В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок "Кремний и его соединения"

Елена Петрова Елена Петрова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1234  голосов:1    просмотров: 5036
Краткое описание
Рассмотреть формы существования кремния как химического элемента: атомы, простые вещества и важнейшие соединения. Сравнить с соответствующими формами углерода. Показать значение кремния, оксида кремния и силикатов в природе и жизни человека.

Описание
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Федоровская средняя общеобразовательная школа №1». Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Сургутский район Урок химии в 9 классе. Тема: «Кремний и его соединения». Выполнила учитель химии Петрова Елена Владимировна. г.п.Федоровский 2013 г. Цель: Рассмотреть формы существования кремния как химического элемента: атомы, простые вещества и важнейшие соединения. Сравнить с соответствующими формами углерода. Показать значение кремния, оксида кремния и силикатов в природе и жизни человека.
Задачи:
1. Организовать усвоение учащимися знаний о формах существования кремния как химического элемента, о значении кремния и его соединений в природе и жизни человека.
2. Продолжить развивать умения выделять признаки и свойства, делать выводы, самостоятельно овладевать знаниями с помощью текста учебника и дополнительных источников информации.
3. Продолжить формирование понимания познаваемости окружающего мира, мировоззрения учащихся.
Оборудование: учебник «Химия 9» под ред. Н.Е.Кузнецовой,
уч. пособие «Химия в таблицах» Ковалевская Н.Б.,
проектор, презентация.

Этап урока
Формы работы
Содеятельность
Результат Время
Что делает учитель
Что делают ученики
I. Проверка знаний.
Графический диктант «Оксиды углерода»
Диктует характеристики веществ:
1. бесцветный газ, без запаха.
2. тяжелее воздуха,
3. проявляет кислотные свойства,
4. проявляет окислительные свойства,
5. проявляет восстановительные свойства
6. ядовит,
7. соединяется с гемоглобином крови,
8. получается разложением карбонатов,
9. горюч,
10. используется для тушения пожаров.

Вариант первый – характеристика оксида углерода (II),
Вариант второй – характеристика оксида углерода (IV).
Если ученики согласны с утверждением, ставят знак «+», если нет «–».
Взаимопроверка.
(слайд №4,5)
В-1. В-2.
СО СО2
1)+ 1) +
2) – 2) +
3) – 3) +
4) – 4) +
5)+ 5) -
6) + 6) -
7) + 7) -
8) – 8) +
9) + 9) -
10) — 10) +

«5» — 10 правильных ответов,
«4» — 8,9 правильных ответов,
«3» — 7 правильных ответов.
1-2 мин.
1-2 мин.
II. Изучение нового материала.
1. тема урока.

2. цель урока.
Тема сегодняшнего урока.

Как бы вы сформулировали цели урока?
(Слайд №1,2,3)
Контроль и, если необходимо, помощь.
Объявляют тему: «Кремний и его соединения».
Формулируют цель сами.
Запись в тетрадь.
2-3 мин.
1) Кремний – хим. элемент.
3.Самостоятельная работа по характеристике элемента.

(Слайд № 6,7)

Характеристика кремния по положению в ПСХЭ: положение,
строение атома,
С.О. высшая и низшая, характерные соединения – высший оксид и его характер,
Летучее водородное сое-динение,
Гидроксид, его характер.
4 гр., гл. подгруппа, № 14, Аr= 28,
Заряд ядра +14, р+=14, е-=14, nо= 14.
По уровням е-: 2,8,4,
1s22s22p63s23p2.
С.О+4, -4, окислитель и восстановитель,
SiO2 – кислотный,
SiH4 — силан,
H2SiO3 – кремниевая кислота.
Один из учеников комментирует.
2-3 мин.
2) Кремний -простое вещество.
4. Работа с текстом учебника и пособия.
Характеристика простого вещества, рассматривание
образца кремния из коллекции.

(Слайд №8,9)

Проблемный вопрос: с водородом не реагирует, а как же летучее водородное соединение – силан?

А) аллотропные модификации, их свойства,
Б) химические свойства.
Отвечают, что он получается косвенным путем – при взаимодействии силицидов с кислотами или водой.
В тетради записывают аллотропные модификации кремния.
Запись уравнений реакций, характеризующих хим. свойства кремния:
1) с нем. О2, F2, С.
Si + O2SiO2; Si + 2F2SiF4 ;
Si + CSiC карбид кремния. (карборунд)
2) с мет Si + 2MgMg2Si – силицид магния.
3) с растворами щелочей
Si +2NaOH + H2O = Na2SiO3 +2H2

Mg2Si + 2H2SO4 → 2MgSO4 + SiH4


3-4 мин.
1 мин.
3)Нахождение кремния в природе:

5. Нахождение кремния в природе: содержание в земной коре,
соединения кремния.
6. Оксид кремния
Направление учеников по плану работы.

(Слайд №10)
Кристаллическая решетка.

Находят, называют и отмечают в тетради цифры и вещества.
Кристаллическая решетка –
Si – 27,6% в земной коре,
Кремнезем – SiO2 (песок, кварц, опалы),
Каолинит – Al2O3 · 2SiO2 · 2H2O
(основа глины)
Ортоклаз – K2O · Al2O3 · 6SiO2
(полевой шпат).

Более прочное, чем СО2.

5-7 мин.
4.) Оксид кремния Составление таблицы по сравнительной характеристике СО2 и SiO2. Работа с опорой на знания свойств кислотных оксидов и оксида углерода (IV) + учебные пособия.

Каким оксидом по свойствам является оксид кремния? Значит, с какими веществами он должен реагировать?
На экране таблица для заполнения (слайд №11)
Сравнение с таблицей на экране (Слайд № 12)
атомная.
Ответы детей:
а) с основными оксидами,
б) с основаниями – щелочами,
в) с водой,
А) со щелочами,
Б) с основными оксидами (СаО),
В) с магнием
SiO2 + 2MgSi + 2MgO
Г) с углеродом
SiO2 + <metricconverter productid=«2C» w:st=«on»>2C
5)Кремниевая кислота.

Характеристика с опорой на имеющиеся знания и умения пользоваться таблицей растворимости.
(Слайд № 13)

Направление учеников по плану работы.
Работают с таблицей, отвечают какой кислотой является кремниевая, записывают в тетради.
Пометки в тетрадь о применении оксида кремния
Н2SiO3, нерастворимая, слабая, неэлектролит, непрочная.
1) при нагревании разлагается на оксид кремния и воду. При высыхании образуется силикагель.
Может быть получена из силикатов действием более сильных кислот:
Na2SiO3 + H2SO4 H2SiO3 + Na2SO4

1 мин.
5-7 мин.
6) Значение кремния и его применение.

С/м работа с учебником по значению кремния.

(Слайд № 14)

Пометки в тетрадь о производстве стекла.
7) Примене-
ние: силикатная промышлен-
ность. сообщения уч-ся.
Сообщение учащегося о производстве стекла.
Стекло:
сырье, технологические процессы, продукция.

III. Закрепле-
ние, итог урока.
Тест, подведение итогов.
Направление по формулировке выводов.
Выполнение тренировочного теста.
(Слайд №15-18)

3-4 мин.
IV. Д/з:
(Слайд № 15)

§34 учить, упр.2,7 («А»), упр. 6 («С»).
Использованная литература:
1 Химия: 9 класс: Учебник для уч-ся общеобразовательных учреждений / под ред Н.Е.Кузнецовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 288 с 2 Ковалевская Н.Б «Химия в таблицах». Учебное пособие. 3 Денисова В.Г. Уроки химии в 9 классе. Поурочные планы. – Волгоград, издательство Гринина А.Е., 2002, 64с.

Пожаловаться 11 марта 2013
Файлы
Кремний и его соединения...doc
HTML Войдите для скачивания файлов
Кремний и его соединения..pptx
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru