Предлог или где горевала няня Пушкина
Конспект урока русского языка.
( 7 класс по программе М.М.Разумовской.)
ТЕМА: « Предлог, или где горевала няня Пушкина».
Конспект составлен учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ № 35» Маликовой Галиной Павловной.
ЦЕЛИ УРОКА:
1 .Сформировать у учащихся представление о служебной части речи - предлоге.
2.Развивать логическое мышление.
3.Повышать речевую активность школьников.
4.Учить детей быть внимательными к слову.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер учителя, раздаточный материал.
ХОД УРОКА:
1этап урока. Введение в тему средствами субъективизации: группировка словосочетаний по орфографическому принципу и построение умозаключения на основе выполненного задания.
СЛАЙД № 1: об... единять усилия;
выйдем к площад...;
в.. .ющееся растение;
подкрасться к двер...;
отправился по Волг...;
об.. .яснять просто.
Учитель: Сгруппируйте данные словосочетания по общей орфограмме;
(проверка с помощью проектора СЛАЙД № 2)
Определите, чем по своему строению отличаются сл/соч. в данных группах;
Сформулируйте тему урока.
Вывод темы урока на СЛАЙД № 3 : « Предлог, или где горевала няня Пушкина».
2 этап урока. Объяснение нового теоретического материала путём коллективного составления опорного конспекта.
Параллельно слово предлог вносится в опорный конспект.
Учитель: Сам термин ПРЕДЛОГ - наполовину ст. слав., наполовину греческий, как перевести его на русский язык? (Стоящий перед словом).
Слово - ведь это настолько широкое понятие!
Давайте попробуем доказать , что это определение является не достаточно точным.
Для этого проведем наблюдение над текстом упражнения № 278 (1), стр.124.
Со словами какой части речи употребляется предлог? ( Сущ., местоим.)
-Вы ко скольки пришли сегодня в школу? ( Числит.)
Учитель: В 90% случаев предлог употребляется с сущ., в 10% - с местоимением. В украинском языке существует термин - приймённый.
-
Обратимся к словосочетаниям, с которых мы начали урок. Что необходимо было учесть, чтобы правильно написать окончания существительных. (Падеж, склонение).
-
Следовательно, предлог осуществляет грамматическую зависимость СУЩ., МЕСТ., ЧИСЛИТ., от других слов в словосочетании предложении.
-Почему один из падежей в русском языке называется предложным?
СЛАЙД № 4: начинается ... сентябре; идут ... пустыню;
не взяли ... вагон;
было холодно ... музее.
- Вставьте подходящие по смыслу предлоги. Какое словосочетание будет лишним? На каком основании?
-На какие же ещё отношения может указывать предлог?
МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ:
(Работа с раздаточным материалом, подтверждение ответов учащихся материалом СЛАЙДА № 7 )
(ответы вносятся в опорный конспект)
Уехать в июле ( когда?) - время ;
Забыть по рассеянности (по какой причине?) - причины; Вырасти перед домом (где?) - пространство;
Выбирать для себя (для кого?) - лицо;
Написать без ошибок (как?) - образа действия;
Соскучиться по работе ( по чему?) - предметность;
Увязнуть по пояс (как?) - образа действия;
Встать на рассвете (когда?) - время;
Привезти на лошади (на чём?) - объектность.
Остановились для ночлега ( с какой целью?) - цели.
- По данным ключевым словам попробуйте составить определение предлога.
3 этап урока. Наблюдение над практическим использованием предлогов в речи.
Работа с упражнением №280 стр.125.
Выявление роли предлогов в деловой речи и в художественном тексте.
Учитель: Для предлогов характерно явление многозначности. Предлоги . которые сотрудничают с именами давно, так много приобрели значений , что им уже тяжело с такой ношей.
СЛАЙД № 9
Например, предлогу НА приходится нести 33 значения и 33 оттенка значений , предлогу С - 31 значение и 16 оттенков, а молодой предлог ВДОЛЬ имеет всего одно значение. Вот почему предлог С сгибается под тяжестью значений, а предлог ВДОЛЬ идёт налегке.
Тексты для анализа:
Понаблюдаем ,как ведет себя словоформа
ПОД ОКНОМ.
СЛАЙД № 10
ПОД - употребляется при указании лица, предмета, пространства, ниже которого кто-либо, что-либо находится или что-либо происходит.
ОКНО - отверстие в стене здания для света и воздуха, а так же застеклённая рама, закрывающая это отверстие.
ПОД ОКНОМ - 1 .находящийся ниже окна внутри помещения ;
2. находящийся ниже окна снаружи (вне) помещения.
(Работа с раздаточным материалом )
Где же горевала няня Пушкина?
(По контексту можно предположить, что действие может происходить как внутри помещения, так и снаружи, но в 19 веке вязание, которым занималась няня А.С.Пушкина, было преимущественно домашним рукоделием )
4 этап урока. Упражнение на восстановление пробелов и наблюдение над соотношением глагольных приставок и предлогов.
Закрепление определения предлога по опорному конспекту.
5 этап урока. Подведение итогов. Комментарий домашнего задания.
Конспект урока русского языка. Приложение .
( 7 класс по программе М.М.Разумовской.)
ТЕМА: « Предлог, или где горевала няня Пушкина».
Конспект составлен учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ № 35»
Маликовой Галиной Павловной.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Организационный момент. |
Формулирует уели урока, создаёт благоприятную атмосферу для поддержки положительных мотивов к изучению предмета |
Наличие сознательной дисциплины, стремление охотно выполнять требования учителя |
Ведение в тему |
Введение в тему средствами субъективизации, создание проблемной ситуации, концентрация внимания учащегося на основе определения формулировки, выводов обобщения. |
Анализ предложенного материала, построение умозаключения на основе выполненного задания, Формулирование темы урока. |
Объяснение нового материала (коллективное составление опорного конспекта) |
Формирует у учащихся умение слушать объяснение учителя, активно воспринимать учебную информацию, эффективно использовать все научные достижения в области учебного предмета. |
Анализирует предложенный материал с целью выделения главного, делает записи (составляя опорный конспект), задаёт вопросы учителю при непонимании материала. Самостоятельно формулирует выводы |
Физкультминутка |
Помогает снять напряжение, создаёт благоприятные, комфортные условия для продолжения обучения. |
Реализуют своё право на перерыв в смене деятельности. Учится контролировать жизненно важные процессы своего организма. |
Закрепление. |
Предлагает дидактический материал, задания по отыскиванию учащимися сферы применения изучаемых вопросов в окружающей деятельности и составление на этой основе новых задач. |
Наблюдает даёт собственное объяснение явлениям, фактам, процессам, исследует их самостоятельно, формулирует выводы |
Вторичное закрепление. |
Организация различных приёмов самоконтроля, проверка правильности выполнения письменных заданий. |
Овладения приёмами работы с опорным конспектом, составление полного высказывания на заданную тему. |
Подведение итогов урока. Домашнее задание. |
Создаёт условия для положительной мотивации при выполнении домашнего задания. |
Формирует потребность искать смысл учебной деятельности, смысл школьного образования, |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
Вспомним известное с детства:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком...
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь...
(«Сказка о царе Салтане», 1831.)
.. . И до утра всё стучались
Под окном и у ворот.
И утопленник стучится Под окном и у ворот.
(«Утопленник», 1828)
Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
(«Няне», 1826)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
-
Материал для наблюдения:
Уехать в июле;
Забыть по рассеянности; Вырасти перед домом; Выбирать для себя; Написать без ошибок; Соскучиться по работе; Увязнуть по пояс; Встать на рассвете; Привезти на лошади;
Остановились для ночлега.
II. Вставьте вместо точек существительные, обратите внимание на соотношение глагольной приставки и предлога.
Вдуматься в …, вовлечь в …, вселить в …, въехать в …, взлететь на …, взвалить на …, взобраться на …, выглянуть из ..., вылететь из …, выстрелить из …, навести на …, набросить на …, добраться до …, дочитать до …, отвлечь от …, отплыть от …, отклониться от …, сбросить с ..., скатиться с ..., списать с ..., приблизиться к ..., приобщить к …, пристегнуть к …, перепрыгнуть через …, переступить через …, подлезть под …, подкатить под …, подозвать к …, подплыть к …, завернуть за..., заехать за ....
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Моделирование из ткани на основе народной традиции в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «“Дружная семья – крепкая Россия!”: формирование представлений о семье, семейных ценностях и родственных связях у детей дошкольного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»