В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ

Ольга Сапега
Тип материала: Педагогическая теория
просмотров: 3831 комментариев: 1
Краткое описание
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ
Описание
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА РАЗНЫХ ЭТАПАХСОВРЕМЕННОГО УРОКАРакова Т. С., Сапега О. А
МБОУ – лицей № 10 г. Белгорода
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения как одна из важнейших задач образования. Новые специальные запросы определяют следующие цели образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, решение ключевой педагогической задачи — «научить учиться».
Достижение этой цели лежит через решение учебных задач, через овладение научными понятиями, умение получать информацию самостоятельно, через поиск и развитие своей индивидуальности, образа «Я». Нужны методы и приемы, которые обеспечивают становление самостоятельной творческой учебной деятельности обучающегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно-ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения.
Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, включая: познавательные и учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного, и познавательного развития и саморазвития личности. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
Работа по развитию универсальных учебных действий у младших школьников ведется по его четырем основным видам: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный.
Внедрение инновационной работы по развитию универсальных учебных действий проводится на различных этапах урока: организационно – мотивационном, актуализации субъектного опыта, применения изученного, контроля и самоконтроля, коррекции, рефлексии, подведение итогов учебного занятия.
При обучении различным предметам используются задачи, которые принято называть учебными. С их помощью формируются предметные знания, умения, навыки.
Примером может служить фрагмент урока математики по системе Л. В. Занкова, проведенного в первом классе по теме: «Связь между действиями сложения и вычитания. Использование таблицы сложения для выполнения действий на основе этой связи»
Этап актуализации субъектного опыта.
Учебные задачи этапа:
1.Формировать познавательные универсальные учебные действия: обеспечить развитие умения обучающихся проводить анализ данных объектов.
2.Формировать регулятивные универсальные учебные действия:
обеспечить развитие у обучающихся умения проводить самоконтроль, взаимопроверку.
3.Формировать коммуникативные универсальные учебные действия:
развитие у обучающихся монологической и диалогической речи.
Методические приемы, используемые на данном этапе: наблюдение, сравнение, анализ объектов.

Форма организации работы обучающихся: групповая дифференцированная работа.

Дифференцированная работа.
а) Работа по карточкам на местах (Группа А).
б) Работа по карточкам у доски и в тетрадях (Группа В).
в) Работа в тетрадях. Математический диктант (Группа С).
Группа А.
1. Расшифруй слово.
6+3= 2+5= 5+3= 4+2= 4 – а, 8 – т, 5 – р, 9 – л, 6 – о, 7 — е
2. Зачеркни неверные равенства.
7+2=9 4+3=7 3+2=6 1+5=7

Проверка. (Учитель показывает на карточке слово ЛЕТО и незачёркнутые равенства: 7+2=9, 4+3=7.)
Группа В.

1. Выпиши выражения, значения которых равны семи или восьми.

3+0 2-1 3+1 9-9 1+7 9-6 9-8 5+2 9-4 7-2 8+0 5-4 5-1 7-5 9-1

Проверка. (9-1=8, 8+0=8, 5+2=7, 2+6=8, 1+7=8)

Группа С.

Математический диктант.

— Первое слагаемое 5, второе 3. Найди значение суммы.

— Какое число меньше 8 на 6?

— Найди разность чисел 9 и 3.

— Уменьшаемое 9, вычитаемое 7. Найди значение разности.

— Увеличь 5 на 4.

— Уменьши 8 на 1.

Проверка по образцу. (8, 2, 6, 2, 9, 7, )

В данном фрагменте можно увидеть взаимосвязь познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, которые развиваются с помощью таких методов как наблюдение, сравнение, анализ объектов, использование групповой дифференцированной работы.
При решении задач учебных предметов гуманитарного цикла, конкретная ситуация, как правило, анализируется не с целью абстрагирования от ее особенностей, а, наоборот, с целью последующего обобщения полученной предметной информации.
Так, во фрагменте урока русского языка по системе Л. В. Занкова, проведенного во втором классе по теме: «Большая буква в именах, фамилиях и отчествах людей», можно проследить развитие познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.
Этап контроля и самоконтроля.
Задачи этапа:
1. Формировать познавательные универсальные учебные действия: обеспечить развитие у обучающихся умения моделировать.
2. Формировать регулятивные универсальные учебные действия: обеспечить развитие умения обучающихся проводить самоконтроль и давать самооценку.
Формы организации деятельности обучающихся:самостоятельная дифференцированная работа, практическая работа (моделирование).
Учитель – Запишите в тетрадь свое имя и фамилию.
— А кто сможет записать свое отчество? (5 человек записывают на доске)
— Остальные пишут в своих тетрадях.
Учитель – На какой странице мы работаем?
Ученик – На стр. 37.
Учитель – Прочитайте правило на этой странице. Что же такое орфограмма? Кто может сказать по – своему?
Ученик – (возможные мнения детей)
Учитель – А теперь и вы подчеркните орфограммы в ваших именах, фамилиях и отчествах. Какие это орфограммы?
Ученик – Большая буква.
Учитель – Прочитайте текст упражнения 41, какое задание вам нужно выполнить?
Ученик – Списать, диктуя себе по слогам. Подчеркнуть имена.
Учитель – У вас на столах лежат карточки с заданиями разного уровня сложности. Карточки трех цветов. Задания написаны на карточках, выполняем их, а затем проверим, как вы справились.
1-я карточка – повышенного уровня сложности.
Напишите слова через запятую.
Букварь. Наташа. Сад. Петров. Игорь. Девочка.
2-я карточка – базовые задания.

Поставь вместо точек имена и фамилии.

Дядя …
Тетя …
Девочку зовут …

У Иры фамилия …

3-я карточка – для слабоуспевающих.

Выберите нужную букву.


(в, В)итя (к, К)ашин, (м, М)альчик (с, С)лава ,
(в, В)рач (и, И)ванов, (к, К)атя (е, Е)горова.

Овладение УУД, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и
компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения. УУД делают возможным переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
NEFTCI_PFK
8.09.2013 23:50
Очень вам благодарен!  Отличный пост! Поставил пять.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос