Праздничная познавательно-игровая программа «Светлый праздник – Пасха»
Юрченко Оксана Сергеевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр» Индустриального района, педагог-организатор
«Светлый праздник – Пасха» (праздничная познавательно-игровая программа для детей и родителей)
Основной целью программы является знакомство детей с историей русского народа, с его обычаями и традициями, воспитание чувства любви к своей Родине, укреплению семейных отношений через совместный творческий досуг.
Подготовительная работа:
1. Подбор музыкального оформления.
2. Подбор и подготовка с детьми стихов.
3. Подготовка детьми и родителями плакатов с поговорками.
4. Подготовка элементов костюмов.
5. Подготовка реквизита.
Оформление:
Стена оформлена декорацией деревенского окна. Перед окном оформлен стол /самовар, расписанные чаши с конфетами, сдобой, крашеными яйцами/, над столом «пасхальный венок».
Столы в зале украшены чашами с зелёной травой и писанками.
Список используемой литературы:
-
Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 1998.
-
ООО «АБЗАЦ – К». Весёлый праздник (Сценарии и советы) – Новосибирск: ООО «ТЕТРА – 99», 2001.
-
Используемые Интернет-ресурсы:
http://festival.1september.ru
http://pedsovet.org
Действующие лица: ведущий, Шершуня (домовой).
Звучит музыка с колокольным перезвоном.
Ведущий: Христос воскрес, люди добрые!
(Зал отвечает на приветствие.)
Снова пришел светлый праздник христовый – Пасха. Всеми любимый, долгожданный. Народ вереницей в церковь ходит, по старинному обычаю, освятить трапезу пасхальную: куличи, пасхи, яйца.
А у вас куличи в доме есть? А крашенки? А в церкви бывали?
(Зал отвечает.)
Ничего, я думаю, кто в церковь не ходил, тоже Пасху отметил: всей семьей собирались похристосоваться, в глаза друг другу посмотреть, посмеяться. Угощенья отведать. Правильно я говорю?
(Зал отвечает.)
Накрыла на стол крашенки, куличи и прочую снедь выложила. Пока с вами разговаривала, крашенки со стола пропали! Видать, Шешуня, домовой проказит. Он это делать любит, поиграет и отдает, а сейчас прячется где-то. Может, вы мне его позвать поможете?
(Зал отвечает.)
Надо только шепотом позвать его: Шешуня!
Зал повторяет три раза: «Шешуня!» вслед за ведущим, но Шешуня не появляется.
Ведущий: Вспомнила! Постучать же надо.
Наклоняется к полу и стучит. Появляется Домовой Шешуня.
Домовой Шешуня: Чего звали-то? Я крашенки верну. Поиграю маленько и отдам. Не боитесь... Скучно мне, вот и забавляюсь.
Ведущий: Подумаешь, яйца крашенные. А у меня вон, сколько красивых писанок, что глаз не оторвать! А какие еще у детей есть!
(Достает из кармана несколько писанок и обращается к залу.)
Покажите, у кого какие писанки есть?
Шешуня смотрит на поднятые руки с писанками. Бегает по залу, изумляется.
Домовой Шешуня: Ух ты, сколько их кругом! Ой! Какие! А у меня только крашеные. Ничего, я сейчас побегу и отберу у всех писанки...
Пытается отнять писанки, но никто не дает. Возвращается к ведущему.
Ведущий: Да! Одним яичком ни в какие игры не поиграешь. Я предлагаю
тебе выиграть яички у ребят. Например, можно их с горки
покатать, соревнования «волчок» устроить и бой крашенками!
Домовой Шешуня: А давайте поиграем!
Ведущий: Да ты, поди, и играть-то не умеешь!
Домовой Шешуня: А может, вы меня научите?
Ведущий: Давай сначала расскажу о символе праздника.
Яичко по древнему поверью – весь мир наш, вся Вселенная. «До рождения света белого тьмой кромешной был окутан мир. Был во тьме лишь Род – Прародитель наш. Род – Родник Вселенной, Отец богов. Был вначале Род заключен в яйце, был он семенем не пророщенным, был Он почкою нераскрывшейся. Но конец пришел заточению. Род родил Любовь – Ладу-матушку. Род разрушил темницу силою Любви, и тогда Любовью мир наполнится. И родил Он царство небесное, а под ним создал поднебесное. Пуповину разрезал радугой. Отделил Океан – море синее от небесных вод твердью каменной. В небесах воздвигнул три свода Он. Разделил Свет и Тьму, Правду с Кривдою. Солнце вышло из лица Его... Месяц светлый – из груди Его... Звезды частые – из очей Его... Зори ясные – из бровей Его. Ночи темные – из дум Его...
Ветры буйные – из дыхания... Дождь, снег и град – от славы Его... Гром и молния – голос Его... Родом рождены были для Любви небеса и вся поднебесная...
Род рожден собой и родится вновь... Род – что было и то, чему предстоит, что родилось и то, что родится...»
Домовой Шешуня: Вот ведь оно как было у славян...
А по христианскому обряду белое яйцо красным стало после воскресения Христа. Мария Магдалина яйцо белое принесла римскому императору Тиберию с вестью о воскресении Богочеловека. Он не поверил, но на глазах яйцо стало алым. С тех пор яйцо крашенное – символ Пасхи.
Ведущий: Народ придумали очень много игр с крашенками.
Например, соревновались, чьё яйцо дольше всех будет крутиться. По команде дети и взрослые раскручивают свои крашенки. Чьё яйцо дольше крутиться, тот и победитель, он забирает яйцо проигравшего.
(Проходит игра.)
Много веков любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц. Для игры необходим деревянный или картонный «каток». Чьё яйцо дальше укатиться, тот и победитель.
(Катание яиц.)
Ведущий: А вот ещё одна игра. На столе расставлены призы: свистульки, игрушки, куколки, конфеты. Задача играющих – своим яйцом выбить ту вещь, которая понравилась. Катать нужно по очереди. Начали! Каждый играющий получает тот приз, который он выбил со стола своим яйцом. Игра продолжается до тех пор, пока не будут выбиты все призы.
(Дети и взрослые выбивают призы.)
Раскладывают на столе принесенные яйца и накрывают их шапками. На столе лежат также шапки, под которыми ничего нет. Затем шапки двигают по столу. Один из участников игры в это время находится вне комнаты. Его вызывают и спрашивают: «Где коки паришь?». Водящий поднимает шапку и, если там есть крашенки, забирает их себе. Игра продолжается до тех пор, пока крашенки не разберут. Кто удачливее, тот домой целую шапку яиц унесет.
( Игра с шапками.)
А ещё на Пасху играли в прятки.
Кто-нибудь из взрослых рано утром выходил в сад с большой сумкой подарков, а возвращался с пустыми руками…
Как вы думаете почему? Правильно. Развешивал подарки в саду. Праздничным воскресным утром, едва открыв глаза, дети бежали в сад. Спешно делились на команды!
Мы тоже приготовили вам сюрприз. В зале спрятаны подарки. Всем даётся
2 минуты на их поиск. Кто найдёт больше спрятанных подарков, тот и победитель! Начали!
(Поиск клада.)
Ведущий: И на Пасху, конечно же, пекли вкусную, сладкую сдобу:
булки, растягаи, куличи. Мы с вами тоже не будем отходить
от традиции русского народа и попьём чай со сладостями!
(Чаепитие.)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детско-юношеский центр»
Индустриального района
«Светлый праздник – Пасха»
(праздничная познавательно-игровая программа
для детей и родителей)
Юрченко Оксана Сергеевна,
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
«Детско-юношеский центр»,
педагог-организатор
Барнаул, 2012 год
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС