В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Конференция "Магнитное поле в действии"

Светлана Асташова Светлана Асташова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:2    просмотров: 1157
Краткое описание
Урок обобщения и углубления знаний  по темам главы «Электромагнитные явления» учебника физики 9 класса авторов Громова С.В., Родиной Н.А.

Описание
Уроки — конференции достаточно широко распространены в системе современного преподавания, так как основаны на системно-деятельностном подходе к изучению предмета. Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, вырабатывая по ним собственную точку зрения, учатся лаконично и выразительно излагать свои мысли, готовят презентации по выбранной теме, самостоятельно готовят и демонстрируют эксперимент (в данной конференции это является особо ценным). Различие в суждениях и мнениях учащихся по изучаемым темам и служит основой их всестороннего обсуждения, побуждает участников конференции к дискуссии и более обстоятельному осмыслению и усвоению основных выводов и обобщений. По окончанию конференции может быть выпущена стенгазета с материалами конференции и фотографиями выступлений учащихся.
Пожаловаться 18 апреля 2013
Файлы
konferencia_Astashova.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов















Методическая разработка урока-конференции

«Магнитное поле в действии»

Физика 9 класс



Урок обобщения и углубления знаний по физике













Автор: учитель физики

высшей квалификационной категории

Асташова Светлана Юрьевна





Данный урок может быть проведён как урок обобщения и углубления знаний по темам главы «Электромагнитные явления» учебника физики 9 класса авторов Громова С.В., Родиной Н.А.

Уроки - конференции достаточно широко распространены в системе современного преподавания, так как основаны на системно-деятельностном подходе к изучению предмета. Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, вырабатывая по ним собственную точку зрения, учатся лаконично и выразительно излагать свои мысли, готовят презентации по выбранной теме, самостоятельно готовят и демонстрируют эксперимент (в данной конференции это является особо ценным). Различие в суждениях и мнениях учащихся по изучаемым темам и служит основой их всестороннего обсуждения, побуждает участников конференции к дискуссии и более обстоятельному осмыслению и усвоению основных выводов и обобщений. По окончанию конференции может быть выпущена стенгазета с материалами конференции и фотографиями выступлений учащихся.

Данный урок рассчитан на 90 минут и может быть проведен как внеклассное мероприятие по физике.

Цель: Обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электромагнитные явления»

Задачи:

1) Формировать познавательный интерес, интеллектуальные и экспериментальные умения и навыки, закрепить понятия, связанные с электромагнитными явлениями и их проявлениями в жизни человека и применением на практике.

2) Развивать умение выделять главное, работать с дополнительной научно - популярной литературой, умение коротко и чётко излагать свои мысли. Расширять кругозор учащихся, способствовать развитию их интереса к физике.

3) Формировать у учащихся навыки публичных выступлений, коммуникативные навыки работы в группах, парах, умение слушать товарищей и отстаивать своё мнение.

Форма организации познавательной деятельности: групповая.

Оборудование урока: лабораторное и демонстрационное оборудование, необходимое учащимся для демонстрации опытов.

Наглядные пособия: таблицы «Электронно-лучевая трубка», «Магнитоэлектрическая система приборов», «Электромагнитное реле», «Электродвигатель постоянного тока».

Опережающее задание:

Класс делиться на группы по 2-3 человека, за 2 недели до урока группы получают задания по определенной теме. С каждой группой проводится инструктаж по технике безопасности и отрабатывается постановка эксперимента.

План конференции:

  1. Вступительное слово учителя – 5 минут.

  2. Выступления учащихся, сопровождающиеся презентациями (по желанию) и демонстрацией опытов – по 8-10 минут каждая группа.

  3. Работа в группах: демонстрация и объяснение некоторых занимательных опытов- 10 минут.

  4. Выводы по уроку, рефлексия- 3 минуты.



Ход урока



  1. Вступление учителя. Нас окружают мириады магнитных полей различного происхождения. Мы привыкли к магнитам и даже не подозреваем сколько их вокруг нас. Только в наших квартирах привычные бытовые приборы содержат десятки магнитов. Человек – тоже магнит: биотоки, текущие в нас рождают причудливые пульсирующие узоры магнитных линий. Земля, на которой мы живём, - гигантский магнит. Солнце – жёлтый плазменный шар – ещё более грандиозный магнит. Галактики и туманности, едва различимые радиотелескопами, - непостижимые по размерам магниты… Сегодня мы вспомним, что же такое магнитное поле и какую роль оно играет в нашей жизни, рассмотрим приборы и устройства, в основе работы которых лежит действие магнитного поля.

(Короткий фронтальный опрос по основным понятиям темы, чтобы актуализировать знания учащихся).

  1. Выступления учащихся, в которых они более подробно, конкретно и глубоко остановятся на действии магнитного поля в различных областях нашей жизни.

I группа:

Магниты на производстве.

- Магниты на заводе: электромагнитный подъёмный кран, магнитный стол, магнитный конвейер, магнитная дефектоскопия (демонстрация подъёма груза при помощи электромагнита из кабинета физики).

- Магнитный сепаратор в сельском хозяйстве и горнодобывающей промышленности.

- Магнитные мины в военном деле.

- Электромагнитное реле.

Магниты в быту.

II группа: Устройство и принцип работы электрического звонка (демонстрация работы звонка на модели).

III группа: История появления и развития телеграфа (демонстрация работы телеграфного аппарата на модели). Телетайп.

IV группа: История появления и развития телефона. Устройство и принцип работы телефона. (Сборка одним из учащихся модели телефона из конструктора. Демонстрация его действия: выходит с трубкой в коридор и произносит фразу, сказанную изобретателем телефона 10 марта 1876 года, а другой учащийся, получивший это сообщение, озвучивает классу: «Говорит Белл. Если Вы меня слышите, то подойдите к окну и помашите мне шляпой».)

V группа: Действие магнитного поля на движущийся заряд.

Принцип работы и применение электронно-лучевой трубки. Принцип работы и применение генератора электрического тока (демонстрация работы модели генератора электрического тока).

VI группа: Действие магнитного поля на электрический ток

(прямой проводник и рамку с током – демонстрация учащихся). Устройство и принцип работы электроизмерительных приборов и электродвигателя (демонстрация работы модели электродвигателя).

3. А теперь посмотрим, помогут ли знания о магнитных полях, полученные на уроках и на сегодняшней конференции, объяснить некоторые простые занимательные опыты. Даётся задание для групп. Через несколько минут ребята должны дать ответы на поставленные вопросы.

Примеры заданий:

- Два прямых постоянных магнита закрепить в штативе вертикально, располагая их по одной линии, разноимёнными полюсами навстречу друг другу. Гвоздь длиной 7-10 см поставить между магнитами остриём вниз так, чтобы зазор между шляпкой и верхним магнитом был 4-5 мм. Если внести в этот зазор линейки из алюминия, дерева, пластмассы и т.д., гвоздь остаётся на месте. Но если внести стальную линейку, гвоздь падает. Как объяснить наблюдаемое явление.

Ответ: Сначала гвоздь располагается вдоль магнитных линий между полюсами магнитов. Сталь экранирует магнитное поле, поэтому при внесении стальной линейки гвоздь падает.

- Имея в наличии 2 стальные спицы (одна намагничена, другая – нет), определите, какая из спиц является намагниченной.

Ответ: К намагниченной спице притягиваются все части ненамагниченной спицы. У намагниченной же имеется нейтральная линия, которая не обладает магнитными свойствами.

- Если поднести к нижнему концу штатива магнитную стрелку на подставке, она повернётся к нему южным полюсом, а к верхнему концу штатива – северным полюсом. Объясните странное поведение магнитной стрелки.

Ответ: Все железные предметы находятся в магнитном поле Земли. Под действием этого поля штатив намагничивается, причем нижняя часть его обнаруживает северный магнитный полюс, а верхняя – южный.

- 5-6 керамических кольцеобразных магнита надеваются на вертикально поставленный карандаш. Магниты как бы «висят» в воздухе на некотором расстоянии друг от друга. Объясните явление.

Ответ: Магниты располагаются однородными полюсами друг к другу, поэтому между ними появляются силы отталкивания.

- Если стальную иголку на нити поднести к полюсу магнита, она отклонится от вертикали к магниту. Если поднести к игле пламя спички, игла снова примет вертикальное положение. Почему?

Ответ: При нагревании до температуры Кюри ферромагнитные свойства исчезают.

- Дугообразный магнит удерживает железные предметы (гвоздики) у своих полюсов сбоку. Если поднести сверху второй такой же магнит полюсами к первому, железные предметы отпадают. Почему?

Ответ: С внешней стороны магнитное поле ослабевает.

- Как устроена и каков принцип действия игрушки-маятника, которую принесли из дома?

4. Итоги урока.

Итак, сегодня мы более подробно познакомились с тем, где и как работает магнитное поле, увидели, как широко применяются в нашей жизни электромагнитные явления. Надеюсь, что полученные знания принесут вам практическую пользу. Спасибо всем за работу.

Выступление группы оценивается по определенным критериям по пятибалльной шкале:

Критерии

I

II

III

IV

V

VI

1.Ораторское мастерство.







2.Выжержанность регламента.







3.Организация работы в группе, распределение материала между участниками команды.







4.Глубина раскрытия темы.







5.Качество подготовки демонстрации.







6.Умение отвечать на дополнительные вопросы.













Литература:

  1. Громов С.В., Родина Н.А. Физика: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011.

  2. Пинский А.А. Физика и астрономия: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2009.

  3. Физика – приложение к газете «Первое сентября» №1 2001 год.

  4. Физика-юным: Теплота. Электричество. Книга для внеклассного чтения. 7 кл./ Сост. М.Н. Алексеева. – М.: Просвещение, 1980.

  5. Изобретения: Энциклопедия для детей. – Мн. «Харвест», М.: АСТ, 2000.

  6. Книга для чтения по физике: Учебное пособие для учащихся 6-7 классов средней школы/ Сост. И.Г. Кириллова. – М.: Просвещение, 1986.

  7. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. – М.: Просвещение, 1985.

  8. Шабловский В. Занимательная физика. – Санкт-Петербург: «Тригон», 1997.



konferencia_Astashova.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru