В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

М.Ю.Лермонтов. Герой нашего времени.

Bolat Toreev Bolat Toreev
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 9649
Краткое описание
Цели урока:
1.Обобщение и закрепление знаний учащихся о романе; знакомство с такими понятиями, как композиция, сюжет, фабула.
2.Формирование у учащихся  навыков социально-психологической  характерис-тики героев.
3.Выработка умения грамотно составлять монолог и отвечать на вопросы.
Тип урока: урок-обобщение.
Метод: практический, словесный.
Оборудование: портрет,иллюстрации,интерактивная доска,схемы,таблицы.

Описание
Тема урока: Урок-обобщение по роману М.Ю.Лермонтова “Герой нашеговремени”. Цели урока: 1.Обобщение и закрепление знаний учащихся о романе; знакомство с такими понятиями, как композиция, сюжет, фабула.
2.Формирование у учащихся навыков социально-психологической характерис-тики героев.

3.Выработка умения грамотно составлять монолог и отвечать на вопросы.
Тип урока:урок-обобщение. Метод: практический, словесный. Оборудование: портрет, иллюстрации, интерактивная доска, схемы, таблицы.
Ход урока
І. Организационный момент.(Сообщение темы урока.)Слайд №1.
ІІ.Опрос домашнего задания: Расскажите о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Слайд № 2. (Опорная схема) ІІІ.Новая тема.
Вопросо-ответная работа.
Ø 1.Вспомним то, что мы проходили по теории литературы: Что мы называем романом? Ø 2.Расскажите об истории создания романа “Герой нашего времени”. Слово учителя: Слайд № 3.
Появление романа М. Ю. Лермонтова сразу же вызвало острую полемику в обществе.
  • Николай I находил роман “отвратительным”, показывающим “большую испорченность автора”.
  • Охранительная критика обрушилась на роман Лермонтова, усматривая в нем клевету на русскую действительность. Профессор С.П. Шевырев стремился доказать, что Печорин не больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в русской жизни.
  • Раньше других с необычайной верностью оценил “Героя нашего времени” В.Г. Белинский, отметивший в нем “богатство содержания”, “глубокое знание человеческого сердца и современного общества”.
А что же автор? Ко второму изданию “Героя нашего времени” М.Ю. Лермонтов пишет “Предисловие”, в котором настаивал на том, что “Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Слайд № 4. Ø 3.Каким образом Лермонтов выстраивает сюжет произведения? Что вы можете сказать окомпозиции сочинения? Ø 4.Но для начала обьясните, что такое композиция? Ø 5.А что такое сюжет и фабула? (Работа по таблице «Сюжет и фабула романа») Слайд № 5. Сюжет и фабула романа
Сюжет – совокупность событий художественного произведения.
Фабула – события в литературном произведении в их последовательной связи.
  1. “Бэла” /4/
  2. “Максим Максимыч” /5/
  3. “Предисловие” к “Журналу Печорина” /6/
  4. “Тамань” /1/
  5. “Княжна Мери” /2/
  6. “Фаталист” /3/
  1. “Тамань”
  2. “Княжна Мери”
  3. “Фаталист”
  4. “Бэла”
  5. “Максим Максимыч”
  6. “Предисловие” к “Журналу Печорина”.
Хронологический порядок событий. “Тамань”: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани; “Княжна Мери”: 10 мая – <date ls=«trans» month=«6» day=«17» year=«18» w:st=«on»>17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча; “Фаталист”: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу; “Бэла”: весна 1833 года – Печорин похищает дочь “мирнова князя”, а через четыре месяца она погибает от рук Казбича; “Максим Максимыча”: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем”. Картина“хронологических смещений”, сделанных М. Ю. Лермонтовым. Эта картинавыглядит так (указывает стрелками): начинается роман с середины событий и доводится последовательно до конца жизни героя. Затем события в романе развертываются от начала изображаемой цепи событий к ее середине.
Поговорим о первой повести – о повести ”Бэла”. Постарайтесь ответить на следующие вопросы: ● В чем особенность этой части романа? ●Какова роль Максим Максимыча в истории с похищением Бэлы? ●Каким предстает Печорин в рассказе Максим Максимыча? Прочитайте. Слайд№6(Печорин) ●Можно ли доверять мнению Максим Максимыча о Печорине? ●Можно ли было предвидеть трагическую развязку по тому, как складывались отношения между Бэлой и Печориным в начале событий?Слайд № 7 ●Какова реакция Печорина на смерть Бэлы и почему она так удивила Максим Максимыча? Прочитайте. Слайд № 8 (смерть Бэлы)
●В какой момент Максим Максимыч начинает употреблять местоимение «мы» по отношению к себе и Печорину, о чем это свидетельствует?
●Как характеризирует героя самохарактеристика в этой повести? Прочитайте. ●Какие черты характера Максим Максимыча проявились в истории с Бэлой? ●Почему повесть заканчивается ироническим замечанием повествователя о Максим Максимыче? 7.Перейдем к повести ” Максим Максимыч”. Ø Кто является рассказчиком повести «Максим Максимыч»?Слайд №9 (Печорин и проезжий офицер) Ø Какова роль портрета Печорина? Слайд № 10 (Печорин на диване)
Сделайте сравнительную характеристику Максим Максимыча и Печорина. Слайд № 11(Максим Максимыч и Печорин) КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА Максим Максимыч

Печорин
Переполнен радостью, взволнован, хотел “кинуться на шею” Печорину.
“… Довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул… руку “.
“На минуту остолбенел”, потом “жадно схватил его руку обеими руками: он еще не мог говорить”.
Печорин первым произносит :”Как я рад, дорогой Максим Максимыч...”.
Не знает, как называть: на “ты” или на “вы”? Пытается остановить Печорина, просит,
чтобы не уезжал.
Односложный ответ:”Еду в Персию – и
дальше...”.
Речь сбивчивая, передает взволнованность.

По-прежнему односложные ответы:“Мне
пора”,“Скучал”, произносимые с улыбкой.
Напоминает о “житье-бытье” в крепости, об охоте, о Бэле.
“… чуть-чуть побледнел и отвернулся...”.
Отвечает односложно и принужденно зевает.
Упрашивает Печорина остаться на два часа, поговорить, интересуется его жизнью
в Петербурге.

Отказ, хоть и вежливый: ”Право, мне нечего
рассказывать, дорогой Максим Максимыч...”.
Берет за руку.
Старается скрыть свою досаду.
Успокаивает, дружески обнимает:”Неужели я
не тот же?”, — говоря, садится в коляску.
Напоминает о бумагах: ”Что с ними делать?”

Полное безразличие: ”Что хотите”.

Учащиеся делают вывод.
Слайд № 12 (Сравн.хар-ка героев) и № 13 ( «Карета с Печориным укатила...»)

( К доске вызываются 3 ученика для составления диаграммы Венна «Онегин и Печорин». Пока они работают, остальные переходят к следующей повести.)
8.“Тамань” – первая повесть в дневнике Печорина.
Если первые две повести по жанру – путевые записки, то следующие повести – это дневник Печорина. Слайд № 14 (Тамань) ●Что такое дневник? ●Кто в повести главные герои?Слайд № 15 ( Печорин и контрабандистка) ●О каких сторонах характера Печорина позволяет судить повесть «Тамань»? ●Почему, имея такие возможности в характере, в поведении, Печорин не кажется счастливым? ●Как эти качества характера проявляются в отношении к Янко и девушке-контрабандистке? Слайд № 16 (Ундина) ● Какова роль пейзажа в повести? 9.Слово учителя:
Лермонтов создал совершенно новый роман – новый по форме и содержанию: первый в русской литературе психологический роман.
Слайд № 17.
Психологизм – это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы.
Сюжетом сочинения становится “история души человеческой”.
  • Лермонтов дает нам сначала услышать о героеот доброго, но ограниченногоМаксим Максимыча;
  • потом посмотреть на негоглазами офицера-повествователя;
  • и, наконец,раскрывает перед нами его дневникнаблюдения ума зрелого над самим собою” .
.Смена рассказчиков нацелена на то, чтобы анализ внутреннего мира делался более глубоким и всеобъемлющим. 10. А теперь поговорим об образе Печорина и его преемственной связи с пушкинским Онегиным.

Как известно, Онегин и Печорин принадлежат к тому общественному типу людей 20-30-х годов ХІХ века, которых называли «лишними»: « умные ненужности», «страдающие эгоисты». Что общего и в чем различие между «лишним человеком» 20-х годов –Онегиным и «умной ненужностью» 30-х годов –Печориным? Обратите внимание на диаграмму. Работа по диаграмме Венна «Онегин и Печорин».
Онегин Печорин
Ø 1.Поверхностное переживание. 1. Глубина страданий.
Ø 2.Боязнь светской молвы. 2.Пренебрежение законами “света”.
Ø 3.Бездеятельность и пассивность 3.Неукротимая энергия
Ø 4.Охлаждение чувств. 4.”Наука страсти нежной”
Ø 5.”Резкий охлажденный ум”. 5.Противоречивость, скептицизм.
Ø 6.Безволие. 6.Сила воли.

Общие черты 1.Дворянское происхождение.
2.Светское образование и воспитание. 3.Ум и свободолюбивые взгляды. 4.Одиночество.
5.Отношение к людям.
6.”Умные ненужности».
7.Неудовлетворенность жизнью. Слово учителя: Слайд № 18. (Диаграмма Венна)
Слайд № 19.
Добролюбов так писал о Печорине: «Перед вами другой человек, с более страстной душой, с более широким самолюбием.Этот имеет в себе как от природы все то,, что для Онегина составляет предмет забот.Он не хлопочет о туалете и наряде: он светский человек и без этого.Ему не нужно подбирать слова и блистать мишурным знанием: и без этого язык у него как бритва… Он действительно может овладеть сердцем женщины, не на краткое мгновение, а надолго, нередко навсегда.Все, что ему встречается на дороге, он сумеет отстранить или уничтожить.Одно только несчастье: он не знает, куда идти.Сердце его пусто и холодно ко всему...» Так кто же виноват в том, что жизнь сильного, умного, волевого человека стала бессмысленной и никому не нужной? Лермонтов, последователь Пушкина, отвечает на этот вопрос всем содержанием романа: Печорин, как и Онегин, нравственно искалечен светским обществом. Таким образом, сопоставив двух героев – Онегина и Печорина, можно прийти к выводу: общество виновато в том, что два умных, одаренных, образованных человека, живущих в 20-30-х годах ХІХ века, оказались лишними, ненужными людьми.
11.Каково идейно-художественное своеобразие романа? Слайд № 20. 13.Письменная работа.(Запись в тетрадях диаграммы) 14.Заключение. Слайд № 21. Слово учителя. Жизнь Лермонтова оборвалась в 27 лет.Его дарование непрерывно развивалось на протяжении почти полутора десятилетия.Множество замыслов теснилось в его воображении, и для их воплощения требовалось, по всей вероятности, еще не одно десятилетие.Но и то, что он успел создать, по праву вошло в золотой фонд шедевров мирового искусства. 15.Подведение итогов.Выставление оценок. 16.Задание на дом: написать сочинение на тему «Герой моего времени». Слайд № 22
Пожаловаться 18 апреля 2013
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru