«Страдательные причастия настоящего времени»
переходные | непереходные |
Изучать–несов.вид, Играть –несов.в, Читать – несов.в, Заменять – несов.в., переносить — несов.вид, сказать — сов.в, Создать – сов.в., Разорвать — сов.в., Видеть – несов. вид. | изучить – сов. вид Висеть – несов. вид Таять — несов.вид Бежать – несов.в |
Автор: Тюрина А.И.
МОУ «Лицей №6» г. Воскресенск.
Урок-закрепление в 7 классе на тему: «Страдательные причастия настоящего времени».
Цели урока: повторение способа образования страдательных причастий настоящего времени, формирование навыка написания гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Ход урока:
-
Организацонный момент.
-
Актуализация знаний:
- Что такое причастие?
- Чем отличаются действительные причастия от страдательных? Как образуются действительные и страдательные причастия?
- Что такое причастный оборот? Расскажите об условиях, при которых причастный оборот обособляется и не обособляется запятыми.
Формула образования страдательных причастий настоящего времени:
основа перех.гл.несов.в. + -ем-(-ом-) , -им- = Стр.прич.наст.вр.
пример: изуча(ть)+ем=изучаемый
-
Закрепление материала:
А) Разминка «Переходные и непереходные глаголы»:
изучать, изучить, играть, висеть, таять, читать, заменять, бежать, переносить, сказать, создать, разорвать, видеть.
-
переходные
непереходные
Изучать–несов.вид, Играть –несов.в, Читать – несов.в, Заменять – несов.в., переносить - несов.вид, сказать - сов.в, Создать – сов.в., Разорвать - сов.в., Видеть – несов. вид.
изучить – сов. вид
Висеть – несов. вид
Таять - несов.вид
Бежать – несов.в
- Образуйте от этих глаголов страдательные причастия настоящего времени. От каких глаголов не удалось образовать причастия? Почему?
Б) Задание 1. От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего времени. Обозначьте суффиксы причастий, спряжение глагола, от которого образовано причастие. Составьте словосочетания с каждым получившимся причастием. Слышать, включать, вводить, подключать, подсоединять, внушать, вселять, вливать, завлекать, втягивать, вносить.
В) Задание 2. Замените, пользуясь образцом, действительные причастия страдательными причастиями настоящего времени.
Образец: Воды, омывающие острова – острова, омываемые водами.
Ученик, возвраща..щий книгу; строители, восстанавлива..щие здание; люди, возрожда..щие город; собеседники, возобновляя..щие разговор; вода, враща..щая турбины; хирург, опериру..щий больного; разведчик, выполняя..щий задание.
Г) Раскрывая скобки, образуйте словосочетания «причастие + существительное» и запишите их. Суффиксы страдательных причастий выделите. С последним словосочетанием составьте предложение.
Дети выполняют задание в тетради с устным комментированием.
Уважа.мый (коллектив), изуча.мый (школьники), ободря.мый (товарищ), обурева.мый жаждой (деятельность), приготовля.мые (школьник), рекоменду.мый (произведение), движ.мый чувством (сострадание).
Дети составляют предложение с последним словосочетанием и записывают его в тетради, а учитель на доске:
а) Движимый чувством сострадания мальчик подобрал больную птицу и отнёс её в зоопарк.
б) Девочка, движимая чувством сострадания, помогла бабушке перейти дорогу.
в) Наш дружный класс, движимый чувством сострадания к родной природе, принимает участие в озеленении города.
-
Рефлексия.
- Как образуются страдательные причастия настоящего времени?
- От чего зависит выбор гласной в суффиксе страдательных причастий настоящего времени?
5. Д.З.
- Вебинар «Рисование монетками как нетрадиционная техника изобразительной деятельности в работе с дошкольниками и младшими школьниками»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Маркеры игрового пространства как средство преобразования развивающей предметно-пространственной среды ДОО»
- Вебинар «Создание подвижных форм из картона как вид конструирования в художественном творчестве дошкольников и младших школьников»
- «"Территория театра" как интерактивная творческая лаборатория по овладению разнообразными театральными играми и упражнениями»