В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Звуки" Н,Нь", буква Н

Файл прикреплен к материалу: Звуки" Н,Нь", буква Н
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов


ТЕМА: Звуки «Н, Нь », буква «Н».


Задачи:

  • знакомить со звуками «Н», «Нь», учить характеризовать их по артикуляционным и акустическим признакам;

  • упражнять в звуко-буквенном анализе и синтезе слогов и слов;

  • формировать навыки составления предложений по заданным словам;

  • упражнять в употреблении предлога «НА» в составе предложений; усвоении родительного падежа имен существительных;

  • знакомить с буквой «Н».



Направления

коррекционной

работы


Содержание этапов занятия


Оборудование




Слуховое внимание,

фонематический слух



1.Организационный момент.


Фонетическая зарядка.

-Как погоняют лошадь? (Но-но!).


Чёткое произнесение слогов.

-Какой слог мы слышим первым?









Фонематический слух, зрительное внимание



Фонетическая зарядка



2.Сообщение темы занятия.


Игра: «Четвертый лишний»;


-«Запомни, повтори»:

Помидор, лимон, репа, огурец- лимон.

Конфета, яблоко, груша, абрикос – конфета.

Василёк, одуванчик ,лимон, ландыш- лимон.

Туфли, сапоги, валенки, носки.





Предметные картинки.








Фонематический слух, внимание


Звукопроизношение














Развитие внимания и слуховой памяти.








3.Знакомство со звуком «Н, Нь».


Характеристика звуков Н, Нь по артикуляционным и акустическим признакам.


Обозначение звуков Н, Нь цветовыми сигналами

.

-Произношение звуков Н, Нь в слогах.

Догадайтесь, какой слог лишний в этих рядах:

но – на – ма, ну – на – но – мы, на – но – ну – ни.






4.Выделение гласных звуков из середины слов.


Выставляются игрушки: слоненок, тигренок,

теленок, львенок, жеребенок, верблюжонок.

Какой звук есть в названиях этих животных? (Звук Н ).


Зеркала,

артикуляционный

профиль.




Звуковые сигналы,

предметные картинки.







Звуковой анализ






Грамматический строй речи, словоизменение

существительных


5.Различение звуков Н-Нь:


-проговаривание слов по картинкам

-игра «Подарим картинки Нате и Нине»;

-определение места звуков Н, Нь в словах;

- игра «Наоборот» преобразование слогов, ,слов:

На – на - на –ня – ня - ня

Но- но – но – он – он - он

Ни-ни-ни—ин-ин-ин

- Игра «Телеграф». Деление слов на слоги.


-Игра «Эхо»

Лисья падают – листопад

Снег падает – снегопад

Разводит сад - садовод



Договаривание предложений по картинкам:

Кот Васька спит (на окне).

Кот Васька слез (с окна).






Координация движений с речью.



5.Физминутка.


Дружно помогаем маме,

Мы бельё полощем сами.

Раз, два , три., четыре -

Потянулись, наклонились,

Хорошо мы потрудились. 3 раза.







Графические навыки, зрительно-пространственное восприятие.

Зрительное внимание

6.Работа с букой «Н».


Работа по таблице Зайцева.

-Чтение слогов, слов.

-Выкладывание слогов, слов.


-Печатание буквы, слогов, слов.


Таблица Зайцева.

Разрезная азбука,

тетради,

карандаши и ручки.


Логическоемышление, память.


7.Итог занятия.

Какой звук изучали?

Какой это звук?




Предметные

картинки.














































БЛОК: Страна АБВГДейка.

РАЗДЕЛ: Обучение грамоте.

ТЕМА: Предложение.


Задачи:

  • знакомить с понятием «предложение»;

  • учить обозначать предложения символами – полосками;

  • дифференцировать понятия: речевой – неречевой звуки, слова предметы - слова

действия – слова признаки – слово – предложение;

  • упражнять в составлении предложений по схеме.


Направления коррекционной работы.


Содержание этапов занятия.


Оборудование.

Двигательная активность







Слуховая память,

Фонематический слух








1.Организационный момент.


-Пантомима «В лесу , саду , огороде»

Имитация действий пребывания в саду, огороде,

в лесу.


-Психологический настрой.


Кто любит разговаривать? Лог.

Мы любим разговаривать! Дети.

Тот должен выговаривать…Лог.

Мы будем выговаривать! Дети.

Все правильно и внятно! Лог.

Всё правильно и внятно! Дети.

Чтоб было всё понятно? Лог.

Чтоб было всё понятно! Дети





















Слуховое и зрительное внимание




Фонематический слух


2. Введение в тему.

-Игра «Во саду ли в огороде».

Подбор слов по ситуативным цепочкам.

На слово «сад» называются – фрукты, на слово

«огород» - овощи, на слово «лес» - дары леса.


-Игра «Подскажи словечко».

Ор – ор - ор, сорвали красный…

Ец – ец - ец, съели вкусный…

Жан – Жан - жан, мы сорвали…

Бус -бус - бус, мы разрезали…




Картинки

сада , огород,а ,

леса.



Картинки овощей - отгадок.


Фонематический слух, зрительное внимание


3.Сообщение темы занятия.


-Всё, что я вам сообщила , - это речь.

-Из чего состоит наша речь?

-Из чего состоят слова?

-Из чего состоят слоги?



Игра «Живые слова».

Белка, грызет, орешки.


Если слова дружат и помогают нам что-то узнать, значит, мы сказали предложение.


- Составление предложения из слов: лиса, догонять, зайца.

- Уточнять последовательность слов в предложении.


Закрепление понятия - предложение.


- Составление предложений по картинкам.

- Выкладывание схемы предложения.





Выкладывается

схема слова-

полоской,

слоги, звуки-



цветными квадратиками:

зелёного ,синего, красного цвета.



Переключаемость внимания,

двигательная активность


4.Физминутка.


Руки протяните,

Яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать,

И трудно яблоко достать.

Подпрыгну, руку протяну,

И быстро яблоко сорву!




Грамматический строй речи


5.Составление предложения по схеме.


Составление предложения со словом лес.

Составление предложения из трех слов.



Сюжетная картина




Анализ предложений


6.Коллективный рассказ «В лесу».


Скажите по одному предложению о том, что вы видели в лесу.

Наступила осень.

Мы ….



Схемы слов,

предложений


7.Обратная связь.


-«На слово подними короткую полоску».


- «На предложение длинную полоску».


6.Итог занятия.


Что нового вы сегодня узнали на занятии?















































БЛОК: Страна АБВГДейка.

РАЗДЕЛ: Обучение грамоте.

ТЕМА: Звук «Ы», буква «Ы».


Задачи:

  • закрепить четкое произношение звука « Ы» , его характеристику по артикуляционным

и акустическим признакам;

  • упражнять в произношении звука «Ы» в слогах, словах, предложении;

  • воспроизводить слоговые ряды со звуком «Ы»;

  • совершенствовать образование именительного падежа множественного числа

существительных с окончанием –Ы;

  • закреплять образование и употребление притяжательных прилагательных с

суффиксом – ИН.




Направления

коррекционной

работы


Содержание этапов занятия


Оборудование






Развитие оперативного поля зрения

1.Организационный момент.


Игра «Поставь буквы правильно».


-Какие буквы вы поставили?

-Какие признаки гласных вы знаете?


Упражнение, развивающее оперативное поле зрения.


На доске несколько разноцветных кружков, любой последовательности.


-Чтение «цепочкой»;

-чтение «через 1 кружок»;





Таблица с деформированными

буквами.



Таблица







Фонематический слух, зрительное внимание





2.Сообщение темы занятия.



Фонетическая зарядка.


- Как пыхтит тесто? (Пых - пых….)

- Какой звук слышится в середине слова.

Произнесение звука Ы хором, чётко.






Предметные картинки.






Фонетическая зарядка



Фонематический слух, внимание






Развитие внимания и памяти.



3.Знакомство со звуком «Ы».


-Это согласный или гласный? Докажите.

-Как обозначим гласный звук «Ы» на схеме?

-Наблюдение за положением артикуляционных

органов (в зеркале), за воздушной струёй,

голосом;


- Игра « Поймай звук»


- Анализ и синтез слогов.


-Определение позиции звука в словах:

часы, сыр, тыква, лыжи.




Зеркала,

артикуляционный

профиль







Звуковые сигналы,

предметные картинки.







Грамматический строй речи, словоизменение

существительных


4 .Произношение звука «Ы» в словосочетаниях, словообразование.


- На руках какие часы - наручные часы.

- На стене - настенные часы.

-Машины которые стирают - стиральные

машины…..

-Упражнение в образовании именительного падежа множественного числа существительных и притяжательных прилагательных с суффиксом – ИН- составление и преобразование предложений по предметным картинкам по данному образцу:

-У Кати лыжи.- Это Катины лыжи.

-У мамы часы.- Это мамины часы.






Координация движений с речью.



5.Физминутка.

Дружно помогаем маме,

Мы бельё полощем сами.

Раз, два, три, четыре -

Потянулись, наклонились,

Хорошо мы потрудились. 3 раза.








Графические навыки, зрительно-пространственное восприятие

Зрительное внимание



6.Работа с букой «Ы».


- Чтение слогов, слов.

- Выкладывание слогов, слов.

- Печатание:

буквы, слогов, слов.

(Слабой подгруппе детей – печатание по образцу.)


Таблица Зайцева.



Разрезная азбука,

тетради,

карандаши и ручки.




Логическое мышление, память


7.Итог занятия.


Какой звук изучали?

Какой это звук?




Предметные

картинки.











Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос