил для вас учитель: · tolkslovar.ru
· my-dictionary.ru›word/2041/borozda/
http://www.hrono.ru/slovo/2003_02/minakov02_03.html artru.info http://rusedin.ru/2011/03/06/neotmenimyiy-kosenkov/ golosbel.ru›borozda-pamyati-stanislava-kosenkova http://www.belkult.ru/news/view/1177 kosenkov.info 2. Соотнесите их с рассказом Е. Носова «Красное вино победы», повестью Е. Дубровина «В ожидании козы» и стихами о военном и послевоенном детстве Алексея Прасолова. Почему С. Косенков обратился к иллюстрированию этих произведений? Почему на многих его картинах встречается образ светловолосого мальчика? Подготовьте презентационный отчёт о работе группы или газету «Они из военного детства». V. Слайд 8- 9. Критерии оценок. Итоги. Оценивание производится по 5-ти балльной системе. К оцениванию можно привлечь старшеклассников. VI. Самостоятельная работа учащихся в группах и индивидуально в соответствии с выбранными ролями. Учитель в это время исполняет роль консультанта и оказывает помощь в подготовке отчёта и его защиты. Во многих семьях учащихся есть погибшие прадеды, поэтому к самостоятельной работе над квестом привлекаю родителей учащихся, которые также оказывают помощь семиклассникам. VII. Защита подготовленных работ, которая проводится на уроке литературы. На защиту приглашаю родителей, бабушек. VIII. Проведение после защиты работ индивидуальной рефлексии (ответить на вопросы анкеты, оценив свою работу и работу всей группы).
Источники по технологии веб-квест:
1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004. 2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99». — http://ito.bitpro.ru/1999
3. Знакомимся с образовательной интернет-технологией: веб-квест. http://ikt-ylka.blogspot.com/2009/02/5.html
4. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. — http://vio.fio.ru/vio_07
5. Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся http://festival.1september.ru/articles/513088/
Рефлексия после выполнения веб-квеста
Фамилия имя учащегося | Что нового и интересного ты узнал, работая над данным уровнем веб – квеста? | Какие трудности возникли у тебя в работе? | Понравилось ли тебе работать в команде? | Почему ты выбрал эту роль? | Оцени работу своей команды | Оцени свой личный вклад в работу группы |
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сергиевская средняя общеобразовательная школа»
Губкинского района Белгородской области
Борозда памяти
Интегрированный урок внеклассного чтения,
посвящённый 70-летию Курской битвы
Шестакова Вера Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Сергиевская СОШ»
Сергиевка, 2013
Пояснительная записка
Шестакова Вера Васильевна,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сергиевская средняя общеобразовательная школа», учитель русского языка и литературы.
Борозда памяти. Интегрированный урок внеклассного чтения,
посвящённый 70-летию Курской битвы
В данной работе используется Интернет – технология веб – квест, которая позволяет в рамках одного проекта по литературе изучение литературных произведений, произведений живописи и совершенствование навыков работы с компьютерными программами. Поэтому данная работа получилась интегрированной: интеграция затрагивает не только учебные дисциплины (литература, история, изобразительное искусство, информатика), но и области технологий (проектная технология, дистанционная интернет – технология веб-квест), что позволяет развивать у учащихся ряд компетенций:
-
использование ИТ для решения специальных задач (в т. ч. для поиска и обработки необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, виртуальных экскурсий и т.д.);
-
самообучение и самоорганизация;
-
работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
-
умение находить несколько способов выхода из проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
-
навык публичных выступлений (обязательное проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).
Целью создания данной методической разработки является
-
обмен опытом работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения;
-
формирование у учащихся чувства патриотизма и гражданской ответственности;
-
сохранение и развитие чувства гордости за защитников Отечества и памяти об их подвигах в Великой Отечественной войне;
-
формирование интереса к изучению истории и культуры своего края;
-
повышение роли средств массовой информации в патриотическом воспитании граждан.
Данная методическая разработка может использоваться как на уроке, так и на внеклассном мероприятии.
Перечень дополнительных материалов:
-
презентация веб – квеста «Борозда памяти» - учитель;
-
презентация «Красное вино победы» - отчет группы литературоведов;
-
компьютерный вариант газеты «Они из военного детства» - отчет группы литературоведов;
-
фотогазета «Мы помним!», презентация «Военное и послевоенное детство в творчестве белгородского художника Станислава Косенкова» - отчёт группы искусствоведов;
-
виртуальная экскурсия «В музее-мастерской белгородского художника Станислава Косенкова» - отчёт группы экскурсоводов.
Конспект
Автор веб-квеста – Шестакова Вера Васильевна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Сергиевская средняя общеобразовательная школа» Губкинского района Белгородской области
Название веб-квеста - интегрированный веб-квест «Борозда памяти»
Предмет (предметы) - литература, изобразительное искусство, информатика
Возрастная категория - 7 класс
Продолжительность веб-квеста - 2 недели
Цели:
-
осуществление идеи связи поколений;
-
воспитание патриотизма, гражданственности, чувства национальной гордости, уважения к старшему поколению, ветеранам войны, детям войны;
-
совершенствовать навыки анализа художественного текста на примере текстов: Е. Носов «Красное вино победы», Е. Дубровин «В ожидании козы», стихи о военном и послевоенном детстве Алексея Прасолова.
-
формировать интерес к регулярному чтению научной, научно-популярной, художественной литературы (в том числе - опубликованной в сети Интернет)
-
воспитывать бережное отношение к слову, к художественному тексту;
-
формировать критическое мышление, умение устанавливать логические связи между явлениями;
-
учить собирать и анализировать материалы из различных источников, относясь к ним с критической точки зрения, рассматривая в конкретном историческом контексте;
-
развивать коммуникативные умения, навыки публичного выступления;
-
использовать информационное пространство сети Интернет для изучения произведений литературы и искусства;
-
использовать информационное пространство сети Интернет для расширения сферы своей творческой деятельности;
-
формировать умение работать в команде, достигать компромисса,
-
учить создавать презентации, обрабатывать графические файлы для презентаций.
Место веб-квеста в образовательном процессе: в начале 4 четверти (программа под редакцией Г. Меркина) проводится урок внеклассного чтения по литературе в 7 классе по самостоятельно прочитанным произведениям о Великой Отечественной войне (защита отчётов по группам).
Литературный ряд: работа с текстами: Е. Носов «Красное вино победы», Е. Дубровин «В ожидании козы», стихи о военном и послевоенном детстве Алексея Прасолова.
Изобразительный ряд: линогравюры белгородского художника Станислава Косенкова: циклы «Прохоровское поле», «Детство», «Память».
«Борозда памяти» - ёмкие и поэтические названия цветных линогравюр серии «Прохоровское поле» Станислава Косенкова и название нашего проекта.
Музыкальный ряд: фрагменты песен «Вставай, страна огромная», Д. Тухманова «День Победы»
I. Слайд 1 – 2, описание квеста:
Есть в жизни человека даты, которые отзываются в сердце болью застарелой раны, болью воспоминаний о времени и месте, где земля смешалась с небом и вобрала в себя столько железа и крови, что на ней даже трава не росла. Имя этому событию - Курская битва, а конкретное место - Прохоровка. Дата - июль. Год - сорок третий. День памяти погибших под Прохоровкой - один из самых дорогих патриотических праздников для Станислава Косенкова, потерявшего отца за три месяца до своего рождения. «Третьему полю русской славы» (эти слова принадлежат художнику), 70-летию Курской битвы мы посвящаем веб – квест.
Куликовское, Бородинское,
Поле Прохоровское - родня:
Все по духу по кровному близкие,
Разве только из разного дня.
Веет дух Пересвета над вами,
Дух Кутузова, дух Горовца,
Память Родины не убывает,
И как прежде волнует сердца.
И Чернухин
II. Слайд 3, роли: количество ролей, их название. Каждая группа работает над своей темой.
1. Литературоведы.
2. Искусствоведы.
3. Экскурсоводы
III. Слайд 4, порядок работы, общий план работы (для всех учащихся):
1. Выберите для себя одну из ролей, от лица которой вам бы хотелось пройти веб - квест, по этому принципу объединитесь в группы.
2 . Внимательно изучите задание своей группы (роли).
3. Распределите роли в вашей группе (каждый участник может собирать материал по конкретному произведению автора или циклу произведений – это сэкономит ваше время).
4. Подготовьтесь к защите своей работы, которая будет происходить на уроке литературы.
5. После защиты работ проведите индивидуальную рефлексию (ответьте на вопросы анкеты, оценив свою работу и работу всей группы).
IV. Слайд 5-7. Пошаговая инструкция (для каждой роли)
1. Инструкция для экскурсоводов
1. Найдите в Интернете произведения Станислава Косенкова циклов «Прохоровское поле», «Красное вино Победы», «Детство», «Память». Вы можете пользоваться ссылками, которые приготовил для вас учитель:
-
2011/10/blog-post_…Душа хотела быть звездой
2. К сожалению, у нас нет возможности всем классом посетить экспозиции, представленные в белгородских музеях. Поэтому импровизированная, виртуальная экскурсия должна прийти к нам в гости. Составьте виртуальную экскурсию в музей-мастерскую художника. Откройте для себя и для нас мир творчества нашего земляка, графика Станислава Косенкова.
Постарайтесь привлечь внимание ребят к работам земляка, к его биографии. Пробудите у них желание посетить музей-мастерскую Косенкова в Белгороде.
2. Инструкция для литературоведов:
1. Вы выбрали роль литературоведов. Выйдите на сайт электронной библиотеки (используйте интернет – ссылки на сетевые библиотеки), найдите в ней следующие тексты: Е. Носов «Красное вино победы», Е. Дубровин «В ожидании козы», стихи о военном и послевоенном детстве Алексея Прасолова.
2. Выберите произведение для чтения и анализа, распределитесь в группе.
Евгений Носов «Красное вино победы»:
3. Ответьте на вопросы:
- Как входит в повествование известие о Победе?
- С какой целью автор включил слова женщины с улицы «Да как же теперь буду я. Что наделала война распроклятая, что натворила?»
- Как воспринимает песню «Вставай, страна огромная»?
- Что вы слышите за словами героев о своем родном крае? Какие чувства передаются?
- Как вы понимаете слова «В сущности человек всегда умирает один?»
- Какие мысли выражены в последнем абзаце?
- Как понимаете название?
Евгений Дубровин «В ожидании козы»:
Как Евгений Дубровин осмысливает судьбы детей, родившихся от тех, кто погиб на фронте и чье детство опалено войной?
Алексей Прасолов: выберите стихотворения, которые передают военное детство, прочитайте наизусть. Рекомендуемые сайты:
3. Инструкция для искусствоведов
1. Вы выбрали роль искусствоведов для путешествия по всемирной паутине в поисках творчества белгородского художника Станислава Косенкова. Ваша задача – найти в сети Интернет его произведения. Узнайте в толковом словаре значение слов линогравюра, борозда. Вы можете пользоваться ссылками, которые приготовил для вас учитель:
2. Соотнесите их с рассказом Е. Носова «Красное вино победы», повестью Е. Дубровина «В ожидании козы» и стихами о военном и послевоенном детстве Алексея Прасолова.
Почему С. Косенков обратился к иллюстрированию этих произведений?
Почему на многих его картинах встречается образ светловолосого мальчика?
Подготовьте презентационный отчёт о работе группы или газету «Они из военного детства».
V. Слайд 8- 9. Критерии оценок. Итоги.
Оценивание производится по 5-ти балльной системе. К оцениванию можно привлечь старшеклассников.
VI. Самостоятельная работа учащихся в группах и индивидуально в соответствии с выбранными ролями. Учитель в это время исполняет роль консультанта и оказывает помощь в подготовке отчёта и его защиты.
Во многих семьях учащихся есть погибшие прадеды, поэтому к самостоятельной работе над квестом привлекаю родителей учащихся, которые также оказывают помощь семиклассникам.
VII. Защита подготовленных работ, которая проводится на уроке литературы. На защиту приглашаю родителей, бабушек.
VIII. Проведение после защиты работ индивидуальной рефлексии (ответить на вопросы анкеты, оценив свою работу и работу всей группы).
Источники по технологии веб-квест:
1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.
2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999
3. Знакомимся с образовательной интернет-технологией: веб-квест. http://ikt-ylka.blogspot.com/2009/02/5.html
4. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. - http://vio.fio.ru/vio_07
5. Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся http://festival.1september.ru/articles/513088/
Рефлексия после выполнения веб-квеста
Фамилия имя учащегося |
Что нового и интересного ты узнал, работая над данным уровнем веб – квеста? |
Какие трудности возникли у тебя в работе? |
Понравилось ли тебе работать в команде? |
Почему ты выбрал эту роль? |
Оцени работу своей команды |
Оцени свой личный вклад в работу группы |
|
|
|
|
|
|
|
Экскурсоводы:
Шевченко Андрей,
Баркалова Арина,
учащиеся 7 класса
К виртуальной экскурсии
Мало кто знает, что в городе Белгороде есть замечательное место, музей-мастерская заслуженного художника России Косенкова Станислава Степановича. Музей находится на десятом этаже самой обычной многоэтажки по улице Князя Трубецкого. Но сам музей необычный – он хранит атмосферу, в которой создавал свои произведения Станислав Степанович.
Его работы известны не только у нас в стране, но и в дальнем и ближнем зарубежье. Творчество этого художника вошло в летопись истории нашего края, а яркие, неповторимые работы ещё долго будут радовать жителей Белгородчины и их потомков своей красочной выразительностью, светлой элегической образностью и своеобразной символикой.
Станислав Степанович Косенков родился через 3 месяца после начала Великой Отечественной войны. Мать Станислава — Ефросинья Ивановна Косенкова ехала в телеге из села Киселево в село Рождественку (ныне Яковлевский район). По дороге, в селе Сажное, у нее начались роды. И 11 октября 1941 родился будущий художник. Ефросиния Ивановна Косенкова так и не вышла больше замуж. Так всю жизнь и осталась верна памяти своего мужа - Степана Егоровича Косенкова, погибшего впервые дни войны, в 24 года от роду.
Об отце он знал только по фотографиям и рассказам. Тоска ребенка, не знавшего своего отца, красной нитью проходит через все его творчество, и практически во всех его циклах, работах присутствует ребенок, детство которому «улыбнулось лишь краешком губ». Казалось бы, маленький Станислав был простым деревенским мальчишкой, разве что долго смотрел на звезды, знал название каждой травинки и цветочка и дольше всех деревенских мальчишек сидел на берегу реки.
Первый шаг к будущей карьере художника Косенков сделал еще в школьные времена, когда в Непхаевской школе объявили конкурс на лучший рисунок, Станислав оказался победителем, это его окрылило и способствовало его дальнейшему увлечению художественным ремеслом.
Память человека – та сокровищница, в которой хранится самое доброе, самое яркое.
Выставка «Борозда памяти», посвящена 70-летию Курской битвы и заслуженному художнику РФ Станиславу Косенкову. Название выставки подсказано самим художником. Этот островок земли, поросший отцветшими одуванчиками, разделяет глубокая борозда, на краю которой сидит мальчик, держащий в руке серебристо-серый пушистый одуванчик, словно свечу по погибшему солдату, быть может отцу…
Необычайные по глубине и силе серии «Детство», «Прохоровское поле», «Память», «Стога», «Житие не одной бабы» и многие другие. Художник проиллюстрировал более 50 книг. Завоевал золотые медали на международных конкурсах в Германии и Чехословакии.
На выставке более тридцати работ, может быть, самых сокровенных и проникновенных. А открывается экспозиция цветной автолитографией «Мальчик на столбике». Её мастер сделал в 1990 году, но выставляется работа впервые. Поза, в которой запечатлен ребёнок, напряжённая и даже, я бы сказал, трагичная, но голубой фон и бело-розовые оттенки наполняют её светом. Открывая выставку, вдова художника Анна Константиновна (сейчас она заведует музеем-мастерской) сказала, что «Мальчик на столбике» - это как бы и детство самого Станислава Степановича. Оно было нелёгким, военным и послевоенным. Отец, которого он видел только на фотографиях, погиб летом 1941 года, но память о нём художник пронёс через всю жизнь. И о детстве тоже, вспоминая о той поре, как о самой светлой и чистой.
Русоволосый мальчик с большими голубыми глазами проходит через всё творчество Станислава Степановича. В первых произведениях автора он смотрит на мир с надеждой, что тот станет светлее, чище, добрее.
А теперь мы приглашаем посмотреть видеоролик, знакомящий с произведениями художника. Видеоролик сопровождается музыкой С. В. Рахманинова.
ОНИ ИЗ ВОЕННОГО ДЕТСТВА |
Список используемых информационных ресурсов:
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Монотипия как нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»