В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Масштаб

Масштаб

Елена Меньшенина
Тип материала: Урок
просмотров: 1720 комментариев: 1
Краткое описание
1. Ввести понятие «масштаб» и расстояние между двумя точками
2. Показать различные виды масштаба
3. Развивать интерес к математике и показать связь математики с географией
4.Обучить учащихся решать задачи по данной теме
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Масштаб.docx Скачать

Интегрированный урок.

Математика, география.

Тема урока «Масштаб».


ФИО (полностью)

Меньшенина Елена Александровна

Место работы

МАОУ лицей № 82

Должность

Учитель математики

Предмет

Математика

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Масштаб. Урок № 110.



Базовый учебник

Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 11-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2011. – 270 с. : ил.

Цель урока:

1. Ввести понятие «масштаб» и расстояние между двумя точками

2. Показать различные виды масштаба

3. Развивать интерес к математике и показать связь математики с географией

4.Обучить учащихся решать задачи по данной теме


  1. Задачи:

- образовательные:

научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «Масштаб», «Типы масштаба», вычислять расстояние между объектами. Решать задачи, используя масштаб карт.

- воспитательные:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность, воспитывать культуру письма, монологической речи, формировать чувство ответственности за принятое решение.

- развивающие:

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; развивать навыки научно-исследовательской деятельности; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

  1. Тип урока: интегративный, комбинированный

  2. Методы:

  • по источника знаний: словесные, наглядные;

  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

  • относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.


  1. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.


  1. Организация деятельности на уроке:

- самостоятельно выходят на проблему и решают её;

- самостоятельно определяют тему и цели урока;

- работают с текстом учебника;

- работают с картами при выполнении заданий;

- отвечают на вопросы;

- решают самостоятельно задачи;

- оценивают себя и друг друга;



Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал (карта, карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point,фото-выставка озера Зюраткуль, карта Челябинской области, карта озера Зюраткуль, нить, линейка.


Оргмомент ( 1 минута). Учитель называет тему и задачи урока.


Учитель математики:

Ребята! Вы часто задаете вопрос: а зачем нужно учиться делить и умножать, решать задачи, уметь работать с дробями? Сегодня на уроке мы покажем, что знать математику нужно не только для того, чтобы правильно производить расчеты в повседневной жизни. Математика-наука ,которая тесно связана с другими науками.

В частности, с географией: при изучении нашей планеты возникает много вопросов, ответы на которые можно получить при помощи математики. Сегодня-урок-урок математики и географии.


Учитель географии:

Мы с вами уже знаем, как люди изучали и исследовали Землю. Какие методы изучения природы существуют? ( наблюдение, эксперимент, измерение). Как вы думаете, какой из этих методов наиболее тесно связан с математикой? ( измерение). Где можно увидеть применение этого метода?

Географическая карта - один из важнейших документов человеческой культуры. Большие территории, например государства или части света, изображаются на географических картах. Каждая линия на карте, каждый штрих-результат огромного многолетнего труда землепроходцев, отважных путешественников и исследователей. На карте участки земной поверхности изображаются в уменьшенном виде.


Учитель математики: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6eae24c1-56c2-41a6-83e0-a09987322108/view/


Например, расстояние в 1 км на карте - это отрезок в 1 см. Во сколько раз отрезок на карте меньше расстояния на местности?

Ответ: _1см = 1 см = 1 раз.

1км 100.000 100.000


Мы нашли отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности. Эта величина наз. масштабом.

На доске заранее приготовлена запись:


На карте

1 см

На местности

1 км=100.000 см

Масштаб

1:100.000


Ребята, обратите внимание на запись масштаба. Масштаб 1: 100.000 наз. численным.

(учитель вывешивает на доску табличку : численный масштаб


Задача: Длина отрезка на карте 3 см. Найти длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты 1: 1 000 000.

Решение. Обозначим длину отрезка на местности ( в сантиметрах) буквой Х и найдем отношение длины отрезка на карте к длине отрезка на местности: 3:Х,которое и будет равно масштабу карты.

Значит, 3:Х=1:1 000 000. Решив уравнение, получим Х= 3* 1 000 000=3 000 000.Но 3 000 000 см=30 000 м = 30 км.

Ответ: длина отрезка на местности 30 км.


Самостоятельная работа: ( у каждого ученика есть карточка с общим заданием)


На карте

9 см

На местности

Х см

Масштаб

1: 100 000



Решение: 9:Х=1:100 000

Х= 9 * 100 000 = 900 000 см = 9 км

Ответ: 9 км

Обязательно проверить решение задачи! http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f4252fe2-592a-4939-82cf-467d90eaf689/view/



Ребята, 18 сентября мы с вами побывали на территории национального эко-парка Зюраткуль. Узнали его историю легенды , увидели самое высокогорное озеро Челябинской области озеро Зюраткуль ( показать на карте озеро Зюраткуль ).

Давайте еще раз насладимся его красотой. Учитель показывает презентацию об озере Зюраткуль.


Учитель географии: Национальный парк « Зюраткуль» находится в южной части Саткинского района Челябинской области, в 200 км к западу от областного центра – г. Челябинка и в 30 км от ближайших городов Сатки и Бакала. Территория парка расположена в наиболее высокогорной части Южного Урала, простираясь с севера на юг на 49 км, с запада на восток на 28 км. Среди уникальных объектов парка « Зюраткуль» следует отметить озеро Зюраткуль, хребет Зюраткуль ( максимальная высота 1175 м ), хребет Нургуш ( самый высокий хребет Челябинской области – 1406 м).

Ребята, что вы можете сказать о природе национального парка?

Какие вы видели деревья в А были ли слышны голоса птиц?

Действительно, природа национального парка уникальна. Здесь сохранились реликтовые ельники и лиственничники, первые послеледниковые леса наших гор. Большой интерес представляют чистые по составу лиственничные леса, протянувшиеся длинной более 15 км.

Учитель математики:

Я очень рада за нас с вами, что мы посетили национальный парк « Зюраткуль» в осеннее время, когда природа играет всеми красками. Я думаю, нам захочется подняться на хребет Зюраткуль или даже на хребет Нургуш. Чтобы знать точное расстояние, какое нам пришлось преодолеть, чтобы добраться до национального парка « Зюраткуль» мы сейчас проделаем работу: по карте Челябинской области вы должны определить расстояние от Челябинска до озера « Зюраткуль».


Инструктаж:

1.На карте найти г. Челябинск

2.Найти г. Сатка

3.Найти трассу М-5

4.Измерить расстояние между г. Челябинском и г.Сатка с помощью нити

5.С помощью линейки определить длину нити.

6.Записать результат в тетрадь

7.Используя масштаб, сделать необходимые вычисления

8.Записать ответ.


Помните: чем точнее вы измерите ниткой длину маршрута, тем точнее будет ваш результат!

Во время работы учитель включает запись с голосами птиц!

Время на работу 4 минуты.

Учитель математики проверяет выполнение работы (результат должен быть около 200 км).


Учитель географии: Ребята,если на карте масштаб указан в виде: в 1 см_ 6 км, то такой масштаб наз. именованный (учитель вывешивает на доску табличку :

именованный масштаб)


Учитель математики: На уроке мы познакомились только с одной областью применения масштаба, а именно, при изображении участков земли на карте. Как вы думаете, в каких областях нашей повседневной жизни можно увидеть применение масштаба? ( в строительстве , машиностроении ).

Домашнее задание: 1) по карте Челябинской и Свердловской областей определить расстояние от Челябинска до города Сысерть (поскольку мы с вами уезжаем в этот город 30 октября, мы должны знать длину маршрута).

2) прочитать в учебнике стр. 164, 165 и выполнить упражнения № 603, 604.


Учитель географии: На уроке мы познакомились с различными видами масштаба. Давайте еще раз назовем их (численный, именованный масштаб, линейный масштаб).




Масштаб.zip Скачать
Обсуждение материала
Марина Гилярова
5.05.2013 11:54
Странная аннотация портит первое впечатление об уроке. А материалы к уроку в виде текстового документа, сохраненного в архиве, вызывают неподдельный интерес. Удачная интеграция математики и географии позволяет не просто изучить новую тему по математике, но и узнать много нового, познавательного о родном крае. В методической разработке говорится о презентации, демонстрирующей эко-парк озера Челябинской области Зюраткуль. К сожалению, этого электронного ресурса нет в архиве и не указана ссылка на него в документе.
Значимость работы повышается за счет использования http://school-collection.edu.ru/catalog/ - единой коллекции цифровых образовательных ресурсов РФ.

В конспекте урока не указан соавтор разработки - учитель географии, хотя он играет значительную роль при проведении учебного занятия.
Материал к уроку можно рекомендовать для использования в образовательном процессе, следует добавит логотип портала на первую страницу разработки, как этого требуют правила размещения материалов на странице портала (раздел Справка Главного меню).
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос