В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Включение цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебный процесс как инструмент реализации новых педагогических технологий с целью повышения мотивации к изучению математики

Включение цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебный процесс как инструмент реализации новых педагогических технологий с целью повышения мотивации к изучению математики

Марина Давыдова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 4895 комментариев: 1
Краткое описание
Обобщение педагогического опыта в рамках методической системы

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Обобщение педагогического опыта.doc Скачать






Давыдова Марина Васильевна________________

фамилия, имя, отчество автора


учитель математики и информатики______________

дисциплина

ГБОУ СОШ №1295 с углубленным изучением иностранных языков СЗОУО г.Москвы

название учебного заведения








ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ:


Включение цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебный процесс как инструмент реализации новых педагогических технологий с целью повышения мотивации к изучению математики”

























«Мы все прекрасно понимаем,
как далеки пока электронные обучающие продукты от идеала.
Предстоит пройти долгий путь осмысления,
поисков и накопления педагогического опыта,
прежде чем компьютерная составляющая образовательного процесса
станет равноправным партнером учебнику»
Н.Розов,
декан факультета
педагогического образования МГУ


Актуальность

За годы педагогической деятельности я не раз задавалась вопросом, как лучше и доступнее донести до школьников основы математических знаний, как заинтересовать их и повысить мотивацию к изучению не простого для многих предмета математики.

Современные подходы к обучению математике в средней школе предполагают, что Учащиеся овладеют не просто определенной системой знаний, умений и навыков, а приобретут некоторую совокупность компетенций, необходимых для продолжения образования, в практической деятельности и повседневной жизни. При этом выделяют ключевые (информационная, коммуникативная и др.) общепредметные и предметные компетенции. Использование Цифровых Образовательных Ресурсов (далее, ЦОР) в процессе обучения математике наряду с предметными компетенциями способствует эффективному формированию информационной компетенции, общепредметной компетенции, связанной с математическим моделированием. Учитывая их структуру (включающую знания, умения, способы деятельности, опыт творческой деятельности и систему ценностных отношений) возникает необходимость изменения характера познавательной деятельности обучаемых. Овладение Учащимися образовательными компетенциями должно предполагать активное включение их в практическую деятельность, благодаря которой, человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества. Кроме этого, важным результатом образования является развитие личностных качеств, обеспечивающих успешную адаптацию в социуме: активность, мобильность, самостоятельность.

Теоретическое обоснование опыта

На сегодняшний день, изучив и проанализировав огромное количество ЦОР и ЭОР, проведя методические исследования эффективности их применения на моих уроках в течении нескольких лет, с разным контингентом обучающихся , могу сказать, что систематическое включение ЦОР И ЭОР в учебную деятельность на разных этапах урока существенно помогают мне как учителю развить и сохранить интерес к математике, сделать предмет более доступным и понятным.



Сущность

Охарактеризую основные моменты моей методической системы :

1. Как известно,  большая  часть школьников имеет визуальное восприятие в сравнении с аудиоальным. Именно поэтому зачастую прослушанный на  уроках  материал остается не усвоенным. Включение в ЦОР статической и динамической графики, иллюстраций, анимации дает возможность усилить визуальное восприятие и облегчает усвоение учебного материала.

Очередную тему учебной программы я начинаю с урока-лекции, на котором посредством использования демонстрационных цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР) излагается весь теоретический материал, рассматриваются случаи применения вопросов теории к решению простейших задач. В конце урока я стремлюсь еще раз уже более кратко повторить наиболее трудные и центральные его части с помощью учебно-игровых ЦОР. Положения, которые у учеников вызывают затруднения, объясняются еще раз.

Слушая мои объяснения, в сопровождении демонстрационных ЦОР, отвечая на мои вопросы, задавая свои вопросы, выполняя краткие устные или письменные работы по ходу урока, записывая опорный конспект в тетрадь, каждый ученик имеет возможность осмыслить, уяснить и запомнить основное содержание изложенного материала на уроке.

Лекционная форма подачи теоретического материала с помощью ЦОР позволяет мне изучать его крупными блоками, что дает возможность эффективно повторять вопросы теории на последующих уроках. Опорный конспект, представляющий собой компактное изложение основного содержания урока, дает возможность ученикам быстро воспроизвести нужный материал при решении задач. Учащимся разрешается пользоваться тетрадью с опорными конспектами как справочником.

Часто изучение нового материала я начинаю с постановки перед учащимися проблемы. Незаменимую помощь оказывают мне в этом проблемные ЦОР, которые направлены на развитие у учащихся логического мышления, стимулирование творческой составляющей восприятия знаний.

Учащиеся "сталкиваются" с трудностями, у них возникает желание найти способы преодоления их, желание приобрести новые, недостающие знания. Усвоение нового материала тогда становится для учащихся мотивированным процессом, вызывающим внимание, сосредоточенность и активность мысли.

2. К следующему уроку в дополнении к домашнему заданию я ориентирую учащихся на отработку полученных знаний с помощью тренажерных ЦОР, которые загружены в каждом блоке изучаемой программой тем на моем дистанционном курсе на сайте http://learning.9151394.ru/.

Новый материал, первоначально сообщенный на уроке-лекции, неоднократно повторяется учащимися дома на дистанционном курсе и рассматривается ими в различных связях на уроках-практикумах и уроках--лабораторных.

3. На следующем уроке я осуществляю опрос учащихся по теории и устного практического применения с использованием опорно-контролирующих ЦОР . Остальные учащиеся слушают и дают рецензии на ответы, которые содержат формулировки определений, утверждений, теорем, аксиом, правил, доказательство теорем и др. элементы математических знаний.

На основе многократного кратковременного включения повторения вопросов теории с помощью интерактивных средств опросов на нескольких уроках я добиваюсь от всех учащихся усвоения теоретического материала на уровне программных требований. Результативность усвоения теории я выясняю с помощью проведения кратковременных самостоятельных работ, математических диктантов, экспресс-зачетов, мини-зачетов, с помощью листов взаимоконтроля и др.

Замечу, что при различных формах контроля знаний я не выставляю неудовлетворительную отметку ученику в журнал, а оставляю за ним право еще раз подготовиться и сдать зачет. Тем самым я добиваюсь "победного обучения каждого школьника".

4. Стержнем обучения математике в школе является решение задач на применение теоретических знаний. Отработку умений решать задачи я провожу на уроках-практикумах. Такие занятия я провожу в одном из компьютерных классах школы, рассчитанном на 25 посадочных мест. На первом таком уроке с помощью практических ЦОР я даю учащимся образцы решения основных типов задач, учащиеся знакомятся с алгоритмами их решений. Дома, после уроков практикумом они решают задачи из предложенной системы задач по теме, которые загружены на дистанционном курсе. Для учащихся, проявляющих особый интерес к математике, предлагаются задачи на творческое применение теоретических знаний. На уроках-практикумах в полную меру реализуется принцип дифференцированного подхода к учащимся.

Практикумы включает в себя фронтальную, групповую и индивидуальную работу. Основным методом является самостоятельная работа учащихся с цифровым образовательным ресурсом. Обучающие виды самостоятельных работ с учетом подготовленности и способностей различных групп учащихся позволяют каждому ученику овладевать умениями и навыками с доступной ему скоростью. Каждый из них на уроке может получить своевременную помощь от интерактивной подсказки или консультацию учителя.

5. При обучении решению задач очень важен систематический контроль за выработкой соответствующих умений и навыков. Поэтому наряду с текущими контрольными работами в конце каждого тематического блока я провожу лабораторную работу. На таких уроках я использую контролирующие ЦОР. Таким образом в конце изучения темы учащиеся получают двойную отметку определения полученных ими знаний.

Обращу внимание , что при проведении уроков-практикумов и уроков-лабораторных работ, я использую такие ЦОР, в которых заложен журнал результатов практической работы учащихся. Таким образом получить первоначальную информацию о качестве выполнения работ я могу уже в конце урока, что дает мне возможность по горячим следам проанализировать с учащимися их ошибки и ориентировать их на их исправление.

6. Не могу не обратить особое внимание на применение моделирующих ЦОР . Такие ресурсы я использую в основном при изучении раздела математики “Геометрия” и при изучении некоторых тем курса “Алгебры”(например темы связанные с построением и исследованием графиков функций).

Такие цифровые ресурсы моделируют объекты, явления или процессы с целью их исследования и изучения.

В этом случае у учащихся появляется возможность манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. что позволяет им усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга. С учебной точки зрения, использование таких ЦОР значительно оптимизирует изучение тем связанных с геометрическими построениями, путем увеличения количества времени на исследование предмета, а не на его построение.

В заключение хотелось бы отметить, что на мой взгляд, полноценное внедрение ЦОР с их встраиванием в учебный процесс при выполнении описанных методов использования позволяет мне лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, объективно оценивать качество обученности по предмету.

Результативность

Мой практический опыт показал, что использование ЦОР и ЭОР позволяет достичь хороших результатов, а именно:

  • повышение качества обучения на основе внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий, усовершенствования методики преподаваемого предмета;

  • создание положительной мотивации обучения (по результатам диагностик);

  • формирование культуры мышления, рационального усвоения знаний, исследовательских умений и навыков;

  • повышение профессиональной компетентности учителя в области новых педагогических технологий.





Практическая значимость

Использование ЦОР и ЭОР расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее проблемы, например:

  • совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);

  • ЦОР могут помочь там, где у учителя не хватает времени для ликвидации пробелов, возникших из-за пропуска уроков;

  • повышение продуктивности самоподготовки после уроков;

  • средство индивидуализации работы самого учителя (ЦОР — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);

  • ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике.

При этом стало возможным осуществление постоянного и многовариантного мониторинга успеваемости, причем риск предвзятой или неверной оценки существенно снижен за счет большого количества результатов измерений, и, наконец, мною достигнута ситуация, когда я регулярно получаю реально отражающую ситуацию статистику, что позволяет мне делать выводы об успешности деятельности по поддержанию и повышению качества образования в рамках преподаваемых мною предметов.

Используемые интернет ресурсы

1) http://school-collection.edu.ru/

2) http://fcior.edu.ru/

Обобщение педагогического опыта.rar Скачать
Обсуждение материала
Марина Гилярова
5.05.2013 12:46
Обобщение педагогического опыта представлено в виде статейного обзора с обоснованием актуальности, сущности, результативности и практической значимости. Рассмотрение материала предложено в обобщенном виде, без указания возрастного уровня учащихся, хотя методика преподавания математики в средней и старшей школе должна отличаться.
При рассмотрении педагогического опыта хотелось бы посмотреть на конкретные примеры, ЦОР и ЭОР, разработанные самостоятельно преподавателем. Ссылка на авторский сайт не работает, поэтому сложно оценить объем представленного опыта.
Значимость разработки понижает факт низкой уникальности текста - 47%. Поэтому хочется увидеть данный педагогический опыт в более развернутом виде.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос