В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок русского языка (4 класс, система Л.В. Занкова) Тема: «Правописание глаголов с суффиксом -ся (-сь)».

Ольга Башкирова Ольга Башкирова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1234  голосов:6    просмотров: 4768
Краткое описание
1. Познакомить с правописанием глаголов с суффиксом -ся (-сь)
2.Учить самостоятельно добывать знания, обучать составлению текста, употребляя глаголы с суффиксами –ся (-сь)
3. Развивать воображение, внимание;
4. Воспитывать чувства прекрасного, прививать любовь к родной природе.
Оборудование: Экран, проектор, карточки для работы в группах 3 игровых поля, листики красный и зеленый., музыкальные произведения Э.Грига «Утро», П.И. Чайковского «Подснежник», «Вальс цветов».

Описание
Ход урока
I.Организационный момент
Релаксация под музыку П.И. Чайковского «Подснежник».
Учитель. На ваших ладонях лежит цветок добра. Чувствуете, он согревает вас. Ваши руки, тело, душу. Вас обвевает тёплый ласковый ветерок, придаёт бодрость, заряжает энергией, будит воображение. Вот с таким настроением мы и начнем наш урок русского языка.


III. Изучение нового материала Сообщить учащимся новые знания через организацию поисковой деятельности, используя опорные знания учащихся. 2.Чистописание. Объявление темы урока.
— Проверьте, готовы ли вы к работе (Осанка, положение тетради, ручки)
1. Записываем в тетради число, классная работа.

Пропишите на первой строке ся сь
Чем похожи эти сочетания?
Чем они отличаются?

Девиз сегодняшнего урока:
Не учась и лапоть не сплетется.
Как вы понимаете девиз нашего урока?
Выпишите глаголы.
Кто сможет назвать тему урока?
Правописание глаголов с сочетаниями –ся, -сь.
1) Учитель.Мы справились с заданием.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в учебной деятельности.
Предлагаю наш урок-путешествие посвятить весне. Прочитайте стихотворение.Вышли на улицу. Месяц март. Что вы видите на картине?

1. У. Работаем у доски.
Марту дремлется легко
Вскрылись
Чёрные дороги-
Солнце греет горячо,
Но в сугробе,
Как в берлоге,
Марту
Дремлется легко.

По нему ещё
На лыжах
Пробежались смельчаки.
Спит он сладко
И не слышит,
Что смеются ручейки.
Г.Новицкая
Выпишите глаголы с сочетаниями -ся, — сь. Какие слова вы выписали?
Слова: Вскрылись, дремлется, пробежались, смеются.
Давайте еще раз вернемся к нашим глаголам. Сделайте морфемный разбор (по составу).
- Что вы можете сказать про эти глаголы?.. Что мы узнали, выполнив это упражнение?
-Узнали, что в глаголах есть такие суффиксы, которые пишутся после всего слова, после окончания.
2. А теперь заглянем в лес, что же там интересного? Подснежник- самый нежный и холодолюбивый цветок, своим появлением несущий весть о близкой весне. Прежде чем появиться, подснежники почти целый год мирно спят под землей в виде луковиц. Просыпаться луковицы начинают осенью и начинают обрастать корнями. Когда приходит весна, луковицы выбрасывают зеленые стрелки отростков и очень быстро зацветают. Лес хочет вас проверить, насколько вы наблюдательны.
Посмотрите на эти предложения.
Ветер качает подснежники.
Подснежники качаются.
Что интересного заметили? Чем отличаются глаголы в этих предложениях?

Ученики.В первом предложении – действие выполняет ветер, направлено на другой предмет, на подснежники. Во втором предложении – действие возвращается к действию предмета.
Учитель. Как можно назвать такие глаголы? (Ученики вносят различные предложения.)
Учитель (вывод). К глаголу, после его окончания, приклеивается суффикс это значимая часть слова, она придает ему такой смысл, которого без нее у слова не было, т.е. возвращение действия, которое обозначается суффиксами -ся или -сь

3) Учитель.Внимание! Историческая справка.
Суффикс -ся раньше был словом и писался отдельно. Обозначал он «себя». Поэтому глагол и называется возвратным, действие то возвращается к себе.

Мыться – т.е. мыть себя.
Одеваться – т.е. одевать себя.
Умываться – т. е. умывать себя.
На стр 77 прочитайте вывод. Дети читают вывод в учебнике
Итак, что нового мы узнали про глагол?

4.Физкультминутка «Росток» под музыку Э. Грига (релаксация)
Звучит музыка Э Грига «Утро» Дети сидят на корточках в кругу, голову нагнув к коленям и обхватив её руками.
У. Представьте, что вы маленькое семечко, и вы глубоко в земле. А сейчас вы начнете расти, медленно, но уверенно. Раз — мы поднимаемся, два — мы раскрываемся, три- наши листики тянутся к ласковому солнышку. Наши бутончики распускаются. Мы красивые цветы. Мы улыбаемся солнышку. И вдруг подул холодный, порывистый ветер. Он волнует цветочное поле, раскачивает: вперед, назад, вправо, влево, но мы крепко держимся за землю. Никакой ветер не сможет погубить красивые цветы. Так добро побеждает зло!


5. У. Вышли на поляну. У каждой группы на партах имеется игровое поле со словами Всегда, иногда, никогда. И каждого ученика по 2 карточки с глаголами. Ваша задача, образовать от данных глаголов формы возвратных глаголов. Определить, можно ли употреблять полученные возвратные глаголы в речи. Если всегда можно- то помещаем на поле со словом можно, иногда – то иногда, никогда – то никогда. Каждый участник кладет свое слово, потом все вместе посмотрите, если появятся сомнения по поводу какого-то слова, это слово переверните.

Умыл, причесать, моет, обуваю, одену, остановили, извиняю, играть
Умылся, причесаться, моется, обуваюсь, оденусь, остановились, извиняюсь, играюсь.
От каких слов нельзя использовать возвратные формы глаголов в речи? Почему?
У: Ребята, что вы заметили, когда пишется суффикс –ся, и когда –сь.
 -после согласного звука –ся, после гласного –сь.
6. У. Проверим вашу работу.
Слайд

Умыл — умылся, обуваю – обуваюсь извиняю
причесать-причесаться, одену – оденусь играть
моет -причесаться остановили - остановились
-Капитаны похвалите тех, кто справился с заданием хорошо.
-Если кто-то остался без похвалы, не огорчайтесь, у вас всё впереди.
7. Редактирование текста.
Учитель. Уважаемые туристы! Мы продолжаем нашу экскурсию и попадаем на лексическую полянку волшебного парка, здесь живут таинственные глаголы, они любят уединяться, потому что здесь живет сказка. Но здесь шумно, что случилось? Глаголы спорят.

  • Поможем глаголам?
  • Составьте предложения, выбрав подходящий по смыслу глагол.
  • Посоветуйтесь друг с другом. (На каждой парте индивидуальная карточка со сказкой.)
  • Работа в парах. Подчеркните те глаголы, которые подходят по смыслу.
Сказка про одуванчики (Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко.
Умылось оно теплым дождем и пошло (шагать, гулять) по синему небу.
(Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом.
(Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки.
(Засветились, засверкали, заблестели, заискрились) на земле маленькие желтые огоньки – одуванчики.
Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремучем лесу.
(Выглянула, посмотрела) она.
В траве блестели миллионы маленьких солнышек.
(Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима.
(Закрыла, запорошила) она снегом веселые огоньки и (ушла, убежала, скрылась) на севере.
Так теперь одуванчики сначала в желтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают.

  • Обратная связь с учащимися.

  • Внимательно слушайте, если вы не согласны, покажите нам красным листиком.
  • Получилась сказка?
  • Мы убедились, что глаголы с возвратным значением нужны нам, они украшают нашу речь, делают ее более точной.

VI. Рефлексия деятельности. Ребята, на сегодняшнем уроке отсутствуют многие ваши одноклассники. Наверное, им будет очень интересно узнать, чем мы занимались. Поэтому, я предлагаю поработать в группах и закончить предложения.
Мы узнали…
Оказывается….
Мне понравилось…

Дом. задание. Я вам предлагаю выполнить упражнение 345.
Звучит музыка П. Чайковского «Вальс цветов». Идет демонстрация слайдов весенних цветов.


Пожаловаться 06 марта 2013
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru