В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Урок "Кремний и его соединения"

Урок "Кремний и его соединения"

Елена Петрова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1234 голосов:1просмотров: 8182
Краткое описание
Рассмотреть формы существования кремния как химического элемента: атомы, простые вещества и важнейшие соединения. Сравнить с соответствующими формами углерода. Показать значение кремния, оксида кремния и силикатов в природе и жизни человека.
Описание
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Федоровская средняя общеобразовательная школа №1». Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Сургутский район Урок химии в 9 классе. Тема: «Кремний и его соединения». Выполнила учитель химии Петрова Елена Владимировна. г.п.Федоровский 2013 г. Цель: Рассмотреть формы существования кремния как химического элемента: атомы, простые вещества и важнейшие соединения. Сравнить с соответствующими формами углерода. Показать значение кремния, оксида кремния и силикатов в природе и жизни человека.
Задачи:
1. Организовать усвоение учащимися знаний о формах существования кремния как химического элемента, о значении кремния и его соединений в природе и жизни человека.
2. Продолжить развивать умения выделять признаки и свойства, делать выводы, самостоятельно овладевать знаниями с помощью текста учебника и дополнительных источников информации.
3. Продолжить формирование понимания познаваемости окружающего мира, мировоззрения учащихся.
Оборудование: учебник «Химия 9» под ред. Н.Е.Кузнецовой,
уч. пособие «Химия в таблицах» Ковалевская Н.Б.,
проектор, презентация.

Этап урока
Формы работы
Содеятельность
Результат Время
Что делает учитель
Что делают ученики
I. Проверка знаний.
Графический диктант «Оксиды углерода»
Диктует характеристики веществ:
1. бесцветный газ, без запаха.
2. тяжелее воздуха,
3. проявляет кислотные свойства,
4. проявляет окислительные свойства,
5. проявляет восстановительные свойства
6. ядовит,
7. соединяется с гемоглобином крови,
8. получается разложением карбонатов,
9. горюч,
10. используется для тушения пожаров.

Вариант первый – характеристика оксида углерода (II),
Вариант второй – характеристика оксида углерода (IV).
Если ученики согласны с утверждением, ставят знак «+», если нет «–».
Взаимопроверка.
(слайд №4,5)
В-1. В-2.
СО СО2
1)+ 1) +
2) – 2) +
3) – 3) +
4) – 4) +
5)+ 5) -
6) + 6) -
7) + 7) -
8) – 8) +
9) + 9) -
10) — 10) +

«5» — 10 правильных ответов,
«4» — 8,9 правильных ответов,
«3» — 7 правильных ответов.
1-2 мин.
1-2 мин.
II. Изучение нового материала.
1. тема урока.

2. цель урока.
Тема сегодняшнего урока.

Как бы вы сформулировали цели урока?
(Слайд №1,2,3)
Контроль и, если необходимо, помощь.
Объявляют тему: «Кремний и его соединения».
Формулируют цель сами.
Запись в тетрадь.
2-3 мин.
1) Кремний – хим. элемент.
3.Самостоятельная работа по характеристике элемента.

(Слайд № 6,7)

Характеристика кремния по положению в ПСХЭ: положение,
строение атома,
С.О. высшая и низшая, характерные соединения – высший оксид и его характер,
Летучее водородное сое-динение,
Гидроксид, его характер.
4 гр., гл. подгруппа, № 14, Аr= 28,
Заряд ядра +14, р+=14, е-=14, nо= 14.
По уровням е-: 2,8,4,
1s22s22p63s23p2.
С.О+4, -4, окислитель и восстановитель,
SiO2 – кислотный,
SiH4 — силан,
H2SiO3 – кремниевая кислота.
Один из учеников комментирует.
2-3 мин.
2) Кремний -простое вещество.
4. Работа с текстом учебника и пособия.
Характеристика простого вещества, рассматривание
образца кремния из коллекции.

(Слайд №8,9)

Проблемный вопрос: с водородом не реагирует, а как же летучее водородное соединение – силан?

А) аллотропные модификации, их свойства,
Б) химические свойства.
Отвечают, что он получается косвенным путем – при взаимодействии силицидов с кислотами или водой.
В тетради записывают аллотропные модификации кремния.
Запись уравнений реакций, характеризующих хим. свойства кремния:
1) с нем. О2, F2, С.
Si + O2SiO2; Si + 2F2SiF4 ;
Si + CSiC карбид кремния. (карборунд)
2) с мет Si + 2MgMg2Si – силицид магния.
3) с растворами щелочей
Si +2NaOH + H2O = Na2SiO3 +2H2

Mg2Si + 2H2SO4 → 2MgSO4 + SiH4


3-4 мин.
1 мин.
3)Нахождение кремния в природе:

5. Нахождение кремния в природе: содержание в земной коре,
соединения кремния.
6. Оксид кремния
Направление учеников по плану работы.

(Слайд №10)
Кристаллическая решетка.

Находят, называют и отмечают в тетради цифры и вещества.
Кристаллическая решетка –
Si – 27,6% в земной коре,
Кремнезем – SiO2 (песок, кварц, опалы),
Каолинит – Al2O3 · 2SiO2 · 2H2O
(основа глины)
Ортоклаз – K2O · Al2O3 · 6SiO2
(полевой шпат).

Более прочное, чем СО2.

5-7 мин.
4.) Оксид кремния Составление таблицы по сравнительной характеристике СО2 и SiO2. Работа с опорой на знания свойств кислотных оксидов и оксида углерода (IV) + учебные пособия.

Каким оксидом по свойствам является оксид кремния? Значит, с какими веществами он должен реагировать?
На экране таблица для заполнения (слайд №11)
Сравнение с таблицей на экране (Слайд № 12)
атомная.
Ответы детей:
а) с основными оксидами,
б) с основаниями – щелочами,
в) с водой,
А) со щелочами,
Б) с основными оксидами (СаО),
В) с магнием
SiO2 + 2MgSi + 2MgO
Г) с углеродом
SiO2 + <metricconverter productid=«2C» w:st=«on»>2C
5)Кремниевая кислота.

Характеристика с опорой на имеющиеся знания и умения пользоваться таблицей растворимости.
(Слайд № 13)

Направление учеников по плану работы.
Работают с таблицей, отвечают какой кислотой является кремниевая, записывают в тетради.
Пометки в тетрадь о применении оксида кремния
Н2SiO3, нерастворимая, слабая, неэлектролит, непрочная.
1) при нагревании разлагается на оксид кремния и воду. При высыхании образуется силикагель.
Может быть получена из силикатов действием более сильных кислот:
Na2SiO3 + H2SO4 H2SiO3 + Na2SO4

1 мин.
5-7 мин.
6) Значение кремния и его применение.

С/м работа с учебником по значению кремния.

(Слайд № 14)

Пометки в тетрадь о производстве стекла.
7) Примене-
ние: силикатная промышлен-
ность. сообщения уч-ся.
Сообщение учащегося о производстве стекла.
Стекло:
сырье, технологические процессы, продукция.

III. Закрепле-
ние, итог урока.
Тест, подведение итогов.
Направление по формулировке выводов.
Выполнение тренировочного теста.
(Слайд №15-18)

3-4 мин.
IV. Д/з:
(Слайд № 15)

§34 учить, упр.2,7 («А»), упр. 6 («С»).
Использованная литература:
1 Химия: 9 класс: Учебник для уч-ся общеобразовательных учреждений / под ред Н.Е.Кузнецовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 288 с 2 Ковалевская Н.Б «Химия в таблицах». Учебное пособие. 3 Денисова В.Г. Уроки химии в 9 классе. Поурочные планы. – Волгоград, издательство Гринина А.Е., 2002, 64с.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Кремний и его соединения...doc Скачать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Федоровская средняя общеобразовательная школа №1».

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Сургутский район


Урок химии в 9 классе.


Тема: «Кремний и его соединения».

Выполнила учитель химии

Петрова Елена Владимировна.

г.п.Федоровский 2013 г.


Цель: Рассмотреть формы существования кремния как химического элемента: атомы, простые вещества и важнейшие соединения. Сравнить с соответствующими формами углерода. Показать значение кремния, оксида кремния и силикатов в природе и жизни человека.

Задачи:

1. Организовать усвоение учащимися знаний о формах существования кремния как химического элемента, о значении кремния и его соединений в природе и жизни человека.

2. Продолжить развивать умения выделять признаки и свойства, делать выводы, самостоятельно овладевать знаниями с помощью текста учебника и дополнительных источников информации.

3. Продолжить формирование понимания познаваемости окружающего мира, мировоззрения учащихся.

Оборудование: учебник «Химия 9» под ред. Н.Е.Кузнецовой,

уч. пособие «Химия в таблицах» Ковалевская Н.Б.,

проектор, презентация.

Этап урока

Формы работы

Содеятельность


Результат

Время

Что делает учитель

Что делают ученики

I. Проверка знаний.

















Графический диктант «Оксиды углерода»

















Диктует характеристики веществ:

  1. бесцветный газ, без запаха.

  2. тяжелее воздуха,

  3. проявляет кислотные свойства,

  4. проявляет окислительные свойства,

  5. проявляет восстановительные свойства

  6. ядовит,

  7. соединяется с гемоглобином крови,

  8. получается разложением карбонатов,

  9. горюч,

  10. используется для тушения пожаров.


Вариант первый – характеристика оксида углерода (II),

Вариант второй – характеристика оксида углерода (IV).

Если ученики согласны с утверждением, ставят знак «+», если нет «–».




Взаимопроверка.

(слайд №4,5)







В-1. В-2.

СО СО2

1)+ 1) +

2) – 2) +

3) – 3) +

4) – 4) +

5) + 5) -

6) + 6) -

7) + 7) -

8) – 8) +

9) + 9) -

10) - 10) +


«5» - 10 правильных ответов,

«4» - 8,9 правильных ответов,

«3» - 7 правильных ответов.






1-2 мин.












1-2 мин.








II. Изучение нового материала.





1. тема урока.


2. цель урока.





Тема сегодняшнего урока.


Как бы вы сформулировали цели урока?

(Слайд №1,2,3)

Контроль и, если необходимо, помощь.

Объявляют тему: «Кремний и его соединения».

Формулируют цель сами.




Запись в тетрадь.







2-3 мин.







1) Кремний – хим. элемент.










3.Самостоятельная работа по характеристике элемента.

















(Слайд № 6,7)


Характеристика кремния по положению в ПСХЭ: положение,

строение атома,

С.О. высшая и низшая, характерные соединения – высший оксид и его характер,

Летучее водородное сое-динение,

Гидроксид, его характер.

4 гр., гл. подгруппа, № 14, Аr= 28,

Заряд ядра +14, р+=14, е-=14, nо= 14.

По уровням е-: 2,8,4,

1s22s22p63s23p2.

С.О+4, -4, окислитель и восстановитель,

SiO2 – кислотный,

SiH4 - силан,

H2SiO3 – кремниевая кислота.

Один из учеников комментирует.



2-3 мин.











2) Кремний -простое вещество.

















4. Работа с текстом учебника и пособия.

Характеристика простого вещества, рассматривание

образца кремния из коллекции.























(Слайд №8,9)


Проблемный вопрос: с водородом не реагирует, а как же летучее водородное соединение – силан?


А) аллотропные модификации, их свойства,

Б) химические свойства.












Отвечают, что он получается косвенным путем – при взаимодействии силицидов с кислотами или водой.

В тетради записывают аллотропные модификации кремния.

Запись уравнений реакций, характеризующих хим. свойства кремния:

1) с нем. О2, F2, С.

Si + O2SiO2 ; Si + 2F2SiF4 ;

Si + CSiC карбид кремния. (карборунд)

2) с мет Si + 2MgMg2Si – силицид магния.

3) с растворами щелочей

Si +2NaOH + H2O = Na2SiO3 +2H2


Mg2Si + 2H2SO4 → 2MgSO4 + SiH4






3-4 мин.












1 мин.





3)Нахождение кремния в природе:





4) Оксид

5. Нахождение кремния в природе: содержание в земной коре,

соединения кремния.

6. Оксид кремния

Направление учеников по плану работы.


(Слайд №10)




Кристаллическая решетка.


Находят, называют и отмечают в тетради цифры и вещества.





Кристаллическая решетка –

Si – 27,6% в земной коре,

Кремнезем – SiO2 (песок, кварц, опалы),

Каолинит – Al2O3 · 2SiO2 · 2H2O

(основа глины)

Ортоклаз – K2O · Al2O3 · 6SiO2

(полевой шпат).


Более прочное, чем СО2.


5-7 мин.








кремния.












Составление таблицы по сравнительной характеристике СО2 и SiO2. Работа с опорой на знания свойств кислотных оксидов и оксида углерода (IV) + учебные пособия.


Каким оксидом по свойствам является оксид кремния? Значит, с какими веществами он должен реагировать?

На экране таблица для заполнения (слайд №11)

Сравнение с таблицей на экране (Слайд № 12)



атомная.

Ответы детей:

а) с основными оксидами,

б) с основаниями – щелочами,

в) с водой,






А) со щелочами,

Б) с основными оксидами (СаО),

В) с магнием

SiO2 + 2MgSi + 2MgO

Г) с углеродом

SiO2 + 2CSi + 2CO

Д) с карбонатами

SiO2 + СаСО3 → СаSiO3 + СО2

Е) с плавиковой кислотой (особое)

SiO2 + 4HFSiF4↑ + 2H2O.










2-3 мин.






5)Кремние-вая кислота.








Характеристика с опорой на имеющиеся знания и умения пользоваться таблицей растворимости.



(Слайд № 13)



Направление учеников по плану работы.





Работают с таблицей, отвечают какой кислотой является кремниевая, записывают в тетради.




Пометки в тетрадь о применении оксида кремния

Н2SiO3, нерастворимая, слабая, неэлектролит, непрочная.

1) при нагревании разлагается на оксид кремния и воду. При высыхании образуется силикагель.

Может быть получена из силикатов действием более сильных кислот:

Na2SiO3 + H2SO4 H2SiO3 + Na2SO4

1 мин.



5-7 мин.

6) Значение кремния и его применение.


С/м работа с учебником по значению кремния.


(Слайд № 14)




Пометки в тетрадь о производстве стекла.






7) Примене-

ние: силикатная промышлен-

ность. сообщения уч-ся.

Сообщение учащегося о производстве стекла.







Стекло:

сырье, технологические процессы, продукция.


III. Закрепле-

ние, итог урока.

Тест, подведение итогов.

Направление по формулировке выводов.

Выполнение тренировочного теста.

(Слайд №15-18)


3-4 мин.

IV. Д/з:



(Слайд № 15)


§34 учить, упр.2,7 («А»), упр. 6 («С»).



Использованная литература:

  1. Химия: 9 класс: Учебник для уч-ся общеобразовательных учреждений / под ред Н.Е.Кузнецовой. – 4-е изд., перераб. – М. :Вентана-Граф, 2010. – 288 с

  2. Ковалевская Н.Б «Химия в таблицах». Учебное пособие.

  3. Денисова В.Г. Уроки химии в 9 классе. Поурочные планы. – Волгоград, издательство Гринина А.Е., 2002, 64с.


Кремний и его соединения..pptx Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров