В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Формирование нравственной устойчивости несовершеннолетних к отрицательным влияниям окружающей среды

Формирование нравственной устойчивости несовершеннолетних к отрицательным влияниям окружающей среды

Ольга Сапега
Тип материала: Педагогическая теория
Рейтинг: 1 голосов:1просмотров: 2321
Краткое описание
Формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Описание
Формирование нравственной устойчивости несовершеннолетних к отрицательным влияниям окружающей среды


Сапега Ольга Алексеевна

МОУ – лицей № 10
Г. Белгород


…Явление нравственного составляет

главную задачу воспитания, гораздо

более важную, чем развитие ума во-

обще, наполнение головы познаниями.

К.Д.Ушинский

На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Роль нравственного сознания в формировании личности ребёнка приобретает особое значение в младшем школьном возрасте. В этом возрасте ребёнок включается в новую систему общения, в которой возникают новые требования к поступкам, отношениям, качествам человека. Младшему школьнику нужно не только увидеть и понять эти требования, но и суметь найти способы ответа им: построить своё поведение и отношения в соответствии с этими требованиями, а в лучшем случае уметь влиять на становление этих требований. Формирующийся опыт нравственных отношений ребёнка в среде его сверстников играет чрезвычайно важную роль не только для развития понимания качеств личности, отношений и поступков человека, но и для становления нового отношения к себе, осознание своих собственных качеств как личности. Кроме того, происходящее в это же время становление учебной деятельности, неизбежно поворачивающей ребёнка на себя, требует от него умения осознавать и оценивать свои знания, навыки, качества личности, от которых зависит успешность его учения, т. е. в значительной степени всё его самочувствие в школе.
С уровнем осознания личностных качеств (своих и сверстников) в определённой мере связано и само формирование этих качеств. Если ребёнок не может критически взглянуть на себя, увидеть свои недостатки, не понимает, почему им недовольны сверстники, как следует вести себя в разных ситуациях, у него возникают неадекватные формы поведения, а негативные реакции могут стать устойчивыми. И наоборот, если у ребёнка интенсивно формируется знание о себе, у него развивается чуткость к требованиям, быстрее налаживаются его контакты со сверстниками, легче и эффективней происходит становление учебной деятельности, развитие положительных качеств личности.
Истоки нравственного сознания заложены в общении ребёнка со взрослым, от которого ребёнок получает первые оценки своих действий, поступков, отношений. Взрослый организует его деятельность, исправляет ошибки, расширяет кругозор, обогащает опыт. Воспитательный процесс мы строим так, чтобы предусмотреть ситуацию, в которой ребёнок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Условия для этого можно создать в игре, учении, труде, творческих занятиях. Ученик должен научиться правильно действовать, когда за ними не наблюдают, когда от него не требуют отчёта. Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопление опыта нравственных взаимоотношений. На уроке ученик приучается к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих одноклассников, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроке дети вместе переживают острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. В воспитательном отношении все предметы одинаково важны. Разнообразие предметов даёт возможность каждому ребёнку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности. У одного острый ум, у другого – умелые руки, третий ловок, изящен, отлично владеет своим телом, движениями, четвёртый особенно восприимчив к прекрасному, пятый наблюдателен.
Так, чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из «Литературного чтения» В.А. Лазаревой помогали детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читали, обсуждали статьи, в которых ставились в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, дружбе, гуманности, милосердии. На уроке постоянно возникали между учащимися нравственные отношения. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общались между собой, влияли друг на друга. В совместной деятельности на уроках вырабатывалось представление о том, что хорошо и что плохо. Это касалось тех сторон жизни, которые особенно волнуют ребят: отношения к учению, отметкам, труду, дружбе, различным поступкам учеников в классе. Совместная работа была разнообразной и интересной.
На уроках чтения легче, проще и естественнее решить задачу нравственного просвещения. Отобранные тексты для чтения и вопросы к ним позволяют расширять и углублять нравственные знания, понятия и представления детей. При чтении дети знакомятся с окружающей жизнью, природой, трудом людей, с персонажами – своими сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Так, при работе с текстами Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» и В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница» дети учатся реально оценивать свои силы, возможности, высмеивая хвастливость и зазнайство. На примере произведений К.Д. Ушинского «Жалобы зайки», И.А. Крылова «Чиж и голубь», Л.Н. Толстого «Лев и мышь» учим детей состраданию, сердечному отношению ко всему живому. Самопожертвованию в любви, жертвенности дети учатся, читая произведения Г.Х. Андерсена «Ромашка», Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш», С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». Вселяют веру в победу добра, в великодушие человека произведения В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек», К.Г. Паустовского «Растрёпанный воробей». Читая произведения В.Ю. Драгунского «Друг детства», Я.Л. Акима «Друг», Л.Н. Толстого «Лев и собачка» учим детей быть верными в дружбе.
Большое количество текстов для чтения посвящено воспитанию в детях доброты, отзывчивости, взаимопомощи и справедливости. Читая рассказ В.А. Осеевой «Три товарища», стихотворения Я.Л. Акима «Жадина» и И.М. Пивоваровой «Вежливый ослик» дети понимают, почему люди должны быть внимательны к другим, к близким, друзьям, одноклассникам, с уважением и доброжелательностью относиться к окружающим, почему надо прийти на помощь человеку, когда он в ней нуждается. Важно, чтобы дети поняли, что добрые дела надо делать, не ожидая похвалы. В беседе про прочитанному выявляем отношение детей к прочитанному, предлагаем им высказать своё мнение. Делая обоснование, ученик вдумывается в прочитанное, оценивает поступок того или иного персонажа рассказа, часто вспоминает и о своём личном опыте, рассказывает о похожих ситуациях из жизненного опыта. Дети учатся нетерпимости к проявлениям жестокости, эгоизма, равнодушия. Показателем нравственных чувств являются проявление ребёнком вербального (словесного) сопереживания, выражение желания помочь герою, поделиться с ним своей вещью, принять вину на себя, проявление отрицательных чувств при нарушении нравственных норм товарищем, умение призвать его к нравственному поведению, умение мотивировать свой поступок.
На классных часах проводим беседы о доброте и отзывчивости, о взаимопомощи и взаимной поддержке ребят нашего класса. Чтобы увидеть общую картину взаимоотношений в классе, понять внутреннее состояние ребят: что чувствуют, как оценивают свои действия, проводим письменный опрос учащихся. В зависимости от полученных результатов, строим свою беседу, уделив внимание тем вопросам, которые больше всех волнуют учащихся, будут им интересны.
Примерные вопросы:
1) Что такое «добро» в твоём понимании?
2) Добр ли ты?
3) Чем это подтверждается: словами, действиями, поступками?
4) Как ты оцениваешь свои взаимоотношения с близкими тебе людьми?
5) Хотел бы ты изменить что-то в своих взаимоотношениях с окружающими?
6) Как ты оцениваешь свой характер? Доволен ли ты собой? Почему?
7) Есть ли у тебя друзья?
8) Волнуют ли тебя проблемы друзей?
9) Если у тебя возникает проблема, к кому ты обратишься за советом и помощью в первую очередь?
10) Как чувствуешь ты себя в своём классе?
11) Как бы ты хотел, чтобы к тебе относились в классе?
12) Считаешь ли ты себя вежливым человеком?
Развиваем у детей требовательное отношение к себе, самокритичность. Для этого обращаем их внимание на себя – на свои поступки и качества личности, учим их анализировать последствия своих действий, давать нравственную оценку своим поступкам: «Правильно ли ты поступил? Как ты сам оцениваешь свой поступок? »
Стремимся к воспитанию в ребёнке активной доброты. Мы сейчас видим, какие жестокие стали дети, даже по отношению друг к другу. Откуда это? Телевизор, улица, неоправданная жестокость. «Пока существует в мире зло, наша мерка добра, с которой мы подходим к любому явлению нашей повседневной жизни, должна быть особенной. Каждой частицей души мы должны ненавидеть социальное зло и быть готовыми к схватке с ним». (В.А. Сухомлинский. Добро и зло.)
Проявление зла в жизни – это всё то, что мешает людям жить по принципам морали: эгоизм, жестокость, равнодушие, несправедливость, неуважительное отношение к людям. Важно, чтобы дети поняли, что силу человек должен направлять на защиту слабого, нельзя пройти мимо, когда, например, старшие ребята обижают младших, когда мальчики обижают девочек.
В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:
1. Ты живёшь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твоё желание отражается на окружающих тебя людей. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно.
2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
5. Будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непремеримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям.
Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.
В нашем классе созданы правила дружбы:
1. Помоги товарищу: если умеешь что–то делать, научи и его, если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.
2. Делись с товарищем: если у тебя есть интересные игрушки, книги поделись с друзьями, с теми, у кого их нет. Не старайся брать себе самое лучшее.
3. Останови товарища, если он делает что–то плохое. Скажи ему об этом.
Итак, правила просты – будь милосердным, помогай ближнему, не завидуй, не гордись, не делай зла, не бери чужого, не раздражайся, но в них огромный многовековой опыт поколений. Объединить же их можно одним мудрым изречением:
«Как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними. Не делай человеку то, чего себе не желаешь».
Осознаются эти правила постепенно и вступают в детское сознание не в виде отвлечённых понятий, а в живых впечатлениях из окружающей жизни. Тут мало просто познакомить ребят с нормами нравственного поведения, важно строить в соответствии с ними всю их повседневную жизнь. Дети должны понять, что любое их слово и действие небезразличны для людей, а так или иначе касаются окружающих, выходят на другого человека, что каждый их шаг, поступок – это испытание: с кем я? С добром или со злом? Как поступить: добро совершить или зло?
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что главное желание ребёнка младшего школьного возраста – желание «быть хорошим». Поэтому в воспитании ребёнка надо формировать у него отношение к себе с опорой на эту замечательную черту детской личности, на эту столь естественную потребность. Доброта, понимание ребёнка учителем достигнут успеха. Надо помнить, что ребёнок младшего школьного возраста – уже во многом сформировавшаяся личность.





Примерные вопросы:
1) Что такое «добро» в твоём понимании?
2) Добр ли ты?
3) Чем это подтверждается: словами, действиями, поступками?
4) Как ты оцениваешь свои взаимоотношения с близкими тебе людьми?
5) Хотел бы ты изменить что-то в своих взаимоотношениях с окружающими?
6) Как ты оцениваешь свой характер? Доволен ли ты собой? Почему?
7) Есть ли у тебя друзья?
8) Волнуют ли тебя проблемы друзей?
9) Если у тебя возникает проблема, к кому ты обратишься за советом и помощью в первую очередь?
10) Как чувствуешь ты себя в своём классе?
11) Как бы ты хотел, чтобы к тебе относились в классе?
12) Считаешь ли ты себя вежливым человеком?

1. Ты живёшь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твоё желание отражается на окружающих тебя людей. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно.
2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
5. Будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непремеримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям.

1. Помоги товарищу: если умеешь что–то делать, научи и его, если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.
2. Делись с товарищем: если у тебя есть интересные игрушки, книги поделись с друзьями, с теми, у кого их нет. Не старайся брать себе самое лучшее.
3. Останови товарища, если он делает что–то плохое. Скажи ему об этом.


«Как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними.
Не делай человеку то, чего себе не желаешь».


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров