В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Конференция "Магнитное поле в действии"

Конференция "Магнитное поле в действии"

Светлана Асташова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:2просмотров: 1522
Краткое описание
Урок обобщения и углубления знаний  по темам главы «Электромагнитные явления» учебника физики 9 класса авторов Громова С.В., Родиной Н.А.
Описание
Уроки — конференции достаточно широко распространены в системе современного преподавания, так как основаны на системно-деятельностном подходе к изучению предмета. Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, вырабатывая по ним собственную точку зрения, учатся лаконично и выразительно излагать свои мысли, готовят презентации по выбранной теме, самостоятельно готовят и демонстрируют эксперимент (в данной конференции это является особо ценным). Различие в суждениях и мнениях учащихся по изучаемым темам и служит основой их всестороннего обсуждения, побуждает участников конференции к дискуссии и более обстоятельному осмыслению и усвоению основных выводов и обобщений. По окончанию конференции может быть выпущена стенгазета с материалами конференции и фотографиями выступлений учащихся.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
konferencia_Astashova.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов















Методическая разработка урока-конференции

«Магнитное поле в действии»

Физика 9 класс



Урок обобщения и углубления знаний по физике













Автор: учитель физики

высшей квалификационной категории

Асташова Светлана Юрьевна





Данный урок может быть проведён как урок обобщения и углубления знаний по темам главы «Электромагнитные явления» учебника физики 9 класса авторов Громова С.В., Родиной Н.А.

Уроки - конференции достаточно широко распространены в системе современного преподавания, так как основаны на системно-деятельностном подходе к изучению предмета. Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, вырабатывая по ним собственную точку зрения, учатся лаконично и выразительно излагать свои мысли, готовят презентации по выбранной теме, самостоятельно готовят и демонстрируют эксперимент (в данной конференции это является особо ценным). Различие в суждениях и мнениях учащихся по изучаемым темам и служит основой их всестороннего обсуждения, побуждает участников конференции к дискуссии и более обстоятельному осмыслению и усвоению основных выводов и обобщений. По окончанию конференции может быть выпущена стенгазета с материалами конференции и фотографиями выступлений учащихся.

Данный урок рассчитан на 90 минут и может быть проведен как внеклассное мероприятие по физике.

Цель: Обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электромагнитные явления»

Задачи:

1) Формировать познавательный интерес, интеллектуальные и экспериментальные умения и навыки, закрепить понятия, связанные с электромагнитными явлениями и их проявлениями в жизни человека и применением на практике.

2) Развивать умение выделять главное, работать с дополнительной научно - популярной литературой, умение коротко и чётко излагать свои мысли. Расширять кругозор учащихся, способствовать развитию их интереса к физике.

3) Формировать у учащихся навыки публичных выступлений, коммуникативные навыки работы в группах, парах, умение слушать товарищей и отстаивать своё мнение.

Форма организации познавательной деятельности: групповая.

Оборудование урока: лабораторное и демонстрационное оборудование, необходимое учащимся для демонстрации опытов.

Наглядные пособия: таблицы «Электронно-лучевая трубка», «Магнитоэлектрическая система приборов», «Электромагнитное реле», «Электродвигатель постоянного тока».

Опережающее задание:

Класс делиться на группы по 2-3 человека, за 2 недели до урока группы получают задания по определенной теме. С каждой группой проводится инструктаж по технике безопасности и отрабатывается постановка эксперимента.

План конференции:

  1. Вступительное слово учителя – 5 минут.

  2. Выступления учащихся, сопровождающиеся презентациями (по желанию) и демонстрацией опытов – по 8-10 минут каждая группа.

  3. Работа в группах: демонстрация и объяснение некоторых занимательных опытов- 10 минут.

  4. Выводы по уроку, рефлексия- 3 минуты.



Ход урока



  1. Вступление учителя. Нас окружают мириады магнитных полей различного происхождения. Мы привыкли к магнитам и даже не подозреваем сколько их вокруг нас. Только в наших квартирах привычные бытовые приборы содержат десятки магнитов. Человек – тоже магнит: биотоки, текущие в нас рождают причудливые пульсирующие узоры магнитных линий. Земля, на которой мы живём, - гигантский магнит. Солнце – жёлтый плазменный шар – ещё более грандиозный магнит. Галактики и туманности, едва различимые радиотелескопами, - непостижимые по размерам магниты… Сегодня мы вспомним, что же такое магнитное поле и какую роль оно играет в нашей жизни, рассмотрим приборы и устройства, в основе работы которых лежит действие магнитного поля.

(Короткий фронтальный опрос по основным понятиям темы, чтобы актуализировать знания учащихся).

  1. Выступления учащихся, в которых они более подробно, конкретно и глубоко остановятся на действии магнитного поля в различных областях нашей жизни.

I группа:

Магниты на производстве.

- Магниты на заводе: электромагнитный подъёмный кран, магнитный стол, магнитный конвейер, магнитная дефектоскопия (демонстрация подъёма груза при помощи электромагнита из кабинета физики).

- Магнитный сепаратор в сельском хозяйстве и горнодобывающей промышленности.

- Магнитные мины в военном деле.

- Электромагнитное реле.

Магниты в быту.

II группа: Устройство и принцип работы электрического звонка (демонстрация работы звонка на модели).

III группа: История появления и развития телеграфа (демонстрация работы телеграфного аппарата на модели). Телетайп.

IV группа: История появления и развития телефона. Устройство и принцип работы телефона. (Сборка одним из учащихся модели телефона из конструктора. Демонстрация его действия: выходит с трубкой в коридор и произносит фразу, сказанную изобретателем телефона 10 марта 1876 года, а другой учащийся, получивший это сообщение, озвучивает классу: «Говорит Белл. Если Вы меня слышите, то подойдите к окну и помашите мне шляпой».)

V группа: Действие магнитного поля на движущийся заряд.

Принцип работы и применение электронно-лучевой трубки. Принцип работы и применение генератора электрического тока (демонстрация работы модели генератора электрического тока).

VI группа: Действие магнитного поля на электрический ток

(прямой проводник и рамку с током – демонстрация учащихся). Устройство и принцип работы электроизмерительных приборов и электродвигателя (демонстрация работы модели электродвигателя).

3. А теперь посмотрим, помогут ли знания о магнитных полях, полученные на уроках и на сегодняшней конференции, объяснить некоторые простые занимательные опыты. Даётся задание для групп. Через несколько минут ребята должны дать ответы на поставленные вопросы.

Примеры заданий:

- Два прямых постоянных магнита закрепить в штативе вертикально, располагая их по одной линии, разноимёнными полюсами навстречу друг другу. Гвоздь длиной 7-10 см поставить между магнитами остриём вниз так, чтобы зазор между шляпкой и верхним магнитом был 4-5 мм. Если внести в этот зазор линейки из алюминия, дерева, пластмассы и т.д., гвоздь остаётся на месте. Но если внести стальную линейку, гвоздь падает. Как объяснить наблюдаемое явление.

Ответ: Сначала гвоздь располагается вдоль магнитных линий между полюсами магнитов. Сталь экранирует магнитное поле, поэтому при внесении стальной линейки гвоздь падает.

- Имея в наличии 2 стальные спицы (одна намагничена, другая – нет), определите, какая из спиц является намагниченной.

Ответ: К намагниченной спице притягиваются все части ненамагниченной спицы. У намагниченной же имеется нейтральная линия, которая не обладает магнитными свойствами.

- Если поднести к нижнему концу штатива магнитную стрелку на подставке, она повернётся к нему южным полюсом, а к верхнему концу штатива – северным полюсом. Объясните странное поведение магнитной стрелки.

Ответ: Все железные предметы находятся в магнитном поле Земли. Под действием этого поля штатив намагничивается, причем нижняя часть его обнаруживает северный магнитный полюс, а верхняя – южный.

- 5-6 керамических кольцеобразных магнита надеваются на вертикально поставленный карандаш. Магниты как бы «висят» в воздухе на некотором расстоянии друг от друга. Объясните явление.

Ответ: Магниты располагаются однородными полюсами друг к другу, поэтому между ними появляются силы отталкивания.

- Если стальную иголку на нити поднести к полюсу магнита, она отклонится от вертикали к магниту. Если поднести к игле пламя спички, игла снова примет вертикальное положение. Почему?

Ответ: При нагревании до температуры Кюри ферромагнитные свойства исчезают.

- Дугообразный магнит удерживает железные предметы (гвоздики) у своих полюсов сбоку. Если поднести сверху второй такой же магнит полюсами к первому, железные предметы отпадают. Почему?

Ответ: С внешней стороны магнитное поле ослабевает.

- Как устроена и каков принцип действия игрушки-маятника, которую принесли из дома?

4. Итоги урока.

Итак, сегодня мы более подробно познакомились с тем, где и как работает магнитное поле, увидели, как широко применяются в нашей жизни электромагнитные явления. Надеюсь, что полученные знания принесут вам практическую пользу. Спасибо всем за работу.

Выступление группы оценивается по определенным критериям по пятибалльной шкале:

Критерии

I

II

III

IV

V

VI

1.Ораторское мастерство.







2.Выжержанность регламента.







3.Организация работы в группе, распределение материала между участниками команды.







4.Глубина раскрытия темы.







5.Качество подготовки демонстрации.







6.Умение отвечать на дополнительные вопросы.













Литература:

  1. Громов С.В., Родина Н.А. Физика: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011.

  2. Пинский А.А. Физика и астрономия: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2009.

  3. Физика – приложение к газете «Первое сентября» №1 2001 год.

  4. Физика-юным: Теплота. Электричество. Книга для внеклассного чтения. 7 кл./ Сост. М.Н. Алексеева. – М.: Просвещение, 1980.

  5. Изобретения: Энциклопедия для детей. – Мн. «Харвест», М.: АСТ, 2000.

  6. Книга для чтения по физике: Учебное пособие для учащихся 6-7 классов средней школы/ Сост. И.Г. Кириллова. – М.: Просвещение, 1986.

  7. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. – М.: Просвещение, 1985.

  8. Шабловский В. Занимательная физика. – Санкт-Петербург: «Тригон», 1997.



konferencia_Astashova.rar
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru