В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочая программа по учебному предмету окружающий мир 3 класс Школа 2100

Рабочая программа по учебному предмету окружающий мир 3 класс Школа 2100

Марина Усатая
Тип материала: Программа
просмотров: 28130
Краткое описание
       Рабочая программа по учебному предмету окружающий мир 3 класс составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, примерной программы начального общего образования, М. «Просвещение», 2007 год и образовательной программы начального общего образования «Школа 2100», М.:«Баласс», 2007,
Описание
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету окружающий мир 3 класс составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, М. «Просвещение», 2007 год и образовательной программы начального общего образования «Школа 2100», М.:«Баласс», 2007, учебно-методического комплекта:
1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Окружающий мир», 3 класс. («Обитатели Земли», «Моё Отечество»), учебник в 2 частях. М.: Баласс, 2008.

2. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Окружающий мир», 3 класс. («Обитатели Земли», «Моё Отечество»).Рабочая тетрадь. 2 части. М.: Баласс, 2008.

3. ВахрушевА.А., Родыгина О.А. «Окружающий мир». Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009.

4. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. «Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» часть 1. «Обитатели Земли», часть 2. «Моё Отечество»

Учебный предмет изучается в 3 классе, рассчитан на 68 часов (2 ч/н)

Изменения в авторскую программу не внесены.

Цели и задачи ступени начального общего образования по учебному предмету «Окружающий мир»
Цель курса – знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру.
Задачи курса – познакомить с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. Научить понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. Познакомить с картиной мира и научить учащихся пользоваться ею для постижения мира и упорядочивания своего опыта.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Окружающий мир», 3 класс
Главная цель учебника для 3-го класса – познакомить младших школьников с ролью и значением жизни на Земле. Помочь ученику объяснить явления окружающего мира с позиции истории. Помочь сформировать личное эмоционально-оценочное отношение к миру, без которого невозможно построить взаимоотношения с природой и людьми.

Задачи:
-рассмотрение Земли как нашего общего дома и распространению принципов человеческой морали на всю поверхность нашей планеты;
— познакомить с одной из важнейших причин порядка в природе – круговороте веществ;

— познакомить с представлением об историческом счёте времени, с историей – наукой о прошлом человечества.

Общеучебные умения учащихся 3 класса
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Извлекать информацию, представленную в разных формах(таблицах, схемах, иллюстрация и т.п.) Сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схем.
Учиться отделять поступки от самого человека. В предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных ситуаций. Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Учебно – тематический план
№ п/п
Тема раздела
Кол-во часов
1
Вещество и энергия
5 ч.
2
Оболочка планеты, охваченная жизнью
6 ч.
3
Экологическая система
11 ч.
4
Живые участники круговорота веществ
13 ч.
5
Твои родные и твоя Родина в потоке времени
4 ч.
6
Времена Древней Руси. 1Х-ХШ века
5 ч.
7
Времена Московского государства. ХIVVIIвека
4 ч.
8
Времена Российской империи. XVIII начало XXвека
7 ч.
9
Времена Советской России и СССР. 1917-1991 годы
5 ч.
10
Современная Россия
8 ч.
Итого

68 ч.

Содержание программы.
Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч)
Вещество и энергия (5 ч)

Тела естественные и искусственные. Вещество — то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы -мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твердые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц.
Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло — твердое. Из чего со­стоят молекулы. Почему лед легче воды.
Энергия — источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода — явления, обуслов­ленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.
Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 ч)

Воздушная, водная и каменная оболочка Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли — биосфера. Жизнь распро­странена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.
Важнейшее условие жизни людей — порядок окружающего мира. Стабильность условий — следствие круговорота веществ в природе. Жизнь — участник круговорота веществ.
Участники круговорота веществ. Растения — производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные — потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии — разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питатель­ные вещества для растений.
Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощенных веществ для жизни,рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.
Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца жи­выми организмами.
Экологическая система (11 ч)

Большой круговорот в биосфере связывает между собой все эко­системы. Экосистема — единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно сов­местными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва — единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?
Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы — излюбленный корм аквариумных рыб. Озерные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.
Болото — заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.
Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и ее роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые чер­ви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.
Экосистема леса. Деревья — главные растения леса. Древесина. Де­ревья — мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (береза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.
Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить ее раны?
Поле — искусственная экологическая система. Культурные расте­ния, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособ­ность культурных растений к защите — массовые размножения сорня­ков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.
Аквариум — маленькая искусственная экосистема. Неживые (пе­сок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.
Живые участники круговорота веществ (13 ч)

Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень — основные органы цветкового растения. Цветок — орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротни­ки, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.
Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.
Появление твердых покровов — защита от хищников. Наружный скелет членистоногих — «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.
Возникновение позвоночника — внутреннего скелета. Рыбы — позво­ночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и стро­ение земноводных: легкие — органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся — сухопутные животные с не­постоянной температурой тела. Звери и птицы — животные с постоян­ной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелетные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.
Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.
Грибы — разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.
Бактерии — универсальные разрушители веществ. Бактерии — самые простые, древ­ние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизне­деятельности бактерий видны всюду. Бактерии — главные участники всех круговоротов.
Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабаты­вать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой — единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.
Экскурсия в зоопарк или ботанический сад, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных».
Раздел 2: «Мое Отечество» (34 ч)
Твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 ч)

Родословная человека. Поколения предков, фамилия, имя и отчество — связь времен.
Представление об историческом счете времени: правила определения номера века по году, эра — точка отсчета времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления христианстве — одной из самых распространенных в мире религий.
Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Обществ в котором мы живем. Образ понятия «государство». Законы — обязательные для всех правила поведения, установленные государство Моя Родина, мое Отечество — Россия!
История моей Родины. История — наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.
Времена Древней Руси. 1Х-ХШ века (5 ч)

Древние жители российских просторов. Создание Древнерусского государства. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.
«Древняя Русь — страна городов». Города — центры культур Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книг Славянская азбука — кириллица.
Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими ры­царями. «Ледовое побоище». Александр Невский.
Разорение и погибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Госу­дарство Золотая Орда. Первичные представления об исламской рели­гии, ее роль в развитии культуры народов России. Русские земли под властью Золотой Орды.
Времена Московского государства. ХIVVIIвека (4 ч)

Время создания Московского государства — время жестокости и мило­сердия. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублева. Куликовская битва и Дмитрий Донской. Освобождение от ордынской зависимости. Объединение русских княжеств в Российское государство. Великий госу­дарь Иван III. Государственный герб России — двуглавый орел. Москов­ское государство — наследник Древней Руси.
Земля и люди Московского государства. Занятия и быт, крестьян, бояр и дворян, горожан. Иван Федоров — первопечатник.
Московский Кремль — памятник времен Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного и его безграничная власть.
Смутное время — угроза распада Московского государства. Народ­ное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.
Времена Российской империи. XVIIIначало XXвека (7 ч)

Преобразование России Петром Великим — первым российским им­ператором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.
Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины П. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.
Отечественная война 1812 года — угроза существованию России. Бо­родинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.
Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов — «наш первый университет». Александр Сергеевич Пуш­кин — создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.
Правление Александра II — время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновленной им­перии.
Времена Советской России и СССР. 1917-1991 годы (5 ч)

Жизнь рабочих и крестьян в начале XXвека. Народ и власть. Нико­лай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.
Цель советского государства — строительство справедливого обще­ства. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и коммунис­тической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.
Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фа­шизмом. Герои Великой Отечественной войны.
Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достиже­ния науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.
Современная Россия (8 ч)

Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ -Россия. Современная Россия — наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция -основной закон государства. Права и обязанности граждан.
Что такое демократия? Представления об избирательной системе.

Государственная власть в России. Представление о власти законо­дательной и исполнительной. Президент — глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума — собрание избранных народом представителей, которое создает законы.
Россия — общий дом многих народов. Языки и обычаи народов Рос­сии. Единство и равноправие всех народов России.
Российская Федерация — государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне — все граждане Российской Федерации.
Достояние российской культуры — библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача — сохранение и преумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхожде­ние и традиции празднования).

Общеучебные умения учащихся к концу 3-го класса
Должнызнать:

— что такое тело;
что такое вещество; свойства твердых, жидких и газообразных ве­ществ;
что такое энергия;

элементарные сведения о круговороте веществ;

значение кислорода для дыхания живых организмов и человека;

роль Солнца как главного источника тепла и света на Земле для существования живых организмов и человека на Земле;

основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва);

об основных экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и их специ­фике;

что такое почва и какова ее роль в плодородии:

основные группы растений (хвойные, цветковые), животных (на­секомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери),
грибы и бактерии.


Учащиеся должны уметь:

применять законы и правила к природным процессам и предсказы­вать конечный результат в совокупности взаимосвязанных явлений;

различать твердые тела, жидкости и газы;

приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой при­родой;

выделять звенья круговорота веществ;

классифицировать живые организмы по их ролям («профессиям»)
в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;

определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам;

уметь проводить наблюдения за растениями и животными;

объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

К концу 3-го класса учащиеся должны знать:
(иметь первичные представления о понятиях и явлениях):
Родина, общество, государство, закон;

культура;

история, времена Древней Руси, Московского государства, Рос­сийской империи, Советской России и СССР, Современная Россия;

демократия (конституция, гражданин, выборы, президент, Госу­дарственная дума);

государственные символы России.

Учащиеся должны уметь:

узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

по году определять век, место события в прошлом;

отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского госу­дарства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу;

объяснять свое отношение к родным и близким людям, к прошло­му и настоящему родной страны.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

· ориентирования на местности с помощью компаса;

· определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

· установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

· ухода за растениями (животными);

· выполнения и изучения правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

· оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участие в её охране;

· удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Нормы оценок по окружающему миру


Пересказ

Оценка «5» — пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка «4»-допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка «3 — пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает ошибки.

Оценка „2“ — не может передать содержание прочитанного.



Тестовая работа:

«5» — ставится, если ученик выполнил 90-100 % заданий,

«4» — при выполнении 70-89 % заданий,

«3» – при выполнении 50-69 % заданий,

«2» — при выполнении менее 50% заданий.

Устный ответ:

«5» — ученик полно излагает материал, дает правильное определение понятий, обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, привести необходимые примеры, излагает материал последовательно и правильно.

«4» — ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности изложения.

«3» — ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил, не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения, излагает материал непоследовательно.

«2» — ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке основных понятий, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

ТЕСТ

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Оценки:

«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» – верно выполнено 3/4 заданий.

«3» – верно выполнено 1/2 заданий.

«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.



Устный ответ

Оценка „5“ — пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка „4“-допускает 1-2ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка „3“ пересказывает, отвечает на вопросы при помощи учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка „2“ — не может передать содержание прочитанного.


Оценки за контрольную работу:

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.























Учебно – методический комплект
Для учителя:

1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Окружающий мир», 3 класс. («Обитатели Земли», «Моё Отечество»), учебник в 2 частях. М.: Баласс, 2008.

2. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Окружающий мир», 3 класс. («Обитатели Земли», «Моё Отечество»).Рабочая тетрадь. 2 части. М.: Баласс, 2010.

3. ВахрушевА.А., Родыгина О.А. «Окружающий мир». Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009.

4. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. «Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» часть 1. «Обитатели Земли», часть 2. «Моё Отечество» М.: Баласс, 2010.

Для учащихся:

1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Окружающий мир», 3 класс. («Обитатели Земли», «Моё Отечество»), учебник в 2 частях. М.: Баласс, 2008.

2. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Окружающий мир», 3 класс. («Обитатели Земли», «Моё Отечество»).Рабочая тетрадь. 2 части. М.: Баласс, 2010.

3. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. «Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» часть 1. «Обитатели Земли», часть 2. «Моё Отечество» М.: Баласс, 2010.

Интернет – ресурсы:

— Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября»

http:www.Nachalka.com.

http:www.viku.rdf.ru.

http:www.rusedu.ru.

-http://school-collection.edu.ru/

-www.center.fio.ru

http://www.maro.newmail.ru

http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html

-http://www.int-edu

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
КТП окружающ. мир 97-2003.xls Скачать
Учебно -методическое планирование по окружающему миру








Наименование раздела. Тип Основное содержание. Планируемые предметные результаты Дата проведен. Примечание
п/п Тема урока. урока
план факт
Раздел 1. Вещество и энергия.
1 Введение. ОНЗ Неживая и живая природа (различение крат. характеристика объектов неживой и живой природы) Знать: что такое тело, природное явление; вещество, свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ; энергия. Роль Солнца ка главного источника тепла и света на Земле. Уметь: применять законы и правила к природным процессам, различать твёрдые тела, жидкости и газы.







2 Тела и вещества. ОНЗ Знакомство с понятием "тело", состав веществ, состояние веществ.








3 Из чего состоит вещество? С.р. ОНЗ Знакомство с понятием "чистое вещество" "смесь".








4 Что такое энергия? ОНЗ Знакомство с понятием "энергия", источник энергии.








5 Превращение энергии. С.р. РУН Познакомить с превращением энергии, законами сохранения энергии в превращениях, превращение энергии в тепло и его рассеивание.








Раздел 2.Живая оболочка планеты.
6 Где обитают живые организмы? ОНЗ Основные оболочки Земли, понятие "биосфера", распространение на ней живых организмов. Знать: что такое биосфера, начальные сведения о круговороте веществ, значение кислорода. Уметь: приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой.








7 Большой круговорот веществ. ОНЗ Понятие круговорота веществ, его роль в природе.








8 Живые участники круговорота ОНЗ Основные "профессии" живых организмов и их взаимодействие.



веществ.



9 Обмен веществ в организме. ОНЗ Познакомить с понятием "обмен веществ"









10 Как живые организмы запасают ОНЗ Запасание энергии - важнейшее свойство жизни, позволяющее управлять круговоротом веществ.



эергию солнца.



11 Обобщающий урок по теме"Живая оболочка планеты"Пр. раб. ОСЗ



Раздел3.Экологическая система.

12 Жизнь экосистемы. ОНЗ Познакомить с понятием экосистема, её свойства в биосфере, круговорот в экосистеме. Знать: основные компоненты эксистемы(растен., животн., грибы,ьактерии,воздух,вода,почва.) Об основных экосистемах (озеро, болото,луг, лес,поле) иих специфике. Что такое почва. Уметь: определять принадлежность растений и животным к основным изученным систематическим группам, выделять цепи питания.


13 Почва - важнейшая часть экоситемы. ОНЗ Свойства почвы, роль почвы в жизни экосистемы, плодородие почвы.


14 Экосистема озера. ОНЗ Животные и растения озёр, их "профессии" в экосистеме.


15 Экосистема болота. ОНЗ Животные и растения болот, их "профессии" в экосистеме, значение болот в жизни человека.


16 Экосистема луга. С.р. ОНЗ Животные и растения луга, их "профессии" в экосистеме, значение луга в жизни человека.


17 Лесные производители. Юные химики. ОНЗ Деревья и их особенности.


18 Лесные производители. Юные химики. РУН Деревья и их особенности.


19 Потребители и разрушители экосистемы леса. ОНЗ Животные и растения леса, их "профессии" в экосистеме, взаимная приспособленность друг к другу.


20 Экосистема поля. ОНЗ Обитатели полей, неустойчивость экосистемы поля.


21 Авариум - маленькая искусственная экосистема ОНЗ Обитатели аквариума, компоненты искусственной экосистемы.


Раздел 4. Живые участники круговорота веществ.
22 Растения - производители. ОНЗ Познакомить с особенностью строения растений, и их многообразием на Земле. Знать: основные группы растений (хвойные, цветковые), животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), грибы и Знать: основные группы растений (хвойные, цветковые), животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), грибы и бактерии.Уметь: проводить наблюдения за растениями и животными; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.


23 Клетки - маленькие лаборатории. ОСЗ Особенности водорослей, их многообразие и приспособленность к жизни.


24 Животные маленькие и большие. ОНЗ Отличие растений и животных, строение простейших животных.


25 Маленькие рыцари. ОНЗ Особенности строения различных групп животных, их приспособленность к активному образу жизни.


26 Первый шаг из моря на сушу. ОНЗ Особенности строения и образ жизни земноводных и рыб.


27 На суше - как дома. С.р. ОНЗ Особенности строения и образ жизни пресмыкающихся их приспособленность к жизни.


28 Пернатые изобретатели. ОНЗ Птицы их приспособленность к полётам.


29 Наши братья. ОНЗ Млекопитающие их приспособленность к жизни на суше, многообразие млекопитающих.


30 Осторожно - животные! ОНЗ Многообразие диких животных.


31 Прирождённые разрушители. ОНЗ Грибы и их роль в природе.


32 Как нам жить в дружбе с природой. ОНЗ Экологические проблемы, стоящие перед человечеством.


33 "Живые участники круговорота веществ" Пр. раб. КПЗ



34 Экскурсия в природу. УЭ



Раздел 5.Твои родные и твоя Родина в потоке времени.
35 Живая связь времён. ОНЗ Познакомить с первичными представлениями о поколении, родословной, происхождении имени и фамилии. Знать: понятия родословное дерево, Родина, государство, закон, христианство, эра.Уметь: строить своё родословное дерево, вести счёт времени по эрам и векам. Определять последовательность исторических событий.








36 Как люди считают время. ОНЗ Исторический счёт времени, понятие ЭРА, ВЕК, ХРИСТИАНСТВО.








37 С чего начинается Родина? ОНЗ Первичные представления понятий власть, правительство, армия, милиция.








38 Память о прошлом. ОНЗ Поняти "история" " исторический источник"








Раздел 6. Времена Древней Руси.IX-XIII века.

39 Когда на Руси появилось государство? ОНЗ Времена образования Древнерусского государства. Знать понятия: ислам, христианство,храм, икона, монах, монастырь, летопись, хан, Золотая орда. Уметь: ориентироваться в образной исторической карте. Определять последовательность некоторых исторических событий.


40 РУН


41 "Золотые ворота"в Древнюю Русь ОНЗ Роль древнерусских городов как экономических, политических, религиозных, культурных центров.







42 За землю русскую! ОНЗ Военная история Древнерусского государства.Понятие кочевники, рыцари.








43 "Слово о погибели русской Земли" ОНЗ Нашествие монголов на Древнюю Русь, образование ими государства Золотая Орда.







Раздел 7. Времена Московского государства. 14-17 века.
44 От древней Руси к единой ОНЗ Эпоха усиления Московского княжества, формирование Московского государства.




России.




45 Земля и люди Московсого ОНЗ Жизнь и быт людей Московской Руси.




государства.




46 Москва златоглавая. ОНЗ Московский Кремль, Красная площадь как комплекс архитектурных и исторических памятников. Иван Грозный и его деятельность.










47 "Хуже Грозного царя только ОНЗ Московское государство 17. век. Обстановка Смуты.




междуцарствие" С.р.




48 Моковское государство и Древняя Русь на "реке времени" Пр.раб. ОСЗ



Раздел 8. Времена Российской империи. Конец 18 начало 19 века.
49 Пётр Великий. ОНЗ Становление России как империи. Знать: понятие император, чиновники, крепостное право.Уметь: ориентироваться в образной исторической карте; определять последовательность событий, по некоторым отдельным признакам.


50
РУН

51 Власть и народ Российской ОНЗ Противоречия и конфликты в Российской империи в конце 18 начале 19 веков.



империи.


52 Как Россия у Европы "училась". ОНЗ Культура России в конце 18 начале 19 века.







53 "Гроза двенадцатого года" С.р. ОНЗ Отечественная война 1812 года








54 Император - освободитель. ОНЗ Отмена крепостного права, развитие России.








55 Времена Российской империи. Пр.раб. ОСЗ










Раздел 9. России и СССР. 1917 - 1991 годы.
56 Россия в огне. ОНЗ Коренные изменения В политической жизни России в 1917 году. Знать понятия революция, Гражданская война, советы, коммунистическая партия, СССР. Уметь: определять последовательность исторических событий времён Советской России и СССР.








57 "К светлому будущему" ОНЗ Трудности и победы на пути к "справедливому обществу"








58 "Вставай, страна огромная" ОНЗ ВОВ 1941-1945годы. Разрушительные последствия войны.


59
РУН


60 "Через тернии к звёздам" С.р. ОНЗ Послевоенная история страны. Достижения, противоречия в развитии государства.








Раздел 10. Современная Россия.
61 Я - гражданин России. ОНЗ Связь современной России с предшествующими эпохами. Знать: понятие СНГ, демократия, конституция, гражданин, Президент, Государственная дума, символы государства, федерация, государственные праздники. Уметь: ориентироваться в образной исторической карте, определять последовательность исторических событий по признакам эпохи российской историии: современная Россия.








62 Власть народа. ОНЗ Понятия "референдум" "демократия", "выборы власти"








63 Кто в государстве самый ОНЗ Понятия "правительство" "Государственная дума"



главный?



64 Народы России. ОНЗ Понятие "федерация", формирование единого государства Россия.








65 Наш общий дом. ОНЗ Понятие "федерация", формирование единого государства Россия.


66
РУН


67 Как нам жить? ОНЗ Общегосударственные проблемы современной России, пути их решения.








68 Как нам жить? ОСЗ









ОНЗ -урок открытие новых знаний






РУН-урок развития умений и навыков






ОСЗ- урок обобщения и систематизации знаний






УЭ - урок экскурсия





пояснительная записка.docx Скачать

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету окружающий мир 3 класс составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, М. «Просвещение», 2007 год и образовательной программы начального общего образования «Школа 2100», М.:«Баласс», 2007, учебно-методического комплекта:

1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Окружающий мир», 3 класс. («Обитатели Земли», «Моё Отечество»), учебник в 2 частях. М.: Баласс, 2008.

2. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Окружающий мир», 3 класс. («Обитатели Земли», «Моё Отечество»).Рабочая тетрадь. 2 части. М.: Баласс, 2008.

3. ВахрушевА.А., Родыгина О.А. «Окружающий мир». Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009.

4. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. «Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» часть 1. «Обитатели Земли», часть 2. «Моё Отечество»

Учебный предмет изучается в 3 классе, рассчитан на 68 часов (2 ч/н)

Изменения в авторскую программу не внесены.

Цели и задачи ступени начального общего образования по учебному предмету «Окружающий мир»

Цель курса – знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру.

Задачи курса – познакомить с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. Научить понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. Познакомить с картиной мира и научить учащихся пользоваться ею для постижения мира и упорядочивания своего опыта.

Цели и задачи изучения учебного предмета «Окружающий мир», 3 класс

Главная цель учебника для 3-го класса – познакомить младших школьников с ролью и значением жизни на Земле. Помочь ученику объяснить явления окружающего мира с позиции истории. Помочь сформировать личное эмоционально-оценочное отношение к миру, без которого невозможно построить взаимоотношения с природой и людьми.



Задачи:

-рассмотрение Земли как нашего общего дома и распространению принципов человеческой морали на всю поверхность нашей планеты;

- познакомить с одной из важнейших причин порядка в природе – круговороте веществ;

- познакомить с представлением об историческом счёте времени, с историей – наукой о прошлом человечества.















































Общеучебные умения учащихся 3 класса

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Извлекать информацию, представленную в разных формах(таблицах, схемах, иллюстрация и т.п.) Сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схем.

Учиться отделять поступки от самого человека. В предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных ситуаций. Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

























Учебно – тематический план

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

1

Вещество и энергия


5 ч.

2

Оболочка планеты, охваченная жизнью


6 ч.

3

Экологическая система


11 ч.

4

Живые участники круговорота веществ


13 ч.

5

Твои родные и твоя Родина в потоке времени


4 ч.

6

Времена Древней Руси. 1Х-ХШ века


5 ч.

7

Времена Московского государства. ХIVVII века


4 ч.

8

Времена Российской империи. XVIII - начало XX века


7 ч.

9

Времена Советской России и СССР. 1917-1991 годы


5 ч.

10

Современная Россия


8 ч.

Итого


68 ч.

























Содержание программы.

Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч)

Вещество и энергия (5 ч)

Тела естественные и искусственные. Вещество - то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы -мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твердые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц.

Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло - твердое. Из чего состоят молекулы. Почему лед легче воды.

Энергия - источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода - явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.

Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 ч)

Воздушная, водная и каменная оболочка Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли - биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.

Важнейшее условие жизни людей - порядок окружающего мира. Стабильность условий - следствие круговорота веществ в природе. Жизнь - участник круговорота веществ.

Участники круговорота веществ. Растения - производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные - потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии - разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.

Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощенных веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.

Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.

Экологическая система (11 ч)

Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема - единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва - единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?

Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы - излюбленный корм аквариумных рыб. Озерные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.

Болото - заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.

Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и ее роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.

Экосистема леса. Деревья - главные растения леса. Древесина. Деревья - мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (береза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.

Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить ее раны?

Поле - искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите - массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.

Аквариум - маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.

Живые участники круговорота веществ (13 ч)

Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень - основные органы цветкового растения. Цветок - орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.

Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.

Появление твердых покровов - защита от хищников. Наружный скелет членистоногих - «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.

Возникновение позвоночника - внутреннего скелета. Рыбы - позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие - органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся - сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы - животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелетные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.

Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.

Грибы - разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.

Бактерии - универсальные разрушители веществ. Бактерии - самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии - главные участники всех круговоротов.

Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой - единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.

Экскурсия в зоопарк или ботанический сад, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных».

Раздел 2: «Мое Отечество» (34 ч)

Твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 ч)

Родословная человека. Поколения предков, фамилия, имя и отчество - связь времен.

Представление об историческом счете времени: правила определения номера века по году, эра - точка отсчета времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления христианстве - одной из самых распространенных в мире религий.

Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Обществ в котором мы живем. Образ понятия «государство». Законы - обязательные для всех правила поведения, установленные государство Моя Родина, мое Отечество - Россия!

История моей Родины. История - наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.

Времена Древней Руси. 1Х-ХШ века (5 ч)

Древние жители российских просторов. Создание Древнерусского государства. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.

«Древняя Русь - страна городов». Города - центры культур Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книг Славянская азбука - кириллица.

Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.

Разорение и погибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии, ее роль в развитии культуры народов России. Русские земли под властью Золотой Орды.

Времена Московского государства. ХIVVII века (4 ч)

Время создания Московского государства - время жестокости и милосердия. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублева. Куликовская битва и Дмитрий Донской. Освобождение от ордынской зависимости. Объединение русских княжеств в Российское государство. Великий государь Иван III. Государственный герб России - двуглавый орел. Московское государство - наследник Древней Руси.

Земля и люди Московского государства. Занятия и быт, крестьян, бояр и дворян, горожан. Иван Федоров - первопечатник.

Московский Кремль - памятник времен Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного и его безграничная власть.

Смутное время - угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.

Времена Российской империи. XVIII - начало XX века (7 ч)

Преобразование России Петром Великим - первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.

Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины П. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.

Отечественная война 1812 года - угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.

Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов - «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин - создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.

Правление Александра II - время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновленной империи.

Времена Советской России и СССР. 1917-1991 годы (5 ч)

Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.

Цель советского государства - строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.

Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.

Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.

Современная Россия (8 ч)

Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ -Россия. Современная Россия - наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция -основной закон государства. Права и обязанности граждан.

Что такое демократия? Представления об избирательной системе.

Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент - глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума - собрание избранных народом представителей, которое создает законы.

Россия - общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.

Российская Федерация - государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне - все граждане Российской Федерации.

Достояние российской культуры - библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача - сохранение и преумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).



Общеучебные умения учащихся к концу 3-го класса

Должны знать:

- что такое тело;

- что такое вещество; свойства твердых, жидких и газообразных веществ;

  • что такое энергия;

  • элементарные сведения о круговороте веществ;

  • значение кислорода для дыхания живых организмов и человека;

  • роль Солнца как главного источника тепла и света на Земле для существования живых организмов и человека на Земле;

  • основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва);

  • об основных экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и их специфике;

  • что такое почва и какова ее роль в плодородии:

  • основные группы растений (хвойные, цветковые), животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери),
    грибы и бактерии.

Учащиеся должны уметь:

  • применять законы и правила к природным процессам и предсказывать конечный результат в совокупности взаимосвязанных явлений;

  • различать твердые тела, жидкости и газы;

  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

  • выделять звенья круговорота веществ;

  • классифицировать живые организмы по их ролям («профессиям»)
    в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;

- определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам;

- уметь проводить наблюдения за растениями и животными;

  • объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

К концу 3-го класса учащиеся должны знать:

(иметь первичные представления о понятиях и явлениях):

  • Родина, общество, государство, закон;

  • культура;

  • история, времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, Современная Россия;

  • демократия (конституция, гражданин, выборы, президент, Государственная дума);

  • государственные символы России.

Учащиеся должны уметь:

  • узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

  • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

  • по году определять век, место события в прошлом;

  • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу;

  • объяснять свое отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.


Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

  • ориентирования на местности с помощью компаса;

  • определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

  • ухода за растениями (животными);

  • выполнения и изучения правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участие в её охране;

  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

































Нормы оценок по окружающему миру


Пересказ


  • Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

  • Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

  • Оценка "3 - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает ошибки.

  • Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.



  • Тестовая работа:

  • «5» - ставится, если ученик выполнил 90-100 % заданий,

  • «4» - при выполнении 70-89 % заданий,

  • «3» – при выполнении 50-69 % заданий,

  • «2» - при выполнении менее 50% заданий.


Устный ответ:

  • «5» - ученик полно излагает материал, дает правильное определение понятий, обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, привести необходимые примеры, излагает материал последовательно и правильно.

  • «4» - ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности изложения.

  • «3» - ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил, не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения, излагает материал непоследовательно.

  • «2» - ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке основных понятий, беспорядочно и неуверенно излагает материал.



  • ТЕСТ

  • Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

  • Оценки:

  • «5» – верно выполнено более 3/4 заданий.

  • «4» – верно выполнено 3/4 заданий.

  • «3» – верно выполнено 1/2 заданий.

  • «2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.

  • Устный ответ

  • Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

  • Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

  • Оценка "3" пересказывает, отвечает на вопросы при помощи учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

  • Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

  • Оценки за контрольную работу:

  • «5» – за работу, в которой нет ошибок.

  • «4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.

  • «3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.

  • «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.



































Учебно – методический комплект

Для учителя:

1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Окружающий мир», 3 класс. («Обитатели Земли», «Моё Отечество»), учебник в 2 частях. М.: Баласс, 2008.

2. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Окружающий мир», 3 класс. («Обитатели Земли», «Моё Отечество»).Рабочая тетрадь. 2 части. М.: Баласс, 2010.

3. ВахрушевА.А., Родыгина О.А. «Окружающий мир». Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009.

4. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. «Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» часть 1. «Обитатели Земли», часть 2. «Моё Отечество» М.: Баласс, 2010.

Для учащихся:

1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Окружающий мир», 3 класс. («Обитатели Земли», «Моё Отечество»), учебник в 2 частях. М.: Баласс, 2008.

2. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. «Окружающий мир», 3 класс. («Обитатели Земли», «Моё Отечество»).Рабочая тетрадь. 2 части. М.: Баласс, 2010.

3. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. «Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» часть 1. «Обитатели Земли», часть 2. «Моё Отечество» М.: Баласс, 2010.

Интернет – ресурсы:

- Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября»

- http:www.Nachalka.com.

- http:www.viku.rdf.ru.

- http:www.rusedu.ru.

-http://school-collection.edu.ru/

-www.center.fio.ru

- http://www.maro.newmail.ru

- http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html

-http://www.int-edu

титульный к КТП.docx Скачать

УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:


Директор МОУ зам.директора МОУ на заседании

«Лянторская МАСОШ №7» «Лянторская МАСОШ №7» МО

Шерстюк Е.С протокол № _____

Приказ №______ от«__» _________2012г. от «__» _______2012г.

от «___»________2012г. ______________








КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уроков ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА



Класс - 3.2


Учитель Усатая Мария Константиновна


Количество часов на год/ полугодие


  • в учебном году – 68 часов

  • в I полугодии – 33 часов

  • во II полугодии - 35 часов


Плановые контрольные уроки - _




Планирование составлено на основе

Рабочей программы по учебному предмету «Окружающий мир», 3 класс на 2012-2013учебный год








Календарно-тематическое планирование составил(а) _________ Усатая М.К.

(подпись)





окружающий мир.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров