В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

"Слушайте нас, живые..."

Ольга Дурапова Ольга Дурапова
Тип материала: другое, конкурсная работа (Мы помним!)
Рейтинг: 12345  голосов:10    просмотров: 1577    комментариев: 1
Краткое описание
Развитие у учащихся умения анализировать текст, воспитывать патриотизм, расширять знания о писателях родного края.
Пожаловаться 20 апреля 2013
Файлы
Н.Жернаков. Рассказы о войне..doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 91»

МО «Котлас» Архангельской области
















«Слушайте нас, живые…»

Внеклассное чтение







Дурапова Ольга Александровна

учитель русского языка и литературы,

заместитель директора по воспитательной работе













Котлас, 2013

Пояснительная записка.


Дурапова Ольга Александровна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 91» МО «Котлас» Архангельской области, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по воспитательной работе

«Слушайте нас, живые…»

Данная разработка является конспектом проведения внеклассного чтения на уроке литературы в 10 классе в рамках часов, отведённых на региональное содержание общеобразовательной программы по предмету. Для внеклассного чтения отобраны рассказы о Великой Отечественной войне нашего земляка Николая Кузьмича Жернакова. Создана она с целью развития у учащихся умения анализировать текст, воспитывать патриотизм, расширять знания о писателях родного края.
































«Слушайте нас, живые…»


Внеклассное чтение по рассказам

Николая Кузьмича Жернакова.

10 класс



Цель: Развитие у учащихся умения анализировать текст, воспитывать патриотизм, расширять знания о писателях родного края.

Задачи: 1. Ознакомление учащихся с творчеством Н.К.Жернакова, отражением Великой Отечественной войны в его творчестве.

2. Воспитание у учащихся уважительного отношения к памяти о Великой Отечественной войне, патриотизма.

3. Пробуждение интереса к изучению поднятой темы.


Оформление: Книги Н.К.Жернакова. Иллюстрации учащихся к прочитанным рассказам. Фотографии на военную тему: солдаты, бои, медали и т.д., прикреплённые на доску.


Учитель: Несомненно, что у каждого, кто пережил Великую Отечественную войну, был ли он под огнём на фронте или в глубоком тылу – в колхозе, на заводе, - навсегда осталось чувство своей неповторимой личной сопричастности к тем трагическим испытаниям, которые выпали на долю нашего народа. Кажется, что без такого чувства вся остальная жизнь после войны у человека, пережившего её, не может ощутиться полной, так же, например, как она не может быть полной без любви и ненависти, без радостей, без страданий. Более 65 лет прошло со дня победы, но время не властно над памятью. Пройдут годы, столетия, а она так же будет тревожить новые поколения, как тревожит и обжигает душу у нас. В книгах Николая Кузьмича Жернакова, которые вы читали, которые представлены у нас на выставке, под одну обложку собраны короткие рассказы, зарисовки с натуры, написанные в первые годы войны и в самое последнее время. Почти все герои рассказов имели прототипов; автор или шёл рядом с ними в бой, или слушал их рассказы о пережитом. Представляется, что, собранные воедино отрывки из этих рассказов сольются в нечто цельное, ибо не может не быть цельной жизнь, прожитая целым поколением. Но сначала окунёмся в атмосферу войны, настроимся на разговор об этих трагических и, одновременно, доблестных страницах истории нашей страны. (Просмотр видеоряда фотографий военной тематики – Приложение 1)


Ученик 1: «…Бой шёл уже третий час. Симка не помнил, сколько было отбито атак. На склонах холма тут и там дымили и пылали подбитые танки и самоходки. Один танк стоял даже в тылу, за позициями лейтенанта, стоял, нелепо подняв в небо выщербленный на самой середине снарядом ствол пушки. Вдали появилась пехота, над обороной то и дело кружилась «рама» – немецкий корректировщик. Тяжёлые снаряды уже не раз рвались в окопах. Симка совершенно забыл, что его могут убить, как убивают других. Чуть пригнувшись, он перебегал от расчета к расчету, заменял по возможности выбывших – убитых и раненых, но пришло время, когда заменять их стало некем. Убитых даже не оттаскивали в сторону. Только раненые лежали в воронках, а те, кто мог стрелять, - действовали. … Немцы приостановили наскоки с ходу, но видно было, что они готовятся к новой попытке смять защитников высотки. В лощине, в старице, где, очевидно, было когда-то русло реки, танки группировались на виду в трёх местах. Около них накапливалась пехота. На другую сторону лощины пехота подходила прямо в колоннах. «Что же дальше? – оглядев всё это, внезапно подумал Симка и ощутил такую тоску, что готов был заплакать от безысходности. – В отделении осталось всего два ружья ПТР на четыре бойца. Лейтенант больше не подаёт о себе вести. На обороне ничто не движется: или оставшиеся в живых ничем себя не обнаруживают, или… Есть ли уж там кто-нибудь живой?»

(«Москва закрыта»)


Ученик 2: Из апатии меня вывели крики и гвалт автоматчиков. Они неистово кричали и ругались у толпы пленных немцев.

- Отставить! Что здесь происходит? – стараясь перекричать их, заорал я, подбегая.

- Нет, вы только посмотрите, товарищ командир, что они упаковали в свои посылочки, - кричал Васькин, тряся перед моим лицом какою-то тряпицей. – Да после этого их надо всех , сволочей, надо пострелять без разговоров!

- Что такое, старшина? - обернулся я к Петелину, угрюмо стоявшему в стороне над кучей таких же тряпок.

- Да вы только посмотрите, что они отправляли, - как видно, тоже с трудом сдерживая ярость, глухо заговорил старшина, подавая мне детскую белую рубашку.

И только теперь я разглядел на ней бурые пятна вокруг крошечных дырок. Происхождение их не вызывало сомнений. А в памяти тут же мелькнула картина: десятки расстрелянных у стены гуменного сарая в одной из подмосковных деревень. Глядя на окровавленную рубашонку, я видел сейчас скорчившиеся и детские тела, и взрослые, закоченевшие на морозе, в залитом кровью белье. Это же с расстрелянных…

(«Если б можно забыть…»)


Ученик 3: Болезненная дрёма клонила голову, и я, наверно, в самом деле, замёрз бы насмерть, если бы вскоре неподалёку от меня опять не раздался так поразивший меня напевный девичий голос.

- У вас что, лейтенант, нога? – обратилась к кому-то Василиса, и сон у меня сразу пропал: она стояла рядом.

- Нога, - со злой иронией ответил, как видно, уже совсем исстрадавшийся раненый. – Была у меня когда-то нога… А теперь, что, не видишь? Так какого чёрта спрашиваешь?

- Ну зачем вы кричите на меня, лейтенант? Возьмите себя в руки.

Маленькая, в аккуратной форме, Василиса склонилась над раненым, и вдруг я увидел, как левый рукав её шинели порывом ветра невесомо откинуло в сторону. Пустой! Пустой рукав!

(«Василиса»)


Ученик 4: Я убит.

Я не видел, но видели те, кто остался жить после меня, как замполит Сорока допустил до себя целую кучу врагов, выкинув белый платок из своей щели. Я не слышал его последних слов. Но слышали другие: «Живьём матроса не взять, недоноски!! Вот я – возьмите!» - и он выскочил из щели. И грохнул себе под ноги связку гранат. И не двух, и не трёх, а может быть, десяток врагов положил доблестный Сорока. И не при мне от имени Родины перед строем благодарили героев, что ценой жизни своей помогли в ту ночь разбить врага на важном для нас участке фронта. И без меня вручали в беломорской деревне моей старой матери мой орден

Я убит. Я лежу в братской могиле под Ржевом, недалеко от деревни Гридино. Рядом со мной мои друзья: Павел Солёный, Александр Сорока, Михаил Самсонов и много, много других.

Живые, вы слышите нас?

(«Слышите нас, живые?»)


(Звучит песня из к/ф «Белорусский вокзал»)


Учитель: Из каких рассказов Николая Кузьмича Жернакова прозвучали фрагменты? (На слайдах появляется название рассказов, названных учащимися)

- Что хотел передать писатель в своих рассказах?

- Какие фронтовые моменты отражены в них?

- Что вас особенно затронуло, взволновало в этих рассказах?

- К каким рассказам вы нарисовали иллюстрации? Почему?

- Обоснуйте, почему именно эти слова я выбрала темой нашего урока?


Работа над рассказом «Северьян»


- От чьего лица ведётся повествование в рассказе? Где находится автор? С какой целью?

- Каким образом первый раз мы слышим на страницах рассказа о Северьяне? Зачитайте эти строки. Каким он предстаёт перед автором и его спутником? (Текст появляется на слайде: «Итак, на острове обосновался «бросовый человечишко», он «зашибает» (водки, конечно, с собой взял), «во хмелях надоедной» да ещё «политик»…) Как характеризуют героя данные слова?

- И вот первая встреча. Зачитайте, каким он предстаёт перед автором и его спутником на острове?

- Как выглядит сарай, в котором он пристроился?

- Каким складывается первое впечатление о Северьяне? Почему одновременно отталкивающее и жалостное?

- Как он себя ведёт? Верна ли характеристика, которую дали Северьяну его односельчане?

- Изменился ли Северьян когда протрезвел?

- Каким он стал?

- Как он чувствовал себя?

- Почему вы так решили? Подтвердите текстом.

- Как сам Северьян объясняет потерю ноги?

- Расскажите историю Северьяна. Кто её рассказывает? Почему Жернаков не вкладывает её в уста самого Северьяна?

- Обратимся к заключительным строкам рассказа: «Какую-то неосознанную тревогу вызывали скорбные Северьяновы слова: «Не обессудьте, мужики!», словно от тебя зависело да и сейчас зависит счастье Северьяново, да только ты и раньше не мог и уж никогда не сможешь ничего сделать для него». (на слайде) Прокомментируйте их. Почему именно такие чувства овладели автором?

- Какие проблемы поднимает автор в этом рассказе?

- Какие решения предлагает? Почему не им решения?


Итог урока:

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- С какой новой стороны мы посмотрели на проблему человек – война. Противоестественна ли война природе человека?

- За что наказан Северьян? По заслугам ли?

- С каким чувством вы покидаете наш урок?

- Почему именно этим рассказом заканчивается наш разговор о военной теме в рассказах Н.К.Жернакова?


Литература:

  1. Галимов Ш.З. Подвиг Николая Жернакова: К 90-летию солдата, писателя и гражданина / Ш.З. Галимов // Двина. – 2004. – № 4. – С. 35 - 36.

  2. Галимов Ш.З. Рождение главной книги / Ш.З. Галимов // Уроки человечности: Литература и Север / Ш.З. Галимов. – Архангельск, 1984. – С. 59 - 81.

  3. Галимов Ш.З. С добрым сердцем о добрых людях / Ш.З. Галимрв // Чувство времени / Ш.З. Галимов. – Архангельск, 1966. – С. 76 - 108


  1. Д. "Север" и военная тема // Север. – 1994. – № 10. – С. 93 - 100.

  2. [Жернаков Николай Кузьмич] // Поморская сага: Образ Русского Севера. – М., 1984. – С.551 - 552.

  3. Михайлов А.А. Северодвинская сюита Николая Жернакова / А.А. Михайлов // Северная тетрадь / А.А. Михайлов. – Архангельск, 1976. – С. 85 - 103.

  4. Николай Кузьмич Жернаков // Архангельские писатели: биобиблиографический справочник. – Архангельск, 1986. – С. 49 - 54.

  5. Пономарев Б. Певец земли холмогорской / Б. Пономарев // Литературный Архангельск. – Архангельск, 1982. – С. 145 - 149.





Слушайте нас, живые.zip
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru