В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Статья «Роль средств наглядности в развитии слухового восприятия и формировании произношения слабослышащих учащихся»

Галина Голубева Галина Голубева
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 123  голосов:5    просмотров: 1368
Краткое описание
Статья из опыта работы учителя дефектолога коррекционной школы II вида. «Роль средств наглядности в развитии слухового восприятия и в формировании произношения слабослышащих учащихся»
«Детская природа требует  наглядности» - писал К.Д. Ушинский.

Описание
Одной из основных проблем сурдопедагогической науки и специальной (коррекционной) школы является формирование устной речи учащихся в ее коммуникативной функции, качества навыков ее восприятия и воспроизведения.
Учителю-дефектологу необходимо уделять внимание по реализации межпредметных связей на индивидуальных занятиях. Очень важна роль средств наглядности в развитии слухового восприятия и формировании произношения слабослышащих учащихся, т.к. писал К.Д.Ушинский: «Детская природа требует наглядности».
Статья содержит приложение с вариантами кроссвордов и ребусов.
Пожаловаться 09 марта 2013
Файлы
Статья_Голубева_Г.Г..doc
HTML Войдите для скачивания файлов


КОУ Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 15 II вида»


г. ОМСК-2012


Статья из опыта работы


«Роль средств наглядности в развитии слухового восприятия и

формировании произношения слабослышащих учащихся»



Учитель дефектолог: Голубева Галина Георгиевна



Потеря слуха даже в незначительной степени может внести в жизнь ребенка огромные изменения и трудности. Любое сенсорное нарушение влечет за собой недоразвитие речи, влияет на развитие личности человека в целом. Отсюда одной из основных проблем сурдопедагогической науки и специальной (коррекционной) школы является формирование устной речи учащихся в ее коммуникативной функции, качества навыков ее восприятия и воспроизведения (это правильность речи, под которой понимают соответствие используемых звуковых средств современным нормам литературного языка, чистота звукопроизношения, нормы произношения: ударение, словоупотребление, формообразование, структура словосочетаний и предложений).

Для слабослышащих детей характерны: ограниченный словарный запас, конкретность мышления и восприятия окружающего мира. Потому учебно-воспитательный процесс требует от учителя оснащения занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения наглядными средствами обучения. Мною выбрана тема, над которой я работаю в течение многих лет, - «Реализация межпредметных связей на индивидуальных занятиях. Роль средств наглядности в развитии слухового восприятия и формировании произношения слабослышащих учащихся».

Вся наглядность эстетична, интересна по содержанию, соответствует программе класса, возрасту и возможностям каждого ребенка, фонетическому принципу. Она поддерживает интерес, обеспечивает понимание содержания, создает условия для речевого общения, снимает напряжение, вызывает положительные эмоции ребенка.

Творческую лабораторию я начала создавать 25 лет назад. С тех пор материал постоянно пополняется, что позволяет мне эффективно осуществлять учебный - воспитательный процесс.

«Детская природа требует наглядности» - писал К.Д. Ушинский. Вся наглядность моего кабинета рассчитана именно на ребенка, его любознательность, его желание познать окружающий мир. Учителю - дефектологу необходимо побудить обучающихся к активной речи, к воспроизведению слов, предложений, связанного высказывания. Я начинаю работу с воспроизведения слова, соотнесения его с картинкой, чтобы предмет или рисунок непосредственно были перед глазами воспитанника, «от предмета, его изображения - к слову».

Особенности общего и речевого развития слабослышащих детей определяют следующие специфические задачи индивидуальных занятий: развитие слухового восприятия и воспроизведения речевого материала учащимися; формирование их устной речи как средства общения путем пополнения словаря, совершенствования произносительных навыков, овладения связным высказыванием в условиях речевого общения. Для решения этих задач были составлены и систематизированы тематические словарики для учащихся подготовительного, первого, второго классов II отделения по темам программы: «Игрушки», «Учебные вещи», «Класс», «Одежда», «Обувь», «В умывальне», «Фрукты», «Овощи», «Мебель», «Посуда», «Продукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Лесные птицы», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Корм для птиц», «Гнезда птиц», «Ягоды», «Лиственные деревья», «Хвойные деревья», «Орехи», «Лес», «Грибы», «Цветы», «Комнатные растения», «Рыбы», «Транспорт», «Игры зимой», «Физкультура и спорт», «Электрические приборы», «Армия», «Дни недели», «Цветы», «Геометрические фигуры», «Профессии», «На елке».

Накоплен счетный материал (игрушки) по темам: «Собачки», «Животные», «Рыбы», «Герои сказок». Ребенок не только видит предмет, но и может его потрогать, изучить формы. Визуальное и тактильное восприятие позволяет лучше и надолго запомнить предложенный материал. Этот же материал используется как счетный при формировании самостоятельной речи учащихся.

Изготовлены дидактические игры: «Сложи сам», «Необычный цветок», «Дополни картинку», «Отгадай загадку», «Кто это? Что это?».

Постоянно пополняются папки дидактического материала: «Ребусы», «Кроссворды», «Лабиринты»; игровые наборы: «Построй дом», «Одень куклу», «Матрешки», «Чем можем – поможем»; лото «Помоги Оле», «Слова и темы», «Подбери и назови», «Зеленый друг», «В мире животных», «Сложи сам», «Лесная азбука» - все это способствует развитию высших психических функций и сохраняет интерес в течение всего занятия. Работа начинается с ознакомления с памяткой. Обязательно прочитывается название игры, цель, затем выполняется задание, итогом работы является отчет ребенка о выполнении. Таким образом, накопление словаря, формирование произносительных навыков провожу одновременно с развитием слухового восприятия, что позволяет формировать речь в естественных условиях.

Подобранный речевой материал, доступный по содержанию, фонетически обработан, что позволяет обучающимся легче воспринимать и воспроизводить его, овладеть правилами орфоэпии. Вся наглядность систематизирована по различным признакам: по возрастным группам, по цели назначения, по фонетическому принципу, по позициям звуков, по принципу возрастания самостоятельности.

Для автоматизации и дифференциации звуков использую следующие виды работ по возрастанию самостоятельности:

  • прочитай слоги, слова, предложения;

  • назови картинки;

  • игры: вертолина, лабиринт, ребус, кроссворд, сложи слово;

  • ответь на вопросы;

  • дополни слова;

  • прочитай загадки, пословицы;

  • реши примеры;

  • составь предложение по картинкам и вопросам;

  • составь предложение по картинкам;

  • прочитай рассказ, ответь на вопросы;

  • составь рассказ по картинке.

Включаю в работу по слуховому восприятию изученный материал учебных предметов. В средних и старших классах, когда уже идет в основном дифференциация звуков, большое внимание уделяю работе со словарями и осуществлению межпредметных связей. Предлагаю выполнить следующие задания вида: читай словарные статьи на странице...; назови лексическое значение слова; поставь слово … в родительном падеже и т. д.

Особое место в учебном процессе занимает работа с кроссвордами и ребусами. Мною составлено 44 кроссворда, 150 ребусов на темы программного материала и к внеклассным мероприятиям. Конечно, разгадать ребус, кроссворд далеко не простая задача. Для этого нужно время и терпение, но слабослышащие дети с удовольствием после изученной темы разгадывают их. Такая гимнастика ума не только увлекательна, но и позволяет закрепить изученный материал в новых условиях и интересной форме. Кроме того, работа с кроссвордами позволяет выработать у воспитанников контроль и самоконтроль за произношением, развить слуховое восприятие, предупредить грамматические ошибки, сохраняет интерес и внимание к занятию.

Особое внимание уделяется подбору, составлению загадок и работе над ними. Загадки побуждают ребенка к наблюдению, размышлению, познанию, сравнению. Дети не только запоминают их, различают на слух, но и выполняют дополнительные задания: послушай загадку и нарисуй отгадку, загадай загадку товарищу.

Чтобы слабослышащие дети наиболее полно овладели речью, использовали ее в быту, в различных жизненных ситуациях, нужно научить их воспринимать речь, опираясь на все сохранные анализаторы и остатки слуха. Отбираются слова, словосочетания, фразы, связанные как с организацией деятельности учащихся на уроках, так и во внеурочное время. Главным критерием отбора материала для слуховых тренировок является его доступность по содержанию, согласно программе и возрасту.

Так в подготовительном классе я веду работу с табличками типа: иди сюда, я подошел, возьми карандаш, я взял карандаш.

В средних классах отрабатывается материал типа: я занимаюсь в кабинете развития слухового восприятия, актовый зал находится на третьем этаже.

В старших классах составляются и отрабатываются фразы типа: юбилей – годовщина деятельности человека, учреждения; учебные заведения России – школа, колледж, лицей, училище, техникум, институт, университет, академия.

Работая в тесном контакте с педагогами класса, включаю для слуховой тренировки речевой материал, изученный на уроках и внеклассных занятиях.

При составлении речевого материала соблюдаю ряд требований:

  • речевой материал должен соответствовать программным требованиям;

- он должен быть актуальным, нести коммуникативную направленность;

- смысловое содержание материала должно быть знакомо обучающимся;

  • речевой материал должен подбираться с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

А.Н. Развитие слабослышащих детей - М.в 1-2 кьных учреМ:М.х - М.М.хся щихся подготовительного - 3 ованию произношения"

Огромное внимание уделяется внеклассной работе. Это одна из прекрасных возможностей для решения специальных задач школы. В процессе внеклассной деятельности так же, как и на уроке, уделяю внимание работе над расширением кругозора детей, накоплением их словаря, уточнением лексического значения слов. Дети учатся слушать и максимально использовать свой слух в повседневной жизни, контролировать свою собственную речь. При формировании навыков речевого общения большое значение для младшего школьника имеет игровая деятельность. Игры создают условия для речевой практики обучающихся, развивают мышление, творчество, помогают усвоению программного материала. Посредством игр, праздников сплачивается детский коллектив, воспитывается трудолюбие, толерантность, уважение, приобретается бесценный опыт межличностного общения, возникает дружба среди детей. С первого класса совместно с воспитателем ставим цель: приучить детей играть и говорить во время игры. Это очень трудно. Начинала с маленьких игровых эпизодов. Например, в первом классе на празднике «Дикие животные » были проведены игры: «Сложи сам» (разрезные картинки), «Чей хвост?», Чье ухо?». Постепенно, с каждой новой игрой дети становились увереннее, стали использовать в самостоятельной речи изученный словарь, связанный с темой игры. Стараюсь предлагать различные игры: дидактические, кроссворды, подвижные, сюжетно-ролевые. Приложение 1.

При проведении любого праздника ставится цель: автоматизировать и дифференцировать звуки, закреплять изученный речевой материал, прививать навыки культурного поведения в общественных местах, воспитывать уважительные отношения в семье, школе, на улице, т.е. коррекционно-обучающие, коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные цели.

Кропотливой подготовки требует каждый праздник, каждая игра: составление сценария, знакомство детей с ним, распределение ролей среди артистов, отработка слов, выразительности речи, многочисленные репетиции, изготовление оборудования. Во время репетиции контролирую не только речь, но и слежу за проявлением их нравственных качеств. Чтобы ребята получили удовольствие от праздничного мероприятия, чтобы оно прошло оживленно и весело, подбираю доступный для каждого возраста материал, задания, игры, вопросы. К подготовке любого внеклассного мероприятия привлекаю всех учащихся класса. Стараюсь вселить в них уверенность в своих силах. (У нас все получится!)

Особое место во внеклассной работе занимают праздники и речевые конференции: «Здравствуй, лето!» - подготовительный класс, «Дикие животные» -1 класс, «Спасибо тебе, Букварь!» -1 класс, «Инструменты – наши помощники» - 2 класс, «В гостях у Лесовика» - 2 класс, «Все работы хороши – выбирай на вкус!» - 3 класс, «Прощай, третий класс!», «Ежели вы вежливы» - 3 класс, «Лесная школа» - 4 класс, «Все профессии нужны – все профессии важны!» - 5 класс.

Большое участие во внеклассной работе принимают родители, которые закрепляют речевой материал, готовят костюмы и, конечно же, своим присутствием на празднике поддерживают и одобряют своих детей.

В результате совместной, кропотливой работы педагогов и родителей ребята все больше проявляют интерес к выступлениям перед сверстниками, приобретают уверенность в своих речевых возможностях и выходят на сцены за пределы школы, участвуя в окружных, городских, областных фестивалях и конкурсах детского творчества.

Трудно представить, что при поступлении в школу эти ребята были практически безречевыми, имея очень ограниченный словарный запас. А выпускники нашей школы свободно общаются речью, продолжают учебу в учебных заведениях города, страны, получают высшее и среднее образование, многие работают по специальности, нашли свое место в жизни. Это полноценные граждане нашей страны. Я горжусь ими! Их победа – моя победа!


Специальная литература

Рау Ф.Ф. Устная речь глухих. – М.:Педагогика;

Рау Ф.ФМетодика обучения глухих устной речи – М.:Просвещение;

Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих – М.:Просвещение;

Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики – М.:Просвещение;

Нейман Л.В. Основы методики слуховой работы в школе глухих и слабослышащих – М.:Просвещение;

Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушением слуха._М.:Просвещение;

Слезина Н.Ф. Развитие слухового восприятия и обучению произношению детей с недостатками слуха - М.:Просвещение;

Волкова А.К. Методика обучения глухих произношению - М.: Просвещение; Назарова Л.П. Методика слуховой работы в школе слабослышащих – М.Просвещение;

Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха – М.:Просвещение;

Багрова М. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух – М.:Просвещение;

Королева И.В. Кохлеарная имплантация для глухих детей и взрослых – С-Петербург:Каро;

Учебные пособия:

Пфафенрод А.Н. Произношение (для подготовительного – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида) – М.:Просвещение; Слезина Н.В. пособие по формированию произношения в 1-2 классов школ слабослышащих – М.: Просвещение;

Королевская Т.К., Пфафенрод А.Н. Развитие слабослышащих детей – М.:Владос.

Словари:

Баранников И.В. Картинный словарь русского языка для учащихся начальных классов – М.:Просвещение;

Зикеев А.Г., Коровин К.Г. и др. Картинный словарь русского языка – М.:Просвещение;

Бутромеев В.П. Развивающий словарь русского языка в картинках – М.:Омега-пресс;

Ожигова С.И. Толковый словарь русского языка – М.: Советская энциклопедия;

Махмутова М.И., ТекучеваА.В. и др. Толковый словарь русского языка – Ленинград: Просвещение.

Приложение 1.














Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru