В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков с-ш в словах. Употребление в речи формы дательного падежа существительных."


Логопедическое занятие с учащимися 4 класса

по коррекции нарушений письма, обусловленных

системным недоразвитием речи


Тема: Дифференциация звуков с-ш в словах. Употребление в речи формы дательного падежа существительных.

Задачи:

1) фонематическая: автоматизация слуховой дифференциации звуков с и ш в словах, развитие навыков звукового и слогового синтеза;

2) лексическая: расширение и активизация словаря по теме «Животные»;

3) грамматическая: закрепление правильного употребления в речи формы дательного падежа существительных в единственном и множественном числе;

4) коррекционно - развивающие: развитие артикуляторной и мелкой моторики, координации и динамической организации движений; правильного речевого дыхания и голоса;

5) воспитательная: воспитание активности, любознательности.

Оборудование: схемы для сравнительной характеристики звуков с и ш, ребус, герои мультфильма «Смешарики», картинки с изображением кормушки и птиц (снегирей, воробьев, синиц, голубей, кукушек, коршунов, сов, сорок), предметные картинки и карточки с пропущенными буквами в словах, игра «Телефон», перфокарты «Вставь буквы с, ш», электронные игры «Разложи картинки», «Веселая школа Лосяша».


Содержание занятия

  1. Организационный момент.

- Ребята, какой праздник будет отмечать наша школа? Сядет тот, кто скажет, что мы уже сделали, готовясь встречать юбилей нашей любимой школы?

-Выучили стихотворения, собрали 25 шариков (выполнив трудные задания), «испекли торт», получили 15 пятерок. И самое главное, у нас хорошее, праздничное настроение.

- Давайте сделаем так, чтобы весь наш урок стал подарком, ведь ваши знания, ваша правильная и красивая речь – это лучший сюрприз для школы!


  1. Артикуляторная гимнастика.

- Подготовиться к правильной речи нам поможет зарядка для губ и языка.

  1. «Улыбка». Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние нижние и верхние зубы. Удерживать 1 - 5.

  2. «Трубочка». Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. «Улыбка – трубочка».

  3. «Лопатка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении 1-5.

  4. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда.

  5. «Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт 1-5.

- Молодцы, ребята, ваши языки и губы готовы к правильной речи.

- Давайте теперь поможем нашему голосу стать сильным и звонким.


Упражнения для развития речевого голоса.

  • Произнести протяжно: ммм, одновременно легко постукивая кончиками
    пальцев по ноздрям.

  • Произнести протяжно: ннн, одновременно проделать небольшой
    точечный самомассаж около ноздрей.

  • Произнести: а-о-у, одновременно выполняя точечный самомассаж под нижней губой.

  • Произнести: ннннун, ннннан, одновременно - повороты головы то вправо, то влево.


Упражнения для дыхания.

- Вспомним, как нужно правильно дышать. Вдыхаем через … (нос). Выдыхаем через …(рот.) Плечи … (не поднимаем). Щеки … (не надуваем).


Вдох 1-3, плав-но вы-ды-ха-ем. (Следить, чтобы дети не надували щеки, не поднимали плечи; дыхание - диафрагмальное).

«Ш» - «Комар»

Руки на плечи, медленно поднимаем вверх.

Шипит на окошке сердитая кошка.

«С» - «Ветер»

Стать прямо, ноги на ширине ступни, поднимаем руки до уровня груди - делаем вдох через нос, опускаем руки вниз – делаем выдох со звуком «С».

Свистит сильный ветер и спать не дает!


- Мы выполнили все наши волшебные упражнения. Проверим, как звучит наша речь.

Чистоговорка: Шипит на окошке сердитая кошка.

Проговаривание (коллективное, индивидуальное, темп – быстро, медленно).


  1. Объявление темы занятия. Сравнение произношения звуков с и ш.


- Какой звук мы произносили, когда свистел ветер? (С.)

- Какой звук мы произносили, когда шипела кошка? (Ш.)

- Сегодня на занятии мы потренируемся различать звуки с и ш в словах.

- Произнесите звуки с и ш. А теперь я произнесу, а вы посмотрите, одинаково ли положение губ? С- губы в улыбке. Ш- губы круглые. Схемы.

- С-с-с. Язык узкий или широкий? (Широкий.) Куда упирается кончик языка? (В нижние зубы.) Схема положения языка. Ш-ш-ш. Язык узкий или широкий? (Широкий.) Язык – вниз или вверх? (Вверх, приподнимается.)

- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука с. (Не дрожит.)

- С голосом или без голоса произносится звук с? (Без голоса.)

- Какой это звук (звонкий или глухой)? Глухой. Схема.

- А теперь произнесите звук ш и послушайте, дрожит ли горлышко. (Не дрожит.) С голосом или без голоса произносится этот звук? (без голоса).

- Какой это звук (звонкий или глухой)? Глухой. Схема.

- В первом домике живут звук и буква с, во втором домике – звук и буква ш.


  1. Отгадывание ребуса.

- Кто же из сказочных героев придет к нам в гости? Вы узнаете, если отгадаете ребус.

сме(х)+шарики (картинка).



  1. Игра «Телефон».

  • На доске – картинки с изображением животных с телефонными трубками. Картинки соединены линиями (проводами).

  • Нюша принесла вам свои игрушки. Назовите их (мышка, мартышка, лягушка, лошадь, собака, ослик, слон, снегирь).

  • В каких словах есть звук с? звук ш?

  • Нюша хотела поиграть со своими игрушками в игру «Телефон».

  • Посмотрите, что случилось, перепутались все провода. Непонятно, кто кому звонит! Помогите разобраться.


Образец. Собака звонит снегирю.


  1. Игра «Кормушка».

  • Кто пришел к нам в гости? (Бараш). Он нарисовал птиц. Назовите их.

  • (Снегири, воробьи, голуби, синицы, сороки, совы, кукушки, коршуны).

  • В названии каких птиц есть звук с? звук ш?

  • Посмотрите, какую замечательную кормушку сделали ребята, и корм в нее положили.

  • Посмотрите на птиц и скажите, кому мы положили корм.

Образец. Мы положили корм снегирям.

  • А коршунам мы приготовили корм? А совам? А кукушкам? Почему?


  1. Игра «Буквы потерялись».

- Ребята, кто к нам пришел в гости? (Крош). Он нес нам картинки с изображением животных и их названиями. Но, как всегда, высоко подпрыгивая, Крош потерял из названий животных буквы с и ш.

Помогите ему поставить их на места.

Образец: ко(с)уля – вставлю букву с.

Но(с)орог, (с)услик, ко(с)уля;

ту(ш)канчик, (ш)импанзе, ка(ш)алот, (ш)акал, кор(ш)ун.


Физминутка «Мышка и часы» (мелодия №20, песенки Е. Железновой).

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть который час.

Ходьба на месте,

Поворы головы вправо – влево.


Вдруг часы сказали: «Бом!»,

Мышь скатилась кувырком.

Один хлопок над головой.

Круговые движения руками, присесть.


Мышь полезла второй раз

Посмотреть который час.

Ходьба на месте,

Поворы головы вправо – влево.


Вдруг часы сказали: «Бом, бом!» Мышь скатилась кувырком.

Два хлопка над головой.

Круговые движения руками, присесть.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть который час.

Ходьба на месте,

Поворы головы вправо – влево.


Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом»,

Мышь скатилась кувырком.

Три хлопка над головой.

Круговые движения руками, присесть.

- Назовите животных жарких стран (Носорог, шимпанзе).

  • Назовите обитателя океана (Кашалот).

  • Какое из этих животных может очень долго стоять столбиком? (Суслик.) Кто из этих животных живет в лесу? (Носуля, шакал).

  • А где живет тушканчик?

Сообщение учащегося об ушане (летучей мыши).

  • Как вы думаете, почему его назвали ушаном?


  1. Дифференциация звуков с и ш в словах. Электронные игры.

1 вариант – электронная игра «Веселая школа Лосяша» (вставить пропущенные буквы с-ш в слова со сложной структурой: Смешарики, старушка, солнышко.

2 вариант – электронная игра «Разложи картинки в корзинки: с-ш» (ИИСС «Говори правильно», раздел «Речевые звуки»).


Гимнастика для глаз.

  • «Далеко – близко» (тренировка хрусталика). Делается оно по очереди каждым глазом (второй прикрыт ладошкой, но не закрыт). Приблизить к глазу мелкий предмет (расстояние: 4-10 см), рассматривать предмет вблизи, а затем на пару секунд посмотреть вдаль, снова возврат взгляда на предмет вблизи, затем смотрим вдаль.


  1. Чтение и отгадывание загадок Кар – Карыча.


Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло,

Спать летит в дупло. (Сова.)


Хвост длинный,

Сама крошка,

Небольшие ножки.

Боится кошки. (Мышка.)

Скачет зверушка –

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар и мушка. (Лягушка.)


Рыжая и хитрая,

Быстрая и ловкая.

Хвост пушистый,

Мех золотистый. (Лиса.)


Гимнастика для рук (массажеры «Су – Джок»).


Мы сегодня в сад пошли,

И кормушку там нашли.

Дали крошки воробьям,

Синицам, галкам, снегирям.

Это что за стук и звон?

Кошку мы прогнали вон!



  1. Самостоятельная работа с перфокартами.

Задание Совуньи: вставить пропущенные буквы с, ш (с опорой на картинки).

Вариант 1.У лисы пу(ш)и(с)тый хвост. Светит ве(с)елое (с)олны)ш)ко. У Маши (с)ме(ш)ные (ш)ары.

Вариант 2.Кошка ловит мы(ш)ек. (Ш)мель укусил (с)обаку. Саша кра(с)ит кры(ш)у. Проверка.



  1. Подведение итога занятия.


На доске – все сказочные герои. Какие звуки мы учились различать (Звуки с - ш). - Назовите Смешариков, в именах которых есть звук с. (Совунья.)

А в каких именах есть звук ш? (Бараш, Крош, Нюша.) А в чьем имени есть и звук с и звук ш? (Лосяш.)












Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru