Интегрированный урок математики и химии на тему: «Решение текстовых задач на смеси и сплавы»
2. Имеются два сплава, в первом содержится 40% серебра, а во втором-20% серебра. Сколько килограммов второго сплава необходимо добавить к 20кг первого сплава, чтобы получить сплав, содержащий 30% серебра? Учитель математики подводит итог урока: Способов решения задач много, выбирайте тот, который каждому из вас кажется более простым и понятным. Главное, чтобы задача была решена правильно. Учитель математики оценивает работу учащихся, задаёт домашнее задание.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11 с углублённым изучением отдельных предметов Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
422540, РТ, г. Зеленодольск, ул. Гоголя, д.40а
тел. (84371) 5-27-08, 5-44-15, факс 5-27-08,
Е-mail: Zelschool11@yandex.ru
Интегрированный урок математики и химии на тему:
«Решение текстовых задач на смеси и сплавы»
9 класс.
Выполнил: учитель математики высшей квалификационной категории
Имамеева Флюра Равильевна,
учитель химии высшей квалификационной категории
Абдулина Маргарита Ивановна.
Интегрированный урок математики и химии на тему:
«Решение текстовых задач на смеси и сплавы»
9 класс.
Цели:
образовательная: обобщить и углубить знания учащихся необходимые для решения текстовых задач, продолжить формирование математической и химической грамотности учащихся.
воспитательная: применять полученные математические и химические знания в повседневной жизни.
развивающая: продолжить развитие логического и креативного мышления.
Ход урока:
Учитель математики:
Растворы и сплавы - это то, что окружает человека повсеместно и ежедневно. Сегодня на уроке мы вспомним не только математические, но и химические понятия, чтобы в очередной раз показать, насколько тесно связаны все науки с математикой. Мы будем решать задачи на смеси и сплавы, которые встречаются в экзаменационных тестах, как по математике, так и по химии. Задачи такого типа часто вызывают затруднения, но «решение задач – практическое искусство, подобное игре на фортепьяно, научиться ему можно только постоянно решая задачи и рассматривая решения трудных задач в качестве образцов».
Учащиеся записывают тему урока - «Решение текстовых задач на смеси и сплавы»
На нашем уроке математики присутствует учитель химии, так как: все задачи, которые мы будем решать, связаны с химическими процессами и кроме того мы покажем три способа решения задач на смеси и сплавы, среди которых один – химический.
Для решения задач необходимо повторить некоторые теоретические моменты.
Учитель задает вопрос: «Что такое процент?» Учащиеся отвечают.
Учитель просит соотнести проценты и соответствующие им десятичные дроби
9% 17% 123% 0,3% 75%
0,003 0,75 0,09 0,17 1,23
Предлагает учащимся решить задачу :
Приготовить 500 грамм 9% раствора уксуса из 75% уксусной эссенции.
Эта задача имеет практическое применение, когда в домашних условиях нужно из уксусной эссенции приготовить столовый 9% уксус для консервирования овощей.
Учитель химии. Для решения задачи необходимо повторить некоторые химические формулы и понятия. С понятием растворы мы сталкиваемся на протяжение всего изучения химии. При изучении темы «Растворы», мы говорим о процентной концентрации, вспомним, из чего складывается масса раствора. Учащиеся записывают формулу: mраствора = mвещества + mводы. В качестве растворителя в нашем случае рассматривается вода. Исходя из этой формулы, можно найти массу воды.
Mводы. = mраствора - mвещества
Учитель химии спрашивает, изменится ли масса вещества при добавлении воды. Учащиеся отвечают, что масса вещества не меняется.
Учитель математики предлагает рассмотреть первый способ решения задачи – с помощью таблицы (этим способом мы решали задачи на движение).
Учитель математики вместе с учениками составляет таблицу.
|
Раствор №1 |
Раствор №2 |
Вода |
Масса раствора |
Хг |
500г |
500-Х г |
Процентное содержа- ние уксуса |
75%=0,75 |
9%=0,09 |
0% |
Масса чистой уксусной кислоты. |
0,75 х Х |
0,09х 500 |
|
Учитель математики просит составить уравнение для нахождения массы уксусной эссенции на основании данных таблицы.
Ученик составляет и решает уравнение у доски:
0,75×Х = 0,09×500
0,75×Х = 45
Х = 60
500 – 60 = 440
Ответ: для приготовления 500г 9% уксуса необходимо взять 60 г уксусной эссенции и 440 г воды.
Учитель химии. На уроках математики вы говорите о процентном содержании вещества в растворе, в химии мы называем это массовая доля растворенного вещества. Учитель предлагает записать формулу, по которой рассчитывается массовая доля растворенного вещества в растворе.
Учащиеся записывают формулу на доске и в тетради.
W=mв-ва/mр-ра ×100%, выводим из этой формулы массу раствора. mр-ра=mв-ва/ W×100%.
Учитель химии предлагает решить задачу вторым способом, используя химические формулы.
W=mв-ва/mр-ра ×100%, mв-ва = W× mр-ра / 100%; mв-ва = 9%×500/100 =45г.
Учитель химии напоминает, что при разбавлении растворов водой масса растворенного вещества не меняется, следовательно mр-ра=45 / 75×100%. или 0,75× mр-ра =45; mр-ра =60. Учитель химии обращает внимание учащихся на то, что в итоге получается такое же уравнение с одним неизвестным, которое учащиеся получили, решая задачу математическим способом:
Учитель математики:
Третий способ – это универсальный способ. В математике этот способ известен как старинный способ решения задач (его ещё называют методом креста, диагональной схемы). В химии он называется методом смешения растворов.
Если p - концентрация воды,q- концентрация 75% раствора,r – концентрация 9% раствора, то работает следующая диагональная схема:
p q - r
r
q r – p
Если концентрацию растворов выразить не в процентах, а в частях, то по задаче имеем:
0 75 – 9 = 66
9 75
75 9 – 0 = 9
9/75 × 500 = 60г уксусной эссенции;
500 – 60 = 440г воды;
Учитель химии показывает решение задачи по правилу смешения растворов.
0,75 0,09
0,09 0,75 (общее количество частей двух растворов)
-
0,66
Находим массу 75% раствора уксусной эссенции:
mр-ра= 0,09/0,75×500=60 г.
Находим массу воды
. mводы= 0,66/0,75×500=440 г.
Учитель математики. Мы предложили три способа решения одной и той же задачи: математический, химический, универсальный.
На оставшейся части урока ребятам предлагаются задачи на сплавы.
Учитель химии напоминает, что растворы бывают твердыми, жидкими и газообразными, то есть сплавы – это те же растворы, поэтому любой из ранее предложенных способов подходит для решения задач на сплавы.
Учащиеся решают, выбирая один из выше показанных способов решения. Задачи проверяются учителем и более сильными учениками
Задачи:
-
Сплав олова с медью весом 12 кг содержит 45% меди. Сколько чистого олова надо добавить, чтобы получить сплав, содержащий 40% меди.
-
Имеются два сплава, в первом содержится 40% серебра, а во втором-20% серебра. Сколько килограммов второго сплава необходимо добавить к 20кг первого сплава, чтобы получить сплав, содержащий 30% серебра?
Учитель математики подводит итог урока: Способов решения задач много, выбирайте тот, который каждому из вас кажется более простым и понятным. Главное, чтобы задача была решена правильно.
Учитель математики оценивает работу учащихся, задаёт домашнее задание.
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Автоматизация учёта предоставления услуг на предприятиях сферы туризма»
- Международный вебинар «Интернет-технологии предоставления услуг в сфере туризма»